ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2010 года N 596
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ (2011 - 2015 ГОДЫ)"
(в редакции Постановлений Правительства Республики Хакасия от 08.02.2011 N 37, от 22.03.2011 N 148, от 22.04.2011 N 213, от 12.07.2011 N 417, от 23.08.2011 N 552, от 01.11.2011 N 724, от 23.12.2011 N 881, от 01.02.2012 N 48, от 05.04.2012 N 221, от 19.07.2012 N 472, от 23.07.2012 N 478, от 19.11.2012 N 782, от 25.12.2012 N 901, от 06.06.2013 N 306, от 30.07.2013 N 425, от 21.10.2013 N 560, от 25.11.2013 N 651 (редакции 31.12.2013) , от 31.12.2013 N 756, от 31.12.2013 N 774, от 14.04.2014 N 171, от 30.06.2014 N 300, от 14.08.2014 N 419, от 08.10.2014 N 507, от 28.10.2014 N 546, от 31.12.2014 N 756, от 26.03.2015 N 118, от 24.04.2015 N 180, от 09.06.2015 N 272, от 18.08.2015 N 411, от 31.12.2015 N 757)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации государственной политики в сфере образования Правительство Республики Хакасия постановляет:
Утвердить государственную программу Республики Хакасия "Развитие образования в Республике Хакасия (2011 - 2015 годы)" (приложение).
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 25.11.2013 N 651 (ред. 31.12.2013))
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ (2011 - 2015 ГОДЫ)"
(в редакции Постановлений Правительства Республики Хакасия от 25.11.2013 N 651 (редакции 31.12.2013), от 14.04.2014 N 171, от 30.06.2014 N 300, от 14.08.2014 N 419, от 08.10.2014 N 507, от 28.10.2014 N 546, от 31.12.2014 N 756, от 26.03.2015 N 118, от 24.04.2015 N 180, от 09.06.2015 N 272, от 18.08.2015 N 411, от 31.12.2015 N 757)
Ответственный исполнитель | - | Министерство образования и науки Республики Хакасия |
Соисполнитель | - | Министерство финансов Республики Хакасия; |
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 14.08.2014 N 419) | ||
Подпрограммы | - | "Обеспечение доступности дошкольного образования в Республике Хакасия (2011 - 2015 годы)"; |
Цель | - | обеспечение высокого качества образования, вариативности предлагаемых образовательных услуг с ориентацией на наиболее полное удовлетворение запросов граждан, общества, государства |
Задачи | - | обеспечение общедоступного качественного дошкольного образования; |
Целевые показатели | - | повышение охвата детей всеми формами дошкольного образования, по годам (нарастающим итогом): |
(в ред. Постановлений Правительства Республики Хакасия от 31.12.2014 N 756, от 09.06.2015 N 272, от 31.12.2015 N 757) | ||
Этапы и сроки реализации | - | 2011 - 2015 годы. Этапы не выделяются |
Объем бюджетных ассигнований | - | - 19835161,0 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет Республики Хакасия - 18940622,0 тыс. рублей; федеральный бюджет - 894539,0 тыс. рублей. Из них субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия - 268039,0 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет Республики Хакасия - 112748,0 тыс. рублей; федеральный бюджет - 155291,0 тыс. рублей |
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 31.12.2015 N 757) | ||
Ожидаемые результаты реализации | - | повышение охвата детей всеми формами дошкольного образования к 2015 году - до 71%; |
(в ред. Постановлений Правительства Республики Хакасия от 31.12.2014 N 756, от 09.06.2015 N 272, от 31.12.2015 N 757) |
Формирование экономики нового типа невозможно без модернизации системы образования. Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия на долгосрочную перспективу направлена на инновационный вектор развития, который может быть оправдан при условии роста эффективности сферы развития человеческого и социального потенциала, основу которой составляет сфера образования. В этой связи образование рассматривается не как затратная отрасль, а как сфера для стратегических инвестиций.
Между тем реальный объем ассигнований на нужды образования не позволяет в одночасье решить накопившиеся проблемы, возникшие в связи с недофинансированием отрасли в предыдущие годы. Для обеспечения дальнейшего развития отрасли, предоставления качественных образовательных услуг населению Хакасии в предстоящий период до 2015 года необходимо осуществить ряд мер по преодолению насущных проблем. К наиболее существенным проблемам, тормозящим развитие системы образования Республики Хакасия, следует отнести:
наличие большой очередности в дошкольные образовательные организации, необеспеченность местами в дошкольных организациях всех желающих жителей Хакасии;
несоответствие части зданий государственных и муниципальных образовательных организаций строительным и санитарным нормам, требованиям пожарной и антитеррористической безопасности;
несоответствие требованиям государственных образовательных стандартов учебно-лабораторной базы образовательных организаций (учебное и лабораторное оборудование);
скудность фондов школьных библиотек, отсутствие учебников, обеспечивающих внедрение государственных образовательных стандартов нового поколения;
отсутствие в республике специализированных школ, учебных центров при вузах Хакасии для одаренных школьников;
слабая материально-техническая база организаций дополнительного образования и летнего отдыха детей;
старение педагогических кадров, отсутствие реальных механизмов поддержки и закрепления молодых специалистов в сельских школах;
большой процент износа учебно-лабораторной базы профессиональных образовательных организаций, низкое оснащение студенческих общежитий;
износ оборудования, недостаточное соответствие материально-технической базы школьных столовых требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08, несоответствие медицинских кабинетов требованиям санитарных правил и норм.
В современных социально-экономических условиях особое значение приобретает разработка эффективной политики государственной поддержки и оптимизации сети сельских школ, учитывающей взаимосвязь школы с обеспечением села трудовыми ресурсами, развитием социальной инфраструктуры, условиями труда, быта и жизни в сельской местности. Слабая учебно-материальная оснащенность малокомплектных школ, разновозрастной состав обучающихся в классе, отсутствие у педагогов профессиональных и социально-экономических перспектив, низкий приток (отсутствие) кадров педагогической молодежи обуславливают проблему получения сельскими школьниками доступного качественного образования. Необходимо комплексное решение проблем сельской, в том числе малокомплектной, школы. Приоритетными направлениями развития сельской школы являются строительство начальных школ - учительских домов, благоустройство и ремонт зданий сельских школ, их оснащение современным учебным оборудованием, привлечение высококвалифицированных педагогических кадров в сельскую школу.
Демографические изменения в Республике Хакасия ставят серьезные задачи перед системой образования по обеспечению государственных гарантий дошкольного образования, по оптимизации сети школ, модернизации содержания и структуры общего образования. С 2007 года численность детей дошкольного возраста увеличилась почти на 10%, а численность учащихся общеобразовательных организаций сократилась на 9,5%.
В соответствии с программой "Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2011 - 2016 годы", утвержденной Законом Республики Хакасия от 29.12.2011 N 143-ЗРХ, сохранение и укрепление здоровья детей, обучающихся в школе, в том числе развитие физической культуры и спорта, организация здорового питания является одной из приоритетных задач, направленных на усиление роли образования в инновационном, социально ориентированном развитии.
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 14.04.2014 N 171)
Организация здорового питания в общеобразовательных организациях Республики Хакасия содействует приоритетам социально-экономического развития Республики Хакасия.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в том числе по организации здорового питания школьников.
Программа предусматривает дополнительные меры по решению обозначенных проблем в организации здорового питания школьников.
Программные мероприятия по реализации государственной молодежной политики представляют собой целостную систему мер нормативно-правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научно-методического, информационного, кадрового характера, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и Республики Хакасия.
В Республике Хакасия постоянно совершенствуется работа в области поддержки творчески устремленной молодежи. К 2013 году более 1000 человек из представителей молодежи и студентов приняли участие в международных, межрегиональных и всероссийских слетах, конференциях, фестивалях, сборах за особую творческую устремленность, 17 человек стали лауреатами премий Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия учащейся и работающей молодежи.
Условием гражданского становления личности, развития социальной активности молодежи в различных сферах общественной жизни является ее участие в молодежных общественных объединениях и волонтерской деятельности. Всего в республике (по данным органов местного самоуправления муниципальных образований) действует более 150 добровольческих команд (более 2,5 тыс. волонтеров - 9% от количества молодых людей, проживающих в Республике Хакасия), занимающихся проблемами людей с ограниченными возможностями, пожилых, ветеранов и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пропагандой здорового образа жизни и др.
Приоритетными направлениями развития образования в Республике Хакасия являются увеличение охвата детей услугами дошкольного образования, обеспечение условий для реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования в общеобразовательных школах, профессиональных образовательных организациях и финансовое обеспечение этих гарантий в рамках регулирования межбюджетных отношений; обеспечение экономики республики специалистами необходимой квалификации на основе прогноза потребностей и плана подготовки и переподготовки кадров в профессиональных образовательных организациях; создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, формирование здорового образа жизни, а также развитие и реализация потенциала молодежи.
Государственная программа "Развитие образования в Республике Хакасия (2011 - 2015 годы)" (далее - Программа) задает ориентиры развития отрасли в соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития Республики Хакасия.
Мероприятия Программы направлены на повышение эффективности системы образования, способствующей развитию человеческого потенциала. Введение новых управленческих и экономических механизмов в сферу образования направлено на повышение качества предоставления бюджетных услуг, что полностью соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Хакасия.
Образование - единственная сфера деятельности, в отношении которой в Российской Федерации законодательно закреплено наличие общенационального механизма, определяющего тенденции развития и приоритеты финансирования. В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является федеральная целевая программа развития образования.
Республиканская целевая программа "Развитие образования в Республике Хакасия на 2008 - 2010 годы", а также аналогичные программы на последующие годы определили цели, задачи и механизм реализации государственной политики в области образования в Республике Хакасия с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей развития Республики Хакасия, федеральных целевых программ.
Благодаря действиям, предпринятым в рамках реализации республиканской целевой программы, в 2008, 2009 годах проведены работы по реконструкции и капитальному ремонту зданий под дошкольные образовательные организации. Работы осуществлялись на 48 объектах, за два года дополнительно введено 1242 места для детей дошкольного возраста.
В 2007 - 2011 годах Правительством Республики Хакасия оказывалась социальная помощь бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия в рамках республиканских целевых программ "Школьное питание на 2007 год", "Школьное молоко на 2008 год", "Школьное питание в Республике Хакасия на 2009 - 2011 годы". В результате удалось добиться увеличения охвата горячим питанием учащихся на ступени начального общего образования, осуществить укрепление материально-технической базы школьных столовых муниципальных общеобразовательных организаций, начать системную работу по пропаганде здорового питания.
Реализация действующей Программы позволила решить ряд проблем в системе общего образования республики, продвинуться вперед по ряду направлений развития. Удалось укрепить материально-техническую базу образовательных организаций, начать комплексную модернизацию образования, направленную на улучшение качества предоставления образовательных услуг населению. Реализация программы обеспечивала воплощение в жизнь приоритетного национального проекта "Образование". В результате были выявлены и материально поддержаны лидеры образования (лучшие школы, лучшие учителя, талантливая молодежь). Опыт реализации национального проекта показал эффективность сосредоточения усилий и ресурсов, в том числе финансовых, на приоритетных направлениях работы, что дало импульс развитию всей системы. Помимо поддержки лидеров образования, в рамках проекта были поддержаны следующие направления деятельности:
создание современных условий обучения, включая поставку современного учебного оборудования, обеспечение современными автобусами для подвоза школьников к местам обучения. На эти цели в 2006 - 2009 годах было затрачено 99,7 млн рублей;
развитие единой информационной образовательной среды и внедрение современных образовательных технологий, включая обеспечение всех школ услугами сети Интернет, создание базы современных электронных образовательных ресурсов;
финансовая поддержка классных руководителей и стимулирование развития воспитательной работы в школах. На выплату дополнительного вознаграждения классным руководителям затрачено в период 2006 - 2009 годов 276,5 млн рублей.
Мощный импульс развитию системы образования дал объявленный в рамках проекта конкурс комплексных проектов модернизации общего образования в регионах Российской Федерации. Республика Хакасия активно включилась в эту работу по всем направлениям конкурса. Результатом явилось внедрение новых экономических отношений в системе общего образования и, в первую очередь, переход на принципиально новый механизм финансирования школ на основе нормативного финансирования. Новый механизм финансирования по принципу "деньги следуют за учеником", или нормативное подушевое финансирование, дал импульс развитию сети образовательных организаций и повышению качества образовательных услуг, создал основу здоровой конкуренции между образовательными организациями. По состоянию на конец 2009 года на нормативное подушевое финансирование перешли 73% школ республики.
Произошло развитие сети общеобразовательных школ. По состоянию на конец 2009 года в сети дневных общеобразовательных школ функционируют 247 общеобразовательных организаций, в том числе 53 филиала. Филиалы, как правило, созданы на базе малокомплектных сельских школ. Получил развитие институт базовой школы, где в наибольшей степени сосредоточены кадровые, финансовые, материальные ресурсы, необходимые для предоставления качественных образовательных услуг населению. Одновременно решался вопрос безопасного подвоза школьников в базовые школы, приобретались школьные автобусы.
Современное образование немыслимо без применения передовых информационных образовательных ресурсов, включая Интернет, внедрения в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий. Все школы Республики Хакасия в прошедший период пользовались услугами сети Интернет, большинство педагогов прошли повышение квалификации по освоению информационно-коммуникационных технологий в обучении.
Государственная программа на новый период до 2015 года, помимо решения местных проблем в отрасли, должна стать проводником общероссийской государственной политики в сфере образования. Реализация в рамках Программы национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" невозможна без концентрации финансовых, кадровых, организационных и других ресурсов. Программно-целевой подход, программный механизм управления развитием отрасли позволит осуществить переход к стратегии инновационного развития системы образования Республики Хакасия.
Приоритетными направлениями государственной молодежной политики являются создание условий для обеспечения экономической самостоятельности молодых граждан, государственная поддержка молодежи в сфере образования, воспитания и развития.
Проблема становления молодежи неразрывно связана с возможностями ее профессионального роста, активного участия в деятельности организаций, где в настоящее время восстанавливаются различные формы работы с молодыми кадрами, позволяющие сократить сроки их социальной адаптации. Создаются объединения молодежи на уровне сельских поселений. Деятельность советов молодежи поддерживается как органами исполнительной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления, так и организациями, что способствует развитию деловой активности молодежи.