ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 2013 года N 401
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В АЛТАЙСКИЙ КРАЙ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ" НА 2013 - 2015 ГОДЫ
(в редакции Постановлений Администрации Алтайского края от 13.11.2013 N 591, от 06.02.2014 N 50, от 30.06.2014 N 299, от 03.10.2014 N 453, от 29.12.2014 N 590, от 15.05.2015 N 182, от 07.10.2015 N 387)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.09.2012 N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 N 1262-р постановляю:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Алтайского края "Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом" на 2013 - 2015 годы.
(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 06.02.2014 N 50)
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Бессарабова Д.В.
Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В АЛТАЙСКИЙ КРАЙ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ" НА 2013 - 2015 ГОДЫ
(в редакции Постановлений Администрации Алтайского края от 13.11.2013 N 591, от 06.02.2014 N 50, от 30.06.2014 N 299, от 03.10.2014 N 453, от 29.12.2014 N 590, от 15.05.2015 N 182, от 07.10.2015 N 387)
(в редакции Постановления Администрации Алтайского края от 06.02.2014 N 50)
Наименование программы | государственная программа Алтайского края "Оказание содействия добровольному переселению в Алтайский край соотечественников, проживающих за рубежом" на 2013 - 2015 годы (далее - "программа") |
(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 06.02.2014 N 50) | |
Реквизиты нормативного правового акта о разработке программы | Указ Президента Российской Федерации от 14.09.2012 N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - "Государственная программа"); |
(в ред. Постановлений Администрации Алтайского края от 13.11.2013 N 591, от 30.06.2014 N 299, от 29.12.2014 N 590, от 15.05.2015 N 182, от 07.10.2015 N 387) | |
Дата согласования проекта программы Правительством Российской Федерации | распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 N 1262-р |
Дата согласования изменений, которые вносятся в программу, Правительством Российской Федерации | распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.08.2014 N 1528-р |
(введена Постановлением Администрации Алтайского края от 03.10.2014 N 453) | |
Уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края, ответственный за разработку и реализацию программы (далее - "уполномоченный орган") | Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите |
(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 15.05.2015 N 182) | |
Цель программы | стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в Алтайский край; содействие социально-экономическому развитию Алтайского края |
Задачи программы | создание правовых, организационных и информационных условий, способствующих переезду соотечественников в Алтайский край для постоянного проживания, включению их в трудовые и социальные связи региона; содействие обеспечению потребности экономики Алтайского края в квалифицированных кадрах; увеличение численности молодежи, в том числе получающей образование в профессиональных образовательных организациях, расположенных на территории Алтайского края |
(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 13.11.2013 N 591) | |
Исполнители основных мероприятий программы | Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите; Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края; Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности; абзац исключен. - Постановление Администрации Алтайского края от 15.05.2015 N 182; Главное управление сельского хозяйства Алтайского края; Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края; Управление Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю (по согласованию); Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Алтайского края (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (по согласованию); краевые государственные казенные учреждения центры занятости населения |
(в ред. Постановлений Администрации Алтайского края от 06.02.2014 N 50, от 15.05.2015 N 182) | |
Этапы и сроки реализации программы | 2013 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования программы | объем финансирования программы в 2013 - 2015 годах составляет 19445,8 тыс. рублей, из них: за счет средств федерального бюджета - 18201,5 тыс. рублей, в том числе в 2013 году - 4640,9 тыс. рублей, в 2014 году - 8012,5 тыс. рублей, в 2015 году - 5548,1 тыс. рублей; за счет средств краевого бюджета - 1244,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 244,3 тыс. рублей; 2014 год - 500,0 тыс. рублей; 2015 год - 500,0 тыс. рублей. На реализацию мероприятий программы возможно дополнительное привлечение средств из федерального бюджета в виде субсидий бюджету Алтайского края на оказание гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам в соответствии с соглашениями, заключаемыми между Федеральной миграционной службой и Администрацией Алтайского края |
(в ред. Постановлений Администрации Алтайского края от 13.11.2013 N 591, от 30.06.2014 N 299, от 03.10.2014 N 453, от 29.12.2014 N 590, от 15.05.2015 N 182, от 07.10.2015 N 387) | |
Основные показатели эффективности программы | 1. Численность участников Государственной программы, прибывших и зарегистрированных Управлением Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю на территории вселения. 2. Количество проведенных презентаций программы в странах проживания соотечественников - потенциальных участников Государственной программы. 3. Доля рассмотренных уполномоченным органом заявлений соотечественников - потенциальных участников Государственной программы от общего числа поступивших заявлений. 4. Доля расходов краевого бюджета на реализацию предусмотренных программой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам, предоставлением им временного жилья и оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов краевого бюджета на реализацию предусмотренных программой мероприятий. 5. Доля участников Государственной программы и членов их семей, получивших гарантированное медицинское обслуживание в период адаптации, от общего числа участников Государственной программы и членов их семей, обратившихся за медицинской помощью. 6. Доля получателей дополнительных гарантий и мер социальной поддержки, включая предоставление временного жилья и оказание помощи в жилищном обустройстве, от числа обратившихся за их получением. 7. Доля участников Государственной программы, занятых трудовой и предпринимательской деятельностью, от числа прибывших участников Государственной программы. 8. Доля участников Государственной программы, получающих среднее профессиональное, высшее, включая послевузовское, образование в образовательных организациях Алтайского края, от числа участников Государственной программы |
(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 13.11.2013 N 591) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | реализация программы позволит обеспечить: 1. Вселение на территорию Алтайского края 2800 соотечественников. Из них: 1344 участников Государственной программы и 1456 членов их семей, в том числе по годам: 2013 год - 300 участников Государственной программы и 330 членов их семей; 2014 год - 544 участника Государственной программы и 576 членов их семей; 2015 год - 500 участников Государственной программы и 550 членов их семей. 2. Увеличение доли участников Государственной программы, занятых трудовой и предпринимательской деятельностью, от числа прибывших участников Государственной программы на конец реализации программы до 85% (в 2012 году - 82%). 3. Сохранение доли участников Государственной программы, получающих среднее профессиональное, высшее, включая послевузовское, образование в образовательных организациях Алтайского края, от числа участников Государственной программы в рамках показателя не менее 5%. 4. Улучшение демографической ситуации за счет привлечения соотечественников на постоянное место жительства на территорию Алтайского края. 5. Повышение имиджа Алтайского края и Российской Федерации среди соотечественников |
(в ред. Постановлений Администрации Алтайского края от 13.11.2013 N 591, от 03.10.2014 N 453) |
Программа, разработанная с целью реализации на территории Алтайского края Государственной программы, соответствует целям, задачам и приоритетам развития Алтайского края, определенным в стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года, утвержденной законом Алтайского края от 21.11.2012 N 86-ЗС.
(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 15.05.2015 N 182)
Разработка и реализация программы определяются актуальностью проблемы привлечения дополнительных трудовых ресурсов в экономику Алтайского края с целью удовлетворения потребности в квалифицированных кадрах, необходимостью решения демографической проблемы.
Программа носит комплексный межведомственный характер, мероприятия направлены на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом и желающих переселиться на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в целях удовлетворения потребностей Алтайского края.
Программа является проектом переселения и будет реализована на всей территории Алтайского края в соответствии с действующим законодательством.
Предметом регулирования программы является система государственных гарантий и мер социальной поддержки соотечественников, направленная на стимулирование и оказание содействия их добровольному переселению в Алтайский край, рост численности постоянного населения региона.
Сфера действия программы - социальная.
Для целей настоящей программы используются следующие термины и понятия:
а) соотечественник - лицо, определенное Федеральным законом от 24.05.1999 N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом";
б) участник Государственной программы - соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью и соответствующий требованиям, установленным программой, участие которого в Государственной программе подтверждено свидетельством участника Государственной программы установленного Правительством Российской Федерации образца, зарегистрированный Управлением Федеральной миграционной службы по Алтайскому краю (далее - УФМС) на территории вселения;
в) член семьи участника Государственной программы - лицо, переселяющееся совместно с участником Государственной программы на постоянное место жительства в Алтайский край;
г) территория вселения - территория Алтайского края, на которую переселяются для постоянного проживания участники Государственной программы и члены их семей;
д) период адаптации на территории вселения - период, определяемый с даты регистрации соотечественника в качестве участника Государственной программы в УФМС до получения гражданства Российской Федерации, не превышающий 5 месяцев.
На фоне общей благоприятной ситуации, сложившейся в крае, негативным фактором, замедляющим социально-экономическое развитие, становятся демографические проблемы. В долгосрочной перспективе обеспеченность экономики Алтайского края трудовыми ресурсами будет определяться тенденциями демографического развития, характерными для всей страны, - сокращением численности населения в трудоспособном возрасте, увеличением его среднего возраста.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю на 01.01.2013 численность населения Алтайского края составила 2398,8 тыс. человек (1,7% населения Российской Федерации). Доля сельских жителей в структуре населения составляет 45,0% (это один из наиболее высоких показателей в Российской Федерации, в среднем по стране доля сельских жителей составляет 26,0%). Это обуславливает значительную территориальную дифференциацию демографической ситуации и существенные различия локальных рынков труда, что затрудняет решение задачи по обеспечению эффективной занятости населения края.
Вместе с тем основные демографические тенденции в Алтайском крае в целом идентичны общероссийским.
С 2006 года наметилось замедление естественной убыли населения края, что связано с увеличением численности родившихся (на четверть в 2012 году по сравнению с 2005 годом: с 26,4 до 32,7 тыс. человек) и уменьшением численности умерших (на 18,0%: с 42,6 до 35,0 тыс. человек соответственно).
Однако динамика рождаемости отражается на формировании рынка труда в отдаленной перспективе (через 15 - 25 лет), непосредственное влияние на спрос на рабочую силу оказывают показатели смертности населения в трудоспособном возрасте.
Проведение активной демографической политики и повышение уровня жизни населения региона повлияло на снижение индикаторов смертности, которое отмечается с 2005 года. В 1,4 раза сократился коэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте (с 8,4 до 6,5 на 1000 человек соответствующего возраста).
Несмотря на положительную динамику демографических показателей, в крае сохраняется тенденция снижения численности постоянного и трудоспособного населения и наблюдается увеличение нагрузки на население трудоспособного возраста.
Так, с 2005 года численность трудоспособного населения сократилась на 193,5 тыс. человек (12,0%): с 1628,1 тыс. человек на 01.01.2005 до 1434,6 тыс. человек на 01.01.2012, в том числе на 30,1 тыс. человек (2,1%) - за 2011 год, в котором превышение численности граждан края, вышедших из трудоспособного возраста, над численностью достигших шестнадцатилетнего возраста составило более 15 тыс. человек.
Коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население в Алтайском крае выше, чем в среднем по Российской Федерации (678 и 643 нетрудоспособных граждан на 1000 трудоспособных соответственно).
В результате в настоящее время проблема обеспечения отраслей экономики края квалифицированными кадрами, сбалансированности предложения и спроса на рынке труда остается актуальной. Потребность работодателей в работниках, заявленная в течение 2012 года, увеличилась на 5,0% и составила 134,0 тыс. человек (в 2011 году - 127,9 тыс. человек).
Потенциальную угрозу для экономики края представляют сокращение численности населения и трудовых ресурсов, недостаток кадров в базовых отраслях экономики, снижение качественного потенциала трудовых ресурсов. Эти проблемы могут привести к резкому сокращению возможностей развития края, так как наличие человеческих ресурсов, человеческого капитала является главным условием осуществления любых значимых изменений.
Абзацы двадцать четвертый - двадцать пятый утратили силу. - Постановление Администрации Алтайского края от 15.05.2015 N 182.
В 2012 году в крае продолжилась миграционная убыль населения, которая составила 6226 человек (25,9 выезжающих в расчете на 10 тыс. человек населения). Миграционная убыль населения в 2012 году наблюдалась в 58 территориях края.
В крае наблюдается стабильный отток населения из сельской местности: в 2005 году он составил 3755 человек, достиг своего пика в 2011 году - 10652 человека, несколько снизился в 2012 году - 9863 человека. Эта тенденция связана с направлением передвижения молодежи преимущественно из сельских территорий в города, где расположены профессиональные образовательные организации, с последующим трудоустройством в городах. Восполнение численности сельского населения возможно за счет соотечественников, готовых переселиться в сельскохозяйственные районы края.
(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 13.11.2013 N 591)
В связи с этим направления действий на региональном рынке труда обусловлены необходимостью принятия мер по улучшению демографической ситуации, повышению трудовой мобильности населения.
Несмотря на то, что в Алтайском крае в настоящее время сохраняется миграционная убыль, число прибывших в край по сравнению с 2011 годом увеличилось на 24,9% и составило в 2012 году 27,7 тыс. человек.
Возрастная структура выбывших и прибывших мигрантов существенно не отличается, 72,0% находятся в трудоспособном возрасте, 16,0% - в возрасте моложе трудоспособного и 12,0% - в возрасте старше трудоспособного. Более 90,0% въезжающих зарубежных мигрантов - это жители ближнего зарубежья: Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Из стран дальнего зарубежья мигранты в большей части прибывают из Германии, Китая и Израиля.
На фоне общего роста миграционных потоков возросло количество мигрантов с высшим образованием как в общем, так и во внешнерегиональном обмене, при этом количество выбывающих специалистов с высшим образованием превышает количество прибывающих (в 2012 году на 2,4 тыс. человек). Самой многочисленной группой в общем объеме миграции являются мигранты со средним общим (полным) и средним профессиональным образованием. При этом в межрегиональной миграции край теряет ежегодно в среднем по 2,3 тыс. человек со средним профессиональным образованием (в 2012 году убыль составила 1583 человека данной образовательной категории).
Восполнение кадрового дефицита высококвалифицированных специалистов, в том числе и рабочих специальностей, в крае частично происходит за счет трудовых мигрантов.
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу утверждена приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.11.2012 N 566н в количестве 1028 единиц (в 2012 году - 1154). Все рабочие места предназначены для трудовых мигрантов с высоким и средним уровнем квалификации. Привлечение иностранной рабочей силы будет осуществляться на предприятия, реализующие инвестиционные проекты, внедряющие иностранные технологии, осуществляющие установку и наладку импортного оборудования. Среди работодателей, получивших квоту, - предприятия горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, строительства, общественного питания (кафе национальных кухонь), оптовой торговли.
Реализация программы Алтайского края по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2009 - 2012 годы, утвержденной постановлением Администрации края от 23.03.2010 N 109, показала достаточный уровень привлекательности Алтайского края среди соотечественников. За период реализации указанной программы участниками стали 762 соотечественника и 534 члена их семей. Практически все участники Государственной программы находятся в трудоспособном возрасте, из них порядка 70,0% составляют граждане в возрасте до 40 лет. Работа по реализации программы основывалась на выполнении запланированного комплекса мероприятий по оказанию правовых, социально-экономических, организационных и информационных услуг соотечественникам.
Упрощенная процедура получения разрешений на временное проживание, приобретение гражданства, льготы и компенсации, гарантированные участникам Государственной программы и членам их семей, в дальнейшем позволят использовать весь миграционный потенциал стран - участников СНГ.
В 2011 - 2012 годах по основным индикаторам рынка труда в Алтайском крае наблюдалась положительная динамика.
Общая численность безработных в 2012 году снизилась в сравнении с 2005 годом на 38,5 тыс. человек (со 112,9 тыс. человек, или 8,8% от экономически активного населения в 2005 году до 74,4 тыс. человек, или 6,2% - в 2012 году).
В сравнении с 2005 годом на 23,8 тыс. человек (45,0%) снижена численность зарегистрированных безработных (с 52,9 тыс. человек, зарегистрированных на 01.01.2005, до 29,1 тыс. человек, зарегистрированных на 01.01.2013).
В связи со снижением численности безработных и ростом потребности работодателей в работниках (количество заявленных вакансий за 2005 год составило 121,5 тыс. единиц, за 2012 год - 134,0 тыс. единиц) наметилась устойчивая тенденция к снижению коэффициента напряженности на рынке труда. Численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости за период с 01.01.2006 по 01.01.2013, в расчете на одну вакансию уменьшилась с показателя 15,4 до 3,1.