Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 2 августа 2017 года N Р-965

[О введении в действие методических рекомендаций субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры]

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Минкультуры России от 23 октября 2023 года N Р-2879
____________________________________________________________________


Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 01.03.2016 N ДК-П12-1123, от 25.04.2016 N ДК-П12-2459:

1. Ввести в действие прилагаемые методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры.

2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать и утвердить методические рекомендации по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры с учетом средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на культуру.

3. Распоряжение Министерства культуры Российской Федерации от 27.07.2016 N Р-948 признать утратившим силу.

Врио Министра
В.В.Аристархов

     

     

     

Приложение
к распоряжению Министерства культуры
Российской Федерации
от 2 августа 2017 года N Р-965

     

Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры



В соответствии с п.2 ст.44 Конституции Российской Федерации о праве граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, а также со ст.1; ст.12; ст.30; ст.37; ст.39; ст.40 Федерального закона "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", определяющими права граждан на доступ к культурным ценностям, права и обязанности субъектов культурной деятельности, исходя из принципов, определенных в "Основах государственной культурной политики", утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808, необходимо обеспечить:

________________

Закон Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".


территориальное и социальное равенство граждан в реализации их права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;

развитие инфраструктуры культурной деятельности;

создание благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание клубной сети киновидеопоказа;

создание развитой сети театральных, концертных, выставочных залов;

использование цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.

Во исполнение нормативно-правовых актов Российской Федерации по обеспечению доступности услуг организаций культуры необходимо руководствоваться единой методикой по определению нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах культуры, что позволит преодолеть диспропорции обеспеченности и создать условия для развития сети организаций культуры.

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с распоряжением Правительства Российской от 26.01.2017 N 95-р "Об изменениях, которые вносятся в социальные нормативы и нормы, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р" и в целях обеспечения доступности организаций культуры путем оптимального размещения сети организаций культуры с учетом норм минимально необходимых видов организаций культуры и нормативов обеспеченности населения организациями культуры, где "норма" - это минимально допустимое количество сетевых единиц, а "норматив" - это составляющие нормы, указывающие на объем сети (в единицах) и минимальное значение количества населения, для которого установлены данные нормы, а также время, затраченное на доступ к организациям культуры.

Под "сетевой единицей" следует понимать организацию культуры независимо от формы собственности, оказывающую услуги в пределах одного здания (помещения), а также ее филиалы либо отделы, оказывающие услуги в отдельно стоящих зданиях, в том числе иных населенных пунктах, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов.

2. Условия оптимального размещения видов организаций культуры устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры в пределах собственных средств с учетом рекомендуемой нормативной потребности.

3. Расчет нормативной потребности субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в объектах культуры должен предусматривать:

- вид объекта исходя из его функционального значения, специализации, профиля;

- нормативное значение (количество) сетевых единиц различных функциональных видов организаций культуры, обеспечивающих комплекс услуг в соответствии с полномочиями в сфере культуры органов государственной власти и органов местного самоуправления;

- нормативное значение (численность) населения, для которого должны быть обеспечены услуги организаций культуры (которое должно быть обеспечено услугами организаций культуры);

- показатель территориальной доступности (время в пути до объекта).

При расчете нормативной потребности в строительстве объектов культуры необходимо учитывать их мощность (количество мест на 1000 чел.). Рекомендуются показатели мощности (количество мест в зале) в театрах, концертных залах и учреждениях культуры клубного типа из расчета количества мест на 1000 жителей в соответствии с Приложением, которое является неотъемлемой частью данных методических рекомендаций.

При расчете нормативного значения численности населения на сетевую единицу следует использовать метод математического округления к ближайшему целому числу: если первая из отделяемых запятой цифр больше или равна числу 5 вне зависимости от наличия за ней значащих цифр, то последняя из оставляемых цифр увеличивается на единицу. В случае если первая из убираемых цифр меньше чем 5, то увеличение не производится.

4. Условия оптимального размещения объектов культуры должны учитывать:

- существующую обеспеченность населения объектами культуры;

- функциональное многообразие организаций культуры;

- специфику территории, в том числе: культурно-исторические особенности; численность, плотность и демографический состав населения; природно-климатические условия; транспортную инфраструктуру и социально-экономические особенности развития региона;

- прогноз изменения демографического состава населения и бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

- критерии доступности услуг организаций культуры для населения.

Критерии доступности услуг организаций культуры:

- возможность выбора организаций культуры;

- развитие выездных, электронных, дистанционных и иных форм предоставления услуг;

- возможность получения гражданами услуг организаций культуры исходя из уровня их доходов и с учетом установленных льгот;

- сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек и занятий любительским искусством;

- полнота, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления услуг организациями культуры;

- наличие организаций культуры для детей;

- наличие в организациях культуры условий предоставления услуг людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

5. Оптимальное территориальное размещение сетевых единиц организаций культуры может быть достигнуто путем их укрупнения (присоединения) за счет организаций, загруженных менее чем на 50% (за исключением учреждений, расположенных в сельской местности) а также за счет создания организаций, предоставляющих комплексные услуги, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.

6. Размещение объектов культуры, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, должно предусматриваться при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов города.

Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального и местного значения, а также расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности социальных объектов для населения субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

________________

Ст.29.1; 29.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.


В целях обеспечения доступности нормативы градостроительного проектирования должны предусматривать размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов культуры в составе жилых зон и отдельно стоящих объектов культуры в составе общественно-деловых и рекреационных зон.

7. Физическая доступность услуг государственных и муниципальных организаций культуры обеспечивается за счет шаговой и транспортной доступности, а также путем информационно-коммуникационных технологий доступа к электронным ресурсам (виртуальным экскурсиям, спектаклям, концертам) и путем организации гастролей.

Порядок обеспечения условий доступности организаций культуры для инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

________________

Ст.35 Федерального закона от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".

II. Нормы и нормативы размещения библиотек

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками.

________________

Ст.14, 15 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле".


Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ, а также сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают:

- финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно государственных и муниципальных библиотек;

- реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;

- условия доступности для инвалидов библиотек субъектов Российской Федерации и муниципальных библиотек.

________________

Ст.12 Федерального закона от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".


Органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-технического обеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, их перевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранения библиотечных фондов и библиотечного обслуживания.

________________

Ст.15 Федерального закона от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле".

     Рекомендуемые нормы и нормативы размещения библиотек:

     

     

     
Таблица 1

Административно-
территориальные уровни обеспечения услуг

Наименование организации, осуществляющей услуги/Тип объекта

Обеспеченность тыс.чел. на населенный пункт

Единица измерения (сетевая единица)

Доступность

Субъект Российской

Универсальная библиотека

Административный центр с

1

Транспортная доступность для

Федерации

Детская библиотека

населением

1

жителей

Библиотека для инвалидов по зрению

от 150 тыс.чел.

1

административного центра в течение 1

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

2

часа; для жителей муниципальных образований в течение 1 дня

Универсальная библиотека с отделением для инвалидов по зрению

Административный центр с населением до 150 тыс.чел.

1

Детская библиотека

1

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам*

2

Городской округ

Общедоступная

на 20 тыс.чел.

1

Транспортная

библиотека

доступность

Детская библиотека

на 10 тыс. детей

1

30-40 минут

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

независимо от количества населения

2

Муниципальный район

Межпоселенческая библиотека

Административный центр района

1

Транспортная доступность 30 минут  

Детская библиотека

Административный центр района

1

- 1 час

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

Административный центр района

1

Городское поселение

Общедоступная библиотека с детским отделением

на 10 тыс.чел.

1

Шаговая доступность 15-30 минут/ Транспортная

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

1

доступность 15-30 минут

Сельское поселение

Общедоступная библиотека с детским отделением

Административный центр сельского поселения

1

Шаговая доступность 15-30 минут/ Транспортная

Точка доступа к полнотекстовым информационным ресурсам

Административный центр сельского поселения

1

доступность 15-30 минут

Филиал общедоступных библиотек с детским отделением

на 1 тыс.чел.

1

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»