Статус документа
Статус документа

СП 292.1325800.2017 Здания и сооружения в цунамиопасных районах. Правила проектирования (с Изменением N 1)

     11 Сценарии бедствий и анализ цунами-риска

11.1 Аналитическая оценка пространственной и (или) территориальной безопасности ЦОТ является обязательной для выполнения в составе проектов территориального планирования, при решении вопросов освоения цунамиопасных побережий Российской Федерации, включая строительство стратегических объектов, морских портов, рыбообрабатывающих предприятий, а также для мониторинга безопасности проживания на ЦОТ, что осуществляется с помощью контроля фактического значения коллективного риска и других индикаторов безопасного развития.

Оценка безопасности урбанизированных территорий, подверженных воздействию цунами, осуществляется специализированной организацией путем многостороннего анализа цунами-риска с помощью сценариев последствий цунамигенного события (вероятных бедствий), как правило, разрабатываемых на базе ГИС.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

11.2 Анализ цунами-риска выполняют для конкретной ЦОТ. При этом ЦОТ рассматривают как сложную социально-экономическую систему урбанизации, которая описывается в ГИС на векторной картографической подоснове и включает в себя упорядоченное множество исходных данных, влияющих на искомые конечные параметры риска и цунамибезопасности. В связи с недостаточностью и неточностью некоторых исходных данных и многих функциональных зависимостей использование детерминистических и вероятностных подходов практически невозможно, в связи с чем для анализа цунами-риска используют комбинированный метод экспертно-логических оценок и системного анализа, основанный на теориях неопределенных множеств и размытых образов. Основным инструментом риск-анализа являются сценарии вероятных бедствий, количественные результаты которых выражаются в оценках ожидаемых человеческих потерь и экономического ущерба.

Примечания

1 В зависимости от конечной цели анализ цунами-риска и сценарии бедствия выполняются для проектирования ответственных сооружений или комплекса объектов, предварительных и окончательных оценок освоения тех или иных ЦОТ, разработки проекта территориального планирования и социально-экономического развития поселений на ЦОТ, в целях страхования рисков, связанных с жизнью и здоровьем людей и ущербом имуществу и, наконец, в целях повышения безопасности застройки и населения ЦОТ [1]-[5].

2 Цели и задачи риск-анализа указываются застройщиком (техническим заказчиком) в задании на проектирование.


(Измененная редакция, Изм. N 1).

11.3 В задании на проектирование застройщик (технический заказчик) с помощью специализированной организации обязан указать один или несколько способов задания расчетного цунами из перечисленных в 4.4.3, среди которых для разработки сценариев вероятных бедствий рекомендуется использовать способ задания опасности цунами, приведенный в 4.4.3.4.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

11.4 Сценарии бедствия в зависимости от размеров и значимости ЦОТ подразделяются на несколько уровней: территориальный - M1:200000 (и мельче), городской/муниципальный - M1:100000-М:200000, районный - М1:25000-М1:100000 и объектовый - M1:25000 и крупнее.

Сценарии бедствия рекомендуется разрабатывать для различных видов строительного проектирования, а также в расчетно-аналитических целях.

Для ЦОТ с близкими цунами следует разрабатывать комплексные сценарии бедствия, включающие в себя последствия цунамигенного землетрясения и цунами.

Для каждой ЦОТ разрабатывают обычно несколько сценариев бедствия от воздействия цунами, среди которых основным рабочим вариантом является ночной сценарий бедствия, чаще всего наихудший с точки зрения риска, связанного с жизнью и здоровьем людей (при отсутствии вторичного химического или радиоактивного заражения). В сценариях бедствий необходимо учитывать вероятность появления вторичных (триггерных) по отношению к цунами вредоносных последствий, исходящих от возникающих техногенных и природных факторов (потенциально опасных объектов, оползней, камнепадов, разжижения грунта и т.п.).

11.5 Критерии и параметры допустимого риска и условия безопасного развития

11.5.1 По результатам анализа различных сценариев вероятных бедствий определяются ожидаемые бедственные последствия (безвозвратные и санитарные потери людей, а также экономический ущерб) от воздействия каждого вредоносного первичного или вторичных факторов, значения соответствующих рисков, а также размеры полных потерь, ущербов и значения отдельных и комплексного индивидуального риска. Предельно допустимые значения индивидуального риска при воздействии одного вредоносного (ущербообразующего) фактора (одиночный риск) принимают равным 10 год, а предельно допустимое значение комплексного индивидуального риска - 10 год. На ЦОТ с угрозой близких цунами, если полная эвакуация населения затруднена или невозможна, дополнительным требованием является обеспечение механической безопасности зданий и сооружений в части сохранения жизни людей со значением индивидуального риска не более 5·10 год. Значение индивидуального риска является главным количественным индикатором безопасности рассматриваемой ЦОТ.

11.5.2 Обобщенным качественным критерием полной цунамибезопасности урбанизированной территории в целом является такая планировка и застройка этой территории, при которой соблюдаются следующие условия:

- ЦОТ классифицируется как легко эвакуируемая или же значение комплексного цунами-риска не превышает предельно допустимый уровень риска, равный 10 год;

- повреждения сооружений и материальные потери собственности приемлемы для владельцев, а их общий размер и специфика позволяют предотвратить (купировать) вторичные техногенные угрозы для жизни и здоровья населения и сохранить ЖОН ЧС, необходимое для ликвидации ЧС (включая минимально необходимый жилой фонд) на пострадавшей территории;

- экологические ущербы самовосполняемы в течение короткого, приемлемого срока, не превышают 5% общего объема экономических потерь и допустимы с точки зрения устойчивого развития;

- как ликвидация ЧС на рассматриваемой ЦОТ, так и полная реабилитация и восстановление ЦОТ после бедствия могут быть осуществлены собственными силами и средствами ЦОТ.

11.5.3 По результатам анализа последствий воздействия цунами на ту или иную конкретную ЦОТ кроме значения комплексного (агрегатного) индивидуального риска R следует определять параметры, характеризующие вероятное бедствие, а именно: величину (магнитуду) бедствия M, индекс относительной социальной уязвимости населения p, индекс экономической устойчивости территории к бедствию d.

Эти параметры являются дополнительными индикаторами безопасности рассматриваемой урбанизированной территории и определяются с помощью шкалы бедствий (приложение И).

Таким образом, безопасность любой ЦОТ описывается четырьмя индикаторами: R, M, p, d.

11.5.4 В качестве предельно допустимых значений индикаторов безопасности ЦОТ устанавливают следующие:

- предельно допустимые значения индивидуального риска принимают в соответствии с 11.5.1;

- большое бедствие недопустимо, то есть предельно допустимое значение (магнитуда) бедствия М4,5 по приложению И;

- безвозвратные и санитарные потери должны быть относительно невелики, что характеризуется предельным значением индекса p0,75;