АДМИНИСТРАЦИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 06 февраля 2009 года N 36
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.01.2009 N 4 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В 2009 ГОДУ"
{УТРАТИЛ СИЛУ:
Постановление администрации Тульской области от 14.01.2010 N 27; НГР: RU71000201000018}
В соответствии со статьей 34 Устава (Основного Закона) Тульской области администрация Тульской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление администрации Тульской области от 13.01.2009 N 4 "Об утверждении программы о дополнительных мерах по улучшению ситуации на рынке труда Тульской области в 2009 году" следующее изменение:
приложение к постановлению изложить в новой редакции (приложение).
2. Управлению пресс-службы администрации Тульской области (Ивченко И.Л.) опубликовать постановление в средствах массовой информации.
3. Постановление вступает в силу со дня опубликования.
ПРОГРАММА О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ В 2009 ГОДУ
О дополнительных мерах по улучшению ситуации на рынке труда Тульской области в 2009 году (далее - Программа) | |
от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" | |
Основные мероприятия Программы | 2. рганизация общественных работ, временного трудоустройства граждан, ищущих работу, а также работников в случае угрозы массового увольнения, стажировки выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы. |
Исполнителимероприятий Программы | |
Общий объем финансирования Программы в 2009 году - 625,675 млн. руб., в том числе: | |
организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировок31464человек; |
Программа предусматривает ряд организационных и социальных мер, направленных на поддержку и защиту граждан, вынужденно потерявших работу, уволенных или находящихся под риском увольнения, способствующих снижению напряженности на рынке труда.
Обозначенные в Программе цели и задачи определены на основе анализа ситуации на рынке труда области, сложившейся в конце 2008 года и прогнозных оценок 2009 года.
В IV квартале 2008 года на рынке труда Тульской области наметились следующие негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности:
а) рост численности сокращенных из организаций работников (значительно увеличилось количество организаций, планирующих и проводящих массовое увольнение работников);
б) активное введение режимов неполной занятости в организациях (по состоянию на 31.12.2008 40,9 тыс. человек перешли на режим неполного рабочего времени или находились в вынужденных отпусках в связи с простоем):
в режиме неполного рабочего времени по инициативе администрации находились 10,5 тыс. человек;
в отпусках по инициативе администрации - 5,5 тыс. человек;
в отпусках без сохранения заработной платы по собственному желанию - 24,9 тыс. человек;
в) сокращение спроса на рабочую силу (многие работодатели отозвали заявленные ранее в службу занятости вакансии, на 01.01.2009 в банке вакансий (свободных рабочих мест) имелось 6,7 тыс. рабочих мест (на 01.01.2008 - 8,6 тыс. вакансий);
г) рост задолженности по выплате заработной платы (сумма просроченной задолженности по заработной плате на 01.12.2008 составляла 133,8 млн. рублей и увеличилась с начала года в 70,4 раза; сумма задолженности составила 73,6% к фонду заработной платы организаций, имеющих задолженность; причина образования задолженности - отсутствие собственных средств организаций; наибольший рост задолженности к предыдущему месяцу: в 13 раз - на предприятиях по производству машин и оборудования, в 2,2 раза - в химическом производстве).
Наблюдался рост численности граждан, обращающихся в службу занятости в поисках работы. Если численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, на 01.10.2008 составляла 5,1 тыс. человек, то на 01.01.2009 она увеличилась на 60,7% и составила 8,2 тыс. человек.
По прогнозам, в 2009 году ожидается дальнейшее ухудшение ситуации в сфере занятости и на рынке труда. По предварительной оценке, численность занятых в организациях области может сократиться на 31,0 тыс. человек, в том числе на 10,1 тыс. человек - в обрабатывающих производствах, на 3,4 тыс. человек - сельском хозяйстве, на 2,9 тыс. человек - транспорте, на 2,6 тыс. человек - строительстве.
Поэтому наиболее острой проблемой будет обеспечение занятости граждан, потерявших работу и находящихся под риском увольнения.
В связи с этим, особое значение приобретает реализация мер, направленных на снятие угрозы роста безработицы, сохранение экономически эффективных рабочих мест и кадрового потенциала, создание новых рабочих мест в перспективных производствах. Наиболее важным аспектом должно стать оперативное комплектование созданных и сохраненных рабочих мест гражданами, подлежащими к высвобождению и высвобожденными. Кроме того, предусматривается организация работы по трудоустройству этих граждан на рабочие места, предполагаемые для привлечения иностранных работников.
Ситуация на рынке труда обуславливает возрастание роли активных мер государственной политики занятости населения, к числу которых относятся меры, направленные на экономическую поддержку занятости населения, сокращение периода безработицы, скорейшее возвращение безработных граждан к производительному труду.
В области действует Областная целевая программа "Содействие занятости населения Тульской области на 2007-2010 годы", утвержденная Законом Тульской области от 17 декабря 2007 года N 939-ЗТО "Об Областной целевой программе "Содействие занятости населения Тульской области на 2007-2010 годы". Реализация указанной Программы в 2009 году позволит:
трудоустроить при содействии службы занятости 31,3 тыс. ищущих работу граждан, в том числе по программам временной занятости - 14,1 тыс. человек;
направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, 2,5 тыс. человек.
Дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. Первоначально установленная Тульской области квота на привлечение 25746 иностранных работников скорректирована в меньшую сторону. С учетом сложившейся ситуации на рынке труда она составит 20198.
Однако для поддержания стабильной ситуации на рынке труда области указанных мер недостаточно. По предварительному варианту развития ситуации на рынке труда прогнозировалось, что число граждан, которые могут стать безработными в 2009 году, составит при благоприятном варианте - 34,3 тыс. человек, при критическом - 49,2 тыс. человек. Уровень безработицы может составить 1,3-1,8% (приложение N 1-2).
Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном и локальных рынках труда. Такими мероприятиями станут организация опережающего профессионального обучения, организация общественных работ и временного трудоустройства, содействие развитию самозанятости.
В целях содействия организации профессиональной переподготовки кадров на предприятиях региона службой занятости планируется:
предоставлять высвобождаемым работникам, нуждающимся в опережающем профессиональном обучении, информацию о профессиях, специальностях, востребованных на региональном рынке труда, о возможностях профобучения в учебных заведениях, организующих переподготовку взрослого населения;
оказывать содействие в обучении персонала организациям, не имеющим собственной учебной базы;
разрабатывать и издавать информационно-справочные материалы по вопросам профессиональной ориентации и опережающего профессионального обучения персонала на производстве;
проводить совещания, семинары с работниками кадровых служб и учебных подразделений организаций по вопросам опережающего профессионального обучения персонала на производстве.
Организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения, потребует:
совершенствования системы взаимодействия службы занятости с образовательными учреждениями Тульской области, созданными для социального обслуживания населения, организациями и службами, заинтересованными в совместной профориентационной работе;
расширения социального партнерства всех структур, занимающихся подготовкой и переподготовкой трудовых ресурсов;
разработки совместно с работодателями организационно-методических и финансово-правовых вопросов организации обучения и трудоустройства при подготовке квалифицированных рабочих кадров из числа высвобождаемых граждан;
расширения перечня учреждений начального и среднего профессионального образования, организующих переподготовку, освоение смежных профессий и повышение квалификации высвобождаемых работников.
Основными видами опережающего профессионального обучения высвобождаемых граждан являются:
переподготовка и стажировка на рабочем месте граждан, высвобождаемых из организаций;
повышение квалификации, освоение смежных профессий гражданами в целях дальнейшего трудоустройства, эффективного использования имеющихся трудовых ресурсов.
Профессиональная переподготовка, повышение квалификации, освоение смежных профессий будут организованы для 8,0 тыс. граждан, высвобождаемых из организаций (приложение N 3).
Опережающее профессиональное обучение высвобождаемых граждан планируется организовать более чем по 60 рабочим профессиям, специальностям.
Граждане будут осваивать профессии, пользующиеся спросом на рынке труда. Около 20% из них получат интегрированные профессии, включающие две и более специальности. Это позволит значительно повысить конкурентоспособность граждан, прошедших переподготовку.
Учебная база для обучения высвобождаемых граждан включает учебно-производственную базу организаций, учреждения начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования (приложение N 4).
В целях обеспечения трудоустройства высвобождаемых граждан профессиональное обучение будет осуществляться на учебно-производственной базе организаций.
Дальнейшее развитие получит сотрудничество с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, ставшими за последние годы базовыми для подготовки по профессиям, специальностям, востребуемым на региональном рынке труда.
Будет продолжена работа по повышению качества профессионального обучения: внедрению в образовательный процесс инновационных педагогических технологий, в частности, модульного обучения, компьютерных мультимедийных программ.
Ожидаемое превышение спроса на рабочие места не дает оснований рассчитывать на значительное расширение числа вакансий, предоставляющих возможность как постоянного, так и временного трудоустройства. Кроме того, в 2009 году 20,2 тыс. выпускников профессиональных учреждений всех уровней пополнят рынок труда области. По оценке, около 2,2 тыс. выпускников этой категории обратятся в службу занятости, где им будут оказаны услуги в подборе подходящей работы. Для смягчения напряженности на молодежном рынке труда в области планируется создать дополнительно 600 рабочих мест для осуществления стажировки в целях приобретения опыта работы.
Поэтому задача будет состоять в предоставлении работодателям компенсации затрат по заработной плате участников общественных и временных работ из числа граждан, находящихся под риском увольнения, переведенных на режим неполного рабочего времени, находящихся в длительных отпусках без сохранения заработной платы и простое, а также проходящих стажировку выпускников в целях приобретения опыта работы.
Общественные, временные работы, стажировки выпускников будут организованы более чем по 100 видам работ, среди которых благоустройство и озеленение населенных пунктов, содержание и ремонт дорог, социальное обслуживание населения, подсобные работы на ряде промышленных организаций, в сфере строительства.
Организация общественных, временных работ, стажировок для выпускников потребует развития форм и методов социального партнерства, проведения совещаний с работодателями по видам экономической деятельности, разработки методических рекомендаций по заключению соглашений (договоров) о совместной деятельности, проведение консультаций с гражданами, находящимися под риском увольнения, переведенными на режим неполного рабочего времени, находящимися в длительных отпусках без сохранения заработной платы и простое, а также с выпускниками учебных заведений, испытывающих трудности при трудоустройстве.
Численность участников мероприятий и количество рабочих мест для проведения общественных и временных работ, а также стажировок для выпускников приведены в приложениях N 5.
Для вовлечения безработных граждан в сферу предпринимательства с целью создания дополнительных рабочих мест планируется выделить финансовую помощь 508 клиентам службы занятости, открывшим свое дело. Виды деятельности будут формироваться по заявительному принципу.
Кроме того, планируется оперативное комплектование как создаваемых, так и сохраняемых рабочих мест безработными и ищущими работу гражданами. В 2009 году планируется организовать 9,6 тыс. новых рабочих мест, в т.ч. в обрабатывающем производстве - 6248, в строительстве - 380, в сельском хозяйстве - 310. Перечень крупных инвестиционных проектов приведен в приложении N 6.
Будет продолжена работа по замещению российскими гражданами рабочих мест, предполагаемых для привлечения иностранной рабочей силы. В 2009 году, помимо произведенных корректировок по численности привлекаемых иностранных граждан на 5555 человек, планируется заместить российскими гражданами 1850 вакансий (приложение N 7).
Выполнение задач, определенных Программой, послужит обеспечению социальных гарантий гражданам, повышению профессионального мастерства, мобильности и конкурентоспособности высвобождаемых граждан на рынке труда, даст возможность предотвратить дисквалификацию трудовых ресурсов, перераспределить рабочую силу внутри предприятий и избежать ее массового поступления на рынок труда.
ГУ ТО ЦЗН городов и районов (далее ГУ ТО ЦЗН), учреждения | ||
высвобожд аемых работников | ГУ ТО ЦЗН, | |
включая организацию стажировки на рабочем месте, с учетом профессионально-квалификационной структуры высвобождаемых работников и приоритетов социально-экономического развития Тульской области | ГУ ТО ЦЗН, | |
работников возможностей самих организаций | ГУ ТО ЦЗН, работодатели, образовательные учреждения | |
высвобождаемыхработников | ГУ ТО ЦЗН, работодатели, образовательные учреждения | |
1.5. Формирование перечня организаций, в которые будут трудоустроены высвобождаемые работники после окончания опережающего профессионального обучения | ГУ ТО ЦЗН, | |
ГУ ТО ЦЗН, | ||
высвобождаемых работников | Служба занятости | |
ГУ ТО ЦЗН, работод атели, образовательные учреждения | ||
ГУ ТО ЦЗН, | ||
ГУ ТО ЦЗН, | ||
2.1.2. Внесение дополнений в городские (районные) программы "Развитие общественных работ на 2009 год" по перечню организаций, объемам и видам общественных работ | ГУ ТО ЦЗН, органы местногосамоуправления | |
ГУ ТО ЦЗН, | ||
Служба занятости | ||
ГУ ТО ЦЗН, работодатели | ||
Служба занятости | ||
ГУ ТО ЦЗН, | ||