6.8.1 На лесовозных магистралях следует проектировать сборные железобетонные трубы (или из гофрированного металла), а также пластиковые гофрированные трубы диаметром не менее 0,5 м.
6.8.2 Отверстия и высоту в свету труб следует назначать не менее 1 м, а при длине трубы свыше 30 м - не менее 1,25 м. Допускается применять трубы с отверстием 0,75 и 0,5 м при длине не более 15 м.
В населенных пунктах трубы с отверстием 0,5 м допускаются только с устройством ограждающих приспособлений.
В местах возможного образования наледей вместо труб следует проектировать деревянные мосты. В отдельных случаях разрешается применение прямоугольных бетонных труб с отверстием не менее 3 м и высотой не менее 2 м в комплексе с постоянными противоналедными сооружениями.
Трубы диаметром 0,75 и 0,5 м следует укладывать с уклоном не менее 20‰ для возможности самопромыва.
6.8.3 Следует проектировать безнапорные трубы. Пропуск расходов воды в полунапорном и напорном режимах допускается только при устройстве неразмываемых противофильтрационных экранов или оголовков с коническими входными звеньями на фундаментах.
Кроме того, должны быть обеспечены водонепроницаемость швов между звеньями и устойчивость насыпи против фильтрации. Безнапорные трубы с отверстием до 1,25 м допускается проектировать без оголовков. Трубы во всех случаях следует проектировать на полную ширину земляного полотна.
Толщина засыпки над трубами от верха звена трубы до низа конструкции дорожной одежды должна быть:
- не менее 0,5 м - над железобетонными трубами;
- не менее 0,5 м, но не более 0,8 м от верха трубы до поверхности дорожного покрытия - над металлическими гофрированными и пластиковыми трубами.
Толщина засыпки над трубой должна быть не менее 0,5 м от верха трубы до бровки насыпи.
6.8.4 Трубы следует укладывать на бетонные фундаменты или уплотненные щебенистые или гравийно-песчаные подушки.
6.8.5 Металлические гофрированные трубы проектируют без устройства оголовков. При этом нижняя часть несрезаемой трубы должна выступать из насыпи на уровне ее подошвы не менее чем на 0,2 м, а сечение трубы со срезанным концом - не менее чем на 0,5 м.
6.8.6 Применение труб не допускается при наличии ледохода и корчехода, а также в местах возможного возникновения селей и образования наледи.
6.8.7 В качестве водопропускных сооружений при расчетных расходах воды до 5 м/с разрешается проектировать фильтрующие насыпи и комбинированные сооружения из фильтрующих насыпей и труб. Фильтрующие насыпи предусматривают при наличии местного каменного материала на водотоках с незначительным содержанием взвешенных частиц грунта.
Применение фильтрующих насыпей целесообразно в случае необходимости строительства в зимнее время, на участках, где в последующем потребуются смягчение предельных уклонов дороги или перестройка мостов и труб под более тяжелые нагрузки, а также в сейсмоопасных районах.
Правила проектирования и расчета фильтрующих насыпей приведены в [18].
Для пропуска дождевых паводков с расходом до 3-4 м/с разрешается проектировать переливные насыпи ("переливы") при соответствующем укреплении земляного полотна для защиты от размывов.
6.8.8 На дорогах, допускающих перерывы движения, могут быть предусмотрены паромные и ледовые переправы.
6.8.9 Ледовые переправы допускается сооружать в местах, где скорость течения в реке составляет не более 1 м/с.
Правила проектирования, строительства и эксплуатации ледовой переправы приведены в [19].
Для переправы выбирают участок с невысокими пологими берегами. Уклон съезда к переправе не должен превышать 60‰. Для укрепления кромки льда и уменьшения уклонов у берегов устраивают настил из дровяного долготья, бревенчатые мостики или эстакады.
В плане переправы устраивают по прямой линии перпендикулярно к реке или под углом не менее 45°. В месте расположения переправ (на 100 м в обе стороны от оси трассы) не должно быть полыней, нагромождения торосов, площадок для заготовки льда, входов грунтовых вод, мест сброса теплых вод.
На ледовых переправах организуют однопутное движение. Для встречного потока транспорта устраивают другую ледовую переправу на расстоянии не менее 150 м.
Толщина плотного слоя льда в естественном виде на переправах при непрерывных отрицательных температурах в зависимости от массы автопоезда должна быть не менее указанной в таблице 6.18.
Таблица 6.18
Масса автопоезда, т | Наименьшая толщина плотного слоя льда, см |
25 | 75 |
30 | 85 |
35 | 90 |
40 | 100 |
45 | 110 |
50 | 120 |