Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 января 2010 года N 4

О республиканской целевой программе "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах на 2010-2013 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики
от 25 апреля 2014 года N 106
____________________________________________________________________

В целях предотвращения разрушений зданий и сооружений от возможных землетрясений и достижения приемлемого уровня сейсмической безопасности населения Правительство Карачаево-Черкесской Республики


ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить республиканскую целевую программу "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах на 2010 - 2013 годы" (далее - Программа) согласно приложению.

2. Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики ежегодно предусматривать выделение бюджетных средств на реализацию указанной Программы.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики разработать соответствующие программы.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего вопросы строительства.

Председатель Правительства

Карачаево-Черкесской Республики В.Г. Кайшев

Приложение
к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики
от 20.01.2010 N 4

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах на 2010 - 2013 годы" г.Черкесск П А С П О Р Т


республиканской целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах на 2010 - 2013 годы"

Наименование
 Программы

-

республиканская целевая программа "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах на 2010 - 2013 годы"

Основание для принятия решения о разработке Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.08.2008 N 1197-р

Государственный
 заказчик Программы

-

Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики

Разработчик
 Программы

-

Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики

Цели Программы

-

Создание условий для устойчивого функционирования основных объектов жилищного фонда и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Карачаево-Черкесской Республики;

достижение приемлемого уровня сейсмической безопасности в Карачаево-Черкесской Республике;

уменьшение возможного экономического и экологического ущерба от сейсмических воздействий

Задачи Программы

-

Реализация подготовительных организационных мероприятий и совершенствование нормативно-правовой базы для обеспечения скоординированного подхода к выполнению работ по сейсмоусилению объектов, имеющих дефицит сейсмостойкости;

сейсмоусиление существующих жилых домов, объектов образования и здравоохранения;

создание условий и эффективных механизмов, обеспечивающих необходимый уровень сейсмической безопасности при строительстве на сейсмоопасной территории

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

Размер предотвращенного ущерба от возможного разрушения основных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений;

снижение уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений

Сроки реализации
 Программы

-

2010 - 2015 годы
 В ред. постановления Правительства КЧР от 03.04.2013 N 92 RU 09000201300088

Объемы и источники финансирования
 Программы

-

Прогнозируемый объем финансирования мероприятий Программы (в ценах соответствующих лет) составляет 622 074,3 тыс. рублей, в том числе:
 В ред. постановления Правительства КЧР от 03.04.2013 N 92 RU 09000201300088

за счет средств федерального бюджета - 446 575, 0 тыс. рублей;

 В ред. постановления Правительства КЧР от 03.04.2013 N 92 RU 09000201300088

за счет средств республиканского бюджета - 155 349,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств муниципальных бюджетов – 7650, 0 тыс. рублей;

 В ред. постановления Правительства КЧР от 03.04.2013 N 92 RU 09000201300088

за счет внебюджетных источников - 20 150,0 тыс.  рублей
 В ред. постановления Правительства КЧР от 03.04.2013 N 92 RU 09000201300088

Ожидаемые конечные результаты реализации
 Программы и показатели ее социально-эконо-мической эффективности

-

Снижение социального, экономического и экологического риска в сейсмических районах Российской Федерации;

уменьшение потерь населения от разрушительных землетрясений;

создание условий для функционирования систем жизнеобеспечения при наступлении сейсмических событий и ликвидации их последствий;

уменьшение ущерба, наносимого зданиям и сооружениям в результате землетрясений

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Повышение устойчивости основных объектов и систем жизнеобеспечения, а также минимизация потерь от землетрясений в регионах с высоким уровнем сейсмических рисков являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

С целью уточнения сейсмической опасности территории Российской Федерации Российской академией наук в 1991 - 1997 годах были разработаны и дополнены карты общего сейсмического районирования (ОСР-97) с использованием усовершенствованных методов и технологий прогнозирования сейсмической опасности.

Как показали результаты общего сейсмического районирования, сейсмическая опасность на территории Карачаево-Черкесской Республики оказалась более значительной, чем это представлялось прежде. В соответствии с новыми картами сейсмическая опасность на территории республики была уточнена и оказалась выше на 1 - 2 и даже 3 балла, то есть уровень сейсмического риска значительно повысился в сравнении с прежними расчетными величинами.

Вместе с тем, застройка районов Карачаево-Черкесской Республики много лет велась без учета такого уровня сейсмической активности. Здания и сооружения, построенные до уточнения величины сейсмической опасности, имеют значительный дефицит сейсмостойкости, их разрушение в результате землетрясений может привести к огромным людским и материальным потерям.

По экспертным оценкам имеют дефицит сейсмостойкости и могут представлять источник опасности при сейсмических воздействиях до 50 процентов объектов жилого, общественного, производственного назначения и коммунальной сферы.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют комплекс мер по повышению достоверности и точности прогноза сейсмических событий, соблюдению требований сейсмостойкого строительства и реализации неотложных мероприятий по обеспечению сейсмической безопасности.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий осуществляют меры по сейсмоусилению существующих объектов, мероприятия по сейсмическому районированию территорий, обследование жилых домов и объектов инфраструктуры, а также выполнение региональных и муниципальных целевых программ. Вместе с тем, указанные работы не скоординированы должным образом и не всегда обеспечиваются необходимыми материальными ресурсами.

В период 2002 - 2006 годов осуществлялась реализация федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002 – 2010 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2001 N 690, однако ее потенциал не был реализован в полной мере.

Недостаточная результативность программы была обусловлена следующими причинами:

нечеткость целей программы;

фокусировка на узком спектре социальных объектов, не обеспечивавшем общего снижения возникающих при сейсмических проявлениях потерь и угроз жизни и здоровью людей, а также функционирования основных объектов и систем жизнеобеспечения;

отсутствие скоординированного подхода и взаимной ответственности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий программы;

недостаточность ресурсов для достижения целей программы.

В связи с неэффективностью программы распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 1546-р ее реализация была завершена.

При реализации республиканской целевой программы "Повышение устойчивости основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах на 2010 - 2013 годы" (далее – Программа) необходимо:

четко следовать установленным целям и задачам для достижения ожидаемых конечных результатов реализации Программы и показателей ее социально-экономической эффективности;

применять системный подход к планированию и выполнению мероприятий Программы с учетом определенных приоритетов и необходимости решения первоочередных задач;

обеспечивать эффективное взаимодействие и координацию федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики и исполнителей Программы;

привлекать средства на реализацию мероприятий Программы в установленных объемах за счет средств бюджетов различных уровней и внебюджетных средств.

Приоритетными направлениями деятельности в области обеспечения сейсмической безопасности в ближайшей и среднесрочной перспективе определены:

минимизация потерь вследствие разрушительных землетрясений (включая погибших и пострадавших граждан, а также ущерб, наносимый зданиям и сооружениям);

создание необходимых условий для бесперебойного функционирования основных объектов и систем жизнеобеспечения в периоды сейсмических событий и ликвидации их последствий.

ОБОСНОВАНИЕ соответствия целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики


Защита населения от чрезвычайных ситуаций является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития страны. Необходимость реализации Программы в рамках указанного направления определена положениями, содержащимися в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 июня 2008 года.

Сложившаяся ситуация с сейсмической безопасностью в Карачаево-Черкесской Республике требует применения комплексного подхода, реализации системы мер, направленных на повышение устойчивости объектов, ее координации на федеральном уровне.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

создание условий для устойчивого функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Карачаево-Черкесской Республики;

достижение приемлемого уровня сейсмической безопасности на территориях сейсмических районов Карачаево-Черкесской Республики;

уменьшение возможного экономического и экологического ущерба от сейсмических воздействий.

Эти цели отвечают общенациональной системе целей и задач в сфере обеспечения условий безопасного развития и снижения рисков воздействия опасных природных явлений на социально-экономическое развитие страны.

Ключевые мероприятия Программы ориентированы на повышение сейсмической устойчивости объектов образования и здравоохранения.

ОБОСНОВАНИЕ необходимости программного решения проблемы повышения устойчивости основных объектов и систем жизнеобеспечения на федеральном уровне


Необходимый уровень сейсмической безопасности не может быть обеспечен только в рамках основной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и собственников различных объектов. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества.

Минимизация потерь, возникающих вследствие землетрясений, повышение безопасности населения посредством усиления недостаточно сейсмостойких конструкций, а также создание необходимых условий для бесперебойного функционирования основных объектов и систем жизнеобеспечения требуют разработки единой системы мер и ее адаптации к конкретным условиям сейсмоопасных территорий Карачаево-Черкесской Республики, в отношении которых будут осуществлены мероприятия Программы.

По своему целевому назначению мероприятия Программы направлены на повышение уровня сейсмической безопасности, устойчивое функционирование жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения, мест массового пребывания населения, в том числе общественного назначения, зданий и сооружений, в которых предполагается размещение пострадавшего населения.

Указанные значимые и многофункциональные объекты в период ликвидации последствий землетрясений входят в сферу интересов и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Мероприятия по сейсмоусилению таких объектов требуют скоординированных действий, максимальная результативность которых может быть обеспечена только с использованием программно-целевого метода на федеральном уровне.

Основными недостатками и издержками подхода к решению проблемы на основе исключительной ответственности собственника по обеспечению сейсмической устойчивости зданий и сооружений без использования государственной поддержки и программно-целевого метода являются:

отсутствие комплексного системного подхода к управлению сейсмическими рисками;

невозможность достижения приемлемого уровня сейсмической устойчивости систем жизнеобеспечения в целом путем реализации мер по сейсмоусилению отдельных объектов;

недостаточная гибкость основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения этих целей.

Отказ от использования программно-целевого метода негативно скажется на общем уровне обеспечения безопасности населения, не позволит существенно сократить ущерб для жизненно важных объектов экономики и инфраструктуры, а также обеспечить максимально высокий уровень защищенности основных объектов и систем жизнеобеспечения.

Без использования программно-целевого метода результаты научных исследований по таким важным направлениям, как управление сейсмическими рисками, информационное обеспечение решения проблем сейсмической безопасности территорий и объектов, а также развитие и совершенствование системы мониторинга сейсмической уязвимости существующей застройки, сейсмического риска территорий и прогнозирования возможных социально-экономических и экологических последствий сильных землетрясений не будут обеспечены механизмами для их прикладного применения.

С учетом комплексного и межведомственного характера проблемы повышения устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения, а также достижения приемлемого уровня сейсмической безопасности отказ от использования программно-целевого метода может привести к увеличению сроков достижения требуемых результатов в 2 - 3 раза, а затрат - в 3 – 5 раз.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»