2.1. Обоснование необходимости реформирования
В Волгоградской области за последние годы осуществлены определенные меры по совершенствованию системы управления общественными финансами.
С 1 января 2006 года на территории области введен в действие в полном объеме, минуя переходный период, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", сформирована необходимая правовая база для построения межбюджетных отношений с бюджетами муниципальных образований с учетом образования нового уровня бюджетной системы - поселенческого. В настоящий момент бюджетный процесс осуществляется в двухуровневой системе местного самоуправления, образовано 452 поселения.
В соответствии с едиными государственными стандартами и процедурами сформирована казначейская система исполнения всех уровней бюджетов Волгоградской области.
Проведена определенная работа по внедрению элементов среднесрочного финансового планирования и апробация механизмов программно-целевого бюджетирования, ориентированного на достижение конкретных результатов. Сформирован реестр расходных обязательств Волгоградской области, в котором четко определен объем и состав обязательств. Внедрена практика планирования деятельности органов государственной власти на основе докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей бюджетных средств. Принят Закон Волгоградской области от 11 августа 2006 года N 1275-ОД "Об областных целевых программах", устанавливающий общие принципы разработки, принятия и реализации областных целевых программ, регламентирующий деятельность органов государственной власти области и органов местного самоуправления по разработке, утверждению, принятию к финансированию и реализации программ, а также по контролю за их реализацией.
Наряду с бюджетной на территории области проводится административная реформа. Программа проведения административной реформы в Волгоградской области в 2006 - 2008 годах утверждена Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 18 мая 2006 года N 554.
Сформирована и Решением Коллегии Администрации Волгоградской области от 30 января 2007 года N 1/1 одобрена Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года.
Однако существуют объективные факторы, определяющие необходимость внесения изменений в систему управления общественными финансами Волгоградской области, а именно:
- существенное изменение условий и задач функционирования органов государственной власти Волгоградской области в рамках проведения административной и бюджетной реформы требует совершенствования организационных, управленческих и правовых механизмов;
- в условиях ограниченности доходной части областного бюджета требуется поддержание в регионе благоприятного и стабильного налогового климата, создание равных условий конкуренции экономических субъектов;
- в настоящее время планирование расходов бюджета на оказание бюджетных услуг потребителям осуществляется преимущественно традиционным способом, основанном на планировании расходов последующего периода посредством индексации расходов текущего года. В результате сформировалась четко выраженная затратная модель оказания бюджетных услуг, когда критерием оценки становится объем выделенных средств. Подобному развитию событий необходимо препятствовать посредством внедрения и организации бюджетного планирования, ориентированного на результат;
- несовершенна практика мониторинга эффективности и результативности использования бюджетных средств главными распорядителями и получателями средств областного бюджета;
- отсутствует законченная системная оценка эффективности бюджетных учреждений и возможности привлечения организаций негосударственной формы собственности к предоставлению бюджетных услуг;
- не разработаны стандарты качества бюджетных услуг, оказываемых населению органами государственной власти и органами местного самоуправления Волгоградской области;
- недостаточно используются механизмы обратной связи с населением для оценки работы учреждений бюджетной сферы и требований, предъявляемых жителями к бюджетным услугам;
- недостаточная квалификация специалистов органов - участников бюджетного процесса, особенно в поселковых администрациях, требует соответствующей подготовки кадров и повышения квалификации работников финансовых органов;
- бюджетный процесс в регионе слабо подкреплен технологически, низок уровень программно-технического оснащения, особенно в муниципальных образованиях.
Для решения обозначенных проблем, совершенствования бюджетной политики и создания условий постоянного повышения эффективности и результативности функционирования бюджетной системы области в целом разработана Программа реформирования региональных финансов Волгоградской области на 2008 - 2009 годы. Программа представляется наиболее подходящим, комплексным и целостным инструментом управления проектом реформирования региональных финансов.
Программа реформирования не планируется областью как программа, нацеленная на результаты со сроком, ограниченным датами ее реализации. Предусматривается, что наработанные результаты будут использоваться для дальнейшего повышения эффективности управления региональными финансами области и после завершения Программы.
2.2. Цели и задачи Программы реформирования региональных финансов
Цели настоящей Программы, учитывая комплексный характер планируемых изменений, четко взаимосвязаны с главными целями развития страны в целом, области и муниципальных образований в частности.
Основной целью Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года определено "создание условий для увеличения продолжительности жизни людей, прироста населения за счет повышения его благосостояния, уменьшения бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста". Для достижения цели, определенной указанной Стратегией, потребуется решение задачи повышения уровня жизни населения.
Для решения этой задачи стратегической целью в настоящей Программе реформирования определено следующее:
Совершенствование системы управления региональными финансами и повышение результативности деятельности органов государственной власти Волгоградской области, направленные на обеспечение устойчивого экономического роста в Волгоградской области.
Исходя из заявленной стратегической цели, Администрация Волгоградской области ставит перед собой следующие приоритетные цели:
1. Наиболее полное удовлетворение потребности населения в качественных бюджетных услугах.
2. Повышение эффективности и результативности расходования бюджетных средств.
3. Создание и использование механизмов, обеспечивающих развитие доходной базы.