РЕШЕНИЕ
от 30 января 2007 года N 1/1
О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА
Заслушав и обсудив информацию заместителя Главы Администрации Волгоградской области - председателя Комитета экономики Администрации Волгоградской области А.С. Плотникова о стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года, коллегия Администрации Волгоградской области решила:
1. Одобрить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года.
2. Комитету экономики Администрации Волгоградской области представить Главе Администрации Волгоградской области проект закона Волгоградской области о стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года для последующего внесения в Волгоградскую областную Думу в установленном порядке.
3. Контроль за исполнением решения возложить на заместителя Главы Администрации Волгоградской области - председателя Комитета экономики Администрации Волгоградской области А.С. Плотникова.
Председатель коллегии
Н.К.МАКСЮТА
Секретарь коллегии
А.А.ФЕДЮНИН
Одобрена
Решением
коллегии Администрации
Волгоградской области
от 30 января 2007 года N 1/1
Настоящая Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года (далее - Стратегия) должна выступить основой реализации эффективной политики Администрации Волгоградской области, направленной на достижение целей долгосрочного социально-экономического развития.
Стратегия сформулирована в соответствии с целями и задачами долгосрочных стратегий Российской Федерации, Южного федерального округа, а также близлежащих регионов: Астраханской, Ростовской, Саратовской областей, а также Республики Калмыкия. Стратегия составлена в соответствии с рекомендациями Министерства регионального развития Российской Федерации. При разработке Стратегии использованы материалы, характеризующие социально-экономическое положение Волгоградской области, материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области, Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа (ЮФО), ФЦП "Юг России", опыт разработки стратегий других регионов: Омской, Ростовской, Нижегородской, Астраханской и др. областей.
Представленная Стратегия долгосрочного развития включает в себя три основных блока: демографическая и социальная политика, экономический потенциал, экологическая обстановка (см. рис. 1).
┌══════════════════════════════‰
┌═════┤ Демографическая и социальная │
│ │ политика │
┌═══════════════════‰ │ └══════════════════════════════…
│ │ │
│ │ │ ┌══════════════════════════════‰
│ Стратегия ├═══════┼═════┤ Экономический потенциал │
│ │ │ │ │
│ │ │ └══════════════════════════════…
│ │ │
└═══════════════════… │ ┌══════════════════════════════‰
└═════┤ Экологическая обстановка │
│ │
└══════════════════════════════…
Первый блок включает в себя анализ демографической ситуации, естественного прироста населения, миграционных тенденций, систему расселения, опорный каркас системы расселения, человеческих ресурсов и рынка труда; уровня жизни населения, развития здравоохранения и образования.
Второй блок содержит анализ развития промышленного производства, производства и передачи электроэнергии, агропромышленного комплекса, инновационного потенциала области, инвестиционной деятельности, транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуры.
Третий блок включает в себя анализ уровня загрязнения окружающей среды и его воздействие на здоровье населения; оценку рационального использования природных ресурсов.
По этим основным блокам, составляющим основу долгосрочного социально-экономического развития Волгоградской области, строятся сценарии, а также определяются основные приоритетные направления развития. По этим блокам также формируются индикаторы развития, позволяющие измерить возможные результаты реализации Стратегии, а также ожидаемые результаты.
1.2. Структура Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года
Структура Стратегии формируется на основании концепции, опыта разработки стратегий других регионов, рекомендаций Министерства регионального развития Российской Федерации. Как показано на рис. 2, в структуру Стратегии входят цели и задачи, анализ внешних условий и стратегических региональных тенденций, возможности и угрозы, ключевые сценарии и индикаторы развития, приоритетные направления развития и механизмы реализации. Структура обеспечивает логическую взаимосвязь аналитического блока и блока основных направлений и мероприятий. Основные направления аналитического блока отражаются в сценариях развития и определении приоритетных направлений.
┌═════════════‰
│Цели и задачи│
└══════┬══════…
┌═══════════════════┴═════════════════════‰
┌════┴══════‰ ┌═══════┴════════‰
│ Анализ │ │ Анализ │
│ внешних │ │ стратегических │
│ условий │ │ региональных │
│ │ │ тенденций │
└════┬══════… └═══════┬════════…
└═══════════════════┬═════════════════════…
┌═════════════════════════════┼══════════════════════════════════‰
│ ┌═══════════════════┴═════════════════════‰ │
│ ┌════┴══════‰ ┌═════════════‰ ┌═══════┴════════‰ │
│ │Возможности│ │ Ключевые │ │ Индикаторы │ │
│ │ и угрозы │ │ сценарии │ │стратегического │ │
│ │ │ │ │ │ развития │ │
│ └════┬══════… └══════┬══════… └══════┬═════════… │
│ └═══════════════════┼════════════════════… │
│ ┌════════════┴═════════════‰ │
│ │ Приоритетные направления │ │
│ │ стратегического развития │ │
│ └════════════┬═════════════… │
│ │ Ядро стратегии │
└═════════════════════════════┼══════════════════════════════════…
┌════════════┴═════════════‰
│ Механизмы реализации │
│ стратегии │
└══════════════════════════…
Главной целью Стратегии является создание условий для увеличения продолжительности жизни людей, прироста населения за счет повышения его благосостояния, уменьшения бедности (рост денежных доходов населения, сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума) на основе динамичного и устойчивого экономического роста.
Достижение данной цели возможно посредством решения следующих задач:
улучшение демографической ситуации, преодоление тенденции депопуляции населения, рост уровня рождаемости и снижение уровня смертности;
повышение уровня жизни населения, увеличение доходов, развитие социальной инфраструктуры, улучшение социального обеспечения, здравоохранения и образования, обеспечение населения доступным жильем (реализация соответствующих приоритетных национальных проектов);
увеличение экономического потенциала области, развитие промышленного производства, повышение его эффективности за счет конкурентоспособности и обеспечения экономического роста; развитие агропромышленного и строительного комплексов;
развитие энергетики, обеспечение энергетической безопасности региона;
расширение транспортной инфраструктуры: строительство крупных объектов и дорог с твердым покрытием;
снижение уровня загрязнения окружающей среды, обеспечение экологической безопасности региона.
Демографическая ситуация. Численность населения Волгоградской области по переписи (на 9 октября 2002 г.) составила 2699,2 тыс. человек. Численность населения по наиболее крупным городам области: Волгоград - 1044356 человек; Волжский - 324224 человека; Камышин - 127891 человек; Михайловка - 60034 человека; Урюпинск - 41960 человек; Фролово - 41132 человека. Численность населения области в трудоспособном возрасте (мужчины 16 - 59 лет, женщины 16 - 54 лет) составила 1620,8 тыс. человек (или 60 процентов общей численности населения), моложе трудоспособного - 473 тыс. человек (17,5 процента), старше трудоспособного возраста - 605,4 тыс. человек (22,4 процента). Общий процент численности мужского населения незначительно колеблется по годам - около 46,6 - 46,5 процента. При этом доля мужчин составляет примерно половину в молодой и средней возрастных группах, а в старшей группе она снижается до 27,3 процента в 1989 году и 32,3 процента в 2002 году.
Распределение населения по муниципальным образованиям области позволяет произвести группировку по численности и выделить три группы районов: с численностью населения (а) более 40 тысяч человек, (б) - от 20 до 40 тысяч человек, (в) - менее 20 тысяч человек.
В первую группу (а) попадают следующие районы: Калачевский, Городищенский, Среднеахтубинский, Жирновский, Палласовский, Камышинский, Новоаннинский.
Ко второй группе (б) относятся Светлоярский, Суровикинский, Котовский, Котельниковский, Еланский, Иловлинский, Николаевский, Ленинский, Дубовский, Урюпинский, Быковский, Серафимовичский, Михайловский, Новониколаевский, Октябрьский, Старополтавский, Кумылженский муниципальные районы.
В третью группу (в) включаются муниципальные районы: Клетский, Даниловский, Алексеевский, Ольховский, Руднянский, Киквидзенский, Чернышковский, Нехаевский, Фроловский. Во всех районах области число женщин превышает количество мужчин в среднем на 5,7 процента. Максимальное количество населения проживает в Калачевском районе, минимальное - во Фроловском.
Данные переписей населения с 1959 по 2002 годы (таблица 1) позволяют отметить:
1. Общая численность населения Волгоградской области за 43 года увеличилась на 844862 человека, что составляет ежегодный прирост народонаселения на 19648 человек в среднем.
2. Отмечается снижение сельского (-179411) и рост городского (+1024273) населения.
Изменение численности населения Волгоградской области
Годы | Городское и сельское население, человек | в том числе | В общей численности населения, процентов | ||
город- ское насе- ление | сель- ское насе- ление | город- ское насе- ление | сель- ское насе- ление | ||
1959 (по переписи на 15 января) | 1854361 | 1005512 | 848849 | 54,2 | 45,8 |
1970 (по переписи на 15 января) | 2321149 | 1518799 | 802350 | 65,4 | 34,6 |
1979 (по переписи на 17 января) | 2477953 | 1765634 | 712319 | 71,3 | 28,7 |
1989 (по переписи на 12 января) | 2592910 | 1962266 | 630644 | 75,7 | 24,3 |
2002 (по переписи на 9 октября) | 2699223 | 2029785 | 669438 | 75,2 | 24,8 |
Со времени проведения переписи в 1989 году в Волгоградской области численность населения моложе трудоспособного возраста уменьшилась на 132,5 тыс. человек (5,8 процента), в трудоспособном возрасте - увеличилась на 159,3 тыс. (3,7 процента), старше трудоспособного возраста - увеличилась на 76,7 тыс. человек (2 процента) (таблица 2).
Возрастной состав населения Волгоградской области по данным переписи населения 2002 года
(человек)
Муниципальные районы | Возраст | ||
Моложе трудоспособного | Трудоспособный | Старше трудоспособного | |
Алексеевский | 3473 | 10676 | 5040 |
Быковский | 6521 | 16509 | 5533 |
Городищенский | 11455 | 35856 | 9827 |
Даниловский | 3838 | 10261 | 5249 |
Дубовский | 5975 | 17766 | 7425 |
Еланский | 6389 | 20079 | 9736 |
Жирновский | 9291 | 26811 | 11455 |
Иловлинский | 7069 | 19602 | 7632 |
Калачевский | 11431 | 36391 | 14334 |
Камышинский | 9276 | 26179 | 9550 |
Киквидзенский | 3758 | 10532 | 4570 |
Клетский | 4173 | 11035 | 4330 |
Котельниковский | 7618 | 20961 | 8251 |
Котовский | 7756 | 21461 | 9107 |
Кумылженский | 4435 | 13014 | 6045 |
Ленинский | 6205 | 18603 | 6667 |
Михайловский | 4895 | 14159 | 6906 |
Нехаевский | 3363 | 9387 | 4904 |
Николаевский | 7815 | 19700 | 6762 |
Новоаннинский | 7549 | 23091 | 10936 |
Новониколаевский | 5136 | 14159 | 6210 |
Октябрьский | 5136 | 13501 | 5698 |
Ольховский | 4150 | 10336 | 4684 |
Палласовский | 11769 | 28106 | 7463 |
Руднянский | 3774 | 9918 | 5478 |
Светлоярский | 8220 | 23419 | 7734 |
Серафимовичский | 2751 | 7899 | 2167 |
Среднеахтубинский | 10292 | 32218 | 12781 |
Старополтавский | 5601 | 13292 | 4721 |
Суровикинский | 7650 | 22766 | 8528 |
Урюпинский | 5405 | 16167 | 9013 |
Фроловский | 3625 | 9409 | 3682 |
Чернышковский | 4030 | 10118 | 4178 |