Недействующий

ЗАКОН

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 21 июня 2007 года N 45-РЗ
г.Черкесск

О республиканской целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 15 мая 2010 года на основании
Закона Карачаево-Черкесской Республики от 10 мая 2010 года N 21-РЗ
____________________________________________________________________

     
Принят
Народным Собранием (Парламентом)
Карачаево-Черкесской Республики
1 июня 2007 года

Статья 1

Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года".

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Карачаево-Черкесской Республики
М.А.-А.Батдыев

г.Черкесск,
21 июня 2007 года,
N 45-РЗ

     
Приложение
 к Закону
Карачаево-Черкесской Республики
"О республиканской целевой программе
"Социальное развитие села до 2010 года"

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Социальное развитие села до 2010 года"

     

ПАСПОРТ
республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года"


Дата принятия решения о разработке Программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2006 N 190 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 858"

Государственный заказчик - координатор Программы

Правительство Карачаево-Черкесской Республики

Государственные заказчики Программы

Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики      

Основные разработчики Программы

Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики, Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, Министерство финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Республиканское Государственное учреждение Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения "Карачаевочеркесавтодор" (далее - управление "Карачаевочеркесавтодор"), открытое акционерное общество "Карачаево-Черкесскэлектросвязь" (по согласованию)      

Цели и задачи Программы

Повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских муниципальных образований и обеспечение для сельского населения доступности и качества базовых социальных благ.
Создание правовых, административных и экономических условий для социально-экономического развития сельских муниципальных образований.
Поднятие сельской экономики, расширение и обеспечение привлекательности рынка труда в сельской местности. Создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности

Сроки реализации Программы

2007-2010 годы

Основные программные мероприятия

Мероприятия сгруппированы по следующим направлениям: жилищное строительство;
образование;
здравоохранение; культурно-досуговая деятельность;
торговое и бытовое обслуживание сельского населения;
электрификация;
водоснабжение;
газификация;
телекоммуникационная связь;
дорожное строительство.
Реализация программных мероприятий обеспечивает:
улучшение жилищных условий сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов;
улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-социальной помощи;
повышение образовательного уровня сельских учащихся, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями;
повышение уровня и качества электро-, водо-, газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной связью;
расширение сети сельских автомобильных дорог с твердым покрытием и ее благоустройство;
повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест в сферах, охватываемых программными мероприятиями

Основные исполнители программных мероприятий

Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики, Министерство культуры Карачаево-Черкесской Республики, департамент торговли и услуг Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, открытое акционерное общество "Карачаево-Черкесскэнерго" (по согласованию), федеральное государственное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике" (по согласованию), управление "Карачаевочеркесавтодор", открытое акционерное общество "Карачаево-Черкесскэлектросвязь" (по согласованию).

Объемы финансирования Программы

Общая сумма расходов республиканского бюджета на реализацию Программы на период 2007-2010 годов - 743,7 млн.рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

При реализации Программы к 2010 году:
будет введено 92,1 тыс.кв.м жилья, будет обеспечено жильем 143 молодых семьи и молодых специалистов, уровень обеспеченности коммунальными услугами достигнет 44%;
уровень газификации домов природным газом достигнет 51%;
будет достигнуто бесперебойное снабжение электрической энергией; повысится доля обучающихся в благоустроенных общеобразовательных учреждениях в первую смену до 92%;
увеличится обеспеченность медицинских учреждений больничными койками - до 86 коек на 10 тыс.населения, амбулаториями до-1,5 тыс.посещении в смену;
обеспечение сельского населения водой питьевого качества достигнет 49%;
будет введено 1,43 тыс.телефонных номеров; будет приведено в нормативно-техническое состояние и расширенна сеть автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты; на объектах социальной и инженерной инфраструктуры села за период реализации Программы сохранится 1,4 тыс.рабочих мест и дополнительно будет создано 389 рабочих мест;
улучшатся демографическая ситуация на селе и обеспеченность агропромышленного комплекса квалифицированными кадрами, повысится производительность сельскохозяйственного труда на 15-20%

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, ежегодно 1 марта представляет отчет о ходе реализации Программы в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Правительство Карачаево-Черкесской Республики

     

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Основная часть села в Карачаево-Черкесской Республике находится в кризисном состоянии из-за резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения, что привело к увеличению отставания села от города по уровню и условиям жизнедеятельности по причине недостаточного инвестирования социального развития и инженерного обустройства сельских территорий из республиканского бюджета.

В среднем по республике на 100 сельских населенных пунктов приходится 53 детских дошкольных учреждения, 90 школ, 80 клубов, 52 объекта здравоохранения.

По состоянию на начало 2003 года в сфере социального и инженерного обустройства села в Карачаево-Черкесской Республике сложилась следующая ситуация.

Жилищные условия. Сельский жилищный фонд на территории Карачаево-Черкесской Республики составлял 4389,5 тыс.кв.м общей площади, из них 96,7% приходилось на частное домовладение, включающее помимо жилого дома хозяйственные надворные постройки для ведения личного подсобного хозяйства.

Основная часть сельского жилого фонда не имела элементарных коммунальных удобств: водопроводом были оборудованы 32% сельского жилого фонда, центральным отоплением 38,8%, канализацией 31,6%, горячим водоснабжением 22,1%.

Обеспеченность сельского населения жильем с полным набором коммунальных услуг составляла 3,7 кв.м на человека.

Здравоохранение. За последние годы на 10 тыс.сельского населения приходилось только 84 больничные койки, тогда как в городе 105. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в расчете на 10 тыс.жителей на селе в 1,3 раза меньше, чем в городе.

Обеспеченность сельского населения врачами в 3 раза ниже по сравнению с городским, а средним медицинским персоналом, соответственно, в 1,3 раза.

Материальная база действующих учреждений здравоохранения на селе не соответствовала современным требованиям. Медицинское оборудование морально и физически устарело и требует замены.

Образование. Сеть дошкольных образовательных учреждений на территории Карачаево-Черкесской Республики по сравнению с 1990 годом сократилась на 46%. Число мест в детских общеобразовательных учреждениях на 1 тыс.детей дошкольного возраста сократилось с 297 в 1990 году до 147 в 2001 году.

Охват детей в сельской местности Карачаево-Черкесской Республики дошкольным образованием снизился с 60,4% до 38,8% . Сеть общеобразовательных учреждений на территории Карачаево-Черкесской Республики сократилась за последние 10 лет на 5% при увеличении численности учащихся на 12%. Во многих муниципальных образованиях занятия проводились в неприспособленных помещениях (30%). Многие из них подлежат сносу или капитальному ремонту, отсутствует материальная база.

Газификация села. В сельской местности республики эксплуатировалось 1219,6 км распределительных газовых сетей, газифицировано 50,7 тыс.домов (квартир), из них природным газом - 21,8 тыс.домов. Уровень газификации природным газом составлял 43 процента. Особую трудность испытывают горные аулы из-за отсутствия природного газа.

Водоснабжение. Централизованным водоснабжением было охвачено 74 населенных пункта с населением 245 тыс.человек, или 54% сельского населения республики. Большинство водозаборных сооружений не имело требуемого технологического оборудования для улучшения качества воды или работало неэффективно, 28% существующих локальных водопроводов нуждалось в реконструкции, а 25% - в полном восстановлении.

45% сельского населения пользовались водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.

Телекоммуникационная связь. В сельской местности монтированная емкость АТС составляет 32,3 тыс.номеров. Автоматический выход на междугородную и международную связь имеют 31,9 тыс.номеров, что составляет 98,5% от общей емкости сельской телефонной сети. Не телефонизировано 7 населенных пунктов из 131, что составляет 5,3% от общего количества.

За счет собственных средств ОАО "Южная телекоммуникационная компания" построены новые телефонные сети в 9 населенных пунктах.

Плотность телефонов в сельской местности составляет 14,4 аппарата на 100 человек.

Однако имеются населенные пункты, где телефонная сеть изношена, требуются замена аналоговых АТС на цифровые и реконструкция линейных сооружений.

Система электрификации села. Общая протяженность сельских электрических сетей напряжением 110-0,4 кВ в республике составляла 5,1 тыс.км, трансформаторных подстанций напряжением 35-6/0,4 кВ -1,3/0,3 тыс.штук.

Потери в электросетях из-за сверхнормативного их износа возросли на 14,1%, продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов составляла 2563 часа в 2001 году.

Находящиеся на балансе предприятий и хозяйств воздушные линии и трансформаторные подстанции отслужили свой срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна.

Дорожное строительство. Существующие дороги в сельской местности не соответствуют растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей. Многие дороги подлежат полной реконструкции с твердым покрытием.

В результате недостаточного инвестирования села снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов.

Наименование показателей

Построено в сельской местности

1990 год

2000 год

2000 год к 1990 году увелич.+ уменьш.-

Жилых домов (тыс.кв.м)

215,5

16,9

-198,6

в т.ч. индивидуальными застройщиками (тыс.кв.м)

190,0

16,9

-173,1

Общеобразовательных школ (тыс.мест)

1,5

-

-1,5

Детских дошкольных учреждений (тыс.мест)

0,28

-

-0,28

Больниц (тыс.коек)

-

0,050

+0,050

Поликлиник (тыс.посещ. в смену)

0,075

-

-0,075

Клубов и домов культуры (тыс.мест)

-

-

-

Дорог с твердым покрытием (тыс.км)

0,065

-

-0,065

Водопроводов (тыс.км)

0,008

-

-0,008

Распределительных газовых сетей (тыс.км)

0,019

0,063

+0,044

Линии электропередачи (тыс.км)

-

-

-

Сельской телефонной связи (АТС и ВПТС) (тыс.номеров)

2,0

1,01

-0,99


Вследствие чего увеличился разрыв в уровне и качестве жизни в городе и на селе. Последствия - стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. Развитию сельской социальной сферы и инженерной инфраструктуры Карачаево-Черкесской Республики необходима государственная поддержка.

2. Основные цели и задачи Программы


Программа разработана в целях развития и модернизации республиканской целевой программы "Социальное развитие села на 2003-2010 годы" и направлена на достижение следующих основных целей:

повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских муниципальных образований и обеспечение для сельского населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;

сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры между городом и селом, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействия решению общегосударственных задач в сфере миграционной политики;

создание правовых, административных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;

расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для диверсификации сельской экономики, позволяющей сельским жителям за счет роста собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;

создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры от сельскохозяйственных предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления;

расширение возможностей выполнения селом его общественных функций.

Решение проблемы социального развития села является важной составной частью общегосударственного процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, становлению и развитию местного самоуправления, повышению благосостояния сельского населения.

Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:

создание финансовых механизмов, обеспечивающих сельским жителям реализацию конституционного права на благоустроенное жилище с учетом их платежеспособного спроса в пределах установленных социальных стандартов;

привлечение и закрепление для работы в социальной сфере сельских муниципальных образований и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений;

улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-социальной помощи, эффективного использования средств физической культуры и спорта по предупреждению заболеваний, поддержанию высокой работоспособности;

повышение роли физкультуры и спорта в области профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма, формирования на селе здорового образа жизни;

повышение образовательного уровня и конкурентоспособности сельских учащихся путем расширения доступности образования, приведение его качества в соответствие с современными требованиями;

активизация культурной деятельности на селе, обеспечение доступности культурных ценностей широким слоям сельского населения;

развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности, повышение информированности в области гражданско-правового законодательства;

повышение уровня и качества электро-, водо-, газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»