8.1 Проектирование, строительство и эксплуатация лесных дорог должны удовлетворять требованиям действующих нормативных документов в области природоохранного законодательства Российской Федерации.
8.2 Для оценки современного (фактического) состояния и прогноза возможных изменений компонентов окружающей среды выполняют инженерные изыскания, в том числе экологические. На основании выполненных изысканий прорабатывают проектные решения.
8.3 Все технические решения при выборе основных элементов плана трассы, продольного и поперечного профилей, конструкций дорожных одежд и водоотводных сооружений, назначения методов строительства и т.д., кроме решения своих основных задач - обеспечение надежности дороги, экономичности ее строительства и эксплуатации, а также ритмичности и эффективности работы транспортных средств - должны оказывать минимальное отрицательное воздействие на сложившиеся природные комплексы в районе строительства дороги.
8.4 Предусматриваемые в проектах природоохранные мероприятия должны обеспечивать:
- сохранение природных ландшафтов, территорий для которых установлен режим особой охраны (особо охраняемые природные территории, заповедники, национальные парки и т.д.) [11];
- максимальную экономию земельных ресурсов, отводимых для размещения лесных дорог;
- защиту атмосферного воздуха от выбросов загрязняющих веществ;
- защиту населенных мест, расположенных в районе проектирования, от шума и вибраций;
- предотвращение загрязнения бассейнов поверхностных водных объектов и подземных вод жидкими и твердыми отходами, а также попадания в поверхностные и подземные воды загрязненных стоков по СанПиН 2.1.5.980;
- условия безопасного обращения с отходами по СанПиН 2.1.3684;
- защиту растительного и животного мира [11].
(Измененная редакция, Изм. N 2).
8.5 Размещение трассы лесной дороги осуществляют на основе рассмотрения и сравнения вариантов, включая вариант отказа от строительства.
8.6 При наличии в зоне строительства особо охраняемых природных территорий, памятников истории или культуры, а также уникальных природных феноменов (особые геологические формы, водные источники, ценные экземпляры деревьев и т.п.) принимают меры по сохранению, а по возможности - и улучшению их состояния.
Все работы по проектированию и строительству на таких территориях проводят согласно [11] и [24].
8.7 Ширину полосы постоянного и временного отводов устанавливают по каждому характерному участку дороги при технико-экономическом сравнении вариантов с учетом стоимости земли и показателей действующих норм отвода земель для автомобильных дорог.
8.8 Расчистку дорожной полосы и площадок для дорожных сооружений от древесно-кустарниковой растительности следует выполнять в строго отведенных границах.
8.9 Опережение расчистки дорожной полосы от леса и кустарника не должно превышать возможностей поточного строительства и объема работ в предстоящем сезоне.
8.10 При вырубке деревьев трелевочные волоки и лесосечные склады следует размещать в пределах отведенной дорожной полосы, а в случае невозможности - в местах, определенных проектом.
8.11 Деловая древесина и отходы расчистки должны быть вывезены в установленные места до начала земляных работ.
8.12 Сплошная валка леса и удаление кустарника бульдозерами или кусторезами с перемещением их вместе с корнями и почвой на границу дорожной полосы запрещаются.
8.13 Плодородный слой почвы на землях, занимаемых под дорогу и сопутствующие ей сооружения, подлежит снятию, хранению и нанесению на рекультивируемые земли, а при экономической целесообразности - использованию его для объектов предприятий лесного хозяйства (питомников, лесосеменных плантаций и др.).
Допускается не снимать плодородный слой:
- при толщине плодородного слоя менее 10 см;
- на болотах, заболоченных и обводненных участках;
- на почвах с низким плодородием;
- при разработке траншей шириной по верху 1 м и менее.