ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 01 ноября 2011 года N 724
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ДОЛГОСРОЧНУЮ РЕСПУБЛИКАНСКУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ (2011–2015 ГОДЫ)", УТВЕРЖДЁННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ ОТ 23.11.2010 N 596
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.09.2011 N 589 "Об утверждении перечней долгосрочных республиканских целевых программ, разрабатываемых на 2012 год и плановый период 2013–2014 годов, а также действующих долгосрочных республиканских целевых программ, планируемых к реализации в 2012 году и плановом периоде 2013–2014 годов" и в целях реализации государственной политики в сфере образования Правительство Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Внести изменения в долгосрочную республиканскую целевую программу "Развитие образования в Республике Хакасия (2011–2015 годы)", утверждённую постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 N 596 (с последующими изменениями), изложив её в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Исполняющий обязанности Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия А. Новосёлов
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Хакасия
от 01.11.2011 N 724
ДОЛГОСРОЧНАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие образования в Республике Хакасия (2011-2015 годы)"
ПАСПОРТ
долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие образования в Республике Хакасия (2011–2015 годы)"
Наименование | - | долгосрочная республиканская целевая программа "Развитие образования в Республике Хакасия (2011–2015 годы)" |
Дата принятия решения о разработке (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | - | |
Государственный заказчик | - | Министерство образования и науки Республики Хакасия |
Цель | - | обеспечение высокого качества образования, вариативности предлагаемых образовательных услуг с ориентацией на наиболее полное удовлетворение запросов граждан, общества, государства |
Задачи | - | снижение очерёдности в дошкольные образовательные учреждения Республики Хакасия; обеспечение реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в Республике Хакасия; создание условий, направленных на обеспечение обучающихся, воспитанников общеобразовательных учреждений Республики Хакасия здоровым питанием; создание адаптивной к внешним требованиям республиканской сети учреждений начального и среднего профессионального образования для обеспечения социально-экономического развития Республики Хакасия востребованными кадрами |
Показатели результативности (целевые индикаторы) по годам | - | повышение охвата детей всеми формами дошкольного образования, в том числе по годам (нарастающим итогом): 2011 – до 57%; 2012 – до 60%; 2013 – до 63%; 2014 – до 66%; 2015 – до 70%; увеличение количества дошкольных групп компенсирующей направленности для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе по годам (нарастающим итогом): 2011 – до 37; 2012 – до 40; 2013 – до 43; 2014 – до 47; 2015 – до 50; обеспечение учебниками и учебными пособиями в соответствии с новым государственным образовательным стандартом потребности республиканских государственных образовательных учреждений, в том числе по годам (нарастающим итогом): 2011 – до 5%, 2012 – до 10%, 2013 – до 15%, 2014 – до 23%, 2015 – до 30%; создание муниципальных центров для работы с одарёнными детьми, в том числе по годам (нарастающим итогом): 2011 – 1, 2012 – 4; 2013 – 7; 2014 – 10; 2015 – 13; поощрение туристко-познавательной поездкой не менее 75 одарённых старшеклассников, в том числе по годам: 2011 – 15, 2012 – 15, 2013 – 15; 2014 – 15, 2015 – 15; увеличение доли участия школьников в олимпиадном движении, в том числе по годам (нарастающим итогом): 2011 – до 50%, 2012 – до 55%, 2013 – до 60%, 2014 – до 65%, 2015 – до 70%; увеличение доли участия педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства регионального и всероссийского уровней от общей численности педагогических работников, в том числе по годам (нарастающим итогом): 2011 – до 3%, 2012 – до 7%, 2013 – до 10%; 2014 – до 12%; 2015 – до 15%; выявление и государственная поддержка не менее 50 лучших педагогических работников Республики Хакасия, в том числе по годам: 2011 – 10, 2012 – 10, 2013 – 10; 2014 – 10, 2015 – 10; увеличение доли общеобразовательных учреждений, соответствующих всем современным требованиям в части учебно-материальной базы, в том числе по годам (нарастающим итогом): 2011 – до 30%, 2012 – до 38%; 2013 – до 45%; 2014 – до 52%, 2015 – до 60%; увеличение доли общеобразовательных учреждений, медицинские кабинеты которых соответствуют требованиям СанПиН, в том числе по годам (нарастающим итогом): 2011 – до 45%, 2012 – до 65%; 2013 – до 80%; 2014 – до 90%, 2015 – до 100%; увеличение доли общеобразовательных учреждений, спортивные залы и площадки которых соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта, в том числе по годам (нарастающим итогом): 2011 – до 30%, 2012 – до 38%; 2013 – до 45%; 2014 – до 52%, 2015 – до 60%; повышение охвата школьников горячим питанием, в том числе по годам (нарастающим итогом): 2011 – до 82%, 2012 – до 84%, 2013 – до 86%, 2014 – до 88%, 2015 – до 90%; увеличение доли педагогических работников, прошедших повышение квалификации на стажировочных площадках, в том числе по годам (нарастающим итогом): 2011 – до 5%, 2012 – до 15%, 2013 – до 25%, 2014 – до 35%, 2015 – до 45%; создание ресурсных центров начального профессионального образования, среднего профессионального образования, в том числе по годам: 2011 – 1, 2013 – 1, 2015 - 1; увеличение доли выпускников республиканских государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся в первый год, в общей численности выпускников указанной категории, в том числе по годам (нарастающим итогом): 2011 – до 62%, 2012 – до 64%; 2013 – до 66%; 2014 – до 68%; 2015 – до 70%; увеличение доли студенческих общежитий республиканских учреждений начального и среднего профессионального образования, соответствующих современным требованиям в части оснащения мебелью и бытовой техникой, в том числе по годам (нарастающим итогом): 2011 – до 30%, 2012 – до 38%; 2013 – до 45%; 2014 – до 52%, 2015 – до 60% |
Сроки и этапы реализации | - | сроки реализации - 2011–2015 годы Этапы реализации: 1 этап – 2011 год; 2 этап – 2012 год; 3 этап – 2013 год; 4 этап – 2014 год; 5 этап – 2015 год |
Перечень подпрограмм | - | "Обеспечение доступности дошкольного образования в Республике Хакасия (2011– 2015 годы)"; "Реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"; "Школьное питание в Республике Хакасия на 2011–2015 годы"; "Развитие профессионального образования Республики Хакасия" |
Объёмы и источники финансирования | - | общий объём финансирования мероприятий Программы из республиканского бюджета Республики Хакасия – 891022,0 тыс. рублей, из них субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия – 593606,0 тыс. рублей, в том числе: 2011 год – 137466,0 тыс. рублей, из них субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия – 104737,0 тыс. рублей; 2012 год – 240427,0 тыс. рублей, из них субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия – 150891,0 тыс. рублей; 2013 год – 192520,0 тыс. рублей, из них субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия – 130189,0 тыс. рублей; 2014 год – 162255,0 тыс. рублей, из них субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия – 101775,0 тыс. рублей; 2015 год – 158354,0 тыс. рублей, из них субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия – 106014,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации | - | повышение охвата детей всеми формами дошкольного образования до 70%; увеличение до 50 количества дошкольных групп компенсирующей направленности для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение учебниками и учебными пособиями в соответствии с новым государственным образовательным стандартом до 30% потребности республиканских государственных образовательных учреждений; создание 13 муниципальных центров для работы с одарёнными детьми; поощрение туристко-познавательной поездкой не менее 75 одарённых старшеклассников; увеличение доли участия школьников в олимпиадном движении до 70%; увеличение доли участия педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства регионального и всероссийского уровней до 15% от общей численности педагогических работников; выявление и государственная поддержка не менее 50 лучших педагогических работников Республики Хакасия; увеличение доли общеобразовательных учреждений, соответствующих всем современным требованиям в части учебно-материальной базы, до 60%; увеличение доли общеобразовательных учреждений, медицинские кабинеты которых соответствуют требованиям СанПиН, до 100%; увеличение доли общеобразовательных учреждений, спортивные залы и площадки которых соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта, до 60%; повышение до 90% охвата школьников горячим питанием; увеличение доли педагогических работников, прошедших повышение квалификации на стажировочных площадках, до 45%; создание не менее 3 ресурсных центров начального профессионального образования, среднего профессионального образования; увеличение доли выпускников республиканских государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся в первый год, в общей численности выпускников указанной категории до 70%; увеличение доли студенческих общежитий республиканских учреждений начального и среднего профессионального образования, соответствующих современным требованиям в части оснащения мебелью и бытовой техникой, до 60% |
1. Характеристика проблемы
Формирование экономики нового типа невозможно без модернизации системы образования. Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия на долгосрочную перспективу направлена на инновационный вектор развития, который может быть оправдан при условии роста эффективности сферы развития человеческого и социального потенциала, основу которой составляет сфера образования. В этой связи образование рассматривается не как затратная отрасль, а как сфера для стратегических инвестиций.
Между тем реальный объём ассигнований на нужды образования не позволяет в одночасье решить накопившиеся проблемы, возникшие в связи с недофинансированием отрасли в предыдущие годы. Для обеспечения дальнейшего развития отрасли, предоставления качественных образовательных услуг населению Хакасии в предстоящий период до 2015 года необходимо осуществить ряд мер по преодолению насущных проблем. К наиболее существенным проблемам, тормозящим развитие системы образования Республики Хакасия, следует отнести:
наличие большой очерёдности в дошкольные образовательные учреждения, необеспеченность местами в дошкольных учреждениях всех желающих жителей Хакасии;
несоответствие части зданий государственных и муниципальных образовательных учреждений строительным и санитарным нормам, требованиям пожарной и антитеррористической безопасности;
несоответствие требованиям государственных образовательных стандартов учебно-лабораторной базы образовательных учреждений (учебное и лабораторное оборудование);
скудность фондов школьных библиотек, отсутствие учебников, обеспечивающих внедрение государственных образовательных стандартов нового поколения;
отсутствие в республике специализированных школ, учебных центров при вузах Хакасии для одарённых школьников;
слабая материально-техническая база учреждений дополнительного образования и летнего отдыха детей;
старение педагогических кадров, отсутствие реальных механизмов поддержки и закрепления молодых специалистов в сельских школах;
большой процент износа учебно-лабораторной базы учреждений начального и среднего профессионального образования, низкое оснащение студенческих общежитий;
старение технологического оборудования школьных столовых, неукомплектованность школьных медицинских кабинетов.
В современных социально-экономических условиях особое значение приобретает разработка эффективной политики государственной поддержки и оптимизации сети сельских школ, учитывающей взаимосвязь школы с обеспечением села трудовыми ресурсами, развитием социальной инфраструктуры, условиями труда, быта и жизни в сельской местности. Демографические изменения в Республике Хакасия ставят серьёзные задачи перед системой образования по обеспечению государственных гарантий дошкольного образования, по оптимизации сети школ, модернизации содержания и структуры общего образования. С 2007 года численность детей дошкольного возраста увеличилась почти на 10 процентов, а численность учащихся общеобразовательных учреждений сократилась на 9,5 процента. В связи с этим в Хакасии 68 процентов общеобразовательных школ попали в разряд малокомплектных. Слабая учебно-материальная оснащённость малокомплектных школ, разновозрастной состав обучающихся в классе, отсутствие у педагогов профессиональных и социально-экономических перспектив, низкий приток (отсутствие) кадров педагогической молодёжи обуславливают проблему получения сельскими школьниками доступного качественного образования. Бюджетные затраты на подготовку одного обучающегося сельской малокомплектной школы в среднем в 2-3 раза превышают затраты на одного обучающегося городской школы. При этом значительная часть расходов приходится на затраты, непосредственно не влияющие на качество образования: обслуживание и ремонт зданий, оплату коммунальных услуг, электроэнергии и т.д., что решающе влияет на усиление фактора "экономической неэффективности" малокомплектных школ.
Приоритетными направлениями развития образования в Республике Хакасия являются увеличение охвата детей услугами дошкольного образования, обеспечение условий для реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования в общеобразовательных школах, учреждениях начального профессионального образования и финансовое обеспечение этих гарантий в рамках регулирования межбюджетных отношений; обеспечение экономики республики специалистами необходимой квалификации на основе прогноза потребностей и плана подготовки и переподготовки кадров в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования; создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, формирование здорового образа жизни, а также развитие и реализация потенциала молодёжи.
Долгосрочная республиканская целевая программа "Развитие образования в Республике Хакасия на 2011–2015 годы" (далее – Программа) задаёт ориентиры развития отрасли в соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития Республики Хакасия.
Мероприятия Программы направлены на повышение эффективности системы образования, способствующей развитию человеческого потенциала. Введение новых управленческих и экономических механизмов в сферу образования направлены на повышение качества предоставления бюджетных услуг, что полностью соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Хакасия.
Образование – единственная сфера деятельности, в отношении которой в Российской Федерации законодательно закреплено наличие общенационального механизма, определяющего тенденции развития и приоритеты финансирования. В соответствии с Федеральным законом от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании"
(с последующими изменениями) организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является федеральная целевая программа развития образования (далее – ФЦПРО), которая разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации.
В Республике Хакасия республиканским законодательством об образовании также предусмотрены разработка и принятие республиканской целевой программы развития образования (далее - РЦПРО). В соответствии со статьей 5 Закона Республики Хакасия от 04.10.2004 N 53 "Об образовании" (с последующими изменениями) РЦПРО устанавливает цели, задачи и механизм реализации государственной политики в области образования в Республике Хакасия с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей развития Республики Хакасия, федеральных целевых программ.
Благодаря действиям, предпринятым в рамках реализации республиканской целевой программы "Развитие образования в Республике Хакасия на 2008–2010 годы", в 2008-2009 годах удалось провести работы по реконструкции и капитальному ремонту зданий под дошкольные образовательные учреждения. Работы осуществлялись на 48 объектах, за два года дополнительно введено 1242 места в детских садах для детей дошкольного возраста. Реализация действующей РЦПРО позволила решить ряд проблем в системе общего образования республики, продвинуться вперед по ряду направлений развития. В период действия РЦПРО удалось укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений, начать комплексную модернизацию образования, направленную на улучшение качества образовательных услуг населению. Реализация действующей программы обеспечивала воплощение в жизнь приоритетного национального проекта "Образование" (далее – ПНПО). В результате были выявлены и материально поддержаны лидеры образования (лучшие школы, лучшие учителя, талантливая молодежь). Опыт реализации ПНПО показал эффективность сосредоточения усилий и ресурсов, в том числе финансовых, на важнейших и приоритетных направлениях работы, что дает импульс развития всей системе. Помимо поддержки лидеров образования, в рамках ПНПО были поддержаны следующие направления деятельности:
- создание современных условий обучения, включая поставку современного учебного оборудования, обеспечение современными автобусами для подвоза школьников к местам обучения. На эти цели в 2006-2009 годах было затрачено 99,7 млн рублей;
- развитие единой информационной образовательной среды и внедрение современных образовательных технологий, включая обеспечение всех школ услугами сети Интернет, создание базы современных электронных образовательных ресурсов;
- финансовая поддержка классных руководителей и стимулирование развития воспитательной работы в школах. На выплату дополнительного вознаграждения классных руководителей затрачено в период 2006-2009 годов 276,5 млн рублей.
Мощный импульс развитию системы образования дал объявленный в рамках ПНПО конкурс комплексных проектов модернизации общего образования (далее – КПМО) в регионах Российской Федерации. Республика Хакасия активно включилась в эту работу по всем направлениям КПМО. Результатом этой работы явилось внедрение новых экономических отношений в системе общего образования и в первую очередь переход на принципиально новый механизм финансирования школ на основе нормативного финансирования. Новый механизм финансирования по принципу "деньги следуют за учеником", или нормативное подушевое финансирование (далее – НПФ), дал импульс развитию сети образовательных учреждений и повышению качества образовательных услуг, создал основу здоровой конкуренции между образовательными учреждениями. По состоянию на конец 2009 года на НПФ перешли 73 процента школ республики.
Произошло развитие сети общеобразовательных школ. По состоянию на конец 2009 года в сети дневных общеобразовательных школ функционирует 247 общеобразовательных учреждений, в том числе 53 филиала. Филиалы, как правило, созданы на базе малокомплектных сельских школ. Получил развитие институт базовой школы, где в наибольшей степени сосредоточены кадровые, финансовые, материальные ресурсы, необходимые для предоставления качественных образовательных услуг населению. Одновременно решался вопрос безопасного подвоза школьников в базовые школы, приобретались школьные автобусы.
Современное образование немыслимо без применения передовых информационных образовательных ресурсов, включая Интернет, внедрения в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий. Все школы Республики Хакасия в прошедший период пользовались услугами сети Интернет, большинство педагогов прошли повышение квалификации по освоению информационно-коммуникационных технологий в обучении.
Республиканская целевая программа на новый период до 2015 года, помимо решения местных проблем в отрасли, должна стать проводником общероссийской государственной политики в сфере образования. Реализация в рамках программы национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" невозможна без концентрации финансовых, кадровых, организационных и других ресурсов. Программно-целевой подход, программный механизм управления развитием отрасли позволит осуществить переход к стратегии инновационного развития системы образования Республики Хакасия.
2. Цель и задачи
Целью Программы является обеспечение высокого качества образования, вариативности предлагаемых образовательных услуг с ориентацией на наиболее полное удовлетворение запросов граждан, общества, государства.
Программа ориентирована на решение следующих задач:
снижение очерёдности в дошкольные образовательные учреждения Республики Хакасия;
обеспечение реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в Республике Хакасия;
создание условий, направленных на обеспечение обучающихся, воспитанников общеобразовательных учреждений Республики Хакасия здоровым питанием;
создание адаптивной к внешним требованиям республиканской сети учреждений начального и среднего профессионального образования для обеспечения социально-экономического развития Республики Хакасия востребованными кадрами.
Сроки реализации Программы – 2011–2015 годы. Каждый год – этап реализации Программы (1 этап – 2011 год; 2 этап – 2012 год; 3 этап – 2013 год;
4 этап – 2014 год; 5 этап – 2015 год).
3. Перечень программных мероприятий
Объём финансирования из республиканского бюджета Республики Хакасия, тыс. рублей | Ответственные исполнители | |||||||||||||
2011–2015 годы | в том числе по годам | |||||||||||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||
1. Подпрограмма "Обеспечение доступности дошкольного образования в Республике Хакасия (2011–2015 годы)" | ||||||||||||||
Всего | 277583,0 | 57583,0 | 55000,0 | 60000,0 | 53000,0 | 52000,0 | Министерство образования и науки Республики Хакасия, муниципальные образования Республики Хакасия | |||||||
В том числе субсидии бюджетам муниципальных образований | 249583,0 | 49583,0 | 50000,0 | 55000,0 | 48000,0 | 47000,0 | ||||||||
2. Подпрограмма "Реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" | ||||||||||||||
Всего | 314372,0 | 33247,0 | 110000,0 | 69156,0 | 54615,0 | 47354,0 | Министерство образования и науки Республики Хакасия, муниципальные образования Республики Хакасия | |||||||
В том числе субсидии бюджетам муниципальных образований | 123494,0 | 16731,0 | 52329,0 | 23645,0 | 14775,0 | 16014,0 | ||||||||
3. Подпрограмма "Школьное питание в Республике Хакасия на 2011–2015 годы" | ||||||||||||||
Всего | 228132,0 | 41636,0 | 50427,0 | 52429,0 | 40640,0 | 43000,0 | Министерство образования и науки Республики Хакасия, муниципальные образования Республики Хакасия | |||||||
В том числе субсидии бюджетам муниципаль-ных образований | 220529,0 | 38423,0 | 48562,0 | 51544,0 | 39000,0 | 43000,0 | ||||||||
4. Подпрограмма "Развитие профессионального образования Республики Хакасия" | ||||||||||||||
Всего | 70935,0 | 5000,0 | 25000,0 | 10935,0 | 14000,0 | 16000,0 | Министерство образования и науки Республики Хакасия | |||||||
ИТОГО по Программе | 891022,0 | 137466,0 | 240427,0 | 192520,0 | 162255,0 | 158354,0 | ||||||||
В том числе субсидии бюджетам муниципальных образований | 593606,0 | 104737,0 | 150891,0 | 130189,0 | 101775,0 | 106014,0 |