ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2013 года N 244-п
О КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕХОДА К КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ
(в редакции постановлений Правительства ХМАО - Югры от 13.12.2013 N 553-п, от 20.02.2015 N 41-п, от 18.09.2015 N 329-п, от 25.12.2015 N 490-п, от 01.07.2016 N 240-п, от 16.09.2016 N 352-п, от 03.11.2016 N 435-п, от 30.03.2018 N 88-п)
Во исполнение пункта 10.9.3 Плана мероприятий по реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года, перечней поручений Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации, утвержденного распоряжением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 января 2013 года N 59-рг, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Утвердить Концепцию перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (приложение 1).
2. Утвердить план мероприятий по реализации Концепции перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (приложение 2).
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА
КОНЦЕПЦИЯ ПЕРЕХОДА К КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ
(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 13.12.2013 N 553-п, от 30.03.2018 N 88-п)
1.1. Концепция перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее соответственно - Концепция, контрактная система, автономный округ) разработана с целью определения основных приоритетов и направлений формирования и развития контрактной системы в автономном округе, отвечающей требованиям Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
1.2. Контрактная система в автономном округе должна стать комплексным механизмом, регулирующим отношения участников контрактной системы, связанные с планированием закупок, определением поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных нужд автономного округа, нужд бюджетных учреждений и иных организаций автономного округа, обязанных применять Закон о контрактной системе (далее соответственно - нужды заказчиков, заказчики), заключением и исполнением государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров (далее - контракты), мониторингом закупок, аудитом и контролем в сфере закупок.
В случаях, предусмотренных настоящей Концепцией, положения Концепции применяются к закупкам товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, нужд муниципальных бюджетных учреждений и нужд иных организаций.
1.3. Все термины, используемые в настоящей Концепции, применяются в значении, определенном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если из положений Концепции не следует иное.
1.4. Основные процессы контрактной системы в автономном округе:
1) планирование закупок;
2) определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) исполнение контрактов;
4) мониторинг закупок;
5) контроль и аудит в сфере закупок.
В настоящее время система размещения заказов для государственных и муниципальных нужд претерпевает значительные изменения.
Действующий в течение последних семи лет Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) не раз подвергался критике, многократно изменялся и дополнялся.
В 2010 году Правительство Российской Федерации заявило о необходимости формирования в России контрактной системы, регулирующей не только вопросы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, но и вопросы планирования закупок и исполнения контрактов (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р).
В марте 2013 года был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Закон о контрактной системе. Закон о контрактной системе подписан Президентом Российской Федерации 5 апреля 2013 года и вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу согласно статье 114 Закона о контрактной системе. В полном объеме Закон о контрактной системе должен вступить в силу с 1 января 2017 года.
Закон о контрактной системе принципиально меняет подходы к осуществлению государственных и муниципальных закупок и предусматривает регулирование полного цикла закупок, включая планирование закупок, осуществление закупочных процедур, а также последующее исполнение контрактов, содержательный аудит полученных по ним результатов, контроль в сфере закупок и осуществление постоянного мониторинга закупок (часть 1 статьи 1, пункт 1 статьи 3 Закона о контрактной системе).
При этом Законом о контрактной системе предоставлено право субъектам Российской Федерации принимать активное участие в формировании региональных контрактных систем, начиная от возможности издания нормативных правовых актов в сфере закупок, определения оптимальной схемы централизации закупок для нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, создания и развития региональной информационной системы в сфере закупок, заканчивая проведением мониторинга закупок, а также осуществлением контроля и аудита в сфере закупок (часть 3 статьи 2 Закона о контрактной системе).
Автономный округ проводит работу по формированию контрактной системы с конца 2010 года. За прошедший период Департаментом государственного заказа автономного округа (далее - Депгосзаказа Югры) в соответствии с актами и поручениями Губернатора автономного округа и Правительства автономного округа реализованы отдельные элементы контрактной системы, такие как ведомственный план закупок, сборник типовых контрактов и технических заданий, сервисы учета сведений о закупках и заключенных контрактах в государственной информационной системе "Государственный заказ" (далее - ГИС "Госзаказ") и другие.
(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 30.03.2018 N 88-п)
Учитывая изложенное в настоящее время необходимо сформировать контрактную систему в автономном округе, с одной стороны, соответствующую требованиям Закона о контрактной системе, с другой стороны - учитывающую значительный положительный опыт автономного округа в управлении закупками, в том числе опыт централизации закупок и осуществления контроля в сфере закупок.
1.1. В настоящее время:
1.1.1. Система планирования закупок продукции основана на формировании ведомственных и сводного планов государственного заказа, планов-графиков размещения заказов и процедурных записей ГИС "Госзаказ".
(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 30.03.2018 N 88-п)
1.1.2. Наряду с текущим планированием, предусмотренным частью 5.1 статьи 16 Закона о размещении заказов, в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 02.12.2011 N 445-п "Об утверждении порядка формирования и исполнения плана государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" предусмотрено среднесрочное планирование - сроком не менее трех лет (на очередной финансовый год и двухлетний плановый период).
1.1.3. Имеется классификация закупаемых товаров, работ, услуг - каталог продукции.
1.1.4. С целью совершенствования процесса планирования закупок предусмотрена возможность поставщиков, подрядчиков, исполнителей размещать свои комментарии к продукции в плане государственного заказа и обязанность заказчиков ответить на комментарий и опубликовать ответ на сайте www.ozhmao.ru.
1.2. Нововведения в соответствии с Законом о контрактной системе:
1.2.1. Планирование закупок должно сопровождаться их обоснованием (статья 18 Закона о контрактной системе). Обоснование закупки заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупки, определенным с учетом положений статьи 13 Закона о контрактной системе. Таким образом, меняются акценты в целеполагании закупок. Вместо стремления действующего Закона о размещении заказов к низкой цене контракта ставится задача обоснования необходимости самой закупки, а также последующего отчета заказчика о том, были ли по результатам закупки достигнуты первоначально поставленные по ней цели.
1.2.2. При планировании закупок должны учитываться требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов (статья 19 Закона о контрактной системе). Данная мера необходима для исключения закупок товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши. Кроме того, при расчете параметров закупок на будущий период необходимо учитывать результаты исполнения ранее заключенных контрактов, в том числе в части исполнения поставщиками, подрядчиками, исполнителями своих гарантийных и иных дополнительных обязательств (например, отсутствие необходимости закладывать средства на ремонт дорожного покрытия в случае наличия действующих гарантийных обязательств подрядчика) с целью исключения повторного расходования бюджетных средств на закупку товаров, работ, услуг, которые были приобретены и оплачены ранее.
1.2.3. Отдельные закупки подлежат обязательному общественному обсуждению (статья 20 Закона о контрактной системе). Случаи обязательного общественного обсуждения закупок устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные случаи обязательного обсуждения закупок для обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.
1.3. Меры по реализации требований Закона о контрактной системе в автономном округе:
1.3.1. На основании статей 17, 21, 100, части 24 статьи 112 Закона о контрактной системе необходимо разработать и издать нормативный правовой акт автономного округа, устанавливающий порядок формирования, утверждения и ведения плана закупок и плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд автономного округа. Данный порядок должен предусматривать, в том числе механизм обоснования потребности в конкретных закупках, чтобы контрактная система в автономном округе обеспечила оценку деятельности заказчиков, управление ведомственными и иными программами не с точки зрения "сколько потрачено", а с позиции "что достигнуто".
1.3.2. На основании частей 4 и 5 статьи 19 Закона о контрактной системе необходимо разработать и издать правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд автономного округа, а также соответствующие правовые акты в сфере нормирования, устанавливающие требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов автономного округа.
1.3.3. Подготовить предложения и при необходимости на основании части 2 статьи 20 Закона о контрактной системе разработать и издать соответствующий нормативный правовой акт автономного округа, устанавливающий дополнительные случаи обязательного обсуждения закупок для обеспечения нужд автономного округа.
1.3.4. Создать систему методологического сопровождения закупочной деятельности заказчиков автономного округа, помогающую им выполнять требования Закона о контрактной системе в части планирования и обоснования закупок, в том числе в части определения и обоснования начальных (максимальных) цен контрактов.
1.3.5. Предусмотреть при организации мониторинга закупок автономного округа показатели оценки эффективности стадии планирования, которые будут стимулировать заказчиков автономного округа осуществлять планирование:
с указанием конкретных значений показателей результативности целевых программ, которые планируется достичь в результате осуществления закупки;
с включением в обоснование закупки сведений об учете результатов исполнения ранее заключенных контрактов при расчете параметров текущей закупки либо указания на отсутствие ранее заключенных контрактов, которые связаны с текущей закупкой;
с проведением проверки параметров и обоснования закупки комиссией (рабочей группой), сформированной с привлечением независимых представителей, в том числе представителей групп граждан, пользующихся услугами, предоставляемыми заказчиком;
с назначением должностного лица, персонально ответственного за осуществление всех стадий закупки (планирование, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение и исполнение контракта).
2.1. В настоящее время:
2.1.1. Размещение заказов для нужд заказчиков осуществляется преимущественно Депгосзаказа Югры в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 20.04.2006 N 86-п "Об уполномоченных органах в сфере размещения заказов". Отдельные заказы размещаются заказчиками самостоятельно путем проведения торгов и неторговых процедур.
2.1.2. На основании Закона о размещении заказов приняты нормативные правовые акты, регулирующие деятельность заказчиков, в том числе:
определен порядок взаимодействия заказчиков и уполномоченного органа, в том числе утверждены перечни продукции, размещение заказа по которым осуществляется заказчиками самостоятельно;
утверждена методика определения начальной (максимальной) цены контракта в зависимости от предмета размещаемого заказа;
утверждены примерные формы документации о торгах, примерные формы контрактов в зависимости от предмета размещаемого заказа;
установлены дополнительные требования к заказчикам при осуществлении размещения заказов, в том числе в части регистрации и учета в ГИС "Госзаказ" информации, позволяющей оценить эффективность размещаемого заказа.
(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 30.03.2018 N 88-п)
2.2. Нововведения в соответствии с Законом о контрактной системе:
2.2.1. Существенно ограничивается возможность применения упрощенных способов закупки (запрос котировок, запрос предложений, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)). Проведение конкурсов и аукционов становится обязательным даже для заказчиков с небольшим бюджетом.
Заказчики вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем сто миллионов рублей в год (статья 72 Закона о контрактной системе).
Определять поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений заказчики вправе только в случаях, прямо предусмотренных частью 2 статьи 83 Закона о контрактной системе.
Случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) ограничены. В частности, при закупках на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе на сумму, не превышающую сто тысяч рублей, совокупный годовой объем закупок не должен превышать пять процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и должен составлять не более чем пятьдесят миллионов рублей в год.