РД 32.144-2000
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
Контроль неразрушающий приемочный. Колеса цельнокатаные, бандажи и оси колесных пар подвижного состава. Технические требования
Дата введения 2001-01-10
1 РАЗРАБОТАН Филиалом НК-ЦЕНТР ГУП "Научно-исследовательский институт мостов и дефектоскопии МПС России"
ВНЕСЕН Департаментом технической политики МПС России
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России 29.05.01 N М 943у
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
СОГЛАСОВАНО
Заместитель руководителя Департамента технической политики МПС России Н.Г.Шабалин 20.04.2000 г.
Заместитель руководителя Департамента локомотивного хозяйства МПС России А.М.Сидорук 20.03.2000 г.
Заместитель руководителя Департамента вагонного хозяйства МПС России С.И.Порядин 20.12.2000 г.
Заместитель руководителя Департамента пассажирских сообщений МПС России А.Д. Емельянов 20.12.2000 г.
Заместитель директора ГУП ВНИИЖТ В.М. Богданов 20.12.2000 г.
ВНЕСЕНО Изменение N 1, принятое и введенное в действие указанием Министерства путей сообщения Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N Т-74у c 01.04.2004
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных
Настоящий руководящий документ распространяется на приемочный неразрушающий контроль (НК) цельнокатаных колес (по ГОСТ 9036, ГОСТ 10791), бандажей (по ГОСТ 398, ГОСТ 3225, ГОСТ 5000) и осей колесных пар (по ГОСТ 22780, ГОСТ 30237, ГОСТ 30272) подвижного состава железнодорожного транспорта и обязателен для предприятий, изготавливающих указанные элементы колесных пар.
Настоящий РД устанавливает:
- условия, порядок проведения НК и перечень применяемых видов НК;
- требования к вариантам методов НК;
- общие требования к аппаратуре НК и квалификации персонала, выполняющего НК;
- значения приемочных критериев при оценке качества по результатам НК в соответствии с требованиями действующих стандартов на элементы колесных пар.
Настоящий РД составлен с учетом требований ИСО 5948* и ИСО 6933*.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.
В настоящем РД использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 2.601-95 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы.
ГОСТ 8.315-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Стандартные образцы состава и СВОЙСТВО веществ и материалов. Основные положения.
ГОСТ 398-96 Бандажи из углеродистой стали для подвижного состава железных дорог широкой колеи и метрополитена. Технические условия.
ГОСТ 3225-80 Бандажи черновые для локомотивов железных дорог широкой колеи. Типы и размеры.
ГОСТ 4835-80. Колесные пары для вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Технические условия.
ГОСТ 5000-83 Бандажи черновые для вагонов и тендеров железных дорог колеи 1520 мм. Размеры.
ГОСТ 9036-88 Колеса цельнокатаные. Конструкция и размеры.
ГОСТ 10791-89 (ИСО 1005-6-82) Колеса цельнокатаные. Технические условия.
ГОСТ 11018-87 (ИСО 1005-7-82) Колесные пары для тепловозов и электровозов железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия.
ГОСТ 14782-86 Контроль неразрушающий. Соединения сварные. Методы ультразвуковые.
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.
ГОСТ 18353-79 Контроль неразрушающий. Классификация видов и методов.
ГОСТ 20911-89 Техническая диагностика. Термины и определения.
ГОСТ 21105-87 Контроль неразрушающий. Магнитопорошковый метод.
ГОСТ 22780-93 (ИСО 1005-9-86) Оси вагонов железных дорог колеи 1520 (1524) мм. Типы, параметры и размеры.
ГОСТ 23829-85 Контроль неразрушающий акустический. Термины и определения.
ГОСТ 24450-80 Контроль неразрушающий магнитный. Термины и определения.
ГОСТ 24507-80 Контроль неразрушающий. Поковки из черных и цветных металлов. Методы ультразвуковой дефектоскопии.
ГОСТ 30237-96 (ИСО 1005-3-82) Оси чистовые для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия.
ГОСТ 30272-96 (ИСО 1005-3-82) Оси черновые (заготовки профильные) для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия.
ГОСТ 30489-97 (ЕN 473-92) Квалификация и сертификация персонала в области неразрушающего контроля. Общие требования.
Руководящий документ "Аккредитация лабораторий неразрушающего контроля. Основные положения" приказ Госстандарта России от 16.09.96 г. N 282.
ПР 32.82-2000 Правила по метрологии. Метрологическое обеспечение. Система автоматизированного ведения отраслевого Реестра средств измерений, допущенных к применению в отрасли. Порядок ведения Реестра.
ПР 32.113-98 Правила сертификации персонала по неразрушающему контролю технических объектов железнодорожного транспорта.
ПР 32.140-99 Метрологическое обеспечение. Стандартные образцы предприятий отрасли. Порядок разработки, аттестации, утверждения, регистрации, контроля и надзора.
ПР 32.151-2000 Система аккредитации лабораторий неразрушающего контроля предприятий железнодорожного транспорта. Правила и порядок проведения аккредитации лабораторий неразрушающего контроля.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
В настоящем РД применяются следующие термины с соответствующими определениями по ГОСТ 14782, ГОСТ 16504, ГОСТ 20911, ГОСТ 23829:
Неразрушающий контроль - контроль качества продукции, который должен не нарушать ее пригодность к использованию по назначению.
Метод неразрушающего контроля - метод контроля, при котором не должна быть нарушена пригодность объекта к применению.
Вариант метода неразрушающего контроля - совокупность приемов и значений основных параметров данного метода неразрушающего контроля.
Контролепригодность - свойство объекта, характеризующее его пригодность к проведению диагностирования (контроля) заданными средствами диагностирования (контроля).
Достоверность контроля - степень объективного соответствия результатов контроля действительному техническому состоянию объекта.
Предельная чувствительность - чувствительность ультразвукового контроля, характеризуемая минимальной эквивалентной площадью (в мм) отражателя, который еще обнаруживается на заданной глубине в изделии при данной настройке аппаратуры.
Зона контроля - часть объекта контроля или стандартного образца, в пределах которой контролируемый параметр может быть определен с заданной степенью достоверности.
Акустическая ось преобразователя - линия, соединяющая точки максимальной интенсивности акустического поля в дальней зоне преобразователя и ее продолжения в ближней зоне.
АРД-диаграмма - графическое изображение зависимости амплитуды отраженного или прошедшего сигнала от глубины залегания модели дефекта с учетом его размера и типа преобразователя.
Эквивалентная площадь отражателя - площадь плоскодонного искусственного отражателя, ориентированного перпендикулярно акустической оси преобразователя и расположенного на том же расстоянии от поверхности ввода, что и дефект, при которой значения сигнала акустического прибора от дефекта и отражателя равны;
Плоскодонный искусственный отражатель - искусственный отражатель в виде плоского дна цилиндрического отверстия, ориентированного перпендикулярно оси цилиндра.
Цилиндрический боковой искусственный отражатель - искусственный отражатель в виде боковой поверхности цилиндрического отверстия, ось которого перпендикулярна направлению падающего акустического пучка.
Эталонный отражатель - искусственный отражатель в стандартном образце, используемый для настройки основных параметров контроля.
Условное расстояние между дефектами - минимальное расстояние между положениями точки ввода луча (центра преобразователя) на контролируемой поверхности, в которых амплитуда регистрируемых сигналов достигает величины, установленной в технологической документации на контроль.
В настоящем РД применяются следующие сокращения:
РД - руководящий документ НК - неразрушающий контроль
4.1.1 Конкретные виды испытаний по ГОСТ 16504, виды НК по ГОСТ 18353 и варианты методов НК по ГОСТ 18353 при проведении приемочного НК по ГОСТ 16504 элементов колесных пар по ГОСТ 4835 и ГОСТ 11018, на которые распространяется настоящий РД, могут быть обязательными или дополнительными.
Виды испытаний, виды и варианты методов НК, приведенные в настоящем РД как дополнительные, применяются по указанию ПМС России и могут быть отнесены к обязательным, что должно быть отражено в заказе и технических условиях на продукцию
Применение видов и вариантов, методов НК, не предусмотренных настоящим РД, является предметом специального рассмотрения.
4.1.2 Требования к применяемым видам и вариантам методов НК устанавливаются для разных категорий объектов НК-элементов, колесных пар. Выбор категории осуществляется заказчиком продукции с учетом назначения, условий эксплуатации и контролепригодности объекта НК и указывается в заказе на продукцию и технических условиях на продукцию, согласованных МПС России и предприятием-изготовителем.
4.1.3. Приемочный НК элементов колесных пар должен выполняться на основании технологической документации (инструкций, методик) на НК, соответствующей требованиям настоящего РД прошедшей экспертизу и согласование МПС России и утвержденной предприятием-изготовителем.
4.1.4 Приемочный НК включает следующие виды испытаний:
- НК структуры металла осей;
- НК на отсутствие внутренних дефектов элементов колесных пар;
- НК на отсутствие поверхностных дефектов элементов колесных пар;
- НК распределения остаточных механических напряжений в ободьях цельнокатаных колес.
4.1.5 Приемочный НК элементов колесных пар выполняется до и после окончательной механической обработки, но после термообработки с учетом того, что дефекты могут возникнуть через определенное время после остывания металла.
4.2.1 Виды и варианты методов приемочного НК, отнесенные настоящим РД к обязательным, применяются к каждому поставляемому элементу колесной пары.