6.6.1 Водопропускные искусственные сооружения на лесных автомобильных дорогах следует проектировать в соответствии с СП 35.13330 и другими действующими нормативными документами с учетом указаний настоящего подраздела и рекомендаций, приведенных в [16].
6.6.2 Лесные автомобильные дороги не должны иметь самостоятельных переходов через большие водные преграды, глубокие ущелья и железнодорожные линии. Для этой цели следует использовать действующие переходы на ближайших дорогах.
6.6.3 На пересечении постоянных и периодических водотоков лесными автомобильных дорогами могут быть предусмотрены искусственные сооружения любого типа, отвечающие требованиям безопасности движения, прочности, простоты обслуживания и долговечности в течение всего срока службы автомобильной дороги.
Тип искусственного сооружения выбирают на основании технико-экономических расчетов с учетом использования местных строительных материалов.
При соответствующих технико-экономических обоснованиях и обеспечении мероприятий по безопасности эксплуатации допускается проектировать сборно-разборные и затопляемые мосты, а также ледовые переправы и броды через постоянно действующие водотоки.
6.6.4 На каждом пересечении водотока, как правило, должно быть предусмотрено одно водопропускное сооружение. Устройство дополнительных водопропускных сооружений на пойме, а также пропуск нескольких соседних водотоков через одно сооружение допускается лишь при обосновании гидравлическими и экономическими расчетами.
6.6.5 Однопролетные мосты и малые искусственные сооружения допускается располагать на любых сочетаниях плана и профиля, предусмотренных нормами проектирования лесных дорог.
Большие и средние мосты рекомендуется располагать в плане на прямых участках пути. В стесненных условиях допускается располагать средние мосты на кривых радиусом не менее 100 м.
6.6.6 Мостовой переход должен быть расположен на прямом участке реки в наиболее узкой части поймы, не имеющей озер и староречий, нормально к направлению течения основной массы воды во время паводка.
6.6.7 Расчет искусственных сооружений, а также пойменных насыпей на воздействие водного потока следует проводить по гидрографам расчетных паводков, а при их отсутствии - по расчетным расходам и соответствующим им уровням. Вероятность превышения расходов воды и соответствующих им уровней на пиках паводков указана в таблице 6.15.
Таблица 6.15
Вид сооружения | Расчетная вероятность превышения, % |
Большие капитальные мосты | 1 |
Малые и средние капитальные мосты | 2 |
Деревянные большие и средние мосты | 2 |
Деревянные малые мосты | 3 |
Трубы | 2 |
Временные деревянные мосты (срок службы до пяти лет) | 5 |
Водоотводные канавы | 10 |
Примечание - К малым мостам относятся мосты полной длиной до 25 м, к средним - от 25 до 100 м, к большим - свыше 100 м. |
6.6.8 Бровки земляного полотна на подходах к мостам через реки в пределах разлива и оградительных дамб должны быть не менее чем на 0,5 м, а бровка незатопляемых регуляционных сооружений и берм насыпи не менее чем на 0,25 м выше расчетного горизонта воды с учетом подпора и высоты волны (с набегом на откос).
6.6.9 Возвышение элементов мостов над уровнями воды и ледохода в несудоходных и несплавных пролетах следует назначать в зависимости от местных условий, но не менее указанных в таблице 6.16.
Таблица 6.16
Элементы мостов | Наименьшее возвышение, м | |
над расчетным уровнем воды (с учетом влияния подпора и волны) | над наивысшим уровнем ледохода | |
Низ пролетных строений | 0,5 | 0,75 |
Низ пролетных строений при наличии карчехода и селевых потоков | 1,0 | - |
Подферменная площадка (низ подферменника) | 0,25 | 0,5 |
Низ продольных схваток и выступающих элементов конструкции в пролетах деревянных мостов | 0,25 | 0,75 |
6.6.10 Определение значения расчетного расхода воды и расчет отверстий искусственных сооружений следует проводить в соответствии с указаниями СП 35.13330.
6.6.11 Расчет отверстий малых мостов и труб на пропуск ливневых стоков следует проводить с учетом аккумуляции воды перед сооружением, возможной по условиям рельефа у входа сооружения. Уменьшение расчетного расхода за счет аккумуляции может быть допущено не более чем в три раза.
6.6.12 Нормативную временную вертикальную нагрузку следует принимать в виде автомобильной нагрузки АК и тяжелой одиночной нагрузки НК. Расчеты на указанные нагрузки регламентируются указаниями СП 35.13330.
Класс нагрузки К надлежит принимать:
- для капитальных мостов и труб - 14;
- для деревянных мостов - 11.
В случае необходимости пропуска нагрузки, превышающей указанные АК и НК, следует выполнить расчет конструкций с учетом данной конкретной нагрузки либо предусмотреть мероприятия по снижению воздействия данной нагрузки на сооружение до нормативного уровня.