АДМИНИСТРАЦИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 апреля 2010 года N 366

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО УЛУЧШЕНИЮ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕАЛИЗАЦИЯ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ ВОЗВРАЩЕННЫХ ОСТАТКОВ ЦЕЛЕВЫХ СРЕДСТВ СУБСИДИЙ БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НЕИСПОЛЬЗОВАННЫХ В 2009 ГОДУ

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Постановление администрации Тульской области от 13.07.2010 N 649; НГР: RU71000201000258;

Постановление администрации Тульской области от 01.11.2010 N 1053; НГР: RU71000201000393;

Постановление администрации Тульской области от 07.12.2010 N 1130; НГР: RU71000201000428}

В целях обеспечения дополнительной целевой поддержки и защиты граждан, вынужденно потерявших работу, увольняемых или находящихся под риском увольнения, снижения напряженности на рынке труда, в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", на основании статьи 34 Устава (Основного Закона) Тульской области администрация Тульской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить программу дополнительных мер по улучшению ситуации на рынке труда Тульской области, реализация которых осуществляется за счет возвращенных остатков целевых средств субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, неиспользованных в 2009 году (приложение).

2. Определить органом, уполномоченным на осуществление взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости, департамент труда и занятости населения Тульской области.

3. Управлению пресс-службы администрации Тульской области опубликовать постановление в средствах массовой информации.

4. Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Вице-губернатор

Тульской области

А.Б Кораблев



Приложение

к постановлению администрации

Тульской области

от 20.04.2010 N 366


ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО УЛУЧШЕНИЮ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕАЛИЗАЦИЯ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ ВОЗВРАЩЕННЫХ ОСТАТКОВ ЦЕЛЕВЫХ СРЕДСТВ СУБСИДИЙ БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НЕИСПОЛЬЗОВАННЫХ В 2009 ГОДУ

{Приложение в новой редакции: Постановление администрации Тульской области от 13.07.2010 N 649; НГР: RU71000201000258}

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО УЛУЧШЕНИЮ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕАЛИЗАЦИЯ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ ВОЗВРАЩЕННЫХ ОСТАТКОВ ЦЕЛЕВЫХ СРЕДСТВ СУБСИДИЙ БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НЕИСПОЛЬЗОВАННЫХ В 2009 ГОДУ
{Строка "Показатели результативности Программы" в новой редакции: Постановление администрации Тульской области от 07.12.2010 N 1130; НГР: RU71000201000428}


Наименование Программы

Программа дополнительных мер по улучшению ситуации на рынке труда Тульской области, реализация которых осуществляется за счет возвращенных остатков целевых средств субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, неиспользованных в 2009 году (далее – Программа)

Наименование уполномоченного органа исполнительной власти Тульской области

Департамент труда и занятости населения Тульской области

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Срок реализации Программы

2010 год

Цель Программы

Принятие дополнительных превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников и предупреждению роста безработицы в Тульской области

Задачи Программы

1. Стимулирование сохранения кадрового потенциала. 2. Расширение сферы занятости. 3. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения, организация обучения с целью сохранения занятости и трудоустройства на вновь создаваемые рабочие места

Основные мероприятия Программы

1. Организация общественных работ, временного трудоустройства для безработных граждан, граждан, ищущих работу, а также работников в случае угрозы увольнения. 2. Содействие развитию предпринимательской деятельности и самозанятости. 3.Организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы – 52,0 млн. рублей за счет возвращенных остатков целевых средств субсидий из федерального бюджета, неиспользованных в 2009 году

Целевой показатель Программы

Недопущение роста регистрируемой безработицы выше уровня 2,5% и коэффициента напряженности на рынке труда (количество незанятых граждан на 1 вакансию) выше 3,3 на конец 2010 года

Показатели результативности Программы

Организация общественных работ, временного трудоустройства не менее 2330 работников, находящихся под угрозой увольнения, а также граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу. Создание не менее 616 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса. Организация опережающего профессионального обучения (профессиональная подготовка, переподготовка, освоение смежных профессий, повышение квалификации) не менее 352 работников, находящихся под угрозой увольнения



Введение


Программа предусматривает ряд организационных и социальных мер, направленных на поддержку и защиту граждан, вынужденно потерявших работу, уволенных или находящихся под угрозой увольнения, способствующих улучшению ситуации на рынке труда.

Обозначенные в Программе цели и задачи определены на основе анализа ситуации на рынке труда области, сложившейся в 2009 году и прогнозных оценок 2010 года.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Последствия нестабильной экономической обстановки обусловили неблагоприятное развитие ситуации в сфере занятости населения.

В январе – декабре 2009 года численность граждан, обратившихся в целях поиска работы в государственные учреждения Тульской области центры занятости населения (далее – ГУ ТО ЦЗН), увеличилась с 37,7 тыс. человек в 2008 году до 57,6 тыс. человек в 2009 году, или в 1,5 раза.

Признано безработными 40,0 тыс. человек, что в 2,1 раза больше, чем в 2008 году.

Численность безработных, зарегистрированных в ГУ ТО ЦЗН, на 1 января 2010 года составила 16,5 тыс. человек, что на 8,3 тыс. человек больше, чем на 1 января 2009 года.

В 2009 году организациями области было заявлено 53,6 тыс. вакансий, что на 20,4% меньше, чем в 2008 году.

В текущем году ситуация в сфере занятости и на рынке труда области остается напряженной. По предварительной оценке численность занятых в организациях области может сократиться на 10 тыс. человек.

По прогнозу, при благоприятном варианте развития ситуации на рынке труда области среднегодовая численность безработных граждан, зарегистрированных в ГУ ТО ЦЗН, может составить 17,0 тыс. человек, при пессимистическом – 20,0 тыс. человек. Соответственно уровень регистрируемой безработицы может составить в пределах от 1,8% до 2,5%.

На 1 мая 2010 года в ГУ ТО ЦЗН состояли на учете 18,2 тыс. граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, из них безработных граждан – 16,5 тыс. человек.

Уровень регистрируемой безработицы с начала текущего года снизился на 0,02 п.п. и на 1 мая 2010 года составил 2,08%.

Коэффициент напряженности на рынке труда (количество незанятых граждан на одну вакансию) на 1 января 2010 года составлял 2,7, а на 1 мая 2010 года – 2,1.

Анализ показывает, что в 2009 году еженедельно представлялись списки на высвобождение в среднем на 346 человек. В 2010 году наблюдается увеличение численности работников, предполагаемых к высвобождению, то есть еженедельно в среднем уведомления о планируемом увольнении получают 430 человек.

В качестве безработных граждан в 2009 году еженедельно признавались в среднем 768 человек. С начала 2010 года еженедельно признаются в среднем 800 человек.

Работодателями области в 2009 году еженедельно заявлялось в среднем 1030 вакансий, а с начала текущего года банк вакансий еженедельно пополняется в среднем на 1300 вакансий.

О неблагоприятной ситуации свидетельствует и сохраняющаяся стабильность показателей неполной занятости. По состоянию на 1 января 2010 года в 195 организациях в неполной занятости находились 13,4 тыс. человек; на 1 февраля 2010 года – в 108 организациях – 11,4 тыс. человек; на 1 мая 2010 года – в 147 организациях – 8,2 тыс. человек.

До конца года предположительно около 5,0 тыс. работников могут перейти на режим неполной занятости.

Кроме этого, списки на высвобождение с мая по июль 2010 года представлены на 2,4 тыс. человек.

С начала проведения еженедельного мониторинга ситуации на рынке труда, то есть с октября 2008 года, численность работников, уволенных по причине ликвидации организации либо сокращения численности или штата работников организации, составила 15,5 тыс. человек, из них трудоустроено около 7,7 тыс. человек. Увольнение работников в основном производится из организаций обрабатывающих производств.

Обратились в ГУ ТО ЦЗН 12,1 тыс. человек, признаны безработными – 7,2 тыс. человек. Соответственно с начала текущего года уволено 3,4 тыс. человек, трудоустроены 1,9 тыс. человек с учетом переходящих. Обратились в ГУ ТО ЦЗН 2,9 тыс. человек, признаны безработными – 1,7 тыс. человек.

Необходимо отметить, что если в 2009 году организациями области проводились в основном реорганизационные мероприятия, то с начала текущего года причинами высвобождения является ликвидация организаций и, следовательно, уволенные работники пополнят ряды безработных. Вместе с тем, сокращенные работники относятся к категории безработных, наиболее сохраняющих мотивацию к труду, что позволит проводить результативную работу по содействию их трудоустройству на постоянную и временную работу.

Реализация антикризисных мероприятий в 2009 году оказала положительное влияние на ситуацию на рынке труда. Интенсивность реализации дополнительных мероприятий соответствует периоду снижения численности безработных и соответственно уровню безработицы в области.

В связи с этим необходимо принятие дополнительных мер, способствующих улучшению ситуации на региональном и локальных рынках труда. Такими мероприятиями станут организация общественных работ и временного трудоустройства, содействие развитию самозанятости, организация опережающего профессионального обучения.

Наиболее актуальной мерой адресной поддержки жителей области в период последствий кризиса является организация общественных работ и временного трудоустройства. Такие работы планируется осуществлять для работников организаций, находящихся под угрозой увольнения, а также для безработных и ищущих работу граждан.

Поэтому в числе приоритетов при организации работы при реализации мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства определено:

развитие форм и методов социального партнерства с работодателями всех форм собственности, профсоюзными органами, администрациями муниципальных образований;

проведение совещаний с работодателями по видам экономической деятельности;

информирование работников, безработных и ищущих работу граждан об организации общественных работ и временного трудоустройства;

проведение консультаций с гражданами, находящимися под риском увольнения, переведенными на режим неполного рабочего времени, находящимися в длительных отпусках без сохранения заработной платы и простое.

В 2010 году планируется организовать общественные работы и временное трудоустройство не менее 2330 граждан в организациях различных форм собственности по различным видам экономической деятельности (приложение N 1 к Программе). Общественные и временные работы будут организованы более чем по 25 видам работ, среди которых благоустройство и озеленение населенных пунктов, содержание и ремонт дорог, социальное обслуживание населения, подсобные работы на ряде промышленных организаций, в сфере строительства.

{Абзац в новой редакции: Постановление администрации Тульской области от 07.12.2010 N 1130; НГР: RU71000201000428}

Для вовлечения безработных граждан в сферу предпринимательства с целью создания дополнительных рабочих мест планируется выделить финансовую помощь 616 клиентам центров занятости населения, открывшим свое дело. Предполагаемые виды деятельности и численность участников в разрезе городов и районов области приведены в приложении N 2 к Программе.

Одним из наиболее эффективных направлений предупреждения и снижения уровня безработицы, поддержки и развития кадрового потенциала предприятий является организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения.

Опережающее профессиональное обучение планируется осуществлять для работников, которым необходимо изменить профессию (специальность), род занятий, повысить квалификацию в связи:

с отсутствием подходящей работы по имеющимся у них профессиям (специальностям), уровню квалификации в данной организации;

с потребностью других организаций в работниках, владеющих профессиями высоких квалификационных разрядов, востребованными на региональном рынке труда.

В качестве основных принципов организации опережающего профессионального обучения определены:

организация обучения с целью сохранения занятости и трудоустройства на вновь создаваемые рабочие места;

учет имеющихся навыков трудовой деятельности и образовательного потенциала;

многовариантность и гибкость форм, методов и средств обучения.

Опережающее профессиональное обучение будет проводиться в виде профессиональной подготовки, переподготовки, освоения смежных профессий, повышения квалификации по очной, вечерней, групповой и индивидуальной формам обучения, с отрывом или без отрыва от производства.

Опережающее профессиональное обучение планируется организовать для 352 граждан по 44 профессиям, специальностям, востребованным на рынке труда (приложение N 3 к Программе).

Учебная база для организации опережающего профессионального обучения граждан, находящихся под угрозой увольнения, включает учебные заведения начального, среднего, высшего, дополнительного профессионального образования, профильные ресурсные центры, а также учебно-производственную базу организаций Тульской области (приложение N 4 к Программе).

Выполнение задач, определенных Программой, послужит обеспечению социальных гарантий гражданам и позволит снизить напряженность на областном рынке труда.

2. Перечень задач и мероприятий Программы

Наименование задачи, мероприятия

Срок исполнения

Ответственные исполнители

Задача 1. Стимулирование сохранения кадрового потенциала

1.1. Организация общественных работ, временного трудоустройства для безработных граждан, граждан, ищущих работу, а также работников в случае угрозы увольнения

2010 год

Департамент труда и занятости населения Тульской области, ГУ ТО ЦЗН, работодатели (по согласованию)

1.1.1. Заключение договоров с работодателями по организации совместной деятельности для проведения общественных работ, временного трудоустройства

2010 год

ГУ ТО ЦЗН, работодатели (по согласованию)

1.1.2. Проведение информационно-разъяснительной работы по организации общественных работ, временного трудоустройства для работников, находящихся под угрозой увольнения, безработных и ищущих работу граждан

2010 год

Департамент труда и занятости населения Тульской области, ГУ ТО ЦЗН

Задача 2. Расширение сферы занятости

2.2. Содействие самозанятости безработных граждан

2010 год

Департамент труда и занятости населения Тульской области, ГУ ТО ЦЗН

2.2.1. Оказание информационно-консультационных услуг безработным гражданам по вопросам самозанятости

2010 год

Департамент труда и занятости населения Тульской области, ГУ ТО ЦЗН, структуры поддержки малого предпринимательства Тульской области, администрации муниципальных образований

2.2.2. Заключение договоров с безработными гражданами, открывшими собственное дело, на выделение средств субсидий федерального бюджета

2010 год

ГУ ТО ЦЗН, работодатели (по согласованию)

2.2.3. Проведение информационно-разъяснительной работы по оказанию государственной услуги по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан

2010 год

Департамент труда и занятости населения Тульской области, ГУ ТО ЦЗН

Задача 3. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под угрозой увольнения, организация обучения с целью сохранения занятости и трудоустройства на вновь создаваемые рабочие места

3.3. Организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой увольнения

2010 год

Департамент труда и занятости населения Тульской области, департамент образования Тульской области, ГУ ТО ЦЗН, работодатели (по согласованию), образовательные учреждения (по согласованию)

3.3.1. Оказание информационно-консультационных услуг работникам, находящимся под угрозой увольнения: размещение в средствах массовой информации, на интернет-сайтах материалов о порядке и правилах участия организаций и граждан в опережающем профессиональном обучении; участие в радиопередачах по вопросам опережающего профессионального обучения; проведение для работников организаций встреч и консультаций по вопросам осуществления опережающего профессионального обучения

2010 год

Департамент труда и занятости населения Тульской области, ГУ ТО ЦЗН

3.3.2. Заключение договоров для организации опережающего профессионального обучения: профессиональной подготовки, переподготовки, освоения смежных профессий, повышения квалификации

2010 год

ГУ ТО ЦЗН, работодатели (по согласованию), образовательные учреждения (по согласованию)

Задача 4. Общепрограммные мероприятия

4.1. Осуществление еженедельного мониторинга реализации Программы в муниципальных образованиях и по направлениям деятельности

2010 год

Департамент труда и занятости населения Тульской области, ГУ ТО ЦЗН

4.2. Анализ данных мониторинга и подготовка прогнозных расчетов по реализации Программы для внесения в нее корректировок (при необходимости)

Ежемесячно в течение 2010 года

Департамент труда и занятости населения Тульской области

4.3. Информирование населения о государственных услугах, предоставляемых центрами занятости населения, и дополнительных мерах по улучшению ситуации на рынке труда Тульской области

2010 год

Департамент труда и занятости населения Тульской области, ГУ ТО ЦЗН

4.4. Проведение заседаний трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений; координационных комитетов содействия занятости населения; заседаний объединений кадровиков по вопросам реализации программных мероприятий

2010 год

Департамент труда и занятости населения Тульской области, ГУ ТО ЦЗН, работодатели (по согласованию)

4.5. Осуществление контроля за реализацией мероприятий Программы и расходованием выделенных финансовых средств

2010 год

Департамент труда и занятости населения Тульской области, ГУ ТО ЦЗН

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»