2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Численность учащихся, человек | 250806 | 237746 | 229607 | 226345 | 225484 |
Апробируются варианты организации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся, в том числе в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений, осуществлен переход на новое содержание образования, апробируется процедура проведения независимой экспертизы качества образования.
В ходе проводимых изменений создана сеть ресурсных центров (52) и базовых школ (104) с целью концентрации кадровых, материально-технических, информационных ресурсов для обеспечения доступного качественного образования, особенно для детей сельской местности. Разработаны региональные требования к оснащению базовых школ.
Для обеспечения доступности качественного образования вне зависимости от места проживания учащихся в области реализуется программа "Школьный автобус". В 2006 - 2010 годах за счет средств консолидированного бюджета Волгоградской области, федеральных средств, выделяемых в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование", комплексного проекта модернизации образования Волгоградской области в образовательные учреждения Волгоградской области поставлено 340 единиц школьного автотранспорта, который используется образовательными учреждениями не только для подвоза детей из близлежащих населенных пунктов сельского образовательного округа в школу, но и для развития профессионального общения учителей, детей, повышения образовательной мобильности учащихся, обеспечения доступности услуг дополнительного образования.
Проведена работа по формированию информационной среды. Все общеобразовательные учреждения Волгоградской области получили доступ к образовательным ресурсам сети Интернет.
За счет средств комплексного проекта модернизации образования Волгоградской области созданы информационные центры в базовых образовательных учреждениях.
В целях интеграции детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья в общество проведена работа по совершенствованию нормативной правовой базы. Внедрена в практику новая форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - патронатное воспитание, в дополнение к уже существующим семейным формам: приемные семьи, усыновление, опека (попечительство).
В связи с развитием в Волгоградской области вариативных форм устройства детей-сирот на воспитание в семью ежегодно отмечается положительная динамика сокращения численности детей-сирот, воспитывающихся в государственных учреждениях, в среднем на 6,3%, что решает задачу оптимизации образовательной сети.
Отмечаются положительные изменения в укреплении материально-технической базы образовательных учреждений: сокращается количество аварийных зданий (в 2008 году - 16, в 2009 году - 14, в 2010 году - 6), выделяются финансовые средства на поддержание безопасности функционирования образовательных учреждений.
В Волгоградской области, по сравнению с другими регионами Южного федерального округа (далее - ЮФО), отмечается большая доля выпускников основной школы, продолжающих обучение в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Это связано с социально-экономической ситуацией в регионе, когда обучение в учреждениях профессионального образования является способом отсроченного выхода на рынок труда для представителей социально незащищенных слоев населения.
Начат процесс модернизации сети профессионального образования в соответствии с приоритетами, соответствующими направлениям развития экономики региона. Ежегодно при взаимодействии с работодателями обновляется перечень подготавливаемых профессий и специальностей.
Остается важным вопрос стимулирования развития системы дополнительного образования в регионе как неотъемлемой части непрерывного образования детей и подростков.
Программы дополнительного образования детей реализуют 156 учреждений дополнительного образования детей. Система дополнительного образования детей Волгоградской области содержит десять основных направлений. Наблюдается рост числа обучающихся, занимающихся в объединениях художественного творчества, спортивных, технических, культурологических.
Значительно расширился спектр дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях области, где внеурочной занятостью охвачено более 58% обучающихся.
Положительное влияние на развитие региональной системы образования оказало включение области в реализацию крупных федеральных проектов и программ: приоритетного национального проекта "Образование", комплексного проекта модернизации образования.
Приоритетный национальный проект "Образование".
В 2006 - 2010 годах Волгоградская область активно участвует в реализации направлений приоритетного национального проекта "Образование": поддержка образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, лучших учителей и талантливой молодежи, приобретение автотранспорта для подвоза учащихся в школы, обеспечение общеобразовательных учреждений учебно-лабораторным оборудованием. Выделенные на эти цели федеральные средства (2,1 млрд. руб.) за 5 лет использованы в полном объеме.
Одним из направлений приоритетного национального проекта "Образование" (далее - ПНПО) стал комплексный проект модернизации образования Волгоградской области.
В рамках реализации комплексного проекта модернизации образования Волгоградской областью решались следующие задачи: развитие общеобразовательной сети, совершенствование нормативного подушевого финансирования, развитие государственно-общественного управления, развитие региональной системы оценки качества образования, введение новой системы оплаты труда работников образования.
Общий бюджет проекта составил 1064,6 млн. руб.
Поощрения Волгоградской области за инновационную деятельность, направленную на развитие экономики и образования региона.
С 2006 года в рамках мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" реализуется система мероприятий поддержки лидеров регионального образования на конкурсной основе. Получателями финансовой поддержки из регионального бюджета - победителями конкурсных отборов лучших учителей 2006 - 2010 гг. стали 898 участников:
На эти цели в 2006 - 2010 годах выделено 95,1 млн. рублей.
Эффекты от реализации приоритетного национального проекта "Образование" и комплексного проекта модернизации образования в системе образования:
1. Организационно-экономические и финансовые:
- концентрация федеральных, региональных ресурсов, увеличение притока финансовых средств, рост расходов по отрасли;