Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 апреля 2009 года N 119

О республиканской целевой программе "Развитие сельского хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства КЧР от 30.10.2017 N 286.
____________________________________________________________________

Рассмотрев проект республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года", Правительство Карачаево-Черкесской Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить республиканскую целевую программу "Развитие сельского хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года" согласно приложению.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики разработать и утвердить соответствующие муниципальные целевые программы.

3. Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики ежегодно предусматривать в республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики средства на реализацию республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года" в пределах возможности доходной базы республиканского бюджета.

4. Министерству сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики:

4.1. Разработать и внести в установленном порядке законопроект о признании утратившими силу Закона Карачаево-Черкесской Республики от 21.06.2007 N 45-РЗ "О республиканской целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года", постановления Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики от 31.03.2006 N 61 "О республиканской целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2007-2011 годы".

4.2. Корректировать в установленном порядке объемы финансирования мероприятий, предусмотренных республиканской целевой программой "Развитие сельского хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года" ежегодно в пределах средств, предусмотренных законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

5. Признать утратившим силу постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 26.02.2006 N 38 "О республиканской целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2007-2011 годы".

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики, курирующего вопросы сельского хозяйства.

Председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики

В.Г. Кайшев

Приложение к постановлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 08.04.2009 N 119



Республиканская целевая программа "Развитие сельского хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года" 2009 год ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года"


Наименование Программы

Республиканская целевая программа "Развитие сельского хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года"

Основание для разработки Программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" (далее - Государственная программа)

Государственный заказчик Программы

Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики

Основные исполнители Программы

Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие "Дирекция капитального строительства"

Основные разработчики Программы

Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Карачаево-Черкесской Республике, Федеральное государственное учреждение центр агрохимической службы "Карачаево-Черкесский" (далее - ФГУ ЦАС), Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие "Дирекция капитального строительства"

Цели Программы

Устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения; повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов

Задачи Программы

Создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий; улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства; обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства; повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства

Сроки реализации Программы

2009-2012 годы

Перечень подпрограмм

Подпрограмма "Социальное развитие села до 2012 года" республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года"; подпрограмма "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России до 2012 года" республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике до 2012 года"

Объемы и источники финансирования

Объем финансирования Программы составляет - 9919,51 млн.рублей: за счет федерального бюджета (по согласованию) всего - 4455,68 млн. рублей, в том числе: 2009 год - 912,88 млн.рублей 2010 год - 1071,44 млн.рублей 2011 год - 1209,72 млн.рублей 2012 год - 1261,64 млн.рублей за счет республиканского бюджета всего - 2348,95 млн.рублей, в том числе: 2009 год - 292,94 млн.рублей 2010 год - 618,17 млн.рублей 2011 год - 704,38 млн.рублей 2012 год - 733,46 млн.рублей за счет средств местных бюджетов (по согласованию) всего - 239,75 млн. рублей, в том числе: 2009 год - 53,08 млн.рублей 2010 год - 58,08 млн.рублей 2011 год - 63,98 млн.рублей 2012 год - 64,61 млн.рублей за счет внебюджетных источников всего - 2875,13 млн.рублей, в том числе: 2009 год - 791,29 млн.рублей 2010 год - 659,64 млн.рублей 2011 год - 707,4 млн.рублей 2012 год - 716,8 млн.рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

Улучшение жилищных условий в сельской местности (увеличение ввода и приобретения жилья в 2,2 раза по отношению к 2006 году); повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 86% и уровня газификации домов природным газом - до 81,6 %; увеличение объема производства продукции сельского хозяйства на 34 % по отношению к 2006 году; привлечение инвестиций в основной капитал сельского хозяйства до 2012 года в размере 745 млн.рублей

Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения

Реализация Программы координируется Министерством сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, которое ежегодно готовит отчет о ходе и результатах реализации Программы. Контроль за выполнением Программы осуществляется уполномоченными в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики органами государственной власти в пределах их компетенции.



1. Содержание проблемы и необходимость разработки программных мероприятий


Агропромышленное производство Карачаево-Черкесской Республики - самое малоземельное (за исключением Республики Ингушетия) из всех республик Южного федерального округа.

Площадь сельскохозяйственных угодий республики 608,8 тыс.га, из них пашни - 145,3 тыс.га, сенокосы - 137,8 тыс.га, пастбища - 320,17 тыс.га. Плодородные черноземы в общей структуре сельхозугодий занимают 299,0 тыс.га или 49,1 процента. Более половины валовой продукции сельского хозяйства республики производится в отрасли растениеводства. В республике возделывается около 40 видов сельскохозяйственных культур.

Первостепенное значение в структуре растениеводства занимают зерновые культуры, под которыми занято около 50 процентов пашни. Основными зерновыми культурами являются озимая пшеница - 36,4 процента занимаемой площади, озимый и яровой ячмень, социально значимые, экономически выгодные - подсолнечник, сахарная свекла, картофель.

Количественные показатели производства продукции растениеводства 1990 года достигнуты лишь в 2005 году. Животноводство к настоящему времени только восстанавливается. Экономически выгодно содержание только племенного, высокопродуктивного скота, содержание которого окупается произведенной продукцией.

Животноводство республики характеризуется наличием 26 племенных организаций различной формы собственности, в том числе 12 крестьянских (фермерских) хозяйств, из них 11 хозяйств занимаются разведе-нием овец карачаевской породы, 2 хозяйства разводят овец советской мясошерстной породы, 9 хозяйств занимаются разведением лошадей карачаевской породы, 2 хозяйства по разведению крупного рогатого скота, 1 по разведению уток пекинской породы и 1 племенное хозяйство по разведению Алтайского яка. Республика занимает двадцатое место по количеству племенных хозяйств в России.

В связи с тем, что более 90 процентов поголовья скота сосредоточено в личных подсобных хозяйствах населения (далее - ЛПХ) и в крестьянских (фермерских) хозяйствах (далее - КФХ), включение этих хозяйств в систему государственного, племенного, ветеринарного и агротехнического обслуживания является основной задачей Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики. Увеличение поголовья крупного рогатого скота (далее - КРС) отмечено по всем категориям хозяйств к уровню 1999 года, при этом в личных подворьях населения на 47 %, КФХ в 4,5 раза. Поголовье овец возросло на 284,7 тыс. голов (189%). Поголовье свиней за анализируемый период увеличилось на 15 процентов. Рост поголовья скота идет за счет закупа высокопродуктивного скота из-за пределов республики, что соответственно сказалось на увеличении производства животноводческой продукции.

Среднегодовой рост объема продукции сельского хозяйства за пятилетний период составляет около 3,4 %, что свидетельствует о медленном развитии агропромышленного комплекса.

Основными причинами медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:

в агропромышленном секторе республики наблюдается тенденция:

роль коллективных хозяйств падает, они превращаются в малые формы хозяйствования или ликвидируются (добровольно или через процедуры банкротства), при этом происходит накопление долгов и отток работников в малый бизнес (КФХ, ЛПХ). Около 53,8 % сельских жителей имеют средний доход в денежной форме на 31,6% ниже прожиточного уровня. Коллективные хозяйства, не обеспеченные оборотными средствами и не имеющие доступ к кредитам, теряют трудовые ресурсы, но продолжают сохранять землю и материальные ресурсы, что ведет к дальнейшему ухудшению их финансового состояния. Недостаток финансовых ресурсов у большинства сельхозпроизводителей не позволяет перейти из состояния выживания к этапу динамичного развития.

Отсутствие условий для альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили социальные проблемы села. Техническая оснащенность сельскохозяйственных организаций за последние десять лет снизилась вдвое. Существующий парк сельскохозяйственной техники выработал нормативный срок эксплуатации более чем на 90%. При этом ежегодное обновление машинотракторного парка (далее - парк) составляет около 2%. Как следствие, невозможно выполнение необходимых технологических операций при проведении механизированных сельскохозяйственных работ в полном объеме и в оптимальные агротехнические сроки. Это приводит к увеличению затрат на производство продукции, необоснованным потерям. Достижению высоких результатов препятствует низкий уровень доходности от животноводства. Низким остается и уровень притока инвестиционных ресурсов сельского хозяйства республики. Так, в 2006 году объем инвестиций в основной капитал отрасли составил 2,8% их объема в экономике республики. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство республики, наблюдающийся в 2006-2007 годах, является результатом реализации в республике приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса".

Оперативная отраслевая информация имеет недостаточный объем и невысокий уровень качества, которые необходимы для принятия оперативных управленческих решений. В связи с отсутствием в республике действенного информационного обмена и движения отраслевой информации в электронных формах, фактически не ведутся и не накапливаются отраслевые базы данных, что исключает возможность проведения эффективного текущего и последующего контроля развития отрасли с использованием компьютерных методов статистического анализа, прогнозного моделирования на среднесрочный период с использованием современных информационных технологий.

Медленное развитие отрасли сельского хозяйства в республике обусловлено:

низкими темпами структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

неблагоприятными общими условиями функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительным уровнем развития рыночной инфраструктуры, затрудняющей доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей республики к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

финансовой неустойчивостью отрасли, нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

дефицитом квалифицированных кадров, вызванным низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

При этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорение темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики в республике.

2. Цели и задачи Программы


Целями Программы являются:

устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;

повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других ресурсов.

Задачи для достижения указанных целей в рамках Программы:

создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий республики;

улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства республики;

обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства.

3. Сроки реализации Программы


Сроки реализации Программы - 2009-2012 годы.

4. Механизм реализации Программы


Государственным заказчиком Программы является Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики.

Реализация Программы предусматривает взаимодействие органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления, сельскохозяйственных товаропроизводителей, кредитных и общественных организаций.

Выполнение отдельных мероприятий Программы осуществляется посредством заключения государственным заказчиком государственных контрактов с исполнителями программных мероприятий.

Рост объема производства продукции сельского хозяйства в большей степени предполагается обеспечить на основе внедрения новых технологий производства, использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих ферм, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства и ускоренного увеличения кормовой базы.

В республике открыты и действуют пункты искусственного осеменения коров и телок, что способствует улучшению генетического потенциала продуктивности скота.

Для приобретения и завоза на территорию республики высоко-продуктивного племенного скота созданы необходимые предпосылки. В ряде сельхозорганизаций, включенных в федеральный проект "Развитие агропромышленного комплекса", строительство и модернизация существующих и новых животноводческих комплексов находятся на стадии завершения.

Завоз племенного скота будет производиться через открытое акционерное общество "Росагролизинг" и другие лизинговые компании, желающие принять участие в Программе. Предполагается разведение мясо-молочного скота швицкой и симментальской породы. Отбор лизинговых компаний будет осуществляться в установленном порядке.

Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство предполагается в 2009-2010 годах, а к 2012 году будет составлять в сумме 745 млн.рублей.

В первые годы реализации Программы обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей тракторами, зерноуборочными комбайнами и сельскохозяйственными машинами будет уменьшаться за счет опережающего выбытия устаревшей техники. Стабилизация обеспеченности сельскохозяйственной техники намечается к 2011 году. Всего за период реализации Программы предполагается приобретение 346 тракторов, 61 зерноуборочного комбайна, 32 кормоуборочных комбайнов и сельскохозяйственного инвентаря на сумму 701,2 млн.рублей.

Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства до 2012 года являются:

развитие направлений, определенных приоритетным национальным проектом "Развитие агропромышленного комплекса", связанное с выделением средств на их реализацию, предусмотренных Программой;

развитие кормовой базы на основе производства культур, обеспечивающих кормопроизводство белком;

ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»