Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ


ПИСЬМО


от 8 июня 2016 года N 43-2877-18


[О направлении методических рекомендаций]

____________________________________________________________________
Признано неактуальным на основании
письма МЧС России от 7 ноября 2022 года N 43-6736-19
____________________________________________________________________


В целях реализации приказа МЧС России от 16.03.2016 N 126 "О мероприятиях по повышению уровня пожарной безопасности на территории сельских населенных пунктов Российской Федерации" направляются для использования в работе Методические рекомендации МЧС России органам местного самоуправления и общественным объединениям по организации участия добровольных пожарных в предупреждении и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в составе пожарных команд Корпуса сил добровольной пожарной охраны (далее - Рекомендации), а также типовые договоры (соглашения) между территориальными подразделениями ФПС ГПС, общественными объединениями и органами местного самоуправления, предусматривающие организацию совместного дежурства личного состава ФПС ГПС и добровольных пожарных, их совместное участие в профилактике и тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ (далее - Договоры).

Прошу в кратчайшие сроки направить разработанные Рекомендации и Договоры органам местного самоуправления и общественным объединениям и организовать совместную работу по созданию условий для формирования и организации деятельности Корпуса сил добровольной пожарной охраны.

Л.А.Беляев

     

     

     

Приложение
к письму МЧС России
от 8 июня 2016 года N 43-2877-18

     

Методические рекомендации МЧС России органам местного самоуправления и общественным объединениям по организации участия добровольных пожарных в предупреждении и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в составе пожарных команд корпуса сил добровольной пожарной охраны

     

     

     

I. Общие положения


Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране", Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях координации деятельности органов местного самоуправления по организации участия добровольных пожарных в предупреждении и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в составе пожарных команд Корпуса сил добровольной пожарной охраны.

Методические рекомендации рассчитаны на практическое применение должностными лицами органов местного самоуправления при реализации установленной компетенции данных органов в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при оказании поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в форме содействия формированию и деятельности Корпуса сил добровольной пожарной охраны.

Методические рекомендации также могут быть использованы общественными объединениями в деятельности по организации участия добровольных пожарных в предупреждении и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в составе Корпуса сил добровольной пожарной охраны.

Цель Методических рекомендаций состоит в повышении эффективности совместного участия территориальных органов МЧС России, органов местного самоуправления и общественных объединений в обеспечении пожарной безопасности на территориях отдельных муниципальных образований.

В целях настоящих методических рекомендаций используются следующие понятия:

Корпус сил добровольной пожарной охраны (далее - Корпус сил) - совокупность отдельных пожарно-спасательных постов федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, на базе которых осуществляют совместное дежурство личный состав федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и добровольные пожарные;

отдельный пожарно-спасательный пост федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, входящий в состав Корпуса сил добровольной пожарной охраны, - подразделение федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - ФПС), включающее в себя личный состав ФПС (состоящих на штатных должностях начальника отдельного пожарно-спасательного поста ФПС, водителей отдельного пожарно-спасательного поста ФПС), имеющее на вооружении пожарную технику и пожарное депо (приспособленное для размещения пожарной техники помещение);

добровольный пожарный пожарной команды Корпуса сил добровольной пожарной охраны - физическое лицо, являющееся членом или участником общественного объединения пожарной охраны и принимающее участие на безвозмездной основе (без получения регулярной оплаты своего труда) в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в составе пожарной команды Корпуса сил на условиях договора с соответствующим общественным объединением пожарной охраны;

пожарная команда Корпуса сил добровольной пожарной охраны - личный состав ФПС и добровольные пожарные, объединяющиеся в целях участия в предупреждении и (или) тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ под единым управлением и, как правило, осуществляющие деятельность на базе отдельного пожарно-спасательного поста федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы;

руководитель пожарной команды Корпуса сил добровольной пожарной охраны - нештатная должность, обязанности по которой по согласованию с соответствующим общественным объединением осуществляет начальник отдельного пожарно-спасательного поста федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, предусматривающая оперативное управление деятельностью пожарной команды Корпуса сил добровольной пожарной охраны по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ.

Обзор деятельности добровольной пожарной охраны


В последние годы наблюдается устойчивый рост числа граждан и организаций, участвующих в добровольческой деятельности, а также расширяются территориальная сфера их деятельности.

Такая специфическая сфера общественных отношений, как предупреждение и (или) тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, обуславливает особую социальную значимость организации широкого и очень тесного сотрудничества органов публичной власти с гражданами и организациями, действия которых направлены на спасение людей и имущества.

Приоритетными задачами при осуществлении этого сотрудничества состоит в создании необходимых организационных правовых и экономических предпосылок для возникновения и реализации гражданских инициатив в области пожарной безопасности.

В силу общественного характера добровольной пожарной охраны и ввиду ее исторически сложившейся связи с местным самоуправлением, гражданами и организациями, всегда являющимися инициаторами создания добровольной пожарной охраны (далее - ДПО), некоторые аспекты ее деятельности целесообразно регулировать на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Во многих странах, например в Германии, Франции, США, большинство льгот для добровольцев предоставляются не на федеральном уровне, а на местном уровне.

Правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, установлены Федеральным законом от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране".

В развитие Федерального закона "О добровольной пожарной охране" в субъектах Российской Федерации приняты законодательные и муниципальные правовые акты, направленные на развитие добровольной пожарной охраны, в том числе установление гарантий правовой и социальной защиты работникам ДПО и добровольным пожарным.

Зачастую эффективность применения добровольцев для предупреждения и ликвидации пожаров связана со значением временного фактора - сами жители населенных пунктов в силу объективных причин способны быстрее, чем профессиональные формирования, осуществить реагирование на угрозу возникновения пожара и предотвратить его распространение, что может выступить решающим фактором для предупреждения или ликвидации пожара.

Кроме того, в современных социально-экономических условиях повышается актуальность развития добровольной пожарной охраны, формирования из числа добровольцев полноценных пожарных команд, способных эффективно участвовать в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Организация охраны от пожаров населенных пунктов, в которых численность населения не превышает 100 жителей, влечет объективные трудности, связанные как с высокими затратами на строительство пожарных депо, содержанием профессиональной пожарной охраны, так и отсутствием возможности укомплектовать профессиональные пожарные части работниками из числа местного населения, с учетом квалификационных требований, предъявляемых законодательством к уровню профессиональной подготовки и состоянию здоровья пожарных.

В данном случае наиболее рациональным выходом является создание пожарных команд из числа местных жителей, являющихся добровольными пожарными, и штатных сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

В целях обеспечения пожарной безопасности сельских населенных пунктов, в которых в настоящее время отсутствует пожарная охрана, МЧС России сформирован Корпус сил добровольной пожарной охраны (далее - Корпус сил), в котором на базе отдельных пожарно-спасательных постов ФПС совместно несут дежурство личный состав ФПС и добровольные пожарные.

Дислокация пожарных команд Корпус сил выбирается с учетом оперативной обстановки по пожарной безопасности в муниципальном образовании, территории обслуживаемых населенных пунктов и расстояния между ними, наличия соответствующей материально-технической базы, пожарно-спасательных постов, перспективных планов строительства пожарно-спасательных постов и приобретения пожарной техники, ее количества и других факторов.

Привлечение добровольных пожарных к несению совместного с личным составом ФПС дежурства в составе караулов (смен) пожарных команд и к выполнению задач, возложенных на Корпус сил, будет осуществляться на основе договоров, заключаемых добровольными пожарными с общественными объединениями пожарной охраны, членами (участниками) которых являются добровольные пожарные, и договорами между общественными объединениями пожарной охраны и соответствующими территориальными подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.

Добровольные пожарные пожарных команд Корпуса сил могут привлекаться к несению службы (дежурства) в расположении пожарной команды Корпуса сил или по месту жительства, работы или учебы добровольного пожарного в соответствии с графиком, утвержденным соответствующим общественным объединением и согласованным с территориальным подразделением ФПС и, при необходимости, с руководителем организации по месту работы или учебы добровольного пожарного в случае включения добровольного пожарного в указанный график дежурства в рабочее или учебное время.

Пожарные команды Корпуса сил включаются в Расписание выезда сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории соответствующего муниципального образования и в План привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в субъекте Российской Федерации.

II. Привлечение Корпуса сил добровольной пожарной охраны к реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности на территории муниципальных образований

2.1. Компетенция органов местного самоуправления в области пожарной безопасности, защиты населения и территорий муниципальных образований от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера


Опасность для общества последствий чрезвычайных ситуаций обуславливает необходимость участия в их предупреждении и ликвидации как федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления, граждан и организаций.

Федеральным законодательством закреплены конкретные полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, входящие в компетенцию органов местного самоуправления.

Согласно Конституции Российской Федерации и Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление наделено компетенцией в двух сферах: в вопросах местного и государственного значения.

Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, в которые входят также вопросы, связанные с защитой населения от чрезвычайных ситуаций.

Решение вопросов местного значения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета.

Органы местного самоуправления могут также наделяться отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и ее субъектов.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации и нормы Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривают, что в этом случае делегирование государством полномочий должно осуществляться с одновременной передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Возможность передачи тех или иных государственных полномочий прямо предусмотрена, например, Лесным кодексом Российской Федерации, в котором установлено, что муниципалитеты могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Органы местного самоуправления поселения вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).

Необходимо отметить, что Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разрешает органам местного самоуправления решать и иные вопросы (причем они не называются вопросами местного значения) при условии наличия у них соответствующих материальных ресурсов (ч.2 ст.14, ч.2 ст.15, ч.2 ст.16).

В перечень вопросов местного значения в области защиты от чрезвычайных ситуаций Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решаемых органами местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов, включено осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями также может закрепляться участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Что касается осуществления мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то анализ частей 3 и 4 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" позволяет сделать вывод, что эти полномочия законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями закрепляться не могут, но на территориях сельских поселений этот вопрос решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В этом случае данный вопрос является вопросом местного значения муниципальных районов.

Наряду с указанными полномочиями, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривает иные вопросы местного значения, которые не названы в качестве полномочий органов местного самоуправления по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, но являются, по сути, таковыми, поскольку направлены на предупреждение чрезвычайных ситуаций и защиту населения и территорий муниципальных образований от их последствий.

К таким вопросам местного значения в соответствии Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся:

- для поселений (ст.14) - обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, организация и осуществления мероприятий по гражданской обороне, создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, осуществление муниципального лесного контроля, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

- для муниципального района (ст.15) - организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, организация и осуществления мероприятий по гражданской обороне;

- для городского округа (ст.16) - обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории городского округа; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;

- для внутригородского района (п.4 ч.1 ст.16.2) - обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах внутригородского района.

Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа, городского округа с внутригородским делением наделены правом на создание муниципальной пожарной охраны.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»