КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 января 2007 года N 1/1

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА

Заслушав и обсудив информацию заместителя Главы Администрации Волгоградской области - председателя Комитета экономики Администрации Волгоградской области А.С. Плотникова о стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, коллегия Администрации Волгоградской области решила:

1. Одобрить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года.

2. Комитету экономики Администрации Волгоградской области представить Главе Администрации Волгоградской области проект закона Волгоградской области о стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года для последующего внесения в Волгоградскую областную Думу в установленном порядке.

3. Контроль за исполнением решения возложить на заместителя Главы Администрации Волгоградской области - председателя Комитета экономики Администрации Волгоградской области А.С. Плотникова.

Председатель коллегии
Н.К.МАКСЮТА

     
Секретарь коллегии
А.А.ФЕДЮНИН

     




Одобрена
Решением
коллегии Администрации
Волгоградской области
от 30 января 2007 года N 1/1



 СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА



1. Концепция и структура Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года

1.1. Концепция Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области


Настоящая Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года (далее - Стратегия) должна выступить основой реализации эффективной политики Администрации Волгоградской области, направленной на достижение целей долгосрочного социально-экономического развития.

Стратегия сформулирована в соответствии с целями и задачами долгосрочных стратегий Российской Федерации, Южного федерального округа, а также близлежащих регионов: Астраханской, Ростовской, Саратовской областей, а также Республики Калмыкия. Стратегия составлена в соответствии с рекомендациями Министерства регионального развития Российской Федерации. При разработке Стратегии использованы материалы, характеризующие социально-экономическое положение Волгоградской области, материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа (ЮФО), ФЦП "Юг России", опыт разработки стратегий других регионов: Омской, Ростовской, Нижегородской, Астраханской и др. областей.

Представленная Стратегия долгосрочного развития включает в себя три основных блока: демографическая и социальная политика, экономический потенциал, экологическая обстановка (см. рис. 1).

                                  ┌══════════════════════════════‰
                            ┌═════┤ Демографическая и социальная │
                            │     │           политика           │
┌═══════════════════‰       │     └══════════════════════════════…
│                   │       │
│                   │       │     ┌══════════════════════════════‰
│     Стратегия     ├═══════┼═════┤   Экономический потенциал    │
│                   │       │     │                              │
│                   │       │     └══════════════════════════════…
│                   │       │
└═══════════════════…       │     ┌══════════════════════════════‰
                            └═════┤   Экологическая обстановка   │
                                  │                              │
                                  └══════════════════════════════…

Рис. 1. Основные блоки Стратегии


Первый блок включает в себя анализ демографической ситуации, естественного прироста населения, миграционных тенденций, систему расселения, опорный каркас системы расселения, человеческих ресурсов и рынка труда; уровня жизни населения, развития здравоохранения и образования.

Второй блок содержит анализ развития промышленного производства, производства и передачи электроэнергии, агропромышленного комплекса, инновационного потенциала области, инвестиционной деятельности, транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуры.

Третий блок включает в себя анализ уровня загрязнения окружающей среды и его воздействие на здоровье населения; оценку рационального использования природных ресурсов.

По этим основным блокам, составляющим основу долгосрочного социально-экономического развития Волгоградской области, строятся сценарии, а также определяются основные приоритетные направления развития. По этим блокам также формируются индикаторы развития, позволяющие измерить возможные результаты реализации Стратегии, а также ожидаемые результаты.

1.2. Структура Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года

Структура Стратегии формируется на основании концепции, опыта разработки стратегий других регионов, рекомендаций Министерства регионального развития Российской Федерации. Как показано на рис. 2, в структуру Стратегии входят цели и задачи, анализ внешних условий и стратегических региональных тенденций, возможности и угрозы, ключевые сценарии и индикаторы развития, приоритетные направления развития и механизмы реализации. Структура обеспечивает логическую взаимосвязь аналитического блока и блока основных направлений и мероприятий. Основные направления аналитического блока отражаются в сценариях развития и определении приоритетных направлений.

                       ┌═════════════‰
                       │Цели и задачи│
                       └══════┬══════…
          ┌═══════════════════┴═════════════════════‰
     ┌════┴══════‰                          ┌═══════┴════════‰
     │  Анализ   │                          │     Анализ     │
     │  внешних  │                          │ стратегических │
     │  условий  │                          │  региональных  │
     │           │                          │   тенденций    │
     └════┬══════…                          └═══════┬════════…
          └═══════════════════┬═════════════════════…
┌═════════════════════════════┼══════════════════════════════════‰
│         ┌═══════════════════┴═════════════════════‰            │
│    ┌════┴══════‰     ┌═════════════‰      ┌═══════┴════════‰   │
│    │Возможности│     │  Ключевые   │      │   Индикаторы   │   │
│    │ и угрозы  │     │  сценарии   │      │стратегического │   │
│    │           │     │             │      │    развития    │   │
│    └════┬══════…     └══════┬══════…      └══════┬═════════…   │
│         └═══════════════════┼════════════════════…             │
│                ┌════════════┴═════════════‰                    │
│                │ Приоритетные направления │                    │
│                │ стратегического развития │                    │
│                └════════════┬═════════════…                    │
│                             │                   Ядро стратегии │
└═════════════════════════════┼══════════════════════════════════…
                 ┌════════════┴═════════════‰
                 │   Механизмы реализации   │
                 │        стратегии         │
                 └══════════════════════════…



Рис. 2. Структура Стратегии

2. Цель и задачи социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года


Главной целью Стратегии является создание условий для увеличения продолжительности жизни людей, прироста населения за счет повышения его благосостояния, уменьшения бедности (рост денежных доходов населения, сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума) на основе динамичного и устойчивого экономического роста.

Достижение данной цели возможно посредством решения следующих задач:

улучшение демографической ситуации, преодоление тенденции депопуляции населения, рост уровня рождаемости и снижение уровня смертности;

повышение уровня жизни населения, увеличение доходов, развитие социальной инфраструктуры, улучшение социального обеспечения, здравоохранения и образования, обеспечение населения доступным жильем (реализация соответствующих приоритетных национальных проектов);

увеличение экономического потенциала области, развитие промышленного производства, повышение его эффективности за счет конкурентоспособности и обеспечения экономического роста; развитие агропромышленного и строительного комплексов;

развитие энергетики, обеспечение энергетической безопасности региона;

расширение транспортной инфраструктуры: строительство крупных объектов и дорог с твердым покрытием;

снижение уровня загрязнения окружающей среды, обеспечение экологической безопасности региона.

3. Анализ текущей социально-экономической ситуации в Волгоградской области в разрезе основных стратегических приоритетов

3.1. Анализ демографических и миграционных тенденций, системы расселения, уровня жизни населения, человеческих ресурсов и рынка труда

3.1.1. Анализ демографической ситуации и миграционных тенденций


Демографическая ситуация. Численность населения Волгоградской области по переписи (на 9 октября 2002 г.) составила 2699,2 тыс. человек. Численность населения по наиболее крупным городам области: Волгоград - 1044356 человек; Волжский - 324224 человека; Камышин - 127891 человек; Михайловка - 60034 человека; Урюпинск - 41960 человек; Фролово - 41132 человека. Численность населения области в трудоспособном возрасте (мужчины 16 - 59 лет, женщины 16 - 54 лет) составила 1620,8 тыс. человек (или 60 процентов общей численности населения), моложе трудоспособного - 473 тыс. человек (17,5 процента), старше трудоспособного возраста - 605,4 тыс. человек (22,4 процента). Общий процент численности мужского населения незначительно колеблется по годам - около 46,6 - 46,5 процента. При этом доля мужчин составляет примерно половину в молодой и средней возрастных группах, а в старшей группе она снижается до 27,3 процента в 1989 году и 32,3 процента в 2002 году.

Распределение населения по муниципальным образованиям области позволяет произвести группировку по численности и выделить три группы районов: с численностью населения (а) более 40 тысяч человек, (б) - от 20 до 40 тысяч человек, (в) - менее 20 тысяч человек.

В первую группу (а) попадают следующие районы: Калачевский, Городищенский, Среднеахтубинский, Жирновский, Палласовский, Камышинский, Новоаннинский.

Ко второй группе (б) относятся Светлоярский, Суровикинский, Котовский, Котельниковский, Еланский, Иловлинский, Николаевский, Ленинский, Дубовский, Урюпинский, Быковский, Серафимовичский, Михайловский, Новониколаевский, Октябрьский, Старополтавский, Кумылженский муниципальные районы.

В третью группу (в) включаются муниципальные районы: Клетский, Даниловский, Алексеевский, Ольховский, Руднянский, Киквидзенский, Чернышковский, Нехаевский, Фроловский. Во всех районах области число женщин превышает количество мужчин в среднем на 5,7 процента. Максимальное количество населения проживает в Калачевском районе, минимальное - во Фроловском.

Данные переписей населения с 1959 по 2002 годы (таблица 1) позволяют отметить:

1. Общая численность населения Волгоградской области за 43 года увеличилась на 844862 человека, что составляет ежегодный прирост народонаселения на 19648 человек в среднем.

2. Отмечается снижение сельского (-179411) и рост городского (+1024273) населения.

Таблица 1


       Изменение численности населения Волгоградской области

 Годы         

 Городское

и сельское

население,

 человек

 в том числе  

 В общей

численности

 населения,

 процентов  

город-

ское

насе-

ление  

сель-

ское

насе-

ление

город-

ское

насе-

ление

сель-

ское

насе-

ление

1959 (по переписи

на 15 января)            


 1854361


1005512


848849


 54,2


 45,8

1970 (по переписи

на 15 января)            


 2321149


1518799


802350


 65,4


 34,6

1979 (по переписи

на 17 января)            


 2477953


1765634


712319


 71,3


 28,7

1989 (по переписи

на 12 января)            


 2592910


1962266


630644


 75,7


 24,3

2002 (по переписи

на 9 октября)            


 2699223


2029785


669438


 75,2


 24,8


Со времени проведения переписи в 1989 году в Волгоградской области численность населения моложе трудоспособного возраста уменьшилась на 132,5 тыс. человек (5,8 процента), в трудоспособном возрасте - увеличилась на 159,3 тыс. (3,7 процента), старше трудоспособного возраста - увеличилась на 76,7 тыс. человек (2 процента) (таблица 2).

Таблица 2


       Возрастной состав населения Волгоградской области по данным переписи населения 2002 года


(человек)

 Муниципальные

 районы      

 Возраст                    

 Моложе

трудоспособного

Трудоспособный

 Старше

трудоспособного

Алексеевский     

 3473     

 10676     

 5040     

Быковский        

 6521     

 16509     

 5533     

Городищенский    

 11455     

 35856     

 9827     

Даниловский      

 3838     

 10261     

 5249     

Дубовский        

 5975     

 17766     

 7425     

Еланский         

 6389     

 20079     

 9736     

Жирновский       

 9291     

 26811     

 11455     

Иловлинский      

 7069     

 19602     

 7632     

Калачевский      

 11431     

 36391     

 14334     

Камышинский      

 9276     

 26179     

 9550     

Киквидзенский    

 3758     

 10532     

 4570     

Клетский         

 4173     

 11035     

 4330     

Котельниковский  

 7618     

 20961     

 8251     

Котовский        

 7756     

 21461     

 9107     

Кумылженский     

 4435     

 13014     

 6045     

Ленинский        

 6205     

 18603     

 6667     

Михайловский     

 4895     

 14159     

 6906     

Нехаевский       

 3363     

 9387     

 4904     

Николаевский     

 7815     

 19700     

 6762     

Новоаннинский    

 7549     

 23091     

 10936     

Новониколаевский

 5136     

 14159     

 6210     

Октябрьский      

 5136     

 13501     

 5698     

Ольховский       

 4150     

 10336     

 4684     

Палласовский     

 11769     

 28106     

 7463     

Руднянский       

 3774     

 9918     

 5478     

Светлоярский     

 8220     

 23419     

 7734     

Серафимовичский  

 2751     

 7899     

 2167     

Среднеахтубинский

 10292     

 32218     

 12781     

Старополтавский  

 5601     

 13292     

 4721     

Суровикинский    

 7650     

 22766     

 8528     

Урюпинский       

 5405     

 16167     

 9013     

Фроловский       

 3625     

 9409     

 3682     

Чернышковский    

 4030     

 10118     

 4178     

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»