Статус документа
Статус документа

СП 288.1325800.2016 Дороги лесные. Правила проектирования и строительства (с Изменениями N 1, 2)

     6.4 Земляное полотно и водоотвод

6.4.1 Земляное полотно лесных автомобильных дорог следует проектировать в соответствии с указаниями СП 34.13330 исходя из условий сохранности геометрической формы земляного полотна и устойчивости дорожной одежды, независимо от изменяющегося температурного и водного режима, при наименьших размерах затрат на строительство дороги [14].

Прочность и устойчивость земляного полотна достигают одним из следующих мероприятий или их комплексом:

- устройство земляного полотна из устойчивых грунтов;

- замена местных неустойчивых грунтов;

- обеспечение надлежащего отвода поверхностных и грунтовых вод в целях недопущения переувлажнения или размыва грунта земляного полотна, а также отводом воды от дорожной одежды;

- необходимое возвышение бровки земляного полотна над поверхностью земли, над расчетными горизонтами грунтовых вод или длительным стоянием поверхностных вод;

- устройство соответствующих дренажей;

- надлежащее уплотнение грунта земляного полотна;

- назначение соответствующей крутизны откосов насыпей и выемок и их укрепление для предохранения от оползания и размыва;

- устройство на косогорах специальных инженерных сооружений (подпорные стенки, дренажи, контрбанкеты, галереи, карнизы и др.).

6.4.2 Конструкцию земляного полотна лесных дорог принимают по типовым поперечным профилям дорог действующих типовых проектов, за исключением: участков на косогорах круче 1:3, эксплуатируемых дорог, требующих реконструкции; участков пересечения глубоких оврагов, староречий, озер, болот глубиной более 4 м или меньшей глубины, где выторфовывание болот не предусматривается; других случаев, отмеченных в разделе 7 СП 34.13330.2021, когда необходимы индивидуальные проекты земляного полотна.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

6.4.3 Конструкцию земляного полотна следует принимать в зависимости от назначения дороги, типа дорожной одежды, местных природных условий, с учетом деления территории на дорожно-климатические зоны, типа местности по характеру поверхностного стока и степени увлажнения и классификации грунтов по группам (приложения А и Б), а также необходимо учитывать опыт эксплуатации дорог, построенных в данном районе.

6.4.4 Геометрическая форма земляного полотна должна позволять в максимальной степени механизировать работы по его строительству и последующей эксплуатации.

При проектировании земляного полотна следует рассматривать варианты сооружения его из местных или привозных грунтов, причем предпочтение следует отдавать тем из них, в которых суммарная стоимость земляного полотна, водоотвода, дорожной одежды и потерь, связанных с изъятием земель под сооружение из хозяйственного оборота, окажется наименьшей.

6.4.5 В открытой местности земляное полотно необходимо проектировать исходя из условия наименьшей заносимости его снегом, что обеспечивается одним из следующих мероприятий или их комплексом:

- расположение дороги в плане по возможности вдоль господствующих ветров;

- сокращение протяжения выемок и нулевых мест в открытой местности и проектирование возвышения бровки земляного полотна над поверхностью расчетного уровня снегового покрова на 0,5 м, назначение ширины полосы отвода, достаточной для установки снегозащитных переносных щитов, или посадка зеленых насаждений;

- рекомендуется сохранение с обеих сторон дороги невырубленной полосы леса шириной 60 м в залесенной местности.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

6.4.6 Для местности типа I земляное полотно лесных автомобильных дорог допускается отсыпать небольшими насыпями так, чтобы расстояние от низа дорожной одежды до поверхности земли, а также над расчетным уровнем воды в кюветах или от дна безрасчетных кюветов было не менее 0,2 м.

6.4.7 На участках местности с необеспеченным стоком и глубоким залеганием грунтовых вод (6.4.8), где поверхностные воды застаиваются только весной и осенью, а летом верхний слой грунта с ненарушенной структурой просыхает до оптимальной влажности и ниже, высоту бровки земляного полотна насыпей и значения их прочностных характеристик принимают такие же, как для типа местности I (см. 6.4.6), при условии, что расстояния от бровки земляного полотна до уреза воды будут больше значений, указанных в таблице 6.10. При несоблюдении этих условий земляное полотно проектируют в соответствии с требованиями 6.4.8, ГОСТ 33068.


Таблица 6.10

Грунты верхней толщи грунта с ненарушенной структурой

Число пластичности

Безопасное расстояние от бровки земляного полотна до уреза воды, м

Супесь

1

11,0

3

7,0

5

5,0

7

4,0

Легкий и легкий пылеватый суглинок

8

3,0

10

2,5

12

2,0

Тяжелый и тяжелый пылеватый суглинок

14

1,5

17

1,0

Глина

Более 17

Менее 1,0

Примечания

1 Признаком просыхания верхней толщи грунтов с ненарушенной структурой в летний период является отсутствие поверхностного заболачивания.

2 При наличии признаков поверхностного заболачивания участка удовлетворительные показатели влажности верхней толщи грунтов с нарушенной структурой в летний период, позволяющие проектировать земляное полотно в соответствии с требованиями 6.4.6, следует подтверждать лабораторными анализами отобранных в натуре образцов.


(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).