В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации прогноз социально-экономического развития Ивановской области является основой для составления проекта бюджета Ивановской области.
Прогноз социально-экономического развития Ивановской области на 2014 год и на период до 2016 года разработан на основе анализа тенденций развития экономики за 2011 - 2012 годы и сложившейся экономической ситуации к маю 2013 года, основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Закона Ивановской области от 11.03.2010 N 22-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года", постановления Правительства Ивановской области от 21.04.2008 N 74-п "Об утверждении Порядка разработки прогнозов социально-экономического развития Ивановской области", распоряжения Правительства Ивановской области от 17.04.2012 N 90-рп "Об утверждении Основных направлений деятельности Правительства Ивановской области, определяющих приоритетные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу, и целевых индикаторов реализации Основных направлений деятельности Правительства Ивановской области на среднесрочную перспективу" с учетом сценарных условий и Основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, принятых на заседании Правительства Российской Федерации 16.05.2013 (протокол N 15), а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 - 606.
По сравнению с прогнозом социально-экономического развития Ивановской области на 2013 год и на период до 2015 года, одобренным постановлением Правительства Ивановской области от 18.07.2012 N 262-п, прогноз основных бюджетообразующих показателей и показателей поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области, разработанный в текущем году, претерпел изменения.
При разработке прогноза в текущем году учитывались сложившиеся на данный момент времени тенденции развития региона и отчетные значения основных показателей социально-экономического развития Ивановской области за предшествующие периоды времени. Соответственно по сравнению с прогнозом, разработанным в 2012 году, были скорректированы оценочные значения показателей на 2013 год и их прогноз на 2014 - 2015 годы.
При разработке прогноза в 2012 году оценка валового регионального продукта (далее - ВРП) за 2011 год, на 2012 год и его прогноз на 2013 - 2015 годы осуществлялись на базе оперативных статистических данных за 2010 год. При разработке прогноза в 2013 году оценка ВРП за 2012 год, на 2013 год и его прогноз на 2014 - 2015 годы производились на базе уточненных статистических данных за 2010 год и оперативных статистических данных за 2011 год, уточнение которых произойдет в 2014 году. С учетом того, что за 2010 год фактические данные ВРП были уточнены территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области (далее - ТО ФСГС по Ивановской области) в текущем году в сторону увеличения на 11,7 млрд. рублей и составили 109,9 млрд. рублей, фактический объем ВРП по статистическим данным за 2011 год составил 127,2 млрд. рублей, что также выше оценки, прогнозируемой в 2012 году, на 13,5 млрд. рублей оценки абсолютных значений ВРП за 2012 год, на 2013 год и их прогноз на 2014 - 2015 годы были скорректированы в сторону увеличения. Ежегодное увеличение абсолютных значений ВРП в 2012 - 2015 годах составило порядка 15 - 18 млрд. рублей.
Прогнозирование индекса промышленного производства (ИПП) в 2012 году осуществлялось на основании оперативных данных ТО ФСГС по Ивановской области за 2011 год, которые при прогнозировании в текущем году были уточнены в сторону увеличения на 8 п. п. Кроме того, оперативные отчетные данные по ИПП за 2012 год оказались меньше их оценочного значения на 1 п. п. Кумулятивный ИПП в 2015 году к 2010 году при прогнозировании в 2012 году составил 122%, в текущем году - 118,8%, что свидетельствует о замедлении темпов роста ИПП к 2015 году.
За 2012 год фактический объем вложенных инвестиций составил 24,7 млрд. рублей, или 72,4% к уровню 2011 года в сопоставимых ценах. При прогнозировании в 2012 году данного показателя его значение оценивалось в 34 млн. рублей, или 100,8% к уровню 2011 года в сопоставимых ценах. Таким образом, снижение по сравнению с оценочным показателем 2012 года составило 27,4 п. п.
Снижение объема инвестиций в 2012 году связано с окончанием в 2011 году строительства транзитного газопровода на территории ряда муниципальных образований Ивановской области. В результате только по Ивановскому муниципальному району Ивановской области объем инвестиций в абсолютном выражении сократился на 5,2 млрд. рублей.
По оценке 2013 года и в прогнозируемом периоде 2014 - 2016 годов планируется рост объема инвестиций, связанный с началом реализации в данный период новых крупных инвестиционных проектов и существенным увеличением инвестиций по ряду действующих инвестиционных проектов:
- "Развитие Многопрофильного индустриального парка "Кинешма" в г.о. Кинешма Ивановской области с общим объемом финансирования в прогнозируемом периоде 2,5 млрд. рублей;
- "Строительство Регионального центра спортивной подготовки олимпийских видов спорта по адресу: с. Долматовский, ул. Школьная, 22" в Заволжском муниципальном районе Ивановской области с общим объемом финансирования в прогнозируемом периоде 568 млн. рублей;
- "Строительство кирпичного завода в г. Приволжск" ООО "Приволжский кирпич" с общим объемом финансирования в прогнозируемом периоде 1,1 млрд. рублей;
- "Строительство жилого микрорайона "Ново-Коляново" ООО "Коляновские вечера" в Ивановском муниципальном районе Ивановской области с общим объемом финансирования в прогнозируемом периоде 0,8 млрд. рублей;
- "Теплант Тейково" ООО "Теплант-2" в Тейковском муниципальном районе Ивановской области с общим объемом финансирования в прогнозируемом периоде 1,9 млрд. рублей.
Кроме того, объем инвестиций ООО "Газпром межрегионгаз" в целях развития газоснабжения и газификации Ивановской области в 2013 - 2016 годах прогнозируется в размере не менее 2,4 млрд. рублей.
Прогнозирование индекса производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2012 году осуществлялось на основании имеющихся на тот момент оперативных данных ТО ФСГС по Ивановской области за 2011 год, которые при прогнозировании в текущем году были скорректированы в сторону уменьшения на 2,1 п.п. Фактический индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за 2012 год сложился меньше его оценочного значения на 2,6 п.п.
При прогнозировании в 2012 году показателя "объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий" планировались следующие индексы производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий: в 2013 году - 101,4%, в 2014 году - 101,4%, в 2015 году - 108,5%.
В текущем году прогнозные значения индекса производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на 2013 и 2014 год оставлены без изменения. В целях приведения значения данного показателя в соответствие с региональной программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 05.12.2012 N 504-п, на 2015 год он был скорректирован в сторону уменьшения на 6,9 п.п.
Причем в стоимостном выражении объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий уменьшился в 2013 - 2015 годах на 2,8 млрд. рублей, 3,8 млрд. рублей и 7,9 млрд. рублей соответственно.
При прогнозировании оборота розничной торговли в 2012 году предполагалось, что темпы роста к 2011 году в сопоставимых ценах составят 120%, а объем оборота розничной торговли - 115,7 млрд. рублей. Фактически за 2012 год темп роста к 2011 году в сопоставимых ценах составил 120,4%, а оборот розничной торговли - 115,5 млрд. рублей, что на 203,9 млн. рублей меньше прогнозируемого. Эта небольшая разница частично связана с тем, что индекс-дефлятор на 2012 год оценивался на уровне 106%, фактически же за прошедший 2012 год он составил 105,5%.
За I квартал 2013 года темп роста к аналогичному периоду 2012 года в сопоставимых ценах составил 107,7%. Оценка оборота розничной торговли на 2013 год и последующие 2014 - 2016 годы незначительно скорректирована.
При прогнозировании показателя "объем платных услуг населению" в 2012 году оценочные и прогнозные значения темпов роста в сопоставимых ценах к предыдущему году составили соответственно: в 2011 году - 102,8%, в 2012 году - 104,6%, в 2013 году - 103,1%, в 2014 году - 103,8%. Фактически за 2012 год темп роста к 2011 году в сопоставимых ценах составил 105,4% (превышение к оценке 2012 года - 0,8 п.п.).
Принимая во внимание то, что ситуация на рынке платных услуг в течение последних лет была в целом не негативной, а позитивной, предполагается, что она сохранится такой же в прогнозируемом периоде. Оттого оценка объема платных услуг на 2013 год в текущем году скорректирована незначительно в меньшую сторону в ценах текущего года на 297,5 млн. рублей.
Соответственно с 2014 года увеличение темпов роста в сопоставимых ценах по сравнению с прогнозом 2012 года прогнозируется незначительным. Кумулятивный темп роста объема платных услуг населению в 2014 году к 2010 году при прогнозировании 2012 года составил 119,0%, в текущем году - 119,9%, что свидетельствует о стабилизации состояния дел в сфере платных услуг населению Ивановской области.
Прибыль прибыльных организаций по отчетным данным УФНС России по Ивановской области за 2012 год составила 9264,9 млн. рублей (119,4% к уровню 2011 года), при прогнозировании в 2012 году она оценивалась в размере 8235,0 млн. рублей (106,1% к уровню 2011 года). Фактически оценка текущего года превысила оценку 2012 года на 1029,9 млн. рублей, или на 13,3 п.п.
Соответственно в текущем году в сторону увеличения были скорректированы и прогнозные значения прибыли прибыльных организаций: в 2013 году - на 960 млн. рублей, в 2014 году - на 980 млн. рублей, в 2015 году - на 815 млн. рублей. Кумулятивный темп роста прибыли прибыльных организаций в 2015 году к 2011 году при прогнозировании в 2012 году составил 137,8%, в текущем году - 148,3%.
При прогнозировании фонда заработной платы (ФЗП) в 2012 году ФЗП оценивался в размере 54609,7 млн. рублей (110,2% к уровню 2011 года). Фактически ФЗП за 2012 год составил 59007,0 млн. рублей, темп роста превысил оценочное значение на 8,8 п.п. Соответственно в текущем году были внесены корректировки в оценочные и прогнозные показатели по ФЗП на 2013 - 2015 годы. ФЗП в 2013 году увеличен на 5421,2 млн. рублей, в 2014 году - на 3922,1 млн. рублей, в 2015 году - на 2929,6 млн. рублей.
При прогнозировании поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области в 2012 году учитывались прогнозируемые на тот момент значения основных бюджетообразующих показателей и изменения налогового и бюджетного законодательства, принятые по состоянию на 01.05.2012, вступающие в силу с 01.01.2013. Прогнозируемые значения темпов роста налоговых доходов в 2012 году составляли: на 2012 год - 112,8%, на 2013 год - 112,8%, на 2014 год - 110,9%, на 2015 год - 111,8%.