Действующий

О государственных гарантиях Российской Федерации по кредитам или облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития (с изменениями на 17 апреля 2024 года)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2017-2024 годах государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации по кредитам или облигационным займам, привлекаемым российскими юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в валюте Российской Федерации на срок от 3 до 7 лет на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на решение неотложных задач по обеспечению устойчивости экономического развития (далее соответственно - гарантии, кредиты, облигационные займы), а также порядок и условия исполнения обязательств по гарантиям.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 октября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2018 года N 1217; в редакции, введенной в действие с 17 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2019 года N 391; в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2020 года N 592; в редакции, веденной в действие со 2 июня 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 года N 838; в редакции, введенной в действие с 16 апреля 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2022 года N 613; в редакции, введенной в действие с 10 мая 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2023 года N 635; в редакции, введенной в действие с 26 апреля 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2024 года N 490. - См. предыдущую редакцию)

2. Гарантии предоставляются в обеспечение исполнения обязательств следующих российских юридических лиц, отобранных в порядке, установленном пунктами 7-9 настоящих Правил (далее - принципалы):

а) стратегические организации оборонно-промышленного комплекса, включенные в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 года N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ", и (или) в перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года N 1226-р, при условии включения указанных организаций в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 года N 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса" и при условии если эти организации являются исполнителями государственного оборонного заказа;

б) иные организации, не указанные в подпункте "а" настоящего пункта.

3. Гарантии предоставляются по кредитам (за исключением кредитов в рамках возобновляемых кредитных линий) или облигационным займам, привлекаемым принципалами в валюте Российской Федерации на цели осуществления своей основной производственной деятельности и (или) капитальные вложения, а также на цели погашения кредитов (в части обязательств по возврату суммы кредита (погашению основного долга) и (или) облигационных займов (в части обязательств по выплате номинальной стоимости облигаций), привлеченных принципалами ранее (за исключением кредитов (облигационных займов), обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации) на осуществление своей основной производственной деятельности и (или) капитальные вложения.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 17 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2019 года N 391. - См. предыдущую редакцию)

Гарантии не предоставляются по кредитам и облигационным займам, привлекаемым на цели рефинансирования ранее рефинансированных кредитов.

4. Гарантия предоставляется при соблюдении следующих условий:

а) отсутствие у принципала по состоянию на 1-е число месяца, в котором предоставляется гарантия, либо погашение имевшейся на указанную дату просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией и по обязательствам, обеспеченным ранее предоставленными государственными гарантиями Российской Федерации, а также неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2020 года N 592; в редакции, введенной в действие с 26 апреля 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2024 года N 490. - См. предыдущую редакцию)

б) принятие обязательств по сокращению размеров вознаграждений (премий, бонусов и иных стимулирующих выплат) руководящему составу принципала и управляющей организации, которой переданы полномочия единоличного исполнительного органа принципала (членам совета директоров (наблюдательного совета), членам коллегиального исполнительного органа, единоличному исполнительному органу и его заместителям, главному бухгалтеру (иному должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета), руководителям самостоятельных структурных подразделений принципала и управляющей организации), индивидуальному предпринимателю (управляющему), которому переданы полномочия единоличного исполнительного органа принципала (далее - руководящий состав принципала), на период оказания государственной гарантийной поддержки в соответствии с настоящими Правилами;

в) удовлетворительное финансовое состояние принципала;

г) соответствие принципала и кредитора (если видом заимствования является кредит) требованиям, установленным абзацем первым пункта 16 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 27 апреля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2020 года N 592. - См. предыдущую редакцию)

д) предоставление в пользу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации соответствующего требованиям, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, гражданским законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами, обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессных требований Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации к принципалу, возникающих в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии (далее соответственно - регрессные требования Российской Федерации, обеспечение регрессных требований Российской Федерации).

(Подпункт в редакции, веденной в действие со 2 июня 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2021 года N 838. - См. предыдущую редакцию)

5. Гарантия не предоставляется в обеспечение исполнения обязательств принципала, который находится в процессе реорганизации или ликвидации либо в отношении которого возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) или принято решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти о предстоящем исключении принципала из Единого государственного реестра юридических лиц.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 26 апреля 2024 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2024 года N 490. - См. предыдущую редакцию)

6. Гарантия предоставляется без взимания вознаграждения гаранта.

7. Отбор принципалов для оказания в соответствии с настоящими Правилами государственной гарантийной поддержки осуществляет:

а) при отборе принципалов, указанных в подпункте "а" пункта 2 настоящих Правил, - межведомственная комиссия, создаваемая при Министерстве финансов Российской Федерации, а при отборе принципалов, указанных в подпункте "б" пункта 2 настоящих Правил, - межведомственная комиссия, создаваемая при Министерстве экономического развития Российской Федерации (далее - межведомственные комиссии), - в случае если общий объем указанной гарантийной поддержки в отношении одного принципала составляет до 5 млрд. рублей включительно. Порядок проведения межведомственными комиссиями отбора принципалов, а также перечень документов, представляемых принципалами в межведомственную комиссию для участия в отборе, устанавливаются соответствующей межведомственной комиссией;

б) подкомиссия по повышению устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей экономики Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций, образованная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2022 г. N 288 "О преобразовании Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правительственная подкомиссия), по представлению соответствующей межведомственной комиссии, - в случае если общий объем указанной гарантийной поддержки в отношении одного принципала составляет более 5 млрд. рублей.

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 22 мая 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2020 года N 712; в редакции, введенной в действие с 16 апреля 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2022 года N 613. - См. предыдущую редакцию)

8. При принятии решений об отборе принципалов Правительственная подкомиссия и межведомственные комиссии определяют федеральный орган исполнительной власти (по согласованию с ним), на который возлагается обязанность осуществлять функции, установленные пунктом 38 настоящих Правил (далее - уполномоченный орган).

(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 апреля 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2022 года N 613. - См. предыдущую редакцию)

9. Решения об отборе принципалов принимаются при условии:

а) обеспечения принципалами прозрачности своей финансовой и хозяйственной деятельности и структуры собственности;

б) выполнения принципалами обязательств работодателя при увольнении работников, а также сохранения рабочих мест для инвалидов и других социально уязвимых категорий работников;