Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 октября 2005 года N 332

О республиканской целевой программе "Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике" на 2006-2008 годы

Утратил силу на основании статьи 48 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 02.12.2002 N 48-РЗ "О нормативных правовых актах Карачаево-Черкесской Республики" RU 09000200200279

Утверждена постановлением Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики от 18.11.2005 N 266

В целях реализации государственной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Законом Карачаево-Черкесской Республики от 03.05.96 N 83-ХХII "О государственной поддержке малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике" Правительство Карачаево-Черкесской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять республиканскую целевую программу "Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике" на 2006-2008 годы (далее - Программа) согласно приложению и направить Программу на утверждение в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики.

2. Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики при формировании республиканского бюджета на соответствующие годы предусматривать выделение средств на финансирование данной Программы, исходя из возможностей доходной базы республиканского бюджета.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 15.12.2002 N 192 "О региональной программе государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2003-2005 годы" с 01.01.2006 года.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики.

Председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики

А.Х. Карданов



Приложение к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 27.10.2005 N 332

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ" НА 2006-2008 ГОДЫ г.Черкесск ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике" на 2006-2008 годы


Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Государственная под-держка и развитие малого предпринимательства в Кара-чаево-Черкесской Республике" на 2006-2008 годы (далее -Программа)

Основание для разра-ботки Программы

Федеральный закон от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Закон Карачаево-Черкесской Республики от 03.05.96 N 83-XXII "О государственной поддержке малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике"

Государственный заказчик Программы, координатор

Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики

Основные разработ-чики Программы

Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики Фонд поддержки малого предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики

Цели и задачи Программы

Создание благоприятных условий для устойчивой деятельно-сти малых предприятий; преодоление административных барьеров на пути раз-вития малого предпринимательства; разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства; консолидация средств для финансирования приоритет-ных направлений малого предпринимательства; создание новых рабочих мест; создание условий для производства импортозамещаю-щей продукции; привлечение малых предприятий для выполнения госу-дарственного заказа; предоставление методической, информационной, кон-сультационной, образовательной и правовой поддержки малым предприятиям в рамках инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; расширение внешнеэкономической деятельности малых предприятий, привлечение инвестиций в сектор малого предпринимательства.

Сроки реализации Программы

2006-2008 годы

Перечень основных мероприятий Про-граммы

Создание условий для развития малого предприниматель-ства; развитие кредитно-финансовых механизмов и имуществен-ная поддержка субъектов малого предпринимательства; развитие и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; статистическое, информационно-аналитическое и методиче-ское обеспечение малого предпринимательства и его госу-дарственной поддержки; международное, межрегиональное, межрайонное сотрудни-чество в области малого предпринимательства.

Основные исполните-ли Программы

Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики (далее - Минэкономразвития КЧР); Министерство финансов Карачаево-Черкесской Рес-публики (далее - Минфин КЧР); Фонд поддержки малого предпринимательства Кара-чаево-Черкесской Республики (далее - ФПМП КЧР) (по со-гласованию); Министерство имущественных, земельных отношений и недропользования Карачаево-Черкесской Республики (далее - Минимущества КЧР); Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Карачаево-Черкесской Республике (далее- Департамент занятости по КЧР) (по согласованию); общество с ограниченной ответственностью "Информа-ционно - аналитический ресурсный центр Карачаево-Черкесской Республики" (далее- ИАРЦ) (по согласованию); закрытое акционерное общество "Карачаево-Черкесское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса" (далее- К-Ч РАПМ и СБ) (по согласованию); закрытое акционерное общество "Межрегиональный Маркетинговый Центр "Карачаево-Черкесия-Москва" (далее - ММЦ) (по согласованию); районные Фонды поддержки предпринимательства (по согласованию).

Объемы и источники финансирования

Общие объемы средств финансирования в 2006-2008 годы - 486,75 млн. рублей, в том числе по годам: в 2006 году всего - 131,25 млн. рублей из них: республиканский бюджет - 40,95 млн. рублей федеральный бюджет (по согласованию)______ - 86,5 млн. рублей Фонд поддержки малого предпринимательства КЧР - 3,8 млн. рублей в 2007 году всего-161,55 млн. рублей из них: республиканский бюджет- 45,4 млн. рублей федеральный бюджет(по согласованию) - 111,5 млн. рублей Фонд поддержки малого предпринимательства КЧР - 4,65 млн. рублей в 2008 году всего-193,95 млн. рублей из них: республиканский бюджет -61,9 млн. рублей федеральный бюджет (по согласованию) -126,5 млн. рублей Фонд поддержки малого предпринимательства КЧР - 5,55 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализа-ции Программы

Увеличение количества малых предприятий, создание новых рабочих мест, увеличение производства товаров и услуг, расширение налогооблагаемой базы, увеличение объемов продукции, работ, услуг

Контроль за реализа-цией Программы

Контроль за выполнением Программы осуществляют Мини-стерство экономического развития КЧР, Экспертный совет по инвестиционной деятельности при Правительстве Карачаево-Черкесской Республики



1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Развитие малого предпринимательства - одно из важнейших направлений развития и преобразований, происходящих в российской экономике. Малый бизнес является важным фактором, позволяющим, с одной стороны, снизить социальную напряженность и дать возможность определенным слоям населения, попавшим в сложную социально - экономическую ситуацию, найти применение своему физическому и интеллектуальному потенциалу, а с другой стороны, реализовать социально значимые идеи и проекты. Темпы роста численности субъектов малого предпринимательства в республике за последние три года и количество созданных в малом предпринимательстве рабочих мест говорят о том, что этот сектор экономики развивается динамично. Экономические показатели деятельности субъектов малого предпринимательства и увеличивающиеся поступления налогов в федеральный и местные бюджеты свидетельствуют о стабилизирующем воздействии этого явления на экономику республики.

Сегодня в республике сфера малого и среднего бизнеса в той или иной степени охватывает четверть трудоспособного населения - это те, кто работает на малых предприятиях и в фермерских хозяйствах, занимается индивидуальной трудовой деятельностью и предпринимательством без образования юридического лица, а также способствует развитию этого сектора экономики.

Согласно статистическим данным, в республике действует порядка 1700 малых предприятий и в них занято около 10 000 человек, что составляет только 6% от экономически занятого населения. Кроме того, работает около 20 тысяч индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Вместе с тем, и процент занятости составляет всего лишь 20%.

В то же время, в республике имеется огромный резерв для развития малого и среднего бизнеса.

Распределение числа малых предприятий по отраслевой принадлежности мало отличается от среднероссийского. Наибольший удельный вес субъектов малого предпринимательства, задействованных в торговле и общественном питании - (37%), и за последние годы этот показатель имел относительно стабильный рост.

К промышленному сектору можно отнести 18% малых предприятий, к строительному-15%, к материально-техническому снабжению и сбыту-9%, но, в основном, малые предприятия республики многопрофильные и занимаются несколькими видами деятельности. Большая часть субъектов малого бизнеса является частными предприятиями.

Стала устойчивой тенденция роста объемов товаров и услуг, производимых малыми предприятиями. В 2005 году, по предварительным оценкам, ими произведено и оказано услуг на сумму 1750,7 млн.рублей, из них промышленного характера -на 508,7 млн.рублей.

Следует отметить, что на протяжении последних лет структура малых предприятий по среднесписочной численности практически не менялась.

Так, в машиностроительной промышленности вырабатывается около 70% всего объема продукции, в лесной и деревообрабатывающей промышленности - 44%, в легкой -более 35%, в пищевой-40%.

Несмотря на наметившуюся в последние два года тенденцию роста производства продукции, .работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт России не превышает 12%. Инвестиционная активность малых предприятий также находится на низком уровне. Доля малых предприятий в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет около 3%, что не отражает их реального инвестиционного потенциала.

Приоритетные отрасли реального сектора и малая инновационная деятельность развиваются пока не в достаточной мере.

Вместе с тем, практически не наблюдается роста крестьянско-фермерских хозяйств. Сегодня их насчитывается более 3000. В создавшейся ситуации личные подсобные хозяйства заслуживают особого внимания в преобразованиях, проводимых в аграрной сфере.

Исходя из особенностей Карачаево-Черкесской Республики и на основе анализа имеющегося опыта, приоритетными направлениями развития малого предпринимательства являются: производственная и перерабатывающая промышленность, а также сфера услуг.

В настоящее время развитие малого бизнеса отмечается в таких сферах, как информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимостью, рекламная деятельность. Региональную специфику экономической политики в сфере малого бизнеса определяет экономический потенциал республики и одна из его составляющих - природно-ресурсный потенциал, уникальный по своему содержанию.

Особое внимание уделяется развитию туристско-экскурсионного, санаторно-оздоровительного вида деятельности, гостиничного бизнеса, которые создают благоприятную почву для развития малого и среднего предпринимательства, так как рынок этого вида услуг сегодня остается самым приоритетным.

При этом, малые предприятия в негосударственном секторе экономики по сравнению с крупными госпредприятиями оперативнее реагируют на изменения конъюнктуры рынка, предлагая те товары и услуги, которые пользуются спросом населения и доступны по ценам.

Несмотря на ряд позитивных моментов в развитии малого предпринимательства республики, положение предпринимателя, занимающегося производством, ухудшилось. Чрезмерно усложненная система налогообложения делает невыгодным любой вид производственной деятельности, выталкивает предпринимателя в "теневую" сферу, что приводит к криминализации предпринимательства. Эффективность малого предпринимательства сдерживается и такими факторами, как недостаток собственных денежных средств, высокие кредитные ставки коммерческих банков и ограниченные сроки предоставления кредитов, отсутствие гарантий возврата кредитов из-за низкой залогоспособности малых предприятий, неразвитость лизинговых отношений.

Все эти факторы отрицательно влияют на динамику роста числа малых предприятий. Сложившаяся ситуация требует значительной активизации государственной политики развития предпринимательства.

Для успешного развития малого предпринимательства требуется переход от стихийной к организованной деятельности на основе программного метода для налаживания обмена информацией, практического взаимодействия как предпринимателей между собой, так и с органами государственной власти и местного самоуправления. Программа позволит объединить и оптимизировать усилия всех существующих и создаваемых государственных республиканских органов, а также негосударственных организаций для достижения главной цели, увязать по срокам, ресурсам и исполнителям намечаемые мероприятия.

Необходимо продолжить преобразование нормативно-правовой и институциональной среды, которая обеспечивала бы возможность осуществления нового этапа развития малого предпринимательства, что позволит существенно продвинуться в создании эффективной законодательной базы.

Насущной задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы приватизации и экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов малыми предприятиями.

В решении этих задач важную роль должна сыграть созданная с участием государства инфраструктура поддержки предпринимательства. Укрепление системы районных фондов поддержки малого предпринимательства и создание республиканской сети бизнес-инкубаторов повысит стабильность и управляемость системы государственной поддержки малого предпринимательства республики, обеспечит выработку и проведение последовательной политики по финансированию развития малого предпринимательства.

Интегрированная сеть объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства Карачаево-Черкесской Республики включает в себя систему районных фондов, ЗАО "Региональное Агентство поддержки малого и среднего бизнеса", ЗАО "Межрегиональный Маркетинговый Центр "Карачаево-Черкесия-Москва", ООО "Информационно-аналитический ресурсный центр", НО "Северо-Кавказский объединенный гарантийный фонд". С 2004 года в республике создан и функционирует Центр развития предпринимательства - один из ведущих в России комплексов по поддержке малого предпринимательства, основной целью создания которого является обеспечение на льготных условиях потребностей субъектов малого предпринимательства, структур поддержки малого бизнеса в проведении отраслевых выставок, ярмарок, конкурсов, межрайонных, межрегиональных конференций, семинаров и других мероприятий, направленных на укрепление взаимодействия предпринимательской общественности со структурами поддержки предпринимательства и оказание комплексных, сервисных услуг предпринимателям.

Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства в республике является республиканская целевая программа "Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике" на 2006-2008 годы. Необходимость реализации Программы диктуется не только положениями Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и Закона Карачаево-Черкесской Республики от 03.05.96 N 83-ХХ11 "О государственной поддержке малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике", но и необходимостью координации усилий государственных и негосударственных структур поддержки малого предпринимательства.

Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативно-правовой среды для малого предпринимательства и опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства. В Программе учитывается имеющийся опыт предшествующих программ. В то же время Программа исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на средне- и долгосрочную перспективу.

2. Основные цели и задачи Программы

Целью Программы является создание благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства как инструмента для создания новых рабочих мест, одного из источников пополнения бюджета и обеспечения рынка отечественными товарами и услугами.

Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в создании правовой и административной среды, способствующей активизации предпринимательской деятельности, новых рабочих мест и повышении благосостояния вовлеченных в предпринимательство широких слоев населения. Основные задачи включают:

совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку;

развитие кредитно-финансовых механизмов и внедрение финансовых технологий, направленных на развитие сектора малого предпринимательства; распространение опыта применения организационных, финансовых и других технологий, направленных на обеспечение условий для развития малого предпринимательства, накопленного в регионах и муниципалитетах республики, отдельными государственными учреждениями, предприятиями и организациями;

расширение круга субъектов малого предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью;

подготовку высококвалифицированных кадров для сферы малого предпринимательства;

развитие малого предпринимательства в инновационной и производственной, сельскохозяйственной сферах;

продвижение продукции малых предприятий на региональный и межрегиональный рынок;

расширение внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;

проведение информационно-аналитического мониторинга состояния малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике и на этой основе разработку мер государственной политики развития предпринимательства в республике;

активизации международного, межрегионального, межрайонного сотрудничества в области поддержки малого предпринимательства в установленном порядке.

3. Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы рассчитана на 2006-2008 годы и предполагает три этапа. Несмотря на трехгодичный срок реализации Программы, в ней предусмотрены первоочередные мероприятия, которые должны быть осуществлены уже в 2006 году. В 2006 году основные усилия и средства будут направлены на развитие и внедрение кредитно-финансовых механизмов и имущественную поддержку субъектов малого предпринимательства, дальнейшее развитие и совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и развитие информационных технологий. Реализация этих мероприятий позволит ввести в действие механизм поддержки малого предпринимательства в республике.

4. Система программных мероприятий

Система программных мероприятий представлена пятью направлениями (разделами) и изложена в приложении к настоящей Программе. Данная структура обеспечивает преемственность развития уже имеющейся системы государственной поддержки, причем в каждом направлении ставятся свои внутренние задачи, решаемые в рамках поднаправлений.

4.1.Создание условий для развития малого предпринимательства

Данный раздел Программы направлен на совершенствование системы нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности, отражение в установленном порядке законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики интересов малого предпринимательства республики, развитие положений Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" применительно к экономическим условиям в Карачаево-Черкесской Республике. Имеется в виду, отражение в правовых актах особенностей малого предприниматель-ства республики с целью устранения их менее благоприятного положения в экономике по сравнению с более крупными предприятиями, содействие развитию и проявлению их социально-экономических преимуществ, формирование благоприятных правовых условий для выхода малых предприятий на рынок и развития их деятельности. Разработка республиканских нормативных правовых актов, благоприятствующих развитию малого предпринимательства.

4.2. Развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»