Контрольные соотношения | Законодательно установленное ограничение |
Отношение объема государственного долга Санкт-Петербурга к доходам бюджета Санкт-Петербурга (без учета безвозмездных поступлений из федерального бюджета) | не более 50% |
Отношение расходов бюджета Санкт-Петербурга на обслуживание государственного долга Санкт-Петербурга к расходам бюджета Санкт-Петербурга (без учета расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета) | не более 15% |
Отношение дефицита бюджета Санкт-Петербурга к доходам бюджета Санкт-Петербурга (без учета безвозмездных поступлений из федерального бюджета) | не более 15% |
Отношение условно утвержденных расходов бюджета Санкт-Петербурга к расходам бюджета Санкт-Петербурга (без учета расходов, осуществляемых за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета) | не менее 5% |
4. Основные параметры бюджетного прогноза
Прогноз основных характеристик бюджета Санкт-Петербурга на долгосрочный период представлен в приложении к бюджетному прогнозу.
Наибольшая доля доходов бюджета Санкт-Петербурга (около 47% от общего объема собственных доходов бюджета Санкт-Петербурга) приходится на налог на доходы физических лиц, объем которого имеет положительную динамику, сохраняя в долгосрочной перспективе ежегодный темп роста не ниже 106,5% и абсолютный прирост от 41 млрд.руб. в 2020 году до 61,7 млрд.руб. в 2028 году.
Вторым по значимости доходным источником (около 25% от общего объема собственных доходов бюджета Санкт-Петербурга) является налог на прибыль организаций, темпы роста которого в бюджетном прогнозе учтены на уровне от 107,7%) до 108,2%), абсолютный прирост - от 14 млрд.руб. до 22 млрд.руб. в 2020 и 2028 годах соответственно.
Расходы бюджета Санкт-Петербурга по отношению к ВРП имеют тенденцию к сокращению, достигая на конец прогнозного периода 12,5% против 15,9% в 2020 году (-3,4%).
В целях решения задачи сбалансированности бюджета Санкт-Петербурга в бюджетном прогнозе планируется умеренный рост расходов капитального характера. При этом удельный вес расходов Адресной инвестиционной программы Санкт-Петербурга в общем объеме расходов бюджета Санкт-Петербурга снизится с 15,7% в 2020 году до 14,0% в 2028 году.
Расходы развития рассчитаны в пределах прогнозируемых объемов средств бюджета Санкт-Петербурга на реализацию Адресной инвестиционной программы Санкт-Петербурга с учетом необходимости максимального обеспечения потребности населения Санкт-Петербурга в объектах социальной инфраструктуры.
В связи с дефицитом мест в дошкольных образовательных учреждениях и учреждениях общего образования Санкт-Петербурга значительный рост расходов (147,8% в 2020 году по сравнению с 2017 годом) предусмотрен на реализацию государственной программы Санкт-Петербурга "Развитие образования в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 N 453. Удельный вес расходов, приходящийся на отрасль "Образование", в общем объеме расходов бюджета Санкт-Петербурга увеличивается с 23% в 2017 году до 31,6% в 2028 году.
Второе место по объему расходов занимает государственная программа Санкт-Петербурга "Развитие здравоохранения в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 553, удельный вес расходов на реализацию которой в долгосрочном периоде сохраняется на уровне около 18%.
Приоритетное финансирование отраслей "Образование" и "Здравоохранение" приводит к вынужденному сокращению расходов на государственную программу Санкт-Петербурга "Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга" на 2015-2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 N 552. Удельный вес расходов на ее реализацию сократится с 21,9% в 2017 году до 17,8% в 2020 году. При этом финансирование строительства объектов метрополитена предусмотрено без сокращения в соответствии с долгосрочными планами развития метрополитена.
Структура расходов бюджета Санкт-Петербурга в программном и отраслевом разрезах приведена в приложении к бюджетному прогнозу.
Максимальный размер государственного долга Санкт-Петербурга по бюджетному прогнозу достигается в 2024 году и составляет 364,9 млрд.руб. или 45,2% к собственным доходам бюджета Санкт-Петербурга. К 2028 году планируется снижение государственного долга Санкт-Петербурга до 220,8 млрд.руб. или 29,2% к собственным доходам бюджета Санкт-Петербурга.
Наибольшее значение по объему расходов на обслуживание государственного долга Санкт-Петербурга достигается в 2023 году - 2,7% от расходов бюджета Санкт-Петербурга без учета безвозмездных поступлений из федерального бюджета при максимальном ограничении в 15%.
Уровень дефицита бюджета Санкт-Петербурга согласно бюджетному прогнозу имеет тенденцию к снижению в период до 2024 года с 9,3% до 1,7% к доходам бюджета Санкт-Петербурга. Начиная с 2025 года бюджетный прогноз сформирован с профицитом, который в полном объеме направляется на погашение долговых обязательств.
5. Основные риски, влияющие на сбалансированность бюджета Санкт-Петербурга, и способы их минимизации
Основными рисками реализации бюджетного прогноза, влияющими на сбалансированность бюджета Санкт-Петербурга, являются:
ухудшение экономической конъюнктуры, снижение темпов социально-экономического развития Российской Федерации и Санкт-Петербурга;
сокращение доходной базы бюджета Санкт-Петербурга, в том числе в результате управленческих решений, принятых на федеральном уровне;
резкое увеличение расходов бюджета Санкт-Петербурга, в том числе в результате передачи Санкт-Петербургу новых расходных обязательств;
ухудшение условий для рыночных заимствований.
Минимизацию бюджетных рисков планируется осуществлять за счет:
принятия эффективных мер, направленных на развитие экономического потенциала Санкт-Петербурга, и роста бюджетной обеспеченности;
ограничения темпов роста расходных обязательств на основе оценки эффективности бюджетных расходов;
повышения качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств Санкт-Петербурга;