ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2010 года N 625
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"
(в редакции Постановлений Правительства Республики Хакасия от 22.03.2011 N 132, от 13.05.2011 N 252, от 15.07.2011 N 440, от 23.08.2011 N 547, от 28.10.2011 N 718, от 26.12.2011 N 894, от 24.02.2012 N 102, от 12.05.2012 N 296, от 10.07.2012 N 445, от 31.10.2012 N 724, от 11.12.2012 N 858, от 18.12.2012 N 876, от 14.02.2013 N 70, от 22.04.2013 N 214, от 27.06.2013 N 350, от 28.06.2013 N 358, от 22.11.2013 N 646 (в редакции от 30.12.2013), от 30.12.2013 N 745, от 14.07.2014 N 337, от 04.12.2014 N 632, от 24.04.2015 N 185, от 24.06.2015 N 305, от 24.08.2015 N 430, от 20.11.2015 N 613)
В целях реализации на территории Республики Хакасия мероприятий, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 323 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", Правительство Республики Хакасия постановляет:
(преамбула в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 24.08.2015 N 430)
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Хакасия "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства".
(п. 1 в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 22.11.2013 N 646)
2. Признать утратившими силу с 1 января 2011 г. Постановления Правительства Республики Хакасия:
от 24.11.2009 N 513 "Об утверждении долгосрочной республиканской целевой программы "Чистая вода" на период до 2017 года";
от 19.08.2010 N 420 "О внесении изменений в долгосрочную республиканскую целевую программу "Чистая вода" на период до 2017 года, утвержденную Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.11.2009 N 513";
от 07.10.2010 N 510 "О распределении субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия в соответствии с долгосрочной республиканской целевой программой "Чистая вода" на период до 2017 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.11.2009 N 513, на 2010 год";
от 08.07.2010 N 340 "О внесении изменений в региональную адресную программу "Оснащение многоквартирного жилищного фонда коллективными приборами учета потребления коммунальных ресурсов на территории Республики Хакасия в 2009 - 2011 годах", утвержденную Постановлением Правительства Республики Хакасия от 13.03.2009 N 62".
Глава Республики Хакасия -
Председатель Правительства
Республики Хакасия
В.ЗИМИН
Утверждена
Постановлением
Правительства Республики Хакасия
от 23.11.2010 N 625
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА"
(в редакции Постановлений Правительства Республики Хакасия от 22.03.2011 N 132, от 13.05.2011 N 252, от 15.07.2011 N 440, от 23.08.2011 N 547, от 28.10.2011 N 718, от 26.12.2011 N 894, от 24.02.2012 N 102, от 12.05.2012 N 296, от 10.07.2012 N 445, от 31.10.2012 N 724, от 11.12.2012 N 858, от 18.12.2012 N 876, от 14.02.2013 N 70, от 22.04.2013 N 214, от 27.06.2013 N 350, от 28.06.2013 N 358, от 22.11.2013 N 646 (редакции 30.12.2013), от 30.12.2013 N 745, от 14.07.2014 N 337, от 04.12.2014 N 632, от 24.04.2015 N 185, от 24.06.2015 N 305, от 24.08.2015 N 430, от 20.11.2015 N 613)
(в редакции Постановления Правительства Республики Хакасия от 22.11.2013 N 646 (редакции 30.12.2013))
Ответственный исполнитель | - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия |
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 24.04.2015 N 185) | |
Подпрограммы | - "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Республики Хакасия"; |
Цель | - обеспечение собственников помещений многоквартирных домов коммунальными услугами нормативного качества и доступной стоимости при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры республики к 2015 году |
Задачи | - достижение надежного и устойчивого обслуживания потребителей коммунальных ресурсов за счет проведения комплекса мероприятий по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и внедрения ресурсосберегающих технологий; |
Целевые показатели | - снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры: |
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 04.12.2014 N 632) | |
Этапы и сроки реализации | - 2011 - 2015 годы. |
Объем бюджетных ассигнований | - общий объем финансирования составляет 795901 тыс. рублей, в том числе: |
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 24.06.2015 N 305) | |
Ожидаемые результаты реализации | - снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры до 56,9%; |
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 04.12.2014 N 632) |
(в редакции Постановления Правительства Республики Хакасия от 22.11.2013 N 646 (редакции 30.12.2013))
Цели и задачи, поставленные при реализации реформы в жилищной и коммунальной сфере, в значительной степени в предыдущие годы были выполнены. Произошли формирование рыночных условий в секторе, снижение административного присутствия, развитие конкуренции с целью оптимизации качества обслуживания и его цены, значительное обновление основных фондов коммунальной инфраструктуры как за счет нового строительства и реконструкции, так и за счет проведения капитальных ремонтов, а также реализация коммунальных ресурсов по устанавливаемым приборам учета как у потребителей, так и производителей энергоресурсов.
На сегодняшний день реализуются ключевые направления развития отрасли:
- реформа оплаты жилья и коммунальных услуг, а также системы социальной поддержки населения;
- ликвидация в среднесрочной перспективе аварийного и ветхого жилья;
- реконструкция и модернизация коммунальной инфраструктуры;
- экономия энергоресурсов путем внедрения энергоэффективных и энергосберегающих технологий и повсеместная установка приборов учета потребления ресурсов.
Основной задачей реформы оплаты жилья и коммунальных услуг, а также системы социальной поддержки населения являлась замена бюджетных дотаций организаций жилищно-коммунального комплекса (далее - ЖКХ) на жилищные адресные субсидии населению при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг. Динамика республиканского и среднего по муниципалитетам стандарта уровня оплаты услуг гражданами позволяет говорить о значительной степени выполнения этой задачи. Сегодня уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг на республиканском уровне установлен в 100%, а в среднем по территориям составляет фактически 92,1%.
Задачей реформы системы управления многоквартирными жилыми домами было вытеснение административных методов управления жилищным хозяйством и развитие в сфере управления многоквартирными домами конкурентных, рыночных отношений. Сегодня уже 84% жилых помещений находятся в частной собственности, что способствует более ответственному отношению собственников к управлению своим имуществом. Форму управления уже выбрали собственники более чем 5,4 тысячи многоквартирных домов (86% от общего количества многоквартирных домов).
Задачей реформы в сфере управления и развития коммунальной инфраструктуры являлось привлечение частного бизнеса к управлению объектами коммунальной инфраструктуры с целью увеличения инвестиций в сектор, проведения реконструкции и обновления и существенного повышения эффективности сектора. Первые результаты привлечения частного бизнеса уже есть: появились 15 частных коммунальных компаний, на долгосрочные договоры аренды муниципальной инфраструктуры перешли 4 территории.
Созданы необходимая рыночная инфраструктура и институты функционирования жилищного хозяйства: ассоциация товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ), жилищно-строительные кооперативы (далее - ЖСК), республиканское агентство ипотечного жилищного кредитования. Работает система добровольной аккредитации управляющих компаний.
Для снижения последствий экономического кризиса в отрасли увеличено ресурсное обеспечение реформирования ЖКХ. Рост субсидий республиканского бюджета для реализации муниципальных целевых программ составил в 2010 году 189% по отношению к предыдущему году. В то же время процесс реформирования ЖКХ еще далеко не завершен.
Так, весьма низки темпы ликвидации аварийного и ветхого жилья. Предполагалось, что не менее 20% вновь введенного жилья должно использоваться для ликвидации аварийного, изношенного жилищного фонда. В настоящее время на эти цели используется не более 3 - 5%, поскольку это невыгодно для застройщиков, а каких-либо стимулов к этому не существует.
Должна быть создана система стимулов и государственной поддержки застройщиков и бюджетов для строительства жилья для расселения из аварийного жилья.
Доля населения, проживающего в многоквартирных домах, подлежащих капитальному ремонту по своим техническим характеристикам, составляет сегодня около 50%. В капитальном ремонте нуждается до 60% от общего количества многоквартирных жилых домов, в то время как по разным территориям ежегодно капитально ремонтируется всего от 0,6% до 2,7% общей площади жилищного фонда. Есть муниципалитеты, где ремонты не ведутся вообще.
Капитальный ремонт осуществляется, как правило, в минимально необходимых объемах, в лучшем случае - с частичной модернизацией.
Необходимо сформировать новые высокие требования к капитальному ремонту, направленные на повышение качества и благоустройство жилья, с тем, чтобы здание после проведения капитального ремонта отвечало современным стандартам качества жилья.
В результате весьма далека от завершения работа по повышению уровня благоустройства жилья. Сегодня централизованным водоснабжением обеспечено 59,8% жилья, канализацией - 58%, отоплением - 58,7%, горячим водоснабжением - 54,4% многоквартирных домов. Всеми видами благоустройств оборудовано всего 57,7% многоквартирных домов.
Особенно низок уровень благоустройства в малых городах и сельских поселениях, на долю которых приходится около 30% площадей многоквартирных домов. Низкая платежеспособность и бюджетная обеспеченность населения, низкий уровень квалификации специалистов обусловили отставание процесса реформирования ЖКХ. В результате качество и уровень благоустройства многоквартирных домов в этих поселениях практически не увеличивается.
Коммунальная инфраструктура, несмотря на проводимую реформу, находится в изношенном состоянии.
По состоянию на 1 января 2010 года в республике износ котельных составляет 60,1%, сетей водопровода - 78,5%, сетей канализации - 69%, тепловых сетей - 70,7%, электрических сетей - 61,6%, водопроводных насосных станций - 70,7%, канализационных насосных станций - 54,6%, очистных сооружений водопровода - 76,2%, очистных сооружений канализации - 82,9%, трансформаторных подстанций - 65,9%.
Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, составляют: по воде - 19,4%, по электроэнергии - до 15%, по теплу - 17,3%.
На этом фоне сохраняется высокий уровень задолженности предприятий коммунальной сферы: кредиторской - более 1,6 млрд. рублей, а дебиторской - более 1,5 млрд. рублей. Более 50% организаций коммунального комплекса являются убыточными, как правило, это муниципальные унитарные предприятия в малых городах и сельских поселениях.
Ресурсы отрасли даже с учетом бюджетного финансирования пока недостаточны для комплексного решения накопившихся проблем. До сих пор несущественна роль инвесторов. Они не обеспечены гарантиями, не созданы условия для их привлечения. Имеющий место рост бюджетных инвестиций (в 2008 году доля бюджетных инвестиций в коммунальную инфраструктуру увеличилась в 90% территорий), по сути, замещает частные инвестиции.
Рыночные инструменты привлечения частного бизнеса в виде концессионных соглашений и отработанных механизмов приватизации коммунальной инфраструктуры в полной мере не заработали. Требуется доработка законодательства, обеспечивающая справедливое распределение рисков между сторонами концессионного соглашения.
При этом очень важным является определение объективно необходимых для поселения инвестиционных проектов. Как правило, программы развития коммунальной инфраструктуры, имеющиеся не на всех территориях, разрабатываются самими организациями, поэтому зачастую интересы поселения в них учитываются далеко не полностью. В поселениях не осуществляется оптимизация содержания, стоимости и эффекта от инвестиционных проектов в коммунальной инфраструктуре, не ставятся конкретные, важные для поселения цели развития коммунальной инфраструктуры, в том числе повышения их эффективности, не оценивается доступность будущего производства и транспорта коммунальных ресурсов для населения. Приоритет в муниципальных решениях отдается не стратегическим, а текущим задачам, что зачастую ложится дополнительным бременем на потребителей коммунальных ресурсов.
Необходимо как можно быстрее внедрить систему расчетов за потребление коммунальных ресурсов по показаниям приборов учета, а для этого необходимо повсеместно оснастить многоквартирный жилищный фонд коллективными и индивидуальными приборами учета. На сегодняшний день охват приборами учета в отпуске тепловой энергии составляет 8%, горячей и холодной воды - 22,5% и 12,3% соответственно, электрической энергии - 2,9% (общедомовой учет).
Постепенно реализовывается реформа управления многоквартирными домами. В более чем в 86% многоквартирных домов собственники помещений выбрали способ управления. Из них 61% составляют многоквартирные дома, где способ управления осуществляют управляющие организации. При этом доля частных управляющих компаний составляет 91%, на долю государственных приходится 9%. Доля непосредственного управления домами составляет 12%, доля ТСЖ возросла с 7 до 12% (818 многоквартирных домов).
В недостаточной степени урегулированы взаимоотношения ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций или ТСЖ и собственников помещений в многоквартирном доме при разных формах управления многоквартирным домом, что порождает злоупотребления и задержки платежей за коммунальные ресурсы.
Большинство собственников многоквартирных домов пока не осознали себя ответственными за состояние общего имущества многоквартирного дома и за выставление требований к управляющим организациям за качественное обслуживание. Отсутствие минимально необходимых требований к жилищным услугам и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома в условиях безграмотности собственников жилья приводит к низкому качеству обслуживания, к отказу части собственников от услуг, что дискриминирует других собственников, и т.п.
Отсутствуют культура и практика осуществления сторонними инвесторами ресурсосберегающих мероприятий в многоквартирных домах, применения так называемых энергосервисных контрактов. Отсутствует механизм аккумулирования либо привлечения средств для реализации мероприятий по повышению эффективности использования коммунальных ресурсов, установке общедомовых приборов учета собственниками многоквартирного дома, отсутствуют какие бы то ни было стимулы к этому.
Необходимость в достаточно короткий срок решить масштабные задачи государственной программы Республики Хакасия "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Программа) определяет целесообразность разработки и реализации нескольких направлений (подпрограмм), в том числе:
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 22.11.2013 N 646 (ред. 30.12.2013))
- подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Республики Хакасия";
- подпрограмма "Чистая вода";