Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2013 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 09.09.2013)

1.1. Общая характеристика деятельности СО НКО, основные проблемы их развития


Институты гражданского общества занимают особое место в механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Формирование гражданского общества непосредственно связано с созданием самоуправляемых и добровольных гражданских объединений, в том числе СО НКО.

Деятельность СО НКО способствует социальной стабильности, достижению нового качества экономического роста, развитию инновационных технологий, сохранению и приумножению образовательного, научного, духовного потенциала общества, реализации профессиональных, общественных, любительских интересов населения, защите прав потребителей, экологической безопасности.

Право граждан на объединение закреплено в статье 30 Конституции Российской Федерации. Федеральными законами от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" предусмотрена возможность общественных объединений и религиозных организаций действовать без государственной регистрации. В связи с этим СО НКО, зарегистрированные в качестве юридических лиц, отражают лишь часть общественной активности, тем не менее их количество и качественный состав являются одним из показателей развития гражданского общества в регионе.

На территории Волгоградской области на 08 ноября 2012 г. зарегистрированы в установленном законом порядке: 1951 некоммерческая организация, 1906 общественных объединений, 156 фондов, 194 некоммерческих партнерства, 120 автономных некоммерческих организаций, 1142 ТОСа, 28 национальных общественных объединений, 93 казачьи организации (общества, объединения, иные организации), 394 религиозные организации, 27 политических партий, 78 ветеранских организаций, а также 2 специализированные некоммерческие организации управления целевым капиталом.

Значительная часть общественных организаций от общего количества зарегистрированных в установленном порядке некоммерческих организаций считает приоритетными направлениями в своей уставной деятельности вопросы просвещения, образования, формирования и пропаганды здорового образа жизни, организации досуга, защиты прав и интересов детей, подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, то есть сектор социальной направленности.

Формирование гражданского общества зависит не только от количества СО НКО и их активности при реализации интересов объединившихся граждан, но и от наличия эффективных механизмов взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области с СО НКО при решении социально-экономических проблем.

Укрепление и развитие СО НКО как необходимого института представительной демократии обеспечит взаимодействие гражданского общества и государства, будет способствовать реализации конституционных прав и интересов граждан, развитию социальной, культурной и образовательной сфер Волгоградской области.

Согласно положениям подпункта 9.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к ведению субъектов Российской Федерации отнесено решение вопросов поддержки СО НКО, благотворительной деятельности и добровольчества, организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ поддержки СО НКО, благотворительной деятельности и добровольчества.

Статья 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" определяет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению вопросов поддержки СО НКО, к которым относятся в том числе: участие в осуществлении государственной политики в области поддержки СО НКО, разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ поддержки СО НКО с учетом социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей, пропаганда и популяризация деятельности СО НКО, содействие муниципальным программам поддержки СО НКО, поддержка СО НКО.

Взаимодействие органов исполнительной власти Волгоградской области с институтами общественного контроля и СО НКО - один из важнейших факторов развития гражданского общества. Представителям СО НКО доступны функции гражданского контроля над государственными органами, возможность общественной экспертизы законопроектов. Существуют площадки для широкого обсуждения социально значимых проблем. Практика свидетельствует о наличии различных форм взаимодействия государственных структур с представителями общественных объединений и СО НКО.

В Волгоградской области осуществляется конструктивный диалог власти, бизнеса и общества, принимаются меры для повышения открытости власти, совершенствования обратной связи.

За последние годы в Волгоградской области были сделаны конкретные шаги по развитию и углублению системы взаимодействия исполнительных органов государственной власти Волгоградской области и институтов гражданского общества. Определились основные структуры взаимодействия: общественный совет при Губернаторе Волгоградской области, общественные советы при всех исполнительных органах государственной власти Волгоградской области, общественные приемные, Общественная палата Волгоградской области. В состав всех этих структур обязательно входят представители СО НКО Волгоградской области. Это стало возможным с принятием постановления Губернатора Волгоградской области от 12 мая 2012 года N 317 "Об образовании общественных советов при органах исполнительной власти Волгоградской области".

Совершенствование правового регулирования деятельности общественных объединений и СО НКО, повышение правовой культуры и грамотности гражданского общества - это обеспечение возможностей социального партнерства и создание условий для устойчивости и развития некоммерческого сектора. На сегодняшний день в Волгоградской области принят целый ряд законов и иных нормативных правовых актов в области поддержки СО НКО. Так, при широком участии общественности приняты законы Волгоградской области от 31 января 1997 года N 98-ОД "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Волгоградской области", от 21 июля 2011 года N 2213-ОД "О взаимодействии органов государственной власти Волгоградской области и социально ориентированных некоммерческих организаций", разработаны и приняты постановление Администрации Волгоградской области от 25 апреля 2011 года N 177-п "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий молодежным и детским общественным объединениям в Волгоградской области" и постановление Правительства Волгоградской области от 05 марта 2013 года N 106-п "О порядке определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории Волгоградской области".

(в ред. постановления Правительства Волгоградской обл. от 06.05.2013 N 217-п)

Необходима дальнейшая совместная работа законодательной и исполнительной ветвей власти с некоммерческими организациями для совершенствования регионального законодательства и внесения инициатив в федеральные законы.

Исполнительные органы государственной власти Волгоградской области взаимодействуют с СО НКО, с общественностью не только в рамках общественных советов. Исполнительными органами государственной власти Волгоградской области оказывается финансовая поддержка СО НКО путем выделения субсидий. Так, например, комитет по делам молодежи Волгоградской области выделяет субсидии молодежным и детским общественным объединениям на реализацию проектов в сфере реализации государственной молодежной политики. Министерство социальной защиты населения Волгоградской области реализует совместные проекты с некоммерческими организациями по вопросам работы с детьми-сиротами, людьми пожилого возраста, инвалидами. Большая работа ведется министерством по делам территориальных образований Волгоградской области в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Развитие территориального общественного самоуправления Волгоградской области на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 08 ноября 2010 года N 538-п. На поддержку СО НКО, осуществляющих деятельность в области спорта в рамках долгосрочной областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Волгоградской области" на 2010 - 2013 годы, министерство спорта и туризма Волгоградской области в 2012 году потратило 99044 тыс. рублей, в 2013 году планируется выделение 132200 тыс. рублей. Органы исполнительной власти социальной направленности в рамках реализации Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" привлекают для исполнения мероприятий СО НКО по направлениям.

СО НКО предоставляется имущественная поддержка в виде предоставления в пользование нежилых помещений на долгосрочной или краткосрочной основе, в том числе по льготным ставкам арендной платы. Предоставление имущественной поддержки регулируется Законом Волгоградской области от 06 декабря 1999 года N 335-ОД "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Волгоградской области" и подлежит учету в размере имущественной поддержки, определяемой как сумма, недополученная в бюджет в результате передачи соответствующего имущества по льготной ставке арендной платы. В соответствии с пунктом 2.3.2 Методики по определению арендной платы за объекты, относящиеся к государственной собственности Волгоградской области, утвержденной распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области от 19 мая 2011 года N 865-р, СО НКО, определенным статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", величина арендной платы устанавливается в размере 25 процентов от рыночной стоимости за пользование объектом государственной собственности.

В Волгоградской области активно развивается добровольчество и благотворительная деятельность. Создаются добровольческие центры, которые призваны оперативно реагировать на острые социальные проблемы общества и оказывать помощь социально уязвимым категориям граждан. В связи с крупными спортивными событиями в жизни нашей страны и нашего региона (чемпионат мира по футболу 2018 года) стремительно развивается спортивное волонтерство. На базе создаваемых волонтерских центров осуществляется серьезная подготовка будущих добровольцев, формируется система работы, которая в дальнейшем может быть использована и направлена сугубо на решение социальных проблем общества. Комитет по делам молодежи Волгоградской области осуществляет регистрацию добровольцев и выдачу им документа "Книжка волонтера". При наличии в регионе значительных человеческих ресурсов и достаточно большого количества организаций социальной сферы, накопивших опыт управления этими ресурсами, дальнейшее развитие добровольчества требует решения проблем, связанных, прежде всего, с отсутствием системности в данной работе. Необходимо принятие региональной концепции развития добровольчества, дальнейшего развития инфраструктуры добровольческой деятельности на региональном и муниципальном уровнях, развития механизмов системной поддержки добровольцев.

Средства массовой информации также являются частью гражданского общества. На сегодняшний день средства массовой информации Волгоградской области представлены телевидением, радио, газетами, журналами, а также интернет-проектами - интернет-журналами, интернет-газетами, сайтами, блогами, социальными сетями. В 2011 году в областных средствах массовой информации (без учета районных газет) вышло более 200 материалов, посвященных деятельности СО НКО региона.

С целью продвижения общественных инициатив и информирования СО НКО действует официальный сайт Общественной палаты Волгоградской области www.opvlg.ru, в 2012 году создан сайт, освещающий вопросы гражданского взаимодействия, направленный на улучшение работы органов власти www.volga-dialog.ru (эта площадка представляет один из механизмов общественной экспертизы посредством сбора и обсуждения предложений граждан - "краудсорсинг" на территории Волгоградской области). Информация о деятельности СО НКО размещается в разделе "Общество" на официальном сайте органов исполнительной власти Волгоградской области в сети Интернет www.volganet.ru, информация о деятельности молодежных и детских общественных организаций размещается на официальном сайте органов исполнительной власти Волгоградской области в сети Интернет www.kdm.volganet.ru.

Необходимо выстраивание системы взаимодействия СО НКО и средств массовой информации. Среди конкретных форм совместной работы можно назвать такие, как вовлечение средств массовой информации в совместную деятельность, контакты с журналистами, размещение публикаций и сюжетов и ведение специальных тематических рубрик о деятельности общественных организаций, проведение специальных мероприятий для журналистов, проведение информационных кампаний и социальных акций.

Несмотря на благоприятные условия для развития гражданского общества в Волгоградской области, отмечается и наличие реально существующих проблем в этой сфере:

несформированная система и несовершенство механизмов поддержки СО НКО со стороны государства;

неразвитость системы социального заказа и, как следствие, недостаточная эффективность государственно-общественного партнерства;

отсутствие системы ведения реестров СО НКО - получателей поддержки;

недостаточная информированность общества о деятельности СО НКО;

низкая гражданская активность и правовая грамотность населения Волгоградской области;

несовершенная система взаимодействия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований с общественными объединениями, действующими на территории Волгоградской области;