ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 9 ноября 2012 года N 270-р

[О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОНИТОРИНГ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2013-2017 ГОДЫ"]


1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Мониторинг и охрана окружающей среды в Республике Дагестан на 2013-2017 годы".

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Мониторинг и охрана окружающей среды в Республике Дагестан на 2013-2017 годы" (далее - Программа) Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 341,71 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Министерству природных ресурсов и экологии Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.

Председатель Правительства
Республики Дагестан
М.АБДУЛАЕВ






Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 9 ноября 2012 года N 270-р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "МОНИТОРИНГ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН НА 2013-2017 ГОДЫ"


 I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Дагестан


Концепция республиканской целевой программы "Мониторинг и охрана окружающей среды в Республике Дагестан на 2013-2017 годы" (далее - Концепция) разработана в соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года на 2011-2012 годы, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 сентября 2011 года N 340.

В Послании Президента Республики Дагестан Народному Собранию Республики Дагестан 2012 года неоднократно указывалось на необходимость изменения отношения к охране окружающей среды, имеющей особое значение для перспектив развития рекреационного комплекса республики, об обязанности сохранить и передать будущим поколениям уникальную природу Республики Дагестан.

Для выполнения приоритетных задач социально-экономического развития Республики Дагестан в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, утвержденной Законом Республики Дагестан от 15 июля 2011 года N 38 (далее - Стратегия), необходимо создать условия развития человеческого потенциала посредством улучшения качества окружающей среды и повышения экологической безопасности. Реализация этой задачи предусматривает развитие системы республиканского экологического контроля и мониторинга состояния окружающей среды, интеграцию республиканской системы в единую государственную систему экологического мониторинга.

В соответствии со Стратегией обеспечение экологической безопасности является одним из приоритетных направлений развития социально-инновационного комплекса республики.

Развитие социальной среды будет осуществляться в рамках следующих стратегических направлений:

создание условий для качественной жизнедеятельности человека (демография, здравоохранение, физическая культура и спорт, рынок труда, жилищные условия, экологическая безопасность, личная безопасность, качество социально-бытовых услуг);

создание условий для развития личности (образование, культура, социальная защита, молодежная политика);

развитие инновационной системы;

развитие информационно-коммуникационных технологий.

Повышение уровня экологической безопасности связано с реализацией ряда мероприятий по следующим направлениям:

развитие систем республиканского экологического контроля и мониторинга состояния окружающей среды;

разработка системы стандартов, обеспечивающих качество природной среды Республики Дагестан как объекта туристско-рекреационного комплекса;

организация межрегионального сотрудничества по вопросам состояния природных объектов;

интеграция республиканской системы в единую государственную систему экологического мониторинга;

разработка и реализация программы строительства очистных сооружений в городских округах Республики Дагестан;

внедрение современных технологий вывоза, переработки и утилизации отходов промышленности, сельского хозяйства и бытовых отходов.

В соответствии с Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года и с учетом обозначенных в Стратегии направлений основными целями, определяющими основные направления Концепции, являются:

создание единой современной государственной системы экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды);

сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, объектов животного и растительного мира;

защита социальных, экономических и экологических интересов населения, эффективное управление государственным фондом недр, обеспечивающее удовлетворение среднесрочных потребностей экономики Республики Дагестан в топливно-энергетическом и строительном сырье, ликвидных твердых нерудных полезных ископаемых и качественных питьевых подземных водах;

создание единой системы непрерывного экологического образования и воспитания, осознанного и ответственного отношения к окружающей среде.

Программа предполагает объединить в себе комплекс мероприятий, направленных на сохранение, рациональное использование и воспроизводство природных (в том числе охотничьих) ресурсов, повышение эффективности государственного регулирования негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и повышение экологической культуры.

Реализация Программы позволит создать комфортные и безопасные условия для населения и повлиять на улучшение социально-экономической ситуации, повысив инвестиционную привлекательность республики для международных финансовых и коммерческих компаний.


II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом


Масштабность целей развития системы мониторинга и охраны окружающей среды Республики Дагестан определяет необходимость использования программно-целевого метода их решения, осуществления организационно-технических, экономических, социальных, научных и других задач, а также выполнения комплекса мероприятий, которые:

входят в число приоритетов социально-экономической политики Республики Дагестан, а их реализация позволяет обеспечить улучшение качества жизни населения и состояния окружающей среды, повысить инвестиционную привлекательность республики;

носят межотраслевой характер;

не могут быть проведены в пределах одного года и требуют значительных объемов бюджетного финансирования;

носят комплексный характер, при этом их успешная реализация окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие и здоровье населения, общее развитие экономики, а также на предотвращение и уменьшение неблагоприятных последствий деятельности хозяйствующих субъектов для окружающей среды.

Учитывая взаимосвязанный и системный характер актуальных проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также высокую стоимость большинства природоохранных мероприятий и продолжительность сроков их реализации, решение обозначенных проблем возможно только программно-целевым методом.

Применение программно-целевого метода позволит эффективно решить системные проблемы за счет увязки программных мероприятий по задачам, ресурсам и срокам, тогда как отсутствие программы приведет к необходимости решения отдельных задач в "ручном режиме", достижение поставленных целей будет затруднено.

Реализация Программы позволит оптимизировать бюджетные расходы, сосредоточить материальные, финансовые и кадровые ресурсы на приоритетных направлениях сохранения природно-ресурсного потенциала республики, стабилизировать и улучшить экологическую обстановку и повысить качество жизни населения.


III. Характеристика и прогноз развития проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода


Республика Дагестан располагает уникальными природными ресурсами, имеющими большое социально-экономическое и экологическое значение, тем не менее экологическая обстановка в республике в настоящее время не может быть охарактеризована как благоприятная. Это обусловлено высоким уровнем негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности человека на окружающую среду. Невысокое качество окружающей среды становится одним из главных факторов снижения конкурентоспособности Республики Дагестан, оказывая прямое влияние на демографическую ситуацию и здоровье населения, ее привлекательность для развития туризма и рекреации.

Ежегодно по Республике Дагестан в атмосферный воздух выбрасывается около 200 тыс. тонн загрязняющих веществ. Увеличение общего объема выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников и автотранспорта за 2011 год составило более 20 тыс. тонн. Основным источником загрязнения воздуха является автотранспорт. Его вклад в суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу составляет более 93 процентов. Резкий рост количества автотранспорта, в том числе старых автомобилей, отсутствие нейтрализаторов отработанных газов, использование низкокачественного топлива, неудовлетворительное содержание автодорог приводит к ухудшению экологической ситуации в республике.

К территориям с наибольшим уровнем загрязнения воздуха относятся гг. Махачкала, Дербент, Кизилюрт, где сосредоточены предприятия добывающих и обрабатывающих отраслей, теплоэнергетики, автомобильный транспорт, проходят автомобильные дороги федерального и регионального значения. Уровень загрязнения атмосферного воздуха в городах республики оценивается как высокий и повышенный. Доля проб атмосферного воздуха городских поселений вблизи автомагистралей в зоне жилой застройки с превышением гигиенических нормативов в 2010 году составила 85 процентов, превысив средний показатель по России (1,4 проц.) в 60 раз.

Высокий уровень запыленности и загазованности атмосферного воздуха и неудовлетворительное решение вопросов по его оздоровлению оказывает вредное воздействие на состояние здоровья жителей г. Махачкалы, проживающих вблизи автомагистралей, которые испытывают вредное воздействие высоких концентраций токсических веществ.

На предприятиях республики в 2010 году было уловлено 3,519 тыс. тонн загрязняющих веществ (17 проц. от отходящих газов), из которых утилизировано 0,13 тыс. тонн. Выбросы загрязняющих веществ большинства предприятий поступают в атмосферу без очистки. На многих предприятиях не разработаны или не соблюдаются нормативы предельно допустимых выбросов, не проводятся мероприятия по охране атмосферного воздуха. Утвержденную санитарно-защитную зону имеют менее 25 процентов предприятий.

Вследствие активного хозяйственного воздействия на водные ресурсы Республики Дагестан в бассейнах многих рек сложилась неудовлетворительная экологическая обстановка - вода рек и водоемов загрязнена химическими веществами, солями тяжелых металлов, биогенными веществами, пестицидами, органическими соединениями. Водоохранные зоны не утверждены. Негативное действие на экологическое состояние рек оказывает несоблюдение режимов хозяйственной деятельности в водоохранных зонах водных объектов (неканализированные населенные пункты, предприятия, фермы, мелиоративные системы, сбрасывающие бытовые отходы и сточные воды). Воды большинства водных объектов республики относятся к третьему классу качества и оцениваются как загрязненные.

Состояние уникального разнообразного животного мира в Республике Дагестан ухудшается с каждым годом, чему способствует множество факторов, основным из которых является антропогенный. Недостаточно внимания уделяется мероприятиям, направленным на охрану объектов животного мира, на сохранение биологического разнообразия видов. Анализ динамики численности объектов животного мира показал, что на большей части территории республики популяция копытных животных имеет тенденцию к снижению численности. Государственный мониторинг объектов животного мира не проводится в полном объеме. В связи с изменением в 2009-2011 годах законодательства в области охраны охотничьих ресурсов и объектов животного мира возникла необходимость в проведении территориального охотустройства, государственного мониторинга охотничьих ресурсов, отсутствие которых затрудняет своевременное принятие управленческих решений по рациональному использованию охотничьих ресурсов.

В настоящее время система экологического мониторинга (мониторинга окружающей среды) в Республике Дагестан представлена исключительно территориальными органами и подведомственными учреждениями федеральных органов государственной власти. Региональная система экологического мониторинга отсутствует.

Мониторинг состояния атмосферного воздуха проводится по 12 постам наблюдения (или мониторинговым точкам), из них по полной программе - 3 поста по г. Махачкале, по сокращенной программе - 9 постов, в том числе по Махачкале - 2 поста, г. Хасавюрту - 2 поста, г. Кизилюрту и Кизилюртовскому району - 5 постов. Мониторинг атмосферного воздуха на 3 стационарных постах Даггидрометцентра в г. Махачкале не может дать достоверные данные о состоянии атмосферного воздуха. На территории Республики Дагестан осуществляется наблюдение за 94 водными объектами на 102 постах, режимные наблюдения Даггидрометцентром проводятся 6 раз в год. В 2010-2011 годах отмечалось снижение объема лабораторного контроля органами Роспотребнадзора по Республике Дагестан за уровнями загрязнения атмосферного воздуха в несколько раз, в 2010 году не проводились исследования атмосферного воздуха в сельских поселениях.

Таким образом, недостаточное количество постов наблюдения федеральной наблюдательной сети, отсутствие непрерывности измерений не обеспечивает всесторонний и комплексный контроль за состоянием атмосферного воздуха и водных объектов, не позволяет предоставлять органам власти республики оперативную, достоверную информацию о состоянии и величине техногенного воздействия на окружающую среду, сформировать полноценную информационную базу для принятия своевременных решений по регулированию воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Процессы, связанные с загрязнением атмосферного воздуха и вод рек республики и антропогенным воздействием на окружающую среду, требуют эффективных управленческих решений в области охраны окружающей среды в целях определения причин и источников, сокращения негативного воздействия на окружающую среду, разработки и реализации мер по улучшению экологической ситуации и контролю качества окружающей среды на базе данных мониторинга состояния окружающей среды.

Повышение эффективности регулирующей и контрольной деятельности, направленной на снижение негативного воздействия природопользователей на окружающую среду, а также выполнение мероприятий по предотвращению или смягчению негативных последствий хозяйственной деятельности на окружающую среду на основании оперативных данных о состоянии окружающей среды является одной из важнейших задач в деятельности природоохранных органов республики.

Дальнейшее функционирование системы охраны и мониторинга окружающей среды республики без использования программно-целевого метода в условиях наблюдаемого в последние годы сокращения выделения бюджетных средств, передачи все большего количества полномочий Российской Федерации регионам без обеспечения в полном объеме требуемого финансирования на их выполнение из федерального бюджета и снижение количества исследований загрязнения атмосферного воздуха и поверхностных вод (проводимых территориальными органами и подведомственными учреждениями федеральных органов власти) будет затруднено. Это приведет к нарастанию тенденции ухудшения состояния окружающей среды, увеличению количества и частоты возникновения выбросов и сбросов вредных веществ от хозяйственной и иной деятельности природопользователей, сохранению высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха и поверхностных вод, увеличению негативного антропогенного воздействия на природные ресурсы (в том числе на объекты животного мира).

Предусматриваемое Стратегией и Схемой территориального планирования Республики Дагестан развитие сети автомобильных дорог и транспортно-логистического узла, туристического кластера, а также планы интенсивного промышленного развития и освоения природных ресурсов, строительства требуют пристального внимания к оценке и предотвращению загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов, вопросам охраны объектов животного мира и охотничьих ресурсов, что обусловливает необходимость расширения сети наблюдения за состоянием атмосферного воздуха.

Нарастание проблем в области загрязнения окружающей среды в Республике Дагестан может стать одним из сдерживающих факторов на пути обеспечения благоприятных экологических условий жизни населения, достижения высоких темпов экономического развития, модернизации экономики и повышения инвестиционной привлекательности республики.

Таким образом, активизация и консолидация усилий органов государственной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления в решении поставленных в настоящей Концепции задач актуальны и необходимы.


IV. Возможные варианты решения проблемы. Оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


При формировании Программы были проанализированы два основных варианта решения проблемы - инерционный и оптимистический.

Реализация Программы по инерционному варианту предусматривает:

сохранение структуры финансирования основных направлений в области охраны окружающей среды в пределах действующих расходных обязательств;

контроль в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, находящихся на территории Республики Дагестан, в области охраны и использования объектов животного мира и охотничьих ресурсов;

применение существующих механизмов государственного (федерального и республиканского) экологического мониторинга, в основном путем анализа данных, предоставляемых федеральной сетью экологического мониторинга;

решение задач развития системы экологического образования и просвещения собственными силами Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»