Недействующий

О республиканской целевой программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Карачаево-Черкесской Республики на 2004-2010 годы"

Введение


Настоящая Программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Карачаево-Черкесской Республики определяет комплекс мероприятий и качество оказываемых услуг, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, ликвидирующих дотационность жилищно-коммунального комплекса и выводящих его на режим устойчивого достаточного финансирования. Программа направлена на создание комфортных и безопасных условий проживания населения.

Программа предусматривает решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий (техническая составляющая Программы), разработку и широкое внедрение мер по стимулированию жилищно-коммунальных предприятий к эффективному и рациональному хозяйствованию для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей (организационно-экономическая составляющая Программы).

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами

Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса характеризуется дотационностью сферы, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергоносителей.

Выступив на начальном этапе экономических реформ в роли амортизатора социальных последствий, либерализации цен, жилищно-коммунальная сфера сегодня сама превращается в источник угроз нестабильности социального и экономического развития нашей республики.

Жилищно-коммунальное хозяйство сегодня - это сложнейший производственно-технологический комплекс жизнеобеспечения населения. В нем сосредоточена четверть основных фондов республики, это более 2,5 млн. м2 жилья, 1653 жилых дома, 74 котельных, 16 центральных тепловых пунктов, 380 км тепловых сетей. Это мощные инженерные системы водоснабжения и водоотведения с тысячами километров распределительных сетей: 828 км водопроводных сетей и 495 км канализационных сетей. В отраслевой комплекс входят службы благоустройства и озеленения, ритуального и бытового обслуживания. Это - отрасль, с деятельностью которой каждый гражданин соприкасается ежедневно.

Годовой объем работ и услуг достиг 833 млн. рублей. За год добывается и подается потребителям более 19970 тыс. м3 воды, вырабатывается и реализуется свыше 756 тыс. Гкал тепловой энергии.

При этом износ объектов коммунальной инфраструктуры составляет более 65 процентов, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Количество аварий увеличивается из года в год.

Потери тепла при эксплуатации существующих тепловых сетей значительно превышают нормативы. Потери, связанные с утечками из-за внутренней и внешней коррозии труб, составляют около 20 процентов. Суммарные потери в тепловых сетях достигают до 40 процентов от произведенной тепловой энергии. Перерасход топлива в котельных достигает до 15 процентов.

Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5-3 раза выше чем затраты на плановый ремонт таких же объектов. Это еще более усугубляет нехватку ресурсов. Одним из следствий такого положения стало обострение проблемы обеспечения населения республики питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве. Из-за повышенного загрязнения водоисточников традиционно применяемые технологии обработки воды стали в большинстве случаев недостаточно эффективными и не всегда обеспечивают подачу населению питьевой воды, соответствующей по качеству санитарным нормам.

В 2003 году 53 процента аварий водопроводно-канализационных сетей произошли по причинам их ветхости. Дальнейшее увеличение износа сетей и сооружений приведет к резкому возрастанию аварий, ущерб от которых может значительно превысить затраты на их предотвращение.

Более 339 тыс. м2 государственного и муниципального жилищного фонда требуют капитального ремонта, реконструкции и модернизации, что составляет 14% жилья в республике, в этом фонде проживает около 28 тыс. человек. В результате прошедшей стихии в 2002 году значительно увеличилось количество ветхого и аварийного жилищного фонда. Рост ветхого жилищного фонда обусловлен еще и тем, что в структуре расходов на жилищно-коммунальное хозяйство удельный вес капитального ремонта составляет 0,4 процента при нормативной потребности 4-5 процентов.

В ред. постановления Правительства КЧР от 16.09.2004 N 218 RU 09000200400264

Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов оптимизации структуры тарифов, снижения нерациональных затрат материально-технических ресурсов.

Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и межотраслевом характере возникших проблем, для преодоления которых требуется взаимосвязанная по направлениям и уровням программа действий.