5.1 Применение на участках автомобильных дорогах* дорожного ограждения различного типа позволяет снизить тяжесть последствий ДТП при опрокидывании и столкновении, а также влияет на снижение числа и тяжести ДТП при наезде на пешехода, велосипедиста и на диких животных.
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.
5.2 Требования по применению дорожных ограждений определяются рядом действующих нормативно-технических документов, в том числе: СНиП 2.05.02 "Автомобильные дороги" [1], ГОСТ Р 52289 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", ГОСТ Р 52607 "Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования", ГОСТ Р 52606 "Технические средства организации дорожного движения. Классификация дорожных ограждений", Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог, ОДМ 218.6.004-2011 "Методические рекомендации по устройству тросовых дорожных ограждений для обеспечения безопасности на автомобильных дорогах".
5.3 Необходимость оборудования участков автомобильных дорог находящихся в эксплуатации устанавливается на основе: анализа аварийности, оценки тяжести последствий ДТП, наличия участков концентрации ДТП.
5.4 Дорожные ограждения по своему назначению в соответствии с ГОСТ Р 52606 подразделяются на два основных класса - удерживающие (предназначен в основном для обеспечения безопасности водителей и пассажиров автомобилей) и ограничивающие (для пешеходов и животных).
Применяются также комбинированные дорожные ограждения, сочетающие в себе два указанных класса.
По принципу работы дорожные удерживающие ограждения подразделяют на типы: боковые ограждения для автомобилей (барьерные, бордюрные, парапетные, тросовые); фронтальные ограждения для автомобилей (телескопические, упругопластические, наливные); удерживающие ограждения для пешеходов (перила).
По принципу работы дорожные ограничивающие ограждения подразделяют на типы: ограничивающие ограждения для пешеходов (направляющие, защитные, предупреждающие) и ограничивающие ограждения для животных.
На рисунке 1 представлена классификационная схема существующих дорожных ограждений.
5.5 Дорожные ограждения для автомобилей, устанавливаемые на автомобильных дорогах:
- удерживают транспортное средство от съезда с дороги, мостового сооружения, наезда на препятствие, выезда на полосу встречного движения;
- плавно изменяют траекторию движения транспортного средства после наезда на ограждение, что могло бы исключить резкое перестроение других транспортных средств и не создать препятствий на пути их движения;
- обеспечивают минимальное замедление транспортного средства, наехавшего на ограждение;
- не допускают опрокидывания транспортного средства;
- поглощают энергию удара при сохранении целостности конструкции ограждения.
Дорожные ограждения для автомобилей предназначены для снижения тяжести последствий от ДТП путём предотвращения съезда транспортного средства за пределы земляного полотна и мостового сооружения или столкновения со встречными транспортными средствами.
Рисунок 1 - Классификационная схема существующих дорожных ограждений
Дорожные ограждения предотвращают переезд транспортных средств через разделительную полосу, наезд на массивные препятствия, расположенные на обочине и в полосе отвода.
5.6 Удерживающие и направляющие пешеходные ограждения рекомендуется применять для предотвращения выхода пешеходов на проезжую часть автомобильных дорог при отсутствии разделительных полос между тротуаром и проезжей частью.
5.7 Наличие удерживающих и направляющих пешеходные ограждения кроме обеспечения безопасности дорожного движения, способствует повышению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог: повышению скорости движения транспортных средств и их пропускной способности.
5.8 Ограничивающие ограждения для животных устраивают в целях предотвращения их внезапного появления на участках автомобильных дорог, проходящих через лесные массивы, заповедники, что приводит к возникновению различных аварийных ситуаций и ДТП. Особенно тяжелые ДТП возникают при наезде на крупных лесных животных: лосей, кабанов и др.