ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2010 года N 4
О республиканской целевой программе "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах на 2010-2013 годы"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики
от 25 апреля 2014 года N 106
____________________________________________________________________
В целях предотвращения разрушений зданий и сооружений от возможных землетрясений и достижения приемлемого уровня сейсмической безопасности населения Правительство Карачаево-Черкесской Республики
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить республиканскую целевую программу "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах на 2010 - 2013 годы" (далее - Программа) согласно приложению.
2. Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики ежегодно предусматривать выделение бюджетных средств на реализацию указанной Программы.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики разработать соответствующие программы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего вопросы строительства.
Председатель Правительства
Карачаево-Черкесской Республики В.Г. Кайшев
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах на 2010 - 2013 годы" г.Черкесск П А С П О Р Т
республиканской целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах на 2010 - 2013 годы"
Наименование | - | республиканская целевая программа "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах на 2010 - 2013 годы" |
Основание для принятия решения о разработке Программы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.08.2008 N 1197-р |
Государственный | - | Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики |
Разработчик | - | Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики |
Цели Программы | - | Создание условий для устойчивого функционирования основных объектов жилищного фонда и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Карачаево-Черкесской Республики; |
достижение приемлемого уровня сейсмической безопасности в Карачаево-Черкесской Республике; | ||
уменьшение возможного экономического и экологического ущерба от сейсмических воздействий | ||
Задачи Программы | - | Реализация подготовительных организационных мероприятий и совершенствование нормативно-правовой базы для обеспечения скоординированного подхода к выполнению работ по сейсмоусилению объектов, имеющих дефицит сейсмостойкости; |
сейсмоусиление существующих жилых домов, объектов образования и здравоохранения; | ||
создание условий и эффективных механизмов, обеспечивающих необходимый уровень сейсмической безопасности при строительстве на сейсмоопасной территории | ||
Целевые индикаторы и показатели Программы | - | Размер предотвращенного ущерба от возможного разрушения основных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений; |
снижение уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений | ||
Сроки реализации | - | 2010 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования | - | Прогнозируемый объем финансирования мероприятий Программы (в ценах соответствующих лет) составляет 622 074,3 тыс. рублей, в том числе: |
за счет средств федерального бюджета - 446 575, 0 тыс. рублей; | ||
за счет средств республиканского бюджета - 155 349,3 тыс. рублей, в том числе за счет средств муниципальных бюджетов – 7650, 0 тыс. рублей; | ||
за счет внебюджетных источников - 20 150,0 тыс. рублей | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации | - | Снижение социального, экономического и экологического риска в сейсмических районах Российской Федерации; |
уменьшение потерь населения от разрушительных землетрясений; | ||
создание условий для функционирования систем жизнеобеспечения при наступлении сейсмических событий и ликвидации их последствий; | ||
уменьшение ущерба, наносимого зданиям и сооружениям в результате землетрясений |
Повышение устойчивости основных объектов и систем жизнеобеспечения, а также минимизация потерь от землетрясений в регионах с высоким уровнем сейсмических рисков являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
С целью уточнения сейсмической опасности территории Российской Федерации Российской академией наук в 1991 - 1997 годах были разработаны и дополнены карты общего сейсмического районирования (ОСР-97) с использованием усовершенствованных методов и технологий прогнозирования сейсмической опасности.
Как показали результаты общего сейсмического районирования, сейсмическая опасность на территории Карачаево-Черкесской Республики оказалась более значительной, чем это представлялось прежде. В соответствии с новыми картами сейсмическая опасность на территории республики была уточнена и оказалась выше на 1 - 2 и даже 3 балла, то есть уровень сейсмического риска значительно повысился в сравнении с прежними расчетными величинами.
Вместе с тем, застройка районов Карачаево-Черкесской Республики много лет велась без учета такого уровня сейсмической активности. Здания и сооружения, построенные до уточнения величины сейсмической опасности, имеют значительный дефицит сейсмостойкости, их разрушение в результате землетрясений может привести к огромным людским и материальным потерям.
По экспертным оценкам имеют дефицит сейсмостойкости и могут представлять источник опасности при сейсмических воздействиях до 50 процентов объектов жилого, общественного, производственного назначения и коммунальной сферы.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют комплекс мер по повышению достоверности и точности прогноза сейсмических событий, соблюдению требований сейсмостойкого строительства и реализации неотложных мероприятий по обеспечению сейсмической безопасности.
Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в рамках своих полномочий осуществляют меры по сейсмоусилению существующих объектов, мероприятия по сейсмическому районированию территорий, обследование жилых домов и объектов инфраструктуры, а также выполнение региональных и муниципальных целевых программ. Вместе с тем, указанные работы не скоординированы должным образом и не всегда обеспечиваются необходимыми материальными ресурсами.
В период 2002 - 2006 годов осуществлялась реализация федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002 – 2010 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2001 N 690, однако ее потенциал не был реализован в полной мере.
Недостаточная результативность программы была обусловлена следующими причинами:
нечеткость целей программы;
фокусировка на узком спектре социальных объектов, не обеспечивавшем общего снижения возникающих при сейсмических проявлениях потерь и угроз жизни и здоровью людей, а также функционирования основных объектов и систем жизнеобеспечения;
отсутствие скоординированного подхода и взаимной ответственности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий программы;
недостаточность ресурсов для достижения целей программы.
В связи с неэффективностью программы распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 1546-р ее реализация была завершена.
При реализации республиканской целевой программы "Повышение устойчивости основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах на 2010 - 2013 годы" (далее – Программа) необходимо:
четко следовать установленным целям и задачам для достижения ожидаемых конечных результатов реализации Программы и показателей ее социально-экономической эффективности;
применять системный подход к планированию и выполнению мероприятий Программы с учетом определенных приоритетов и необходимости решения первоочередных задач;
обеспечивать эффективное взаимодействие и координацию федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики и исполнителей Программы;
привлекать средства на реализацию мероприятий Программы в установленных объемах за счет средств бюджетов различных уровней и внебюджетных средств.
Приоритетными направлениями деятельности в области обеспечения сейсмической безопасности в ближайшей и среднесрочной перспективе определены:
минимизация потерь вследствие разрушительных землетрясений (включая погибших и пострадавших граждан, а также ущерб, наносимый зданиям и сооружениям);
создание необходимых условий для бесперебойного функционирования основных объектов и систем жизнеобеспечения в периоды сейсмических событий и ликвидации их последствий.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития страны. Необходимость реализации Программы в рамках указанного направления определена положениями, содержащимися в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 июня 2008 года.
Сложившаяся ситуация с сейсмической безопасностью в Карачаево-Черкесской Республике требует применения комплексного подхода, реализации системы мер, направленных на повышение устойчивости объектов, ее координации на федеральном уровне.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
создание условий для устойчивого функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Карачаево-Черкесской Республики;
достижение приемлемого уровня сейсмической безопасности на территориях сейсмических районов Карачаево-Черкесской Республики;
уменьшение возможного экономического и экологического ущерба от сейсмических воздействий.
Эти цели отвечают общенациональной системе целей и задач в сфере обеспечения условий безопасного развития и снижения рисков воздействия опасных природных явлений на социально-экономическое развитие страны.
Ключевые мероприятия Программы ориентированы на повышение сейсмической устойчивости объектов образования и здравоохранения.
Необходимый уровень сейсмической безопасности не может быть обеспечен только в рамках основной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и собственников различных объектов. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества.
Минимизация потерь, возникающих вследствие землетрясений, повышение безопасности населения посредством усиления недостаточно сейсмостойких конструкций, а также создание необходимых условий для бесперебойного функционирования основных объектов и систем жизнеобеспечения требуют разработки единой системы мер и ее адаптации к конкретным условиям сейсмоопасных территорий Карачаево-Черкесской Республики, в отношении которых будут осуществлены мероприятия Программы.
По своему целевому назначению мероприятия Программы направлены на повышение уровня сейсмической безопасности, устойчивое функционирование жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения, мест массового пребывания населения, в том числе общественного назначения, зданий и сооружений, в которых предполагается размещение пострадавшего населения.
Указанные значимые и многофункциональные объекты в период ликвидации последствий землетрясений входят в сферу интересов и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Мероприятия по сейсмоусилению таких объектов требуют скоординированных действий, максимальная результативность которых может быть обеспечена только с использованием программно-целевого метода на федеральном уровне.
Основными недостатками и издержками подхода к решению проблемы на основе исключительной ответственности собственника по обеспечению сейсмической устойчивости зданий и сооружений без использования государственной поддержки и программно-целевого метода являются:
отсутствие комплексного системного подхода к управлению сейсмическими рисками;
невозможность достижения приемлемого уровня сейсмической устойчивости систем жизнеобеспечения в целом путем реализации мер по сейсмоусилению отдельных объектов;
недостаточная гибкость основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения этих целей.
Отказ от использования программно-целевого метода негативно скажется на общем уровне обеспечения безопасности населения, не позволит существенно сократить ущерб для жизненно важных объектов экономики и инфраструктуры, а также обеспечить максимально высокий уровень защищенности основных объектов и систем жизнеобеспечения.
Без использования программно-целевого метода результаты научных исследований по таким важным направлениям, как управление сейсмическими рисками, информационное обеспечение решения проблем сейсмической безопасности территорий и объектов, а также развитие и совершенствование системы мониторинга сейсмической уязвимости существующей застройки, сейсмического риска территорий и прогнозирования возможных социально-экономических и экологических последствий сильных землетрясений не будут обеспечены механизмами для их прикладного применения.
С учетом комплексного и межведомственного характера проблемы повышения устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения, а также достижения приемлемого уровня сейсмической безопасности отказ от использования программно-целевого метода может привести к увеличению сроков достижения требуемых результатов в 2 - 3 раза, а затрат - в 3 – 5 раз.