Статус документа
Статус документа

     
     ГОСТ 30272-96
(ИСО 1005-3-82)

Группа В41

     

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ОСИ ЧЕРНОВЫЕ (ЗАГОТОВКИ ПРОФИЛЬНЫЕ)
ДЛЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ КОЛЕИ 1520 мм

Технические условия

Black collar axles (profile stock) for 1520 mm gauge railways.
Specifications

     

МКС 45.060
ОКП 31 0000

Дата введения 1998-01-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Международным техническим комитетом МТК 120 "Чугун, сталь, прокат", Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ), Государственным научно-исследовательским институтом вагоностроения (ГосНИИВ) и Институтом черной металлургии Украины (ИЧМ)

ВНЕСЕН Госстандартом России

2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 9 от 12 апреля 1996 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Белоруссия

Госстандарт Белоруссии

Грузия

Грузстандарт

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Туркменистан

Главная государственная инспекция Туркменистана

Украина

Госстандарт Украины



Изменение N 1 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 22 от 06.11.2002)

За принятие изменения проголосовали национальные органы по стандартизации следующих государств: AZ, AM, BY, KZ, KG, MD, RU, TJ, TM, UZ [коды альфа-2 по МК (ИСО 3166) 004]

3 Приложение А настоящего стандарта представляет собой аутентичный текст международного стандарта ИСО 1005-3-82 "Подвижной состав железных дорог. Часть 3. Оси для тяговых и прицепных вагонов. Требования к качеству"

4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 28 января 1997 г. N 18 межгосударственный стандарт ГОСТ 30272-96 введен непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 1998 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 3281-93, ГОСТ 4008-89, ГОСТ 6690-83

6 ИЗДАНИЕ (октябрь 2003 г.) с Изменением N 1, принятым в марте 2003 г. (ИУС 5-2003)

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на черновые оси (профильные заготовки) в исполнении УХЛ ГОСТ 15150 для подвижного состава магистральных железных дорог: вагонов (пассажирских и грузовых), электровозов, тепловозов, моторных и прицепных вагонов электро- и дизель-поездов, а также для вагонов метрополитена.

Допускается по согласованию между изготовителем и потребителем изготовлять черновые оси в соответствии с требованиями приложения А.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 1497-84 (ИСО 6892-84) Металлы. Методы испытания на растяжение

ГОСТ 1778-70 (ИСО 4967-79) Сталь. Металлографические методы определения неметаллических включений

ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики

ГОСТ 4728-96 Заготовки осевые для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия

ГОСТ 7565-81 (ИСО 377-2-89) Чугун, сталь и сплавы. Метод отбора проб для определения химического состава

ГОСТ 8026-92 Линейки поверочные. Технические условия

ГОСТ 9454-78 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб при пониженных, комнатной и повышенных температурах

ГОСТ 10243-75 Сталь. Метод испытаний и оценки макроструктуры

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 20415-82 Контроль неразрушающий. Методы акустические. Общие положения

ГОСТ 21650-76 Средства скрепления тарно-штучных грузов в транспортных пакетах. Общие требования

ГОСТ 30237-96 (ИСО 1005-3-82) Оси чистовые для подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия

Раздел 2. (Измененная редакция, Изм. N 1).

     3 Определения


В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:

черновая ось (заготовка профильная): Ось, полученная после формообразования, подвергнутая нормализации, имеющая припуск под механическую обработку и прошедшая ультразвуковой контроль.

чистовая ось: Ось, окончательно механически обработанная, подвергнутая по всей длине упрочнению накатыванием роликами и прошедшая ультразвуковой и магнитный контроль.

     4 Технические требования

4.1 Черновые оси изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта по чертежам, утвержденным в установленном порядке.

4.2 Черновые оси изготавливают из осевых заготовок по ГОСТ 4728 или из слитков той же стали.

4.3 Черновые оси изготавливают методами ковки, штамповки, винтовой прокатки или радиально-ротационного горячего деформирования.

4.4 Степень укова или обжатия металла от слитка должна быть при изготовлении черновых осей для вагонов магистральных железных дорог и локомотивных осей не менее 3, а для осей вагонов метрополитена - не менее 5.

4.5 Черновые оси для локомотивов, моторных вагонов, изготовленные ковкой, должны иметь технологический припуск для изготовления образцов; диаметр припуска должен быть не менее диаметра конца черновой оси. Допускается во время ковки припуск надрубить.

4.4, 4.5 (Измененная редакция, Изм. N 1).

4.6 После формообразования черновые оси должны быть подвергнуты нормализации или нормализации с отпуском. Все термические операции должны осуществляться при автоматической регистрации заданных режимов.

4.7 Механические свойства металла термически обработанных черновых осей должны соответствовать указанным в таблице 1.

Таблица 1

Временное сопротивление при растяжении , Н/мм (кгс/мм)

Относительное удлинение , не менее

Ударная вязкость при 20 °С KCU, Дж/см (кгс·м/см)



Среднее значение,
не менее

Минимальное значение

Образцы из подступичной части

580,0-615,0 (59,0-62,5)

20,0

49,0 (5,0)

34,0 (3,5)

620,0-645,0 (63,0-65,5)

19,0

39,0 (4,0)

29,0 (3,0)

650,0 (66,0) и более

18,0

34,0 (3,5)

29,0 (3,0)

Образцы из шейки или технологического припуска

605,0-625,0 (61,5-63,5)

20,0

54,0 (5,5)

39,0 (4,0)

630,0 (64,0) и более

19,0

44,0 (4,5)

34,0 (3,5)



При получении неудовлетворительных результатов испытаний на образцах из технологического припуска шейки или из самой шейки допускается проводить испытания на образцах из подступичной части.

Примечание - При изготовлении черновых осей методом винтовой прокатки или свободной ковки нормы для образцов из шейки или технологического припуска такие же, как и для образцов из подступичной части.


(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.8 Правку черновых осей проводят в горячем состоянии после нагрева под нормализацию или после отдельного нагрева до температуры не выше 700 °С без последующей термообработки. Температура в конце процесса правки должна быть не ниже 600 °С.

4.9 Радиальное биение поверхности черновых осей (шеек и средней части) относительно поверхности подступичных частей не должно превышать поля допуска на диаметральные размеры.

4.10 На поверхности черновых осей, подлежащих дальнейшей обработке у потребителя, окалина должна быть удалена, глубина залегания дефектов не должна превышать 75% одностороннего фактического припуска на обработку черновых осей. Для определения глубины залегания видимых дефектов предприятие-изготовитель должно делать пробные местные вырубки (зарубки). Допускается по согласованию с потребителем изготовлять катаные черновые оси с глубиной залегания наружных пороков до 85% одностороннего фактического припуска на обработку.

На поверхности черновых осей, изготовленных винтовой прокаткой, допускается винтовой след от валков, высота которого не входит в поле предельных отклонений по диаметру.

4.11 Не допускаются флокены, несплошности, инородные металлические и неметаллические включения, следы усадочной раковины, а также дефекты макроструктуры, превышающие требования ГОСТ 4728. Не допускаются светлые пятна на поверхности изломов разрывных образцов.

Для локомотивных черновых сверленых осей допускается наличие центральной осевой рыхлости, если она распространяется от центра на расстояние не более 0,7 радиуса отверстия.

4.12 Черновые оси должны прозвучиваться в продольном направлении. При этом затухание ультразвуковых колебаний на частоте 2,5 мГц не должно превышать 46 дБ.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.13 Балл неметаллических включений в стали (кроме недеформирующихся силикатов) должен быть не более 4 по ГОСТ 1778.

4.14 В металле черновых осей не допускаются волосовины, выявляемые на окончательно обработанных осях, превышающие нормы, установленные в стандартах на готовые оси.

4.15 На каждой черновой оси в горячем состоянии должны быть четко выбиты знаки высотой 10-15 мм и глубиной 1-3 мм в следующем порядке (через тире или с промежутками).

4.15.1 Для черновых осей, изготовленных винтовой прокаткой и из осевых заготовок:

- две последние цифры года изготовления;

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs