ЗАКОН
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 21 июня 2007 года N 45-РЗ
г.Черкесск
О республиканской целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 15 мая 2010 года на основании
Закона Карачаево-Черкесской Республики от 10 мая 2010 года N 21-РЗ
____________________________________________________________________
Принят
Народным Собранием (Парламентом)
Карачаево-Черкесской Республики
1 июня 2007 года
Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Социальное развитие села до 2010 года".
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Карачаево-Черкесской Республики
М.А.-А.Батдыев
г.Черкесск,
21 июня 2007 года,
N 45-РЗ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Социальное развитие села до 2010 года"
Дата принятия решения о разработке Программы | |
Государственный заказчик - координатор Программы | Правительство Карачаево-Черкесской Республики |
Государственные заказчики Программы | Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики |
Основные разработчики Программы | Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики, Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, Министерство финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Республиканское Государственное учреждение Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения "Карачаевочеркесавтодор" (далее - управление "Карачаевочеркесавтодор"), открытое акционерное общество "Карачаево-Черкесскэлектросвязь" (по согласованию) |
Цели и задачи Программы | Повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских муниципальных образований и обеспечение для сельского населения доступности и качества базовых социальных благ. |
Сроки реализации Программы | 2007-2010 годы |
Основные программные мероприятия | Мероприятия сгруппированы по следующим направлениям: жилищное строительство; |
Основные исполнители программных мероприятий | Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики, Министерство культуры Карачаево-Черкесской Республики, департамент торговли и услуг Министерства экономического развития Карачаево-Черкесской Республики, открытое акционерное общество "Карачаево-Черкесскэнерго" (по согласованию), федеральное государственное учреждение "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике" (по согласованию), управление "Карачаевочеркесавтодор", открытое акционерное общество "Карачаево-Черкесскэлектросвязь" (по согласованию). |
Объемы финансирования Программы | Общая сумма расходов республиканского бюджета на реализацию Программы на период 2007-2010 годов - 743,7 млн.рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | При реализации Программы к 2010 году: |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, ежегодно 1 марта представляет отчет о ходе реализации Программы в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Правительство Карачаево-Черкесской Республики |
Основная часть села в Карачаево-Черкесской Республике находится в кризисном состоянии из-за резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения, что привело к увеличению отставания села от города по уровню и условиям жизнедеятельности по причине недостаточного инвестирования социального развития и инженерного обустройства сельских территорий из республиканского бюджета.
В среднем по республике на 100 сельских населенных пунктов приходится 53 детских дошкольных учреждения, 90 школ, 80 клубов, 52 объекта здравоохранения.
По состоянию на начало 2003 года в сфере социального и инженерного обустройства села в Карачаево-Черкесской Республике сложилась следующая ситуация.
Жилищные условия. Сельский жилищный фонд на территории Карачаево-Черкесской Республики составлял 4389,5 тыс.кв.м общей площади, из них 96,7% приходилось на частное домовладение, включающее помимо жилого дома хозяйственные надворные постройки для ведения личного подсобного хозяйства.
Основная часть сельского жилого фонда не имела элементарных коммунальных удобств: водопроводом были оборудованы 32% сельского жилого фонда, центральным отоплением 38,8%, канализацией 31,6%, горячим водоснабжением 22,1%.
Обеспеченность сельского населения жильем с полным набором коммунальных услуг составляла 3,7 кв.м на человека.
Здравоохранение. За последние годы на 10 тыс.сельского населения приходилось только 84 больничные койки, тогда как в городе 105. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в расчете на 10 тыс.жителей на селе в 1,3 раза меньше, чем в городе.
Обеспеченность сельского населения врачами в 3 раза ниже по сравнению с городским, а средним медицинским персоналом, соответственно, в 1,3 раза.
Материальная база действующих учреждений здравоохранения на селе не соответствовала современным требованиям. Медицинское оборудование морально и физически устарело и требует замены.
Образование. Сеть дошкольных образовательных учреждений на территории Карачаево-Черкесской Республики по сравнению с 1990 годом сократилась на 46%. Число мест в детских общеобразовательных учреждениях на 1 тыс.детей дошкольного возраста сократилось с 297 в 1990 году до 147 в 2001 году.
Охват детей в сельской местности Карачаево-Черкесской Республики дошкольным образованием снизился с 60,4% до 38,8% . Сеть общеобразовательных учреждений на территории Карачаево-Черкесской Республики сократилась за последние 10 лет на 5% при увеличении численности учащихся на 12%. Во многих муниципальных образованиях занятия проводились в неприспособленных помещениях (30%). Многие из них подлежат сносу или капитальному ремонту, отсутствует материальная база.
Газификация села. В сельской местности республики эксплуатировалось 1219,6 км распределительных газовых сетей, газифицировано 50,7 тыс.домов (квартир), из них природным газом - 21,8 тыс.домов. Уровень газификации природным газом составлял 43 процента. Особую трудность испытывают горные аулы из-за отсутствия природного газа.
Водоснабжение. Централизованным водоснабжением было охвачено 74 населенных пункта с населением 245 тыс.человек, или 54% сельского населения республики. Большинство водозаборных сооружений не имело требуемого технологического оборудования для улучшения качества воды или работало неэффективно, 28% существующих локальных водопроводов нуждалось в реконструкции, а 25% - в полном восстановлении.
45% сельского населения пользовались водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
Телекоммуникационная связь. В сельской местности монтированная емкость АТС составляет 32,3 тыс.номеров. Автоматический выход на междугородную и международную связь имеют 31,9 тыс.номеров, что составляет 98,5% от общей емкости сельской телефонной сети. Не телефонизировано 7 населенных пунктов из 131, что составляет 5,3% от общего количества.
За счет собственных средств ОАО "Южная телекоммуникационная компания" построены новые телефонные сети в 9 населенных пунктах.
Плотность телефонов в сельской местности составляет 14,4 аппарата на 100 человек.
Однако имеются населенные пункты, где телефонная сеть изношена, требуются замена аналоговых АТС на цифровые и реконструкция линейных сооружений.
Система электрификации села. Общая протяженность сельских электрических сетей напряжением 110-0,4 кВ в республике составляла 5,1 тыс.км, трансформаторных подстанций напряжением 35-6/0,4 кВ -1,3/0,3 тыс.штук.
Потери в электросетях из-за сверхнормативного их износа возросли на 14,1%, продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов составляла 2563 часа в 2001 году.
Находящиеся на балансе предприятий и хозяйств воздушные линии и трансформаторные подстанции отслужили свой срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна.
Дорожное строительство. Существующие дороги в сельской местности не соответствуют растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей. Многие дороги подлежат полной реконструкции с твердым покрытием.
В результате недостаточного инвестирования села снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов.
Наименование показателей | Построено в сельской местности | ||
1990 год | 2000 год | 2000 год к 1990 году увелич.+ уменьш.- | |
Жилых домов (тыс.кв.м) | 215,5 | 16,9 | -198,6 |
в т.ч. индивидуальными застройщиками (тыс.кв.м) | 190,0 | 16,9 | -173,1 |
Общеобразовательных школ (тыс.мест) | 1,5 | - | -1,5 |
Детских дошкольных учреждений (тыс.мест) | 0,28 | - | -0,28 |
Больниц (тыс.коек) | - | 0,050 | +0,050 |
Поликлиник (тыс.посещ. в смену) | 0,075 | - | -0,075 |
Клубов и домов культуры (тыс.мест) | - | - | - |
Дорог с твердым покрытием (тыс.км) | 0,065 | - | -0,065 |
Водопроводов (тыс.км) | 0,008 | - | -0,008 |
Распределительных газовых сетей (тыс.км) | 0,019 | 0,063 | +0,044 |
Линии электропередачи (тыс.км) | - | - | - |
Сельской телефонной связи (АТС и ВПТС) (тыс.номеров) | 2,0 | 1,01 | -0,99 |
Вследствие чего увеличился разрыв в уровне и качестве жизни в городе и на селе. Последствия - стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. Развитию сельской социальной сферы и инженерной инфраструктуры Карачаево-Черкесской Республики необходима государственная поддержка.
Программа разработана в целях развития и модернизации республиканской целевой программы "Социальное развитие села на 2003-2010 годы" и направлена на достижение следующих основных целей:
повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских муниципальных образований и обеспечение для сельского населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;
сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры между городом и селом, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействия решению общегосударственных задач в сфере миграционной политики;
создание правовых, административных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации конституционных полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;
расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для диверсификации сельской экономики, позволяющей сельским жителям за счет роста собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;
создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры от сельскохозяйственных предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления;
расширение возможностей выполнения селом его общественных функций.
Решение проблемы социального развития села является важной составной частью общегосударственного процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, становлению и развитию местного самоуправления, повышению благосостояния сельского населения.
Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
создание финансовых механизмов, обеспечивающих сельским жителям реализацию конституционного права на благоустроенное жилище с учетом их платежеспособного спроса в пределах установленных социальных стандартов;
привлечение и закрепление для работы в социальной сфере сельских муниципальных образований и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений;
улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-социальной помощи, эффективного использования средств физической культуры и спорта по предупреждению заболеваний, поддержанию высокой работоспособности;
повышение роли физкультуры и спорта в области профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма, формирования на селе здорового образа жизни;
повышение образовательного уровня и конкурентоспособности сельских учащихся путем расширения доступности образования, приведение его качества в соответствие с современными требованиями;
активизация культурной деятельности на селе, обеспечение доступности культурных ценностей широким слоям сельского населения;
развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности, повышение информированности в области гражданско-правового законодательства;
повышение уровня и качества электро-, водо-, газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;