ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 мая 2013 года N 244
О республиканской целевой программе "Развитие овцеводства в Республике Калмыкия на 2013-2015 годы"
признано утратившим силу постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24.10.2013 N 482 НГР ru08000201300633
Изменения и дополнения:
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 13.09.2013 N 425 НГР ru08000201300535
В целях создания условий для интенсивного развития овцеводства, повышения рентабельности и увеличения объемов производства продукции отрасли животноводства в Республике Калмыкия Правительство Республики Калмыкия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие овцеводства в Республике Калмыкия на 2013-2015 годы" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия.
3. Министерству экономики и торговли Республики Калмыкия и Министерству финансов Республики Калмыкия при формировании проекта закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета.
4. Установить, что основные параметры Программы подлежат уточнению при рассмотрении проекта закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия И. Зотов
(в редакции постановления Правительства Республики Калмыкия от 13.09.2013 N 425 НГР ru08000201300535)
Наименование программы | Республиканская целевая программа "Развитие овцеводства в Республике Калмыкия на 2013-2015 годы" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | Распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 19 марта 2013 г. N 79-р |
Государственный заказчик | Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия |
Основные разработчики программы | Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия |
Цель и задачи программы | Цель: создание условий для интенсивного развития овцеводства, повышения рентабельности отрасли и увеличения объемов производства продукции, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий. |
Сроки и этапы реализации программы | Срок реализации Программы - 2013-2015 годы в один этап. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы | - увеличение численности поголовья овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей; |
Объёмы и источники финансирования по направлениям и годам | Общий объем финансирования Программы - 76 430,76 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемый результат реализации программы | - увеличение численности поголовья овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, до 1428,0 тыс. голов; |
В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 мая 2011 года N 152, одним из приоритетных направлений развития отраслей экономики Республики Калмыкия является агропромышленный комплекс. Основу экономики аграрного сектора республики составляет животноводство.
По состоянию на 1 января 2013 года в Республике Калмыкия в хозяйствах всех категорий насчитывается свыше 2,4 млн. голов овец и коз. Наличие обширных пастбищных территорий позволяет широко использовать малозатратные технологии пастбищного животноводства и создавать условия устойчивого развития овцеводства.
Доля овцеводства в общем объеме производства скота и птицы на убой в живом весе в Республике Калмыкия составляет 42,5%.
Значительная часть населения республики работает или связана с данной отраслью. Для многих восточных районов республики овцеводство является не только единственным направлением сельского хозяйства, но и образом жизни сельских жителей.
С начала 1990-х годов отрасль испытывала и продолжает испытывать значительные трудности. Образованная на начальном этапе реформ модель рынка, основанная на либерализации экономических отношений, устранении государства от регулирования межотраслевых связей и социальной поддержки малообеспеченной части населения, привела к долговременным негативным последствиям.
Диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию вынудил сельскохозяйственных товаропроизводителей сокращать производство овцеводческой продукции, что привело к потере ориентиров устойчивого развития отрасли.
Существенное влияние на развитие отрасли овцеводства в России оказал финансовый кризис, вследствие которого образовался дефицит кредитных ресурсов, заставивших сельскохозяйственных товаропроизводителей снижать темпы роста и численность поголовья овец. Это во многом было связано с проблемами получения кредитов, недостатком оборотных средств и необходимостью погашения кредиторской задолженности хозяйствами перед банками.
На долю Республики Калмыкия приходится 10% овцепоголовья в Российской Федерации.
В общем объеме производства баранины в Российской Федерации Республика Калмыкия занимает 8,8%. При этом доля республики может быть существенно увеличена. Производство баранины в убойном весе по сравнению с 2007 годом выросло в 2011 году на 16,7% и составило 16,8 тыс. тонн.
В настоящее время отрасль находится все еще в сложной, но не в безвыходной ситуации, наметилась устойчивая стабилизация численности поголовья овец (рис.1).
Несмотря на имеющиеся трудности в сельском хозяйстве, в овцеводстве Калмыкии получены неплохие результаты. На протяжении последних пяти лет в хозяйствах получено на 100 маток в среднем 94 ягненка.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 22 ноября 2011 года N 410 утверждена республиканская целевая программа "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Калмыкия на 2012-2016 годы", целью которой является увеличение объемов переработки сельхозпродукции, развитие пищевой и перерабатывающей промышленности в Республике Калмыкия. В рамках данной программы предусмотрены мероприятия по созданию и развитию объектов по первичной переработке скота и производству мясной продукции, наращиванию объемов производства мяса и мясных продуктов.
Производство шерсти во всех категориях хозяйств в 2011 году составило 6,3 тыс. тонн в физической массе и по сравнению с 2007 годом уменьшилось на 10,0%. Настриг шерсти с одной овцы на протяжении последних лет сохранился на уровне 3,0-3,2 кг при выходе чистого волокна 49-53%. Реализационная цена 1 тонны шерсти составляет 40-50 тыс. рублей.
Для обеспечения конкурентоспособности одной из ведущих отраслей сельского хозяйства Республики Калмыкия необходимо создать условия для устойчивого социально-экономического развития сельских территорий и реализовать комплекс мер, направленных на качественное улучшение овцеводства, на увеличение численности занятого населения в сельском хозяйстве, увеличение производства и повышение качества продукции овцеводства, а также увеличение выручки от реализации сельскохозяйственной продукции. (в редакции постановления Правительства Республики Калмыкия от 13.09.2013 N 425 НГР ru08000201300535)
Опыт работы передовых овцеводческих хозяйств наглядно демонстрирует их экономическую перспективность, доказывает объективную реальность достижения высоких производственных и финансовых показателей.
Разведением овец в республике занимаются более 80 процентов хозяйств всех форм собственности, в том числе 22 племенные организации, из которых 7 племенных заводов и 15 племенных репродукторов. Общая численность племенного поголовья овец в республике на начало 2013 года составила более 340,5 тысяч голов, в том числе 190,0 тысяч овцематок. Высокая доля маток в стаде является одним из факторов интенсификации отрасли, так как позволяет быстро увеличить количество овец, производство баранины и шерсти, ускорить оборот стада, благодаря чему улучшается качественный состав животных.
В Калмыкии имеется большой генофонд овец разных пород и направлений продуктивности, что дает для селекционеров большие возможности в плане совершенствования существующих и создания новых типов и пород овец. Важным фактором увеличения производства овцеводческой продукции является дальнейшее улучшение племенного дела и повышение продуктивности овец.
В последние годы значительно возросли объемы реализации племенного молодняка, улучшился породный и классный состав поголовья.
В настоящее время экономику отрасли определяет мясная продуктивность овец. Поэтому в хозяйствах всех форм собственности республики стали разводить мясосальных овец, себестоимость содержания которых в 1,3-1,6 раза ниже, чем тонкорунных овец. Поскольку овцы мясосального направления продуктивности имеют первостепенное значение, коллективом научных сотрудников ГНУ Калмыцкого научно-исследовательского института сельского хозяйства Россельхозакадемиии, руководителями хозяйств, занимающихся разведением калмыцких овец, проведена работа по внесению курдючной калмыцкой овцы в государственный реестр селекционных достижений, что было сделано в конце 2012 года.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 16 сентября 2011 года N 320 принята республиканская целевая программа "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель Республики Калмыкия на период до 2020 года", целью которой являются восстановление и развитие мелиоративного фонда Республики Калмыкия, реализация мер по орошению и окультуриванию земель, экологически регламентированное использование в сельскохозяйственном производстве земельных, водных и других возобновляемых природных ресурсов, повышение плодородия почв до оптимального уровня в каждой конкретной зоне, развитие на мелиорируемых землях кормопроизводства, в соответствии с темпами роста поголовья животных.
Следовательно, повышение интенсивности овцеводства должно происходить на основе рационального использования естественных кормовых угодий и повышения удельной доли заготовленных дешевых и полноценных кормов.
Ежегодно Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации утверждается План диагностических исследований ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий в хозяйствах всех форм собственности на территории Республики Калмыкия.
В целях обеспечения эпидемиологического и эпизоотического благополучия по бруцеллезу на территории Республики Калмыкия распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 26.02.2013 г. N 53-р утвержден Комплексный план мероприятий по профилактике бруцеллеза среди людей и животных в Республике Калмыкия на 2013-2015 годы.
Таким образом, в республике имеется высокий потенциал для увеличения объемов производства продукции овцеводства, основу которого составляют:
- наличие 7,5 млн. га земельного фонда, из которых 6,3 млн. га являются землями сельскохозяйственного назначения, в том числе 5,2 млн. га составляют пастбища.
- ресурсосберегающая пастбищная технология содержания поголовья;
- адаптированные породы сельскохозяйственных животных, разводимые в республике, в том числе калмыцкая курдючная овца;
- собственная племенная база, созданная на базе ведущих племенных организаций по разведению высокопродуктивного скота;
- обеспеченность опытными кадрами животноводов, использующих традиционную ресурсосберегающую систему содержания скота.
Реализация данного комплекса мер, направленных на развитие овцеводства, способствует социально-экономическому развитию Республики Калмыкия и других регионов России, созданию высокоэффективной производственной базы агропромышленного комплекса.
Реализация Программы будет способствовать и социальному возрождению села. В соответствии с республиканской целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Калмыкия на 2008 - 2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 ноября 2007 г. N 423, (основные цели - развитие сельских территорий на основе создания современной инженерной и социальной инфраструктуры, повышение уровня и качества жизни сельского населения, создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому развитию сельских территорий, создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности, повышение престижности проживания в сельской местности) преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания.
Увеличение производства продукции повлечет развитие инфраструктуры и логистического обеспечения отрасли.
В Республике Калмыкия разработаны схемы территориального планирования в муниципальных районах и генеральные планы сельских поселений в соответствии с требованиями Градостроительного Кодекса Российской Федерации, которые размещены на официальных сайтах муниципальных образований.
Программа обеспечивает взаимодействие малых, средних и крупных форм хозяйствования, потребительской кооперации во всех районных муниципальных образованиях Республики Калмыкия и городе Элиста.
В Республике Калмыкия на основании проекта федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" разрабатывается республиканская целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Калмыкия на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", где учитываются планы развития социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры в населенных пунктах и в местах реализации Программы.
Реализация мер государственной поддержки должна включать в себя улучшение селекционной работы с животными, кадровое и научное обеспечение. Все это возможно лишь на основе комплексной государственной поддержки с использованием финансирования всех уровней - федерального, республиканского и внебюджетных источников. (в редакции постановления Правительства Республики Калмыкия от 13.09.2013 N 425 НГР ru08000201300535)
Вариантами решения проблем, имеющихся в отрасли овцеводства, являются:
а) реализация в рамках действующих целевых программ, а также в рамках программ финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей мероприятий, связанных с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции;
б) создание единого программного механизма повышения эффективности отрасли овцеводства при сохранении существующей системы государственной поддержки.
Основное преимущество первого варианта заключается в отсутствии необходимости формирования нового комплексного механизма и осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат.
Основные риски первого варианта заключаются в том, что подобное выделение средств не обеспечит в полной мере решения поставленной актуальной задачи. Этот вариант не предполагает комплексного и эффективного использования ресурсного потенциала республики в области производства мяса, что не позволит эффективно решить проблему в необходимые сроки.
Основным преимуществом второго варианта является реализация механизма государственной поддержки, управления и координации работ в области развития овцеводства с возможностью анализа результативности всей совокупности работ по решению проблемы.
Осуществление мер государственной поддержки наиболее эффективно программными методами, которые позволяют в рамках разработанной программы планомерно осуществлять управление и проводить контроль по достижению качественных и количественных показателей развития, своевременно вносить корректировки и дополнения. Наличие целевых показателей и определенная ответственность за выполнение намеченных планов создают вертикаль ответственности за достижение поставленных результатов и эффективность использования бюджетных средств.
Основные риски, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов:
- недостаточный уровень финансирования из республиканского, федерального бюджетов, а также внебюджетных источников;
- неблагоприятная рыночная конъюнктура товаров и услуг для села, а также непредвиденно высокий рост цен на корма, которые могут привести к существенному удорожанию продукции отрасли и трудностям с его реализацией.
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения системы программных мероприятий. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, корма, другие товары и услуги для села подлежат государственному управлению на федеральном уровне.