ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июня 2013 года N 252-П

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2016 ГОДА

ИЗМЕНЕНИЯ:

Постановление Правительства Ивановской области от 27.09.2013 N 383-П; НГР RU37000201300734

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Правительство Ивановской области постановляет:

1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Ивановской области на 2014 год и на период до 2016 года (прилагается).

2. Внести прогноз социально-экономического развития Ивановской области на 2014 год и на период до 2016 года одновременно с проектом бюджета Ивановской области на 2014 год и на плановый период 2015 - 2016 годов в Ивановскую областную Думу в установленном законом порядке.

Губернатор
 Ивановской области

М.А. Мень

Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 28.06.2013 N 252-п
(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 27.09.2013 N 383-П)

ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2016 ГОДА

(В РАЗРЕЗЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Раздел 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГНОЗУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014 ГОД И НА ПЕРИОД ДО 2016 ГОДА


В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации прогноз социально-экономического развития Ивановской области является основой для составления проекта бюджета Ивановской области.

Прогноз социально-экономического развития Ивановской области на 2014 год и на период до 2016 года разработан на основе анализа тенденций развития экономики за 2011 - 2012 годы и сложившейся экономической ситуации к маю 2013 года, основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Закона Ивановской области от 11.03.2010 N 22-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года", постановления Правительства Ивановской области от 21.04.2008 N 74-п "Об утверждении Порядка разработки прогнозов социально-экономического развития Ивановской области", распоряжения Правительства Ивановской области от 17.04.2012 N 90-рп "Об утверждении Основных направлений деятельности Правительства Ивановской области, определяющих приоритетные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу, и целевых индикаторов реализации Основных направлений деятельности Правительства Ивановской области на среднесрочную перспективу" с учетом сценарных условий и Основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, принятых на заседании Правительства Российской Федерации 16.05.2013 (протокол N 15), а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, сформулированных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 - 606.

По сравнению с прогнозом социально-экономического развития Ивановской области на 2013 год и на период до 2015 года, одобренным постановлением Правительства Ивановской области от 18.07.2012 N 262-п, прогноз основных бюджетообразующих показателей и показателей поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области, разработанный в текущем году, претерпел изменения.

При разработке прогноза в текущем году учитывались сложившиеся на данный момент времени тенденции развития региона и отчетные значения основных показателей социально-экономического развития Ивановской области за предшествующие периоды времени. Соответственно по сравнению с прогнозом, разработанным в 2012 году, были скорректированы оценочные значения показателей на 2013 год и их прогноз на 2014 - 2015 годы.

При разработке прогноза в 2012 году оценка валового регионального продукта (далее - ВРП) за 2011 год, на 2012 год и его прогноз на 2013 - 2015 годы осуществлялись на базе оперативных статистических данных за 2010 год. При разработке прогноза в 2013 году оценка ВРП за 2012 год, на 2013 год и его прогноз на 2014 - 2015 годы производились на базе уточненных статистических данных за 2010 год и оперативных статистических данных за 2011 год, уточнение которых произойдет в 2014 году. С учетом того, что за 2010 год фактические данные ВРП были уточнены территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ивановской области (далее - ТО ФСГС по Ивановской области) в текущем году в сторону увеличения на 11,7 млрд. рублей и составили 109,9 млрд. рублей, фактический объем ВРП по статистическим данным за 2011 год составил 127,2 млрд. рублей, что также выше оценки, прогнозируемой в 2012 году, на 13,5 млрд. рублей оценки абсолютных значений ВРП за 2012 год, на 2013 год и их прогноз на 2014 - 2015 годы были скорректированы в сторону увеличения. Ежегодное увеличение абсолютных значений ВРП в 2012 - 2015 годах составило порядка 15 - 18 млрд. рублей.

Прогнозирование индекса промышленного производства (ИПП) в 2012 году осуществлялось на основании оперативных данных ТО ФСГС по Ивановской области за 2011 год, которые при прогнозировании в текущем году были уточнены в сторону увеличения на 8 п. п. Кроме того, оперативные отчетные данные по ИПП за 2012 год оказались меньше их оценочного значения на 1 п. п. Кумулятивный ИПП в 2015 году к 2010 году при прогнозировании в 2012 году составил 122%, в текущем году - 118,8%, что свидетельствует о замедлении темпов роста ИПП к 2015 году.

За 2012 год фактический объем вложенных инвестиций составил 24,7 млрд. рублей, или 72,4% к уровню 2011 года в сопоставимых ценах. При прогнозировании в 2012 году данного показателя его значение оценивалось в 34 млн. рублей, или 100,8% к уровню 2011 года в сопоставимых ценах. Таким образом, снижение по сравнению с оценочным показателем 2012 года составило 27,4 п. п.

Снижение объема инвестиций в 2012 году связано с окончанием в 2011 году строительства транзитного газопровода на территории ряда муниципальных образований Ивановской области. В результате только по Ивановскому муниципальному району Ивановской области объем инвестиций в абсолютном выражении сократился на 5,2 млрд. рублей.

По оценке 2013 года и в прогнозируемом периоде 2014 - 2016 годов планируется рост объема инвестиций, связанный с началом реализации в данный период новых крупных инвестиционных проектов и существенным увеличением инвестиций по ряду действующих инвестиционных проектов:

- "Развитие Многопрофильного индустриального парка "Кинешма" в г.о. Кинешма Ивановской области с общим объемом финансирования в прогнозируемом периоде 2,5 млрд. рублей;

- "Строительство Регионального центра спортивной подготовки олимпийских видов спорта по адресу: с. Долматовский, ул. Школьная, 22" в Заволжском муниципальном районе Ивановской области с общим объемом финансирования в прогнозируемом периоде 568 млн. рублей;

- "Строительство кирпичного завода в г. Приволжск" ООО "Приволжский кирпич" с общим объемом финансирования в прогнозируемом периоде 1,1 млрд. рублей;

- "Строительство жилого микрорайона "Ново-Коляново" ООО "Коляновские вечера" в Ивановском муниципальном районе Ивановской области с общим объемом финансирования в прогнозируемом периоде 0,8 млрд. рублей;

- "Теплант Тейково" ООО "Теплант-2" в Тейковском муниципальном районе Ивановской области с общим объемом финансирования в прогнозируемом периоде 1,9 млрд. рублей.

Кроме того, объем инвестиций ООО "Газпром межрегионгаз" в целях развития газоснабжения и газификации Ивановской области в 2013 - 2016 годах прогнозируется в размере не менее 2,4 млрд. рублей.

Прогнозирование индекса производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2012 году осуществлялось на основании имеющихся на тот момент оперативных данных ТО ФСГС по Ивановской области за 2011 год, которые при прогнозировании в текущем году были скорректированы в сторону уменьшения на 2,1 п.п. Фактический индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий за 2012 год сложился меньше его оценочного значения на 2,6 п.п.

При прогнозировании в 2012 году показателя "объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий" планировались следующие индексы производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий: в 2013 году - 101,4%, в 2014 году - 101,4%, в 2015 году - 108,5%.

В текущем году прогнозные значения индекса производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на 2013 и 2014 год оставлены без изменения. В целях приведения значения данного показателя в соответствие с региональной программой "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Ивановской области на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 05.12.2012 N 504-п, на 2015 год он был скорректирован в сторону уменьшения на 6,9 п.п.

Причем в стоимостном выражении объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий уменьшился в 2013 - 2015 годах на 2,8 млрд. рублей, 3,8 млрд. рублей и 7,9 млрд. рублей соответственно.

При прогнозировании оборота розничной торговли в 2012 году предполагалось, что темпы роста к 2011 году в сопоставимых ценах составят 120%, а объем оборота розничной торговли - 115,7 млрд. рублей. Фактически за 2012 год темп роста к 2011 году в сопоставимых ценах составил 120,4%, а оборот розничной торговли - 115,5 млрд. рублей, что на 203,9 млн. рублей меньше прогнозируемого. Эта небольшая разница частично связана с тем, что индекс-дефлятор на 2012 год оценивался на уровне 106%, фактически же за прошедший 2012 год он составил 105,5%.

За I квартал 2013 года темп роста к аналогичному периоду 2012 года в сопоставимых ценах составил 107,7%. Оценка оборота розничной торговли на 2013 год и последующие 2014 - 2016 годы незначительно скорректирована.

При прогнозировании показателя "объем платных услуг населению" в 2012 году оценочные и прогнозные значения темпов роста в сопоставимых ценах к предыдущему году составили соответственно: в 2011 году - 102,8%, в 2012 году - 104,6%, в 2013 году - 103,1%, в 2014 году - 103,8%. Фактически за 2012 год темп роста к 2011 году в сопоставимых ценах составил 105,4% (превышение к оценке 2012 года - 0,8 п.п.).

Принимая во внимание то, что ситуация на рынке платных услуг в течение последних лет была в целом не негативной, а позитивной, предполагается, что она сохранится такой же в прогнозируемом периоде. Оттого оценка объема платных услуг на 2013 год в текущем году скорректирована незначительно в меньшую сторону в ценах текущего года на 297,5 млн. рублей.

Соответственно с 2014 года увеличение темпов роста в сопоставимых ценах по сравнению с прогнозом 2012 года прогнозируется незначительным. Кумулятивный темп роста объема платных услуг населению в 2014 году к 2010 году при прогнозировании 2012 года составил 119,0%, в текущем году - 119,9%, что свидетельствует о стабилизации состояния дел в сфере платных услуг населению Ивановской области.

Прибыль прибыльных организаций по отчетным данным УФНС России по Ивановской области за 2012 год составила 9264,9 млн. рублей (119,4% к уровню 2011 года), при прогнозировании в 2012 году она оценивалась в размере 8235,0 млн. рублей (106,1% к уровню 2011 года). Фактически оценка текущего года превысила оценку 2012 года на 1029,9 млн. рублей, или на 13,3 п.п.

Соответственно в текущем году в сторону увеличения были скорректированы и прогнозные значения прибыли прибыльных организаций: в 2013 году - на 960 млн. рублей, в 2014 году - на 980 млн. рублей, в 2015 году - на 815 млн. рублей. Кумулятивный темп роста прибыли прибыльных организаций в 2015 году к 2011 году при прогнозировании в 2012 году составил 137,8%, в текущем году - 148,3%.

При прогнозировании фонда заработной платы (ФЗП) в 2012 году ФЗП оценивался в размере 54609,7 млн. рублей (110,2% к уровню 2011 года). Фактически ФЗП за 2012 год составил 59007,0 млн. рублей, темп роста превысил оценочное значение на 8,8 п.п. Соответственно в текущем году были внесены корректировки в оценочные и прогнозные показатели по ФЗП на 2013 - 2015 годы. ФЗП в 2013 году увеличен на 5421,2 млн. рублей, в 2014 году - на 3922,1 млн. рублей, в 2015 году - на 2929,6 млн. рублей.

При прогнозировании поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области в 2012 году учитывались прогнозируемые на тот момент значения основных бюджетообразующих показателей и изменения налогового и бюджетного законодательства, принятые по состоянию на 01.05.2012, вступающие в силу с 01.01.2013. Прогнозируемые значения темпов роста налоговых доходов в 2012 году составляли: на 2012 год - 112,8%, на 2013 год - 112,8%, на 2014 год - 110,9%, на 2015 год - 111,8%.

Фактические поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области в 2012 году превысили оценку на 390,2 млн. рублей, или на 2,4 п.п. (темп роста налоговых доходов к 2011 году составил 115,2%). Увеличение произошло в основном за счет роста налога на доходы физических лиц, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налога на имущество организаций.

Кроме того, на изменение прогнозируемых в текущем году поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Ивановской области на период 2013 - 2015 годов повлияли изменения значений основных бюджетообразующих показателей (индекса промышленного производства, фонда заработной платы, оборота розничной торговли, объема производства подакцизных товаров, а именно алкогольной продукции), изменения налогового и бюджетного законодательства, принятые после 01.05.2012 и вступившие в силу с 01.01.2013, а также изменения налогового и бюджетного законодательства, принятые в текущем году. Особое влияние на изменение прогнозируемых в текущем году объемов поступлений налоговых доходов (причем в 2015 году ожидается снижение по сравнению с прогнозируемыми в 2012 году поступлениями) оказало вступление в силу с 03.07.2013 Федерального закона от 02.07.2013 N 181-ФЗ "О внесении изменений в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления грантов", повлиявшее на изменение прогнозных сумм поступлений акцизов на алкогольную продукцию.

(абз.30 в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 27.09.2013 N 383-П)

В результате по прогнозу текущего года по сравнению с прогнозом, разработанным в 2012 году, в 2013 - 2014 годах ожидается рост поступлений налоговых доходов на 345,8 млн. рублей и 97,1 млн. рублей соответственно, в 2015 году ожидается снижение - на 331,3 млн. рублей.

(абз.31 в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 27.09.2013 N 383-П)

Подраздел 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

1.1.1. Валовой региональный продукт


ВРП является основным обобщающим показателем, характеризующим социально-экономическое развитие Ивановской области.

ТО ФСГС по Ивановской области за 2011 год представлены оперативные данные по ВРП, в соответствии с которыми ВРП составил 127,2 млрд. рублей, или 100,6% к уровню 2010 года.

Важную роль в экономической жизни области играет промышленный комплекс. Реализация государственной политики, направленной на развитие промышленного производства, имеет ключевое значение для социально-экономического развития региона. Удельный вес промышленного производства в ВРП составляет 31%. Также структуру ВРП формируют: торговля (15,8%), строительство (8,9%), транспорт и связь (8,5%), сельское хозяйство (5,5%) и другие виды экономической деятельности, динамичное развитие которых обеспечивает прирост ВРП.

В 2012 году объем ВРП Ивановской области оценивается в размере 143,2 млрд. рублей, что на 3,3% выше уровня предыдущего года. На рост ВРП повлияли:

- рост промышленного производства - на 3,9%;

- рост оборота розничной торговли - на 20,4%;

- рост платных услуг, оказанных населению области, - на 5,4%;

- рост объема работ, выполненного по виду деятельности "строительство", - на 1,6%.

В 2013 году ВРП Ивановской области оценивается на уровне 158,3 млрд. рублей. В связи с тем, что в структуре ВРП Ивановской области за последние годы порядка 30% - 31% приходилось на промышленное производство, его динамика оказывает наибольшее влияние на темпы роста (снижения) ВРП. По оценке в 2013 году произойдет замедление роста индекса промышленного производства по сравнению с предыдущим годом, и как следствие, ВРП вырастет на 2,3%.

Для обеспечения более высокого экономического роста нужны инвестиции в новые производства. В настоящее время в Ивановской области активно продвигается проект развития инфраструктуры индустриального парка "Родники". По двум другим проектам - индустриальному парку "Кинешма" и "Иваново-Вознесенск" - приступили к активной стадии реализации, ведется разработка концепций развития, определяются технико-экономические параметры проектов.

В 2014 году ВРП Ивановской области прогнозируется на уровне 175,8 млрд. рублей, или на 3,8% выше уровня предыдущего года. Основной вклад в формирование ВРП и обеспечение его роста будут вносить: промышленное производство, которое вырастет на 3%, торговля - на 7,2%, строительство - на 2,2%, сельское хозяйство - на 1,4%.

На рост ВРП повлияет увеличение объема инвестиций в основной капитал, который вырастет в 2014 году на 8,4% по сравнению с 2013 годом в связи с реализацией ряда крупных инвестиционных проектов. Кроме того, в настоящее время прорабатываются вопросы размещения на территории Ивановской области завода по производству химического волокна, общий объем инвестиций на реализацию данного проекта планируется порядка 10 млрд. рублей. В 2014 году по прогнозу, объем инвестиций в строительство данного объекта составит 3 - 4 млрд. рублей.

В 2015 году прогнозируется рост ВРП на 4% к уровню 2014 года, объем ВРП составит 194,7 млрд. рублей.

В 2016 году ВРП вырастет до 217,1 млрд. рублей, что выше уровня 2015 года на 4,2%.

В 2015 - 2016 годах более быстрыми темпами будут развиваться такие виды экономической деятельности, как оптовая и розничная торговля, промышленное производство, строительство, транспорт и связь, которые окажут существенное влияние на рост ВРП. ВРП Ивановской области будет в перспективе также увеличиваться за счет привлечения инвестиций.

1.1.2. Промышленное производство


Объем отгруженной продукции в промышленности по оперативным данным за 2012 год составил 104 млрд. руб., индекс промышленного производства - 103,9%.

В 2012 году наибольший удельный вес в общем объеме отгруженной продукции занимали обрабатывающие производства - 76,7%, в том числе: текстильное и швейное производство - 27,3%, машиностроительный комплекс - 21%, производство пищевых продуктов - 13,3%, а также производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 22,6%.

Муниципальные образования разрабатывали свои показатели, учитывая результаты работы только крупных и средних предприятий. По данным ТО ФСГС по Ивановской области, с 2008 года число предприятий категории "крупные и средние" значительно уменьшилось за счет перевода в категорию "малые предприятия".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»