Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2011 года N 480

О республиканской программе "Развитие потребительского рынка и услуг Карачаево-Черкесской Республики на 2012-2015 годы"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики
от 25 апреля 2014 года N 106
____________________________________________________________________

Изменения:

Постановления Правительства КЧР от 01.03.2012 N 93 RU 09000201200106

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" Правительство Карачаево-Черкесской Республики

П О С Т А Н О В Л Я Е Т:

1. Утвердить республиканскую программу "Развитие потребительского рынка и услуг Карачаево-Черкесской Республики на 2012-2015 годы" (далее - Программа).

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего финансово-экономические вопросы.

Председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики

И.И. Кябишев


Приложение к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 14.12.2011 N 480



Республиканская программа "Развитие потребительского рынка Карачаево-Черкесской Республики на 2012-2015 годы" г.Черкесск 2011 год П А С П О Р Т республиканской программы "Развитие потребительского рынка


Карачаево-Черкесской Республики на 2012-2015 годы"

Наименование Программы

Развитие потребительского рынка и услуг Карачаево-Черкесской Республики на 2012-2015 годы

Государственный заказчик Программы

Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики

Основание для разработки Программы

1. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". 2. Приказ Минпромторга России N 637 от 28.07.2010 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли". 3. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015 годы и на период до 2020 года. 4. Республиканская целевая программа "Юг России (2009-2012 годы)"

Основной разработчик Программы

Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики

Цель Программы

Формирование добросовестной конкуренции как основы повышения качества жизни населения республики, повышения инвестиционной привлекательности, обеспечение бесперебойного и своевременного обеспечения потребностей населения в безопасных и качественных товарах и услугах, эффективного функционирования предприятий потребительского рынка на территории Карачаево-Черкесской Республики, увеличение поступлений в бюджеты различных уровней власти от сферы торговли и услуг

Задачи Программы

Государственная координация и правовое  регулирование потребительского рынка и услуг; формирование современной инфраструктуры розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; создание и поддержание условий для равной, добросовестной конкуренции; развитие социального сектора потребительского рынка, ориентированного на население с низким уровнем дохода; повышение ценовой доступности товаров и услуг; формирование республиканской оптовой сети как многоуровневой и территориально развитой системы товародвижения, сориентированной на местных товаропроизводителей; защита прав потребителей, совершенствование системы контроля качества и безопасности товаров и услуг; разработка комплекса мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке работников потребительского рынка и сферы услуг

Сроки реализации и этапы Программы

2012-2015 годы

Исполнители Программы

Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики (далее - Минэкономразвития КЧР); Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (далее - Минсельхоз КЧР); Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики; Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики; Министерство Карачаево-Черкесской Республики по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати; территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) (по согласованию); СПО "Кооператор" (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию); Управление Федеральной антимонопольной службы по КЧР (по согласованию)

Ресурсное обеспечение Программы

Общий объем финансирования мероприятий Программы составит 5868,4 млн.рублей за счет внебюджетных источников (средств юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей), в том числе по годам: в 2012 году - 1123,1 млн.рублей в 2013 году - 1865,2 млн.рублей в 2014 году - 1322,4 млн.рублей в 2015 году - 1557,7 млн.рублей

Оценка социально-экономической эффективности Программы и целевые индикаторы

Оборот розничной торговли; индекс физического оборота розничной торговли; оборот общественного питания; индекс физического оборота общественного питания; бытовые услуги; индекс физического оборота бытовых услуг; обеспеченность населения площадью торговых объектов на 1000 жителей: торговая площадь; число посадочных мест в предприятиях общественного питания; число рабочих мест в предприятиях бытового обслуживания; доля налоговых поступлений по видам экономической деятельности "оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования"

Система управления реализацией Программы

Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляет государственный заказчик в порядке, установленном постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 25.12.2008 N 495 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации долгосрочных республиканских целевых программ"



1. Содержание проблемы и обоснование необходимости

ее решения программно-целевыми методами

Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма, поэтому создание условий эффективного развития потребительского рынка, совершенствование механизма его регулирования являются одной из важнейших составляющих экономической политики Карачаево-Черкесской Республики.

Уровень развития предприятий потребительского рынка и услуг оказывает влияние на конечные цены для потребителей и потребительскую инфляцию, наличие достаточного количества площадей разнообразных форматов, обеспечивает географическую доступность товаров для населения. Разнообразие предприятий потребительского рынка также позволяет обеспечить необходимое разнообразие ассортиментных позиций, учитывать интересы и запросы широких групп населения, представителей малых народностей, религиозных конфессий. Кроме того, развитая сфера потребительского рынка стимулирует рост занятости и самозанятости, что особенно актуально для малых и нересурсных регионов Российской Федерации. Таким образом, степень развития потребительского рынка может выступать в качестве индикатора, отражающего качество жизни в регионе и отдельном населенном пункте.

В последние годы в Карачаево-Черкесской Республике наблюдалась положительная динамика развития потребительского рынка, поэтому современный потребительский рынок республики характеризуется высокой насыщенностью. В настоящее время инфраструктура потребительского рынка представлена достаточно разветвленной сетью предприятий. В республике функционирует свыше 2700 тыс. стационарных торговых точек торговой площадью около 160 тыс. квадратных метров, 223 - бытового обслуживания, 511- общественного питания. Также функционирует 27 розничных рынков на 9,42 тыс. торговых мест, из них универсальных рынков - 13, специализированных рынков - 9, сельскохозяйственных рынков - 5. Сегодня в Карачаево-Черкесской Республике работают 8 федеральных торговых розничных сетей, которые открыли свыше 35 магазинов. В сфере торговли занято более 15 тыс. человек, что составляет 16% от всего трудоспособного населения республики.

В целом можно отметить, что в республике имеет место как конкуренция между продавцами на соответствующих рынках товаров и услуг, так и между форматами предприятий потребительского рынка.

Несмотря на значительный рост развития, в данной отрасли сохраняется ряд проблем, решение которых возможно только в долгосрочном периоде. Так, основные проблемы связаны с неразвитостью инфраструктуры предприятий потребительского рынка и инфраструктуры в сельской местности (в том числе транспортной), товарно-логистических цепочек, оптового звена, непроработанностью нормативно-правовой базы и отсутствием эффективных управленческих решений в государственном и муниципальном управлении и др. Кроме того, не в полной мере используется рекреационный и туристический потенциал республики. Развитие туристической отрасли должно идти параллельно с развитием сферы потребительского рынка и услуг, поскольку эти отрасли также обеспечивают вклад в повышение комфортности пребывания туристов на территории Карачаево-Черкесской Республики.

Также актуальной является проблема обеспечения качества и безопасности товаров и услуг в розничном звене – на рынках и в мелкорозничной торговле, в оптовом звене – при хранении продовольствия в так называемых неприспособленных помещениях (цеха и склады промышленных предприятий, нежилые помещения, гаражи и т.д.). Существование этого канала, тесно связанного с рынками, выводит из системы государственного контроля качества и налогового контроля значительные объемы продовольственных товаров, а также остро стоит вопрос улучшения материально-технической базы организаций потребительского рынка.

Существующие проблемы замедляют динамику роста инвестиций в развитие потребительского рынка и сферы услуг, что выражается в низком качестве розничного предложения (набор потребительских характеристик объекта торговли: цена, широта ассортимента, качество продуктов, уровень сервиса, планировка и местоположение магазина, наличие специализированных прилавков, уровень чистоты, наличие парковки, часы работы магазина и пр.), особенно в отдаленных населенных пунктах сельской местности.

Значительным барьером в развитии торговли в Карачаево-Черкесской Республике является неразвитость коммунальной, энергетической, транспортной инфраструктуры, а также отсутствие документов территориального планирования и планирования размещения торговых объектов с учетом потребностей населения, национальными и культурными особенностями, необходимости сохранения исторического облика и поддержания эстетической привлекательности населенных пунктов (что особенно актуально для Карачаево-Черкесской Республики как одного из туристических центров Северного Кавказа).

В связи с удаленностью и труднодоступностью отдельных населенных пунктов актуальной является проблема их обеспечения объектами торговли. Удаленные каналы торговли являются успешной альтернативой традиционным розничным точкам на удаленных и мало привлекательных для торгового бизнеса территориях. Кроме того, преимуществом удаленных каналов торговли является отсутствие необходимости поддерживать дорогостоящее торговое оборудование, содержать значительный персонал торгового зала, платить арендную плату в большом количестве за небольшие торговые точки. В связи с этим цены в таких каналах зачастую ниже, чем в "физических" магазинах. Однако, в Карачаево-Черкесской Республике удаленные каналы торговли практически не развиты, что сказывается на географической доступности товаров для населения республики.

Также необходимо отметить, что в сфере торговли в Карачаево-Черкесской Республике наблюдается недостаток квалифицированных кадров. Незначительная доля выпускников соответствующих вузов и средних профессиональных учебных заведений работает и намерена работать по специальности. Данная проблема вызвана непрестижностью профессии, низкими заработными платами. Вместе с тем, отсутствие квалифицированных сотрудников в торговом предприятии приводит к сокращению производительности труда, росту издержек (связанных с порчей при неправильном хранении, неэффективным использованием торговых площадей, транспорта, неадекватной товарной политикой и т.п.). Все это приводит к незначительной отдаче в сфере торговли, длительной окупаемости вложенного капитала, сокращению нормы прибыли и т.п.

Перечисленные проблемы могут быть решены при наличии комплексного подхода и долгосрочного планирования на основании приоритетов социально-экономического развития республики.

В связи с этим настоящая Программа разрабатывается в целях определения основных направлений развития потребительского рынка и услуг Карачаево-Черкесской Республики на период 2012-2015 годы.

В настоящее время в республике реализовываются такие программы, направленные, в том числе на развитие потребительского рынка, как республиканская целевая программа "Развитие потребительского рынка, сферы услуг и конкуренции на продовольственном рынке Карачаево-Черкесской Республики на 2009-2011 годы" и республиканская программа "Развитие конкуренции в Карачаево-Черкесской Республике на 2010-2012 годы".

Кроме того, программа развития потребительского рынка и услуг как комплексный инструмент также затрагивает вопросы, которые не относятся напрямую к данным сферам, но, вместе с тем, оказывают значительное влияние на развитие потребительского рынка и динамику показателей. К таким областям можно отнести агропродовольственный комплекс, информационную и инвестиционную инфраструктуру в республике, территориальное планирование, частно-государственное партнерство и др.

1.1. Особенности функционирования сферы потребительского

рынка в Карачаево-Черкесской Республике

Общее состояние потребительского рынка

Потребительский рынок, являясь крупной составной частью экономики Карачаево-Черкесской Республики, призван обеспечивать условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, обеспечивать качество и безопасность их предоставления, доступность товаров и услуг на всей территории Карачаево-Черкесской Республики.

На протяжении многих лет сфера торговли и услуг была одной из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики, опережая по темпам роста другие отрасли и обеспечивая более 20,0 процентов ВВП. В 2010 году в бюджеты всех уровней от организаций потребительского рынка республики поступило 557,6 млн.рублей налоговых платежей, что составило 12,7 процента от общей суммы поступивших налогов.

По итогам 2010 года общий объем оборота розничной торговли сложился в сумме 27907,7 млн.рублей или 102,1% к уровню предыдущего года. У торгующих предприятий (включая индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность за пределами рынков) наблюдалась положительная динамика оборота (103,4%), который оценивается в сумме 21182,7 млн. рублей; на вещевых, продовольственных и смешанных рынках - снижение объемов продаж на 1,6% (6725,0 млн.рублей).

Основную часть оборота розничной торговли (76 процентов) формируют торгующие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в стационарной торговой сети, доля рынков составила 24,1% (в 2009 году - соответственно 75,0% и 25,0%) (рисунок 1).

Структура формирования оборота розничной торговли в 2010 году

(в процентах к итогу, в фактических ценах)

В 2010 году в макроструктуре оборота розничной торговли, как и в предыдущем году, преобладает оборот розничной торговли непродовольственными товарами – 54,4% (в 2009 году – 56,1%).

Оборот общественного питания по итогам 2010 года сложился в сумме 637,6 млн. рублей или 96,2% к 2009 году.

В 2010 году населению республики было оказано бытовых услуг на сумму 1,5 млрд. рублей, что составило в сопоставимых ценах к соответствующему периоду 2009 года 101,3 процента.

Среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа в рейтинге по обороту розничной торговли на душу населения Карачаево-Черкесия находится на 5 месте, а среди субъектов Южного федерального округа на 10 месте.

Диаграмма 1

Для республики в целом характерна неравномерность распределения по административно-территориальным единицам как объемов торговли, так и торговых площадей. Так, три четверти оборота розничной торговли формировалось в столице республики г. Черкесске, доли Малокарачаевского, Зеленчукского, Усть-Джегутинского районов и г. Карачаевска составили порядка 3-9%. Масштабы потребительского рынка в остальных районах незначительны, их доли в обороте колеблются в пределах 1-2%.

Необходимо отметить, что сложившееся неравномерное размещение объектов торгового обслуживания не полностью отвечает потребностям населения, особенно в сельской местности.

В целом же, уровень развития сектора торговли определяется такими факторами, как уровень благосостояния населения, численность и плотность населения, доступность финансовых ресурсов, развитие базовой инфраструктуры и инфраструктуры услуг (логистических, строительных и др.). В настоящее время сформировавшаяся в республике социально-экономическая ситуация не способствует появлению факторов, которые могли бы активно способствовать развитию торговли.

Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей в среднем по республике составляет 390,7 кв.м при базовом показателе минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов по Российской Федерации – 521 кв. метров на 1000 жителей. При этом в разрезе муниципальных районов и городских округов наблюдается крайне неравномерное и несбалансированное развитие инфраструктуры торговли.

В результате чего показатели обеспеченности торговой площадью в розничной торговле в расчете на 1000 жителей в отдельных муниципальных образованиях остаются ниже норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Диаграмма 2

Общественное питание

В последние годы в республике наблюдалось интенсивное развитие сети предприятий общественного питания различных видов. Всего по республике насчитывается более 500 предприятий общественного питания с количеством посадочных мест более 11 тысяч. Как и в розничной торговле, в общественном питании республики наблюдается большой разрыв по обеспеченности населения посадочными местами в городской и сельской местности республики.

В муниципальных районах республики отсутствует дифференциация объектов общественного питания с точки зрения комфортности, уровня обслуживания, предлагаемых услуг и функционирования по интересам: кафе-мороженое, детские, молодежные, семейные кафе, спорт-кафе и др.

Недостаточно развита сеть летних кафе в местах интенсивного движения и массового отдыха населения, на центральных улицах и площадях, в местах деловой активности.

Недостаточный уровень обеспечения качественным горячим питанием школьников, учащейся молодежи, рабочих и служащих. По данным Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, в 2010 году по Карачаево-Черкесии получали горячее питание 51 процент учащихся школ, в Ставропольском крае этот показатель составил 70,7 процента. В среднем по Российской Федерации 78,0 процентов.

На состояние потребительского рынка, как известно, оказывают влияние складывающиеся в регионе темпы инфляции. Особо остро проблема ценовой доступности сказывается на малообеспеченных жителях республики, а также жителях, имеющих фиксированные и низкие доходы.

Остаются высокими темпы инфляции на потребительском рынке. В условиях увеличения тарифов на коммунальные услуги, энергоносители, закупочные цены на сырье величина индекса потребительских цен на товары и услуги составила 11 процентов.

Не в полной мере решена проблема по социальной поддержке малообеспеченных слоев населения, улучшению условий обслуживания инвалидов и ветеранов ВОВ, пенсионеров, других льготных групп населения.

Потребительская кооперация, являясь практически единственной системой, обслуживающей сельское население республики в девяностых годах, практически утратила свои позиции. В общем объеме розничного товарооборота доля оборота потребительской кооперации заметно снижается по сравнению с предыдущими годами. Из-за недостатка оборотных средств предприятия и организации Респотребсоза не имеют стабильных коммерческих связей с оптовым звеном и товаропроизводителями и вынуждены работать в основном по закупкам на текущую реализацию, что приводит к росту цен на товары первой необходимости в сельской местности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»