Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 ноября 2010 года N 596

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ (2011 - 2015 ГОДЫ)"

(в редакции Постановлений Правительства Республики Хакасия от 08.02.2011 N 37, от 22.03.2011 N 148, от 22.04.2011 N 213, от 12.07.2011 N 417, от 23.08.2011 N 552, от 01.11.2011 N 724, от 23.12.2011 N 881, от 01.02.2012 N 48, от 05.04.2012 N 221, от 19.07.2012 N 472, от 23.07.2012 N 478, от 19.11.2012 N 782, от 25.12.2012 N 901, от 06.06.2013 N 306, от 30.07.2013 N 425, от 21.10.2013 N 560, от 25.11.2013 N 651 (редакции 31.12.2013) , от 31.12.2013 N 756, от 31.12.2013 N 774, от 14.04.2014 N 171, от 30.06.2014 N 300, от 14.08.2014 N 419, от 08.10.2014 N 507, от 28.10.2014 N 546, от 31.12.2014 N 756, от 26.03.2015 N 118, от 24.04.2015 N 180, от 09.06.2015 N 272, от 18.08.2015 N 411, от 31.12.2015 N 757)

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации государственной политики в сфере образования Правительство Республики Хакасия постановляет:

Утвердить государственную программу Республики Хакасия "Развитие образования в Республике Хакасия (2011 - 2015 годы)" (приложение).

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 25.11.2013 N 651 (ред. 31.12.2013))


Глава
Республики Хакасия -
Председатель
Правительства
Республики Хакасия
В.ЗИМИН


Приложение

Утверждена
Постановлением
Правительства Республики Хакасия
от 23.11.2010 N 596

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ (2011 - 2015 ГОДЫ)"

(в редакции Постановлений Правительства Республики Хакасия от 25.11.2013 N 651 (редакции 31.12.2013), от 14.04.2014 N 171, от 30.06.2014 N 300, от 14.08.2014 N 419, от 08.10.2014 N 507, от 28.10.2014 N 546, от 31.12.2014 N 756, от 26.03.2015 N 118, от 24.04.2015 N 180, от 09.06.2015 N 272, от 18.08.2015 N 411, от 31.12.2015 N 757)

ПАСПОРТ государственной программы Республики Хакасия "Развитие образования в Республике Хакасия (2011 - 2015 годы)"

Ответственный исполнитель

-

Министерство образования и науки Республики Хакасия

Соисполнитель

-

Министерство финансов Республики Хакасия;
Министерство экономики Республики Хакасия

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 14.08.2014 N 419)

Подпрограммы

-

"Обеспечение доступности дошкольного образования в Республике Хакасия (2011 - 2015 годы)";
"Реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";
"Школьное питание в Республике Хакасия на 2011 - 2015 годы";
"Развитие профессионального образования Республики Хакасия";
"Вовлечение молодежи в социальную практику на 2014 - 2015 годы"

Цель

-

обеспечение высокого качества образования, вариативности предлагаемых образовательных услуг с ориентацией на наиболее полное удовлетворение запросов граждан, общества, государства

Задачи

-

обеспечение общедоступного качественного дошкольного образования;
обеспечение реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" в Республике Хакасия;
улучшение условий по обеспечению обучающихся общеобразовательных организаций Республики Хакасия здоровым питанием;
создание адаптивной к внешним требованиям республиканской сети профессиональных образовательных организаций для обеспечения социально-экономического развития Республики Хакасия востребованными кадрами;
создание условий успешной социализации и эффективной самореализации молодежи

Целевые показатели

-

повышение охвата детей всеми формами дошкольного образования, по годам (нарастающим итогом):
2011 - до 62%;
2012 - до 64%;
2013 - до 66%;
2014 - до 69%;
2015 - до 71%;
обеспечение учебниками и учебными пособиями в соответствии с новым государственным образовательным стандартом потребности республиканских государственных образовательных организаций, по годам (нарастающим итогом):
2011 - до 5%;
2012 - до 10%;
2013 - до 15%;
2014 - до 23%;
2015 - до 30%;
количество муниципальных центров, созданных для работы с одаренными детьми, по годам (нарастающим итогом):
2011 - 1 единица;
2012 - 4 единицы;
2013 - 7 единиц;
2014 - 10 единиц;
2015 - 13 единиц;
количество одаренных детей, поощренных туристско-познавательной поездкой, по годам:
2011 - 15 человек;
2012 - 15 человек;
2013 - 15 человек;
2015 - 15 человек;
увеличение доли участия школьников в олимпиадном движении, по годам (нарастающим итогом):
2011 - до 61%;
2012 - до 62%;
2013 - до 63%;
2014 - до 65%;
2015 - до 70%;
увеличение доли участия педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства регионального и всероссийского уровней от общей численности педагогических работников, по годам (нарастающим итогом):
2011 - до 3%;
2012 - до 7%;
2013 - до 10%;
2014 - до 12%;
2015 - до 15%;
количество лучших педагогических работников Республики Хакасия, получивших государственную поддержку, - не менее 10 человек ежегодно;
увеличение доли общеобразовательных организаций, соответствующих всем современным требованиям в части учебно-материальной базы, по годам (нарастающим итогом):
2011 - до 30%;
2012 - до 38%;
2013 - до 45%;
2014 - до 72%;
2015 - до 76%;
увеличение доли пролицензированных медицинских кабинетов в общеобразовательных организациях Республики Хакасия, по годам (нарастающим итогом):
2011 - до 45%;
2012 - до 65%;
2013 - до 80%;
2014 - до 85%;
2015 - до 90%;
увеличение доли общеобразовательных организаций Республики Хакасия, спортивные залы и площадки которых соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта, по годам (нарастающим итогом):
2011 - до 30%;
2012 - до 38%;
2013 - до 45%;
2014 - до 52%;
2015 - до 59%;
повышение охвата школьников горячим питанием, по годам (нарастающим итогом):
2011 - до 82%;
2012 - до 84%;
2013 - до 86%;
2014 - до 88%;
2015 - до 92%;
увеличение доли педагогических работников, прошедших повышение квалификации на стажировочных площадках, по годам (нарастающим итогом):
2011 - до 8%;
2012 - до 15%;
2013 - до 25%;
2014 - до 35%;
2015 - до 45%;
количество созданных ресурсных центров профессиональных образовательных организаций (нарастающим итогом), по годам:
2011 - 3 единицы;
2013 - 4 единицы;
2015 - 5 единиц;
увеличение доли выпускников республиканских государственных профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся в первый год, в общей численности выпускников указанной категории, по годам (нарастающим итогом):
2011 - до 62%;
2012 - до 64%;
2013 - до 66%;
2014 - до 68%;
2015 - до 70%;
увеличение доли студенческих общежитий республиканских профессиональных образовательных организаций, соответствующих требованиям в части оснащения мебелью и бытовой техникой, по годам (нарастающим итогом):
2011 - до 30%;
2012 - до 38%;
2013 - до 45%;
2014 - до 52%;
2015 - до 60%;
доля молодых учителей, получивших ипотечный кредит, от общей численности молодых учителей, желающих получить ипотечный кредит, по годам:
2012 - 20%,
2013 - 67%;
2014 - 37%;
доля молодых учителей, улучшивших жилищные условия за счет ипотечного кредита, от общей численности молодых учителей, улучшивших жилищные условия в рамках реализации других программ: 2013 год - 80%;
рост удельного веса обучающихся, воспитанников в муниципальных общеобразовательных организациях, занимающихся в спортивных секциях и технических кружках, по годам (нарастающим итогом):
2011 - до 25%;
2012 - до 30%;
2013 - до 33%;
2014 - до 37%;
2015 - до 40%;
доля детей предшкольных групп и обучающихся 1 - 4 классов общеобразовательных организаций Республики Хакасия, употребляющих молоко в объеме 200 мл не менее двух раз в учебную неделю в осенне-зимний и зимне-весенний периоды учебного года, по годам:
2011 - 98%;
2012 - 98%;
2013 - 98%;
2014 - 98%;
2015 - 99%;
увеличение доли школьных столовых общеобразовательных организаций Республики Хакасия, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся, по годам (нарастающим итогом):
2011 - до 32%;
2012 - до 42%;
2013 - до 46%;
2014 - до 48%;
2015 - до 51%;
рост удельного веса обучающихся, воспитанников, участвующих во всероссийских, межрегиональных и республиканских интеллектуальных и творческих конкурсных мероприятиях, по годам (нарастающим итогом):
2013 - на 1%;
2014 - на 2%;
2015 - на 3%;
количество педагогических работников и других специалистов, работающих с одаренными детьми и молодежью, получивших поддержку по результатам конкурсов профессионального мастерства, по годам:
2013 - 38 человек;
2014 - 38 человек;
2015 - 38 человек;
рост удельного веса общеобразовательных организаций дополнительного образования детей, внедривших программы педагогического и психологического сопровождения одаренных детей, применяющих инновационные программы и технологии в области выявления, развития и поддержки одаренных детей и молодежи, по годам (нарастающим итогом):
2013 - до 7%;
2014 - до 8%;
2015 - до 9%;
доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий), от общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста, по годам:
2012 - 65%;
2013 - 75%;
2014 - 95%;
2015 - 96%;
доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по годам:
2012 - 89,2%;
2013 - 91%;
2014 - 92%;
2015 - 92,3%;
доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в Республике Хакасия по годам: 2013 - 11%; 2014 - 17%; 2015 - 20%;
удельный вес численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, принимающих участие в добровольческой деятельности, в общей численности молодежи в возрасте от 14 до 30 лет, по годам:
2014 - 9,0%;
удельный вес численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, вовлеченных в проекты и программы в сфере поддержки талантливой молодежи, в общем количестве молодежи в возрасте от 14 до 30 лет, по годам:
2014 - 7,5%;
удельный вес числа муниципальных образований Республики Хакасия, реализующих проекты и программы по работе с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в общем числе муниципальных образований Республики Хакасия, по годам:
2014 - 7,7%;
сохранение доли профессиональных образовательных организаций, внедривших новые программы и модели профессионального образования, разработанные в рамках программы, в общем количестве профессиональных образовательных организаций в Республике Хакасия - на уровне 100%;
увеличение доли профессиональных образовательных организаций, улучшивших материально-техническую базу, по годам:
2014 - не менее 20%;
2015 - не менее 35%;
доля детей по категориям местожительства, социального и имущественного статуса, состояния здоровья, охваченных моделями и программами социализации, в общем количестве детей по указанным категориям в Республике Хакасия, по годам (нарастающим итогом):
2014 - 74%;
2015 - 78%;
доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем образовании, в Республике Хакасия, по годам:
2014 - 0,5%;
2015 - 0,5%;
обеспечение доступности получения бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях - 100% ежегодно;
отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена, по годам:
2015 - 1,7%

(в ред. Постановлений Правительства Республики Хакасия от 31.12.2014 N 756, от 09.06.2015 N 272, от 31.12.2015 N 757)

Этапы и сроки реализации

-

2011 - 2015 годы. Этапы не выделяются

Объем бюджетных ассигнований

-

- 19835161,0 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет Республики Хакасия - 18940622,0 тыс. рублей; федеральный бюджет - 894539,0 тыс. рублей.
Из них субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия - 1638378,0 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет Республики Хакасия - 787403,0 тыс. рублей; федеральный бюджет - 850975,0 тыс. рублей.
В том числе:
2011 год - 133396,0 тыс. рублей из республиканского бюджета Республики Хакасия, из них субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия - 102757,0 тыс. рублей;
2012 год - 304896,0 тыс. рублей из республиканского бюджета Республики Хакасия, из них субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия - 223191,0 тыс. рублей;
2013 год - 4847190,0 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет Республики Хакасия - 4544011,0 тыс. рублей; федеральный бюджет - 303179,0 тыс. рублей.
Из них субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия - 499093,0 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет Республики Хакасия - 195914,0 тыс. рублей; федеральный бюджет - 303179,0 тыс. рублей;
2014 год - 7063434,0 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет Республики Хакасия - 6654311,0 тыс. рублей; федеральный бюджет - 409123,0 тыс. рублей.
Из них субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия - 545298,0 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет Республики Хакасия - 152793,0 тыс. рублей; федеральный бюджет - 392505,0 тыс. рублей;
2015 год - 7486245,0 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет Республики Хакасия - 7304008,0 тыс. рублей; федеральный бюджет - 182237,0 тыс. рублей.

Из них субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия - 268039,0 тыс. рублей, в том числе республиканский бюджет Республики Хакасия - 112748,0 тыс. рублей; федеральный бюджет - 155291,0 тыс. рублей

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 31.12.2015 N 757)

Ожидаемые результаты реализации

-

повышение охвата детей всеми формами дошкольного образования к 2015 году - до 71%;
обеспечение учебниками и учебными пособиями в соответствии с новым государственным образовательным стандартом потребности республиканских государственных образовательных организаций к 2015 году - до 30%;
количество муниципальных центров, созданных для работы с одаренными детьми, к 2015 году - 13 единиц;
количество одаренных детей, поощренных туристско-познавательной поездкой, - 60 человек;
увеличение доли участия школьников в олимпиадном движении - до 70%;
увеличение доли участия педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства регионального и всероссийского уровней от общей численности педагогических работников - до 15%;
количество лучших педагогических работников Республики Хакасия, получивших государственную поддержку, - не менее 10 человек;
увеличение доли общеобразовательных организаций, соответствующих всем современным требованиям в части учебно-материальной базы, - до 76%;
увеличение доли пролицензированных медицинских
кабинетов в общеобразовательных организациях Республики Хакасия - до 90%;
увеличение доли общеобразовательных организаций Республики Хакасия, спортивные залы и площадки которых соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта, - до 59%;
повышение охвата школьников горячим питанием - до 92%;
увеличение доли педагогических работников, прошедших повышение квалификации на стажировочных площадках, - до 45%;
увеличение созданных ресурсных центров профессиональных образовательных организаций - до 5 единиц;
увеличение доли выпускников республиканских государственных образовательных профессиональных образовательных организаций, трудоустроившихся в первый год, в общей численности выпускников указанной категории - до 70%;
увеличение доли студенческих общежитий республиканских профессиональных образовательных организаций, соответствующих требованиям в части оснащения мебелью и бытовой техникой, - до 60%;
увеличение доли молодых учителей, получивших ипотечный кредит, от общей численности молодых учителей, желающих получить ипотечный кредит, 2014 год - до 37%;
доля молодых учителей, улучшивших жилищные условия за счет ипотечного кредита, от общей численности молодых учителей, улучшивших жилищные условия в рамках реализации других программ, 2013 год - 80%;
рост удельного веса обучающихся, воспитанников в муниципальных общеобразовательных организациях, занимающихся в спортивных секциях и технических кружках, - до 40%;
увеличение доли детей предшкольных групп и обучающихся 1 - 4 классов общеобразовательных организаций Республики Хакасия, употребляющих молоко в объеме 200 мл не менее двух раз в неделю в осенне-зимний и зимне-весенний периоды учебного года, к 2015 году - не менее 99%;
увеличение доли школьных столовых общеобразовательных организаций Республики Хакасия, соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся, - до 51%;
рост удельного веса обучающихся, воспитанников, участвующих во всероссийских, межрегиональных и республиканских интеллектуальных и творческих конкурсных мероприятиях, - на 3%;
количество педагогических работников и других специалистов, работающих с одаренными детьми и молодежью, получивших поддержку по результатам конкурсов профессионального мастерства, - 114 человек;
рост удельного веса общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования детей, внедривших программы педагогического и психологического сопровождения одаренных детей, применяющих инновационные программы и технологии в области выявления, развития и поддержки одаренных детей и молодежи, - до 9%;
увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий), от общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов школьного возраста - до 96%;
увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - до 92,3%;
увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций в Республике Хакасия - до 20%;
увеличение удельного веса численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в добровольческой деятельности, - до 9%;
увеличение удельного веса численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, вовлеченных в проекты и программы в сфере поддержки талантливой молодежи, в общем количестве молодежи в возрасте от 14 до 30 лет - до 7,5%;
удельный вес числа муниципальных образований Республики Хакасия, реализующих проекты и программы по работе с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в общем числе муниципальных образований Республики Хакасия - 7,7%;
сохранение доли профессиональных образовательных организаций, внедривших новые программы и модели профессионального образования, разработанные в рамках программы, в общем количестве профессиональных образовательных организаций в Республике Хакасия - на уровне 100%;
увеличение доли профессиональных образовательных организаций, улучшивших материально-техническую базу, к 2015 году - не менее 35%;
увеличение доли детей по категориям местожительства, социального и имущественного статуса, состояния здоровья, охваченных моделями и программами социализации, в общем количестве детей по указанным категориям в Республике Хакасия - до 78%;
сохранение доли выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем образовании, в Республике Хакасия, 2014 год - 0,5%;
обеспечение доступности получения бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях - на уровне 100%;
отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена, 2015 год - 1,7%

(в ред. Постановлений Правительства Республики Хакасия от 31.12.2014 N 756, от 09.06.2015 N 272, от 31.12.2015 N 757)


 1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


Формирование экономики нового типа невозможно без модернизации системы образования. Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия на долгосрочную перспективу направлена на инновационный вектор развития, который может быть оправдан при условии роста эффективности сферы развития человеческого и социального потенциала, основу которой составляет сфера образования. В этой связи образование рассматривается не как затратная отрасль, а как сфера для стратегических инвестиций.

Между тем реальный объем ассигнований на нужды образования не позволяет в одночасье решить накопившиеся проблемы, возникшие в связи с недофинансированием отрасли в предыдущие годы. Для обеспечения дальнейшего развития отрасли, предоставления качественных образовательных услуг населению Хакасии в предстоящий период до 2015 года необходимо осуществить ряд мер по преодолению насущных проблем. К наиболее существенным проблемам, тормозящим развитие системы образования Республики Хакасия, следует отнести:

наличие большой очередности в дошкольные образовательные организации, необеспеченность местами в дошкольных организациях всех желающих жителей Хакасии;

несоответствие части зданий государственных и муниципальных образовательных организаций строительным и санитарным нормам, требованиям пожарной и антитеррористической безопасности;

несоответствие требованиям государственных образовательных стандартов учебно-лабораторной базы образовательных организаций (учебное и лабораторное оборудование);

скудность фондов школьных библиотек, отсутствие учебников, обеспечивающих внедрение государственных образовательных стандартов нового поколения;

отсутствие в республике специализированных школ, учебных центров при вузах Хакасии для одаренных школьников;

слабая материально-техническая база организаций дополнительного образования и летнего отдыха детей;

старение педагогических кадров, отсутствие реальных механизмов поддержки и закрепления молодых специалистов в сельских школах;

большой процент износа учебно-лабораторной базы профессиональных образовательных организаций, низкое оснащение студенческих общежитий;

износ оборудования, недостаточное соответствие материально-технической базы школьных столовых требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08, несоответствие медицинских кабинетов требованиям санитарных правил и норм.

В современных социально-экономических условиях особое значение приобретает разработка эффективной политики государственной поддержки и оптимизации сети сельских школ, учитывающей взаимосвязь школы с обеспечением села трудовыми ресурсами, развитием социальной инфраструктуры, условиями труда, быта и жизни в сельской местности. Слабая учебно-материальная оснащенность малокомплектных школ, разновозрастной состав обучающихся в классе, отсутствие у педагогов профессиональных и социально-экономических перспектив, низкий приток (отсутствие) кадров педагогической молодежи обуславливают проблему получения сельскими школьниками доступного качественного образования. Необходимо комплексное решение проблем сельской, в том числе малокомплектной, школы. Приоритетными направлениями развития сельской школы являются строительство начальных школ - учительских домов, благоустройство и ремонт зданий сельских школ, их оснащение современным учебным оборудованием, привлечение высококвалифицированных педагогических кадров в сельскую школу.

Демографические изменения в Республике Хакасия ставят серьезные задачи перед системой образования по обеспечению государственных гарантий дошкольного образования, по оптимизации сети школ, модернизации содержания и структуры общего образования. С 2007 года численность детей дошкольного возраста увеличилась почти на 10%, а численность учащихся общеобразовательных организаций сократилась на 9,5%.

В соответствии с программой "Социально-экономическое развитие Республики Хакасия на 2011 - 2016 годы", утвержденной Законом Республики Хакасия от 29.12.2011 N 143-ЗРХ, сохранение и укрепление здоровья детей, обучающихся в школе, в том числе развитие физической культуры и спорта, организация здорового питания является одной из приоритетных задач, направленных на усиление роли образования в инновационном, социально ориентированном развитии.

(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 14.04.2014 N 171)

Организация здорового питания в общеобразовательных организациях Республики Хакасия содействует приоритетам социально-экономического развития Республики Хакасия.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в том числе по организации здорового питания школьников.

Программа предусматривает дополнительные меры по решению обозначенных проблем в организации здорового питания школьников.

Программные мероприятия по реализации государственной молодежной политики представляют собой целостную систему мер нормативно-правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научно-методического, информационного, кадрового характера, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и Республики Хакасия.

В Республике Хакасия постоянно совершенствуется работа в области поддержки творчески устремленной молодежи. К 2013 году более 1000 человек из представителей молодежи и студентов приняли участие в международных, межрегиональных и всероссийских слетах, конференциях, фестивалях, сборах за особую творческую устремленность, 17 человек стали лауреатами премий Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия учащейся и работающей молодежи.

Условием гражданского становления личности, развития социальной активности молодежи в различных сферах общественной жизни является ее участие в молодежных общественных объединениях и волонтерской деятельности. Всего в республике (по данным органов местного самоуправления муниципальных образований) действует более 150 добровольческих команд (более 2,5 тыс. волонтеров - 9% от количества молодых людей, проживающих в Республике Хакасия), занимающихся проблемами людей с ограниченными возможностями, пожилых, ветеранов и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пропагандой здорового образа жизни и др.


2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цель, задачи


Приоритетными направлениями развития образования в Республике Хакасия являются увеличение охвата детей услугами дошкольного образования, обеспечение условий для реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования в общеобразовательных школах, профессиональных образовательных организациях и финансовое обеспечение этих гарантий в рамках регулирования межбюджетных отношений; обеспечение экономики республики специалистами необходимой квалификации на основе прогноза потребностей и плана подготовки и переподготовки кадров в профессиональных образовательных организациях; создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, формирование здорового образа жизни, а также развитие и реализация потенциала молодежи.

Государственная программа "Развитие образования в Республике Хакасия (2011 - 2015 годы)" (далее - Программа) задает ориентиры развития отрасли в соответствии с приоритетными задачами социально-экономического развития Республики Хакасия.

Мероприятия Программы направлены на повышение эффективности системы образования, способствующей развитию человеческого потенциала. Введение новых управленческих и экономических механизмов в сферу образования направлено на повышение качества предоставления бюджетных услуг, что полностью соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Хакасия.

Образование - единственная сфера деятельности, в отношении которой в Российской Федерации законодательно закреплено наличие общенационального механизма, определяющего тенденции развития и приоритеты финансирования. В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является федеральная целевая программа развития образования.

Республиканская целевая программа "Развитие образования в Республике Хакасия на 2008 - 2010 годы", а также аналогичные программы на последующие годы определили цели, задачи и механизм реализации государственной политики в области образования в Республике Хакасия с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей развития Республики Хакасия, федеральных целевых программ.

Благодаря действиям, предпринятым в рамках реализации республиканской целевой программы, в 2008, 2009 годах проведены работы по реконструкции и капитальному ремонту зданий под дошкольные образовательные организации. Работы осуществлялись на 48 объектах, за два года дополнительно введено 1242 места для детей дошкольного возраста.

В 2007 - 2011 годах Правительством Республики Хакасия оказывалась социальная помощь бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия в рамках республиканских целевых программ "Школьное питание на 2007 год", "Школьное молоко на 2008 год", "Школьное питание в Республике Хакасия на 2009 - 2011 годы". В результате удалось добиться увеличения охвата горячим питанием учащихся на ступени начального общего образования, осуществить укрепление материально-технической базы школьных столовых муниципальных общеобразовательных организаций, начать системную работу по пропаганде здорового питания.

Реализация действующей Программы позволила решить ряд проблем в системе общего образования республики, продвинуться вперед по ряду направлений развития. Удалось укрепить материально-техническую базу образовательных организаций, начать комплексную модернизацию образования, направленную на улучшение качества предоставления образовательных услуг населению. Реализация программы обеспечивала воплощение в жизнь приоритетного национального проекта "Образование". В результате были выявлены и материально поддержаны лидеры образования (лучшие школы, лучшие учителя, талантливая молодежь). Опыт реализации национального проекта показал эффективность сосредоточения усилий и ресурсов, в том числе финансовых, на приоритетных направлениях работы, что дало импульс развитию всей системы. Помимо поддержки лидеров образования, в рамках проекта были поддержаны следующие направления деятельности:

создание современных условий обучения, включая поставку современного учебного оборудования, обеспечение современными автобусами для подвоза школьников к местам обучения. На эти цели в 2006 - 2009 годах было затрачено 99,7 млн рублей;

развитие единой информационной образовательной среды и внедрение современных образовательных технологий, включая обеспечение всех школ услугами сети Интернет, создание базы современных электронных образовательных ресурсов;

финансовая поддержка классных руководителей и стимулирование развития воспитательной работы в школах. На выплату дополнительного вознаграждения классным руководителям затрачено в период 2006 - 2009 годов 276,5 млн рублей.

Мощный импульс развитию системы образования дал объявленный в рамках проекта конкурс комплексных проектов модернизации общего образования в регионах Российской Федерации. Республика Хакасия активно включилась в эту работу по всем направлениям конкурса. Результатом явилось внедрение новых экономических отношений в системе общего образования и, в первую очередь, переход на принципиально новый механизм финансирования школ на основе нормативного финансирования. Новый механизм финансирования по принципу "деньги следуют за учеником", или нормативное подушевое финансирование, дал импульс развитию сети образовательных организаций и повышению качества образовательных услуг, создал основу здоровой конкуренции между образовательными организациями. По состоянию на конец 2009 года на нормативное подушевое финансирование перешли 73% школ республики.

Произошло развитие сети общеобразовательных школ. По состоянию на конец 2009 года в сети дневных общеобразовательных школ функционируют 247 общеобразовательных организаций, в том числе 53 филиала. Филиалы, как правило, созданы на базе малокомплектных сельских школ. Получил развитие институт базовой школы, где в наибольшей степени сосредоточены кадровые, финансовые, материальные ресурсы, необходимые для предоставления качественных образовательных услуг населению. Одновременно решался вопрос безопасного подвоза школьников в базовые школы, приобретались школьные автобусы.

Современное образование немыслимо без применения передовых информационных образовательных ресурсов, включая Интернет, внедрения в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий. Все школы Республики Хакасия в прошедший период пользовались услугами сети Интернет, большинство педагогов прошли повышение квалификации по освоению информационно-коммуникационных технологий в обучении.

Государственная программа на новый период до 2015 года, помимо решения местных проблем в отрасли, должна стать проводником общероссийской государственной политики в сфере образования. Реализация в рамках Программы национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" невозможна без концентрации финансовых, кадровых, организационных и других ресурсов. Программно-целевой подход, программный механизм управления развитием отрасли позволит осуществить переход к стратегии инновационного развития системы образования Республики Хакасия.

Приоритетными направлениями государственной молодежной политики являются создание условий для обеспечения экономической самостоятельности молодых граждан, государственная поддержка молодежи в сфере образования, воспитания и развития.

Проблема становления молодежи неразрывно связана с возможностями ее профессионального роста, активного участия в деятельности организаций, где в настоящее время восстанавливаются различные формы работы с молодыми кадрами, позволяющие сократить сроки их социальной адаптации. Создаются объединения молодежи на уровне сельских поселений. Деятельность советов молодежи поддерживается как органами исполнительной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления, так и организациями, что способствует развитию деловой активности молодежи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»