Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 13 мая 2021 года N 267

Об утверждении методических рекомендаций и показателей по вопросам адаптации к изменениям климата



В целях реализации пунктов 6, 8 и 9 приложения к национальному плану мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 3183-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 1, ст.115):

1. Утвердить прилагаемые:

а) Методические рекомендации по оценке климатических рисков;

б) Методические рекомендации по ранжированию адаптационных мероприятий по степени их приоритетности;

в) Методические рекомендации по формированию отраслевых, региональных и корпоративных планов адаптации к изменениям климата;

г) Показатели достижения целей адаптации к изменениям климата.

2. Департаменту конкуренции, энергоэффективности и экологии (П.М.Бобылев) организовать мониторинг правоприменительной практики использования настоящего приказа.

Министр
М.Г.Решетников



УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минэкономразвития России
от 13 мая 2021 года N 267



Методические рекомендации по оценке климатических рисков

1. Общие положения

     

1.1. Методические рекомендации по оценке климатических рисков (далее - Рекомендации) подготовлены в рамках реализации пункта 8 приложения к национальному плану мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 3183-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 1, ст.115) (далее - Национальный план).

1.2. Рекомендации предназначены для неограниченного круга лиц при оценке климатических рисков для территорий (включая природные объекты) и населения, хозяйственной и иной деятельности (в том числе для инфраструктуры), а также для отраслей экономики, включая предполагаемые затраты на ликвидацию последствий изменений климата или предотвращение их воздействия (использования выгод от них).

1.3. Рекомендации содержат единый подход к организации и проведению оценки климатических рисков и основываются на следующих принципах:

стадийность и последовательность процесса оценки климатических рисков, подразумевающие регулярную актуализацию используемых методических подходов и их дополнение новыми;

дифференцированный подход, учитывающий природно-климатическую, социально-экономическую и технологическую специфику климатических рисков различных секторов (сфер) экономики и регионов;

комплексность оценки климатических рисков, предполагающей учет превентивной (упреждающей) и посткризисной адаптации, а также адаптации к прямым (реальным и ожидаемым) и косвенным последствиям изменений климата для населения, окружающей среды, инфраструктуры и экономики;

гармонизация и интеграция оценки климатических рисков на территориальном и отраслевом уровнях;

мониторинг и прогнозирование уровня климатических рисков в региональном и отраслевом разрезах.

2. Термины и определения

     

2.1. Климатическая система - система, в состав которой включаются взаимодействующие между собой атмосфера, гидросфера, криосфера, литосфера и биосфера.

2.2. Климатический фактор (фактор климата) - параметр климатической системы, меняющийся под воздействием внутренней динамики климатической системы и (или) в силу воздействий на эту систему внешних факторов (колебания солнечной радиации, изменение химического состава атмосферы, изменение радиационных свойств поверхности и т.д.).

2.3. Уязвимость - склонность или предрасположенность к неблагоприятному воздействию, включая чувствительность или восприимчивость к ущербу и ограниченную способность адаптироваться.

2.4. Объект воздействия - компонент антропогенной или природной системы, функционирование которого зависит от фактора (факторов) климата.

2.5. Климатический (климатообусловленный) риск - совместная характеристика вероятности опасных проявлений климатического фактора и его воздействия (в виде вреда или ущерба) на объект этого воздействия, которая выражается в величине ущерба (в натуральном и (или) стоимостном выражении), характерного для повторяемости заданных значений опасного климатического фактора.

2.6. Подверженность - степень влияния на объект воздействия опасного для этого объекта климатического фактора.

2.7. Пороговое (критическое) значение - значение интенсивности и (или) продолжительности воздействия климатических факторов и их сочетание, превышение которого приведет к потере работоспособности либо ликвидации объекта воздействия, которое определяется с учетом специфики осуществляемой деятельности и надежности используемых сооружений и оборудования.

2.8. Субъект адаптации - федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или организация, которые принимают меры по адаптации к изменениям климата в отношении объектов воздействия, находящихся в их ведении (собственности).

3. Общие подходы оценки климатических рисков

     

3.1. Оценка климатических рисков предполагает выявление опасных климатических факторов для объекта воздействия, его подверженности этим факторам и уязвимости к ним. Данная оценка включает ретроспективную оценку риска (на основе данных за истекший временной период превышающий 10 лет) и его прогноз (на основе наблюдаемых и прогнозируемых тенденций изменения климата на срок функционирования объекта воздействия). Для выявления и оценки погодно-климатических рисков рекомендуется использовать методы, опубликованные в докладах Росгидромета.

________________

Временной период для климатических данных, рекомендованный Всемирной метеорологической организацией, составляет 30 лет.

Для выявления подверженности объекта воздействиям климатических факторов рекомендуется устанавливать территории, где может происходить контакт объекта воздействия с опасным уровнем климатических факторов, и давать оценку возможной продолжительности этого контакта.

В определение уязвимости рекомендуется включать установление чувствительности (работоспособности) объекта воздействия при наличии климатического фактора различной интенсивности и продолжительности, и анализ способности объекта воздействия реагировать (адаптироваться) в отношении этого фактора.

Примеры климатических факторов и их связи с климатическими рисками и уязвимостью приведены в приложении N 1* к Рекомендациям.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

3.2. При оценке чувствительности (работоспособности) объекта воздействия рекомендуется применять пороговые (критические) значения характеристик климатического воздействия (интенсивности и продолжительности), превышение которых с высокой степенью вероятности (более 90%) приведет к потере работоспособности (прекращению нормального функционирования) либо ликвидации объекта воздействия.

________________

Могут быть использованы и критерии вероятности, например, практически вероятно (вероятность 99-100%), крайне вероятно (95-100%), весьма вероятно (90-100%), вероятно (66-100%), скорее вероятно, чем нет (50-100%), почти так же вероятно, как и нет (33-66%), невероятно (0-33%), весьма невероятно (0-10%), полностью исключено (0-1%).

Для определения пороговых (критических) значений рекомендуется использовать как возможные значения интенсивности климатических факторов или их сочетаний, так и продолжительность их воздействия.

Примеры таблиц для определения пороговых значений чувствительности (работоспособности) объекта воздействия при наличии фактора (факторов) климата различной интенсивности и продолжительности приведены в приложении N 2* к Рекомендациям.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

4. Оценка климатических рисков территорий

     

4.1. Климатические риски территорий рекомендуется оценивать по следующим источникам риска:

а) атмосфера: очень сильный ветер (в том числе ураган, шквал, смерч), засуха, заморозки, аномальная жара (холод), крупный град, аномальные атмосферные осадки, грозы, чрезвычайно высокая пожарная опасность и другие;

б) гидросфера: наводнение (вследствие половодья, паводка, затора, зажора, сильного ливня), русловые деформации, повышение уровня Мирового океана и другие;

в) криосфера и литосфера: лавины, оползни, сели (включая гляциальные), абразия, переработка берегов (рек, водохранилищ, озер), эрозия плоскостная и овражная, водоснежные потоки, деградация многолетней мерзлоты, термоабразия, термоэрозия овражная, термокарст, пучение, солифлюкция, наледеобразование, карст, суффозия, просадочность лессовых пород, подтопление территории и другие.

4.2. Каждый источник риска рекомендуется характеризовать показателями интенсивности, распространенности и продолжительности воздействия, которые позволяют идентифицировать уровень его опасности по следующим категориям: чрезвычайно опасный (катастрофический), весьма опасный, опасный и умеренно опасный.

Рекомендуемые градации источников климатических рисков по интенсивности, распространенности, продолжительности и уровню опасности приведены в приложении N 3* к Рекомендациям.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

4.3. При оценке климатических рисков территорий рекомендуется учитывать возможный ущерб, который включает экономический ущерб и неэкономические потери.

Возможный экономический ущерб (полный экономический ущерб) от воздействия климатических рисков рекомендуется оценивать в денежном и ином количественном выражении и включать:

________________

Расчет экономического ущерба ведется в соответствии с Единой межведомственной методикой оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификации и учета чрезвычайных ситуаций, утвержденной МЧС России 1 декабря 2004 года.

а) прямой экономический ущерб (ущерб объектам жилищно-коммунального хозяйства, объектам социальной инфраструктуры, объектам здравоохранения, объектам торговли и снабжения, объектам образования и культуры, объектам транспортной инфраструктуры и т.д.);

б) косвенный экономический ущерб (ущерб, связанный со снижением выпуска продукции и прекращением оказания услуг, досрочным выбытием фонда и мощностей, остановкой производства и иной деятельности).

В неэкономические потери рекомендуется включать ущерб здоровью, жизни и благосостоянию населения, воздействие на экосистемные услуги и биоразнообразие. Данная категория ущерба не всегда поддается количественной оценке и рассматривается самостоятельно.

При наличии достаточных данных возможный ущерб может быть смоделирован на основе цепочки взаимосвязанных событий (например, в результате сильных и продолжительных осадков происходит прорыв ледникового озера и сход селевого потока, который, в свою очередь, становится причиной сильного паводка и изменения русла водотока).

4.4. Для ретроспективной оценки климатических рисков территорий (федеральный округ, субъект Российской Федерации, муниципалитет) рекомендуется провести обобщение и сопоставление имеющейся информации о проявлениях на этой территории опасных природных процессов и их интенсивности с учетом приложения N 3 к Рекомендациям. Целесообразно указывать также затраты бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, связанные с ликвидацией последствий различных проявлений климатических рисков, а также имеющиеся сведения о зафиксированном и возможном ущербе (при наличии).

Для прогноза дальнейшей динамики характерных климатических рисков и включения в число рисков новых угроз в результате прогнозируемых изменений климата рекомендуется использовать результаты научных исследований, в том числе публикации Климатического центра Росгидрометра, имеющие региональную детализацию (официальный сайт - https://cc.voeikovmgo.ru).

Прогноз климатических рисков с использованием российских и зарубежных гидродинамических моделей, и их ансамблей рекомендуется осуществлять с привлечением специалистов, имеющих компетенции и опыт работы в области климатического моделирования.

Результаты проведенной оценки рекомендуется формализовать в виде таблицы (рекомендуемая форма для представления результатов оценки климатических рисков территорий приведена в приложении N 4* к Рекомендациям). При отсутствии информации о фактических проявлениях опасных природных процессов рекомендуется использовать экспертные оценки либо обозначать отсутствие данных.

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.

Оценка ущерба и затраты бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на ликвидацию последствий климатического риска, приведенные в разделе 3.1 приложения N 4 к Рекомендациям, рекомендуется оценивать по следующим категориям:

а) зафиксированный экономический ущерб (полный экономический ущерб) за отчетный год, в том числе:

- прямой экономический ущерб (млн рублей, количество объектов), в том числе:

ущерб объектам жилищно-коммунального хозяйства (млн рублей, количество объектов), включая (при наличии):

ущерб жилому фонду (млн рублей, тыс.кв.м);

ущерб фонду нежилых помещений (млн рублей, кв.м);

ущерб объектам водоснабжения (млн рублей, км);

ущерб объектам теплоснабжения (млн рублей, км);

ущерб объектам газоснабжения (млн рублей, км);

ущерб объектам электроснабжения (млн рублей, км);

ущерб объектам канализации (млн рублей, км);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»