МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 23 октября 2023 года N P-2879

Об утверждении методических рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления о применении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры



В соответствии с пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2017 г. N 2905-р, в целях обеспечения реализации поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А.Голиковой от 22 декабря 2022 г. N ТГ-П44-22226:

1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления о применении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры.

2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать и утвердить методические рекомендации о применении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры с учетом средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации на культуру.

3. Признать утратившим силу распоряжение Министерства культуры Российской Федерации от 2 августа 2017 г. N Р-965.

Министр
О.Б.Любимова



УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Министерства
культуры Российской Федерации
от 23 октября 2023 года N P-2879



Методические Рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления о применении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры



I. Общие положения

 

1. Настоящие Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в определении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры (государственных (муниципальных) организаций культуры, оказывающих услуги в пределах одного здания (помещения), а также их филиалов либо отделов, оказывающих услуги в отдельно стоящих зданиях, в том числе иных населенных пунктах, либо в помещениях учреждений культуры иных функциональных видов (далее соответственно - сетевая единица, организации культуры) и обеспеченности населения услугами организаций культуры в привязке к численности населения и с учетом региональной и местной специфики.

2. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении нормативов и норм оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры обеспечиваются:

территориальное и социальное равенство граждан в реализации их права на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и пользование организациями культуры;

развитие инфраструктуры культурной деятельности;

создание благоприятной культурной среды в малых городах и сельских поселениях, включая создание кинозалов;

создание развитой сети театральных, концертных, выставочных залов и многофункциональных культурных центров;

использование цифровых коммуникационных технологий для обеспечения доступа граждан к культурным ценностям независимо от места проживания.

3. Условия оптимального размещения организаций культуры устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации исходя из полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах собственных средств с учетом рекомендуемой нормативной потребности.

4. Настоящие Методические рекомендации не распространяются на города федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь и входящие в их состав внутригородские территории.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, являющиеся городами федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, могут устанавливать нормы и нормативы оптимального размещения организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры исходя из оценки потребностей населения и с учетом особенностей территориального развития.

5. Разработка нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов города осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Региональные нормативы градостроительного проектирования устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального значения, относящимися к областям, указанным в части 3 статьи 14 ГрК РФ, иными объектами регионального значения населения субъекта Российской Федерации и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации.

Региональные нормативы градостроительного проектирования могут устанавливать предельные значения расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, предусмотренными частями 3 и 4 статьи 29.2 ГрК РФ, населения муниципального образования и предельные значения расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения муниципальных образований.

________________

Части 1 и 2 статьи 29.2 ГрК РФ.

В целях обеспечения доступности в нормативах градостроительного проектирования рекомендуется предусматривать размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов культуры в составе жилых зон и отдельно стоящих объектов культуры в составе общественно-деловых и рекреационных зон.

Оптимальное территориальное размещение сетевых единиц может подразумевать в том числе их укрупнение (присоединение), за исключением учреждений, расположенных в сельской местности, а также за счет создания организаций, предоставляющих комплексные услуги, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.

6. Расчет нормативной потребности субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) в объектах культуры может предусматривает учет:

вида объекта исходя из его функционального значения, специализации, профиля;

нормативного значения (количества) сетевых единиц различных функциональных видов организаций культуры, обеспечивающих комплекс услуг в соответствии с полномочиями в сфере культуры органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

численности населения, которое должно быть обеспечено услугами организаций культуры;

показателя территориальной доступности (время в пути до объекта культуры).

7. Нормативная потребность городского округа с внутригородским делением определяется исходя из норм и нормативов, определенных для городского округа.

8. Расчет нормативной потребности в строительстве объектов культуры дополнительно учитывает мощность объектов культуры (количество мест на 1000 человек).

9. Расчет нормативного значения численности населения на сетевую единицу дополнительно использует метод математического округления к ближайшему целому числу: если первая из отделяемых запятой цифр больше или равна числу 5 вне зависимости от наличия за ней значащих цифр, то последняя из оставляемых цифр увеличивается на единицу. В случае если первая из убираемых цифр меньше, чем 5, то увеличение не производится.

10. Условия оптимального размещения объектов культуры могут учитывать:

существующая обеспеченность населения объектами культуры;

функциональное многообразие организаций культуры;

специфика территории, в том числе культурно-исторические особенности, численность, плотность и демографический состав населения, наличие мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации, природно-климатические условия, транспортная инфраструктура и социально-экономические особенности развития региона;

прогноз изменения демографического состава населения и бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

критерии доступности услуг организаций культуры.

11. Критерии доступности услуг организаций культуры включают:

возможность выбора организаций культуры;

развитие выездных, электронных, дистанционных и других форм предоставления услуг;

возможность получения гражданами услуг организаций культуры исходя из уровня их доходов и с учетом установленных льгот;

сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек и занятий любительским искусством;

полнота, актуальность и достоверность информации о порядке предоставления услуг организациями культуры;

наличие организаций культуры для детей:

наличие в организациях культуры условий предоставления услуг людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

12. Доступность услуг государственных и муниципальных организаций культуры обеспечивается за счет шаговой и транспортной доступности, а также путем информационно-коммуникационных технологий доступа к электронным ресурсам (виртуальным экскурсиям, спектаклям, концертам) и путем организации гастролей.

Порядок обеспечения условий доступности организаций культуры для инвалидов устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

________________

Часть третья статьи 30 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. N 3612-1.

II. Нормы и нормативы размещения библиотек

     

13. В соответствии с законодательством Российской Федерации в основе государственной политики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий для всеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками.

________________

Абзац первый статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле" (далее - Закон N 78-ФЗ).

Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ, а также сохранение бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают:

финансирование комплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно государственных и муниципальных библиотек;

реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание;

условия доступности для инвалидов библиотек субъектов Российской Федерации и муниципальных библиотек.

________________

Пункт 2 статьи 15 Закона N 78-ФЗ.

Рекомендуемые нормы и нормативы размещения библиотек приведены в таблице N 1 приложения к настоящим Методическим рекомендациям.

14. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится в том числе организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта Российской Федерации, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов.

________________

Пункт 38 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

При наличии специализированных фондов для населения молодежного (юношеского) возраста на территории субъекта Российской Федерации целесообразно создание молодежных отделений в универсальных библиотеках.

15. Нормы размещения общедоступных муниципальных библиотек осуществляются в рамках полномочий органов местного самоуправления по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»