Недействующий

О республиканской целевой программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Карачаево-Черкесской Республики на 2004-2010 годы"

2. Организационно-экономическая модель реформирования отрасли


Мероприятия Программы в сочетании с мерами по совершенствованию жилищного строительства, развитию институтов жилищного финансирования и созданию инфраструктуры рынка жилья направлены на переход к новой экономической модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса.

Основой экономических отношений в отрасли в настоящее время остается система бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса. Основными причинами существующих проблем жилищно-коммунального хозяйства являются: хронический дефицит финансирования, дотационность отрасли, плановая убыточность работы отрасли, отсутствие у потребителей возможности влиять на качество получаемых услуг, высокий уровень затратности, обусловленный изношенностью оборудования и инженерных систем.

Система дотирования жилищно-коммунальных предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных семей не позволяет обеспечить адресность выделяемых субсидий. Это, во-первых, приводит к ситуации, в которой конечными получателями субсидий выступают не только малоимущие граждане, но и группы граждан с высокими и средними доходами. Во-вторых, такая система не гарантирует доведение средств бюджета до граждан - конечных получателей субсидий. И в-третьих, расчет необходимого размера дотаций в отсутствие полноценного понятия цены услуг носит субъективный, непрозрачный характер.

Порядок установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги устарел и не сопровождается адекватной системой контроля за уровнем производственных издержек, в том числе аудитом, не отражает объективных финансовых потребностей в развитии предприятий и замене изношенных основных фондов. Система определения рентабельности деятельности коммунальных предприятий сохранилась со времен планового хозяйства и не гарантирует достаточной прибыли для возврата капитала, вкладываемого в жилищно-коммунальную сферу.

В силу этого отмеченные негативные явления не только не ликвидируются, но и продолжают нарастать.

Новая система экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков.

Основной идеей экономической модели реформирования жилищно-коммунального комплекса является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам - субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.

Будет ликвидировано существующее разделение направлений бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства. Главными участниками экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве станут жилищно-коммунальные предприятия и непосредственные потребители их услуг - граждане. А бюджетные средства, расходуемые на дотирование отрасли, будут полностью переориентированы на предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам (кроме граждан с высокими доходами, в отношении которых дотирование будет прекращено).

Перевод отношений между предприятиями жилищно-коммунального комплекса и получателями их услуг на договорную основу, совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве позволят:

-перейти на полную оплату стоимости жилищно-коммунальных услуг населением без увеличения в составе такого платежа (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) доли собственных расходов граждан, за исключением семей с высокими доходами, не имеющих права на получение жилищной субсидии;

-потребителям непосредственно влиять на объем и качество жилищно-коммунальных услуг;

-производить конкурсный отбор управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих более качественные услуги по наименьшей цене;

стимулировать энергоресурсосбережение как со стороны жилищно-коммунальных предприятий (для снижения производственных издержек), так и со стороны потребителей (для уменьшения стоимости потребляемых услуг);

-создать единую республиканскую информационную сеть, отражающую в реальном времени состояние дел в жилищно-коммунальной отрасли, для оперативного решения возникших проблем;

-перейти на полные договорные взаимоотношения между производителем, потребителем и заказчиком жилищно-коммунальных услуг, в которых будут отражены снижения ставок и тарифов за некачественно предоставленные услуги, а также дифференциация ставок оплаты государственного и муниципального жилья в зависимости от местонахождения и превышения по площади социальной нормы;

-стабилизировать финансовый поток для организаций, оказывающих жилищно коммунальные услуги, сделав его прозрачным и гарантированным.

Реализация новой экономической модели позволит: привлечь дополнительные источники финансирования, обеспечить бездотационный режим функционирования жилищно-коммунального хозяйства, повысить его эффективность и, что наиболее важно, гарантировать адресность государственной помощи малообеспеченным слоям населения, прекращение дотирования граждан с высоким уровнем доходов и непосредственное доведение субсидий до получателей с использованием системы социальных счетов граждан.