ОДМ 218.6.004-2011
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Методические рекомендации по устройству тросовых дорожных ограждений для обеспечения безопасности на автомобильных дорогах
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ) и ЗАО "НАРА".
Коллектив авторов: д-р техн. наук И.В.Демьянушко, инж. А.Г.Общев.
2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования, Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.
3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 31.10.2012 N 828-р.
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) содержит рекомендации по устройству, приемке в эксплуатацию, обследованию и содержанию дорожных тросовых ограждений.
1.2 Положение настоящего методического документа распространяется на дорожные тросовые ограждения, предназначенные для использования в условиях эксплуатации на автомобильных дорогах.
В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ 380-2005 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки
ГОСТ 1050-88 Прокат сортовой, калиброванный, со специальной отделкой поверхности из углеродистой качественной конструкционной стали. Общие технические условия
ГОСТ 2590-2006 Прокат сортовой горячекатаный круглый. Сортамент
ГОСТ 5915-70 Гайки шестигранные класса точности В. Конструкция и размеры
ГОСТ 7338-90 Пластины резиновые и резинотканевые. Технические условия
ГОСТ 7798-70 Болты с шестигранной головкой класса точности В. Конструкция и размеры
ГОСТ 8645-68 Трубы стальные прямоугольные. Сортамент
ГОСТ 8734-75 Трубы стальные бесшовные холоднодеформированные. Сортамент
ГОСТ 10060.0-95 Бетоны. Методы контроля морозостойкости. Общие требования
ГОСТ 10589-87 Полиамид 610 литьевой. Технические условия
ГОСТ 11371-78 Шайбы. Технические условия
ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация
ГОСТ 12.4.068-79 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты дерматологические. Классификация и общие требования
ГОСТ 14637-89 Прокат толстолистовой из углеродистой стали обыкновенного качества. Технические условия
ГОСТ 19903-74 Прокат листовой горячекатаный. Сортамент
ГОСТ 19904-90 Прокат листовой холоднокатаный. Сортамент
ГОСТ 25347-82 Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Поля допусков и рекомендуемые посадки
ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств
ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог
ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования
ГОСТ Р 52721-2007 Технические средства организации дорожного движения. Методы испытаний дорожных ограждений
В настоящем методическом документе применены следующие термины и сокращения с соответствующими определениями:
3.1 ОКС: Общероссийский классификатор стандартов.
3.2 высота ограждения: Расстояния в вертикальной плоскости от наиболее высокой точки ограждения до уровня обочины на дороге, покрытия на мостовом сооружении или разделительной полосы, измеренные у края ограждения со стороны проезжей части.
3.3 динамический прогиб ограждения: Наибольшее горизонтальное смещение продольной оси тросового ограждения в поперечном направлении относительно оси недеформированного ограждения при наезде автомобиля на ограждение.
3.4 натурное испытание: Испытание конструкции ограждения, установленного на испытательной площадке с имитацией его расположения в реальных дорожных условиях, при котором силовое воздействие на ограждение осуществляется реальным автомобилем, разгоняемым для удара в ограждение с установленной энергией взаимодействия.
3.5 ограждения дорожные: Устройства, предназначенные для предотвращения съезда транспортного средства с полотна дороги или мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине, в полосе отвода дороги и на разделительной полосе (удерживающие ограждения для автомобилей).
3.6 рабочая ширина ограждения: Ширина участка, занимаемая элементами ограждения и транспортного средства при ударе.
3.7 стойка: Вертикальный элемент ограждения, служащий для поддержания тросов и формирования линии ограждения и закрепленный в земляном полотне, на плите проезжей части мостового сооружения или на переходной плите.
3.8 угол наезда на ограждение: Угол между проекциями на плоскость дороги продольных осей транспортного средства и недеформированного ограждения в начале контакта транспортного средства с ограждением.
3.9 удерживающая способность ограждения: Способность ограждения удерживать транспортные средства на дороге и мостовом сооружении, предотвращая их опрокидывание, переезд через ограждение и существенный отскок.
3.10 уровни удерживающей способности: Диапазоны значений кинетической энергии, по которым выбирают конструкции ограждений для применения в тех или иных дорожных условиях.
3.11 участок ограждения рабочий: Основная часть ограждения, предназначенная для восприятия ударных нагрузок и передачи усилий на начальный и конечный участки.
3.12 участок ограждения начальный (конечный): Дополнительная часть ограждения, расположенная перед рабочим участком ограждения и после него (по ходу движения автомобиля) на земляном полотне дороги и предназначенная для восприятия продольного усилия при наезде автомобиля на рабочий участок ограждения.
4.1 Настоящий методический документ рекомендуется использовать при устройстве, приемке в эксплуатацию, восстановлении и содержании дорожных тросовых ограждений.
4.2 Разрешается применять в дорожных тросовых ограждениях следующие элементы, изготовленные только в заводских условиях по проектам, утвержденным в установленном порядке, и принятые контролирующей организацией, уполномоченной в соответствии с нормативно-законодательными актами Российской Федерации в области строительства.
Одностороннее ограждение - боковое. Удерживает автомобиль от выезда с проезжей части или на полосу встречного движения. Удар автомобиля об ограждение может быть с одной стороны. Устанавливается по боковым сторонам дороги или в некоторых случаях на разделительной полосе при двойном ограждении для удержания автомобилей на каждой стороне движения.
Двустороннее ограждение - медианное. Удерживает автомобиль от выезда на полосу встречного движения, удар которого об ограждение может быть с двух сторон. Устанавливается по оси разделительной полосы или со смещением.
4.3 При изготовлении элементов дорожного тросового ограждения рекомендуется руководствоваться требованиями ГОСТ Р 52607-2006. Элементы тросовых ограждений с приведенными размерами, использующиеся в качестве примера в разделах 5, 6 и 10, а также приведенные в приложении А, разработаны МАДИ, изготовлены в качестве опытной партии на предприятии-производителе и удовлетворяют требованиям подраздела 4.7.
4.4 При разработке проектов на установку ограждений рекомендуется места их размещения назначать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52398-2005 и ГОСТ Р 52399-2005, а шаг стоек выбирать в зависимости от динамического прогиба и уровня удерживающей способности по ГОСТ Р 52607-2006 на основании расчета.
На автомобильных дорогах, улицах и мостовых сооружениях применяют ограждения различной удерживающей способности, которая соответствует одному из десяти уровней, приведенных в ГОСТ Р 52607-2006.
Необходимо соблюдать параметры проекта и спецификацию для определения требуемого расстояния между стойками при монтаже. Изменение расстояния между стойками возможно в случае сложности их монтажа (наличие коммунальных сетей, водопроводных труб и др.) и должно быть согласовано с проектировщиком и изготовителем.
Значения удерживающей способности ограждений рассчитываются для конкретной конструкции, определяются расчетом и подтверждаются натурными испытаниями. Высота тросового ограждения в зависимости от уровня удерживающей способности варьируется от 0,75 (У1-У3) до 1,5 м (У6-У10). Для повышения удерживающей способности ограждения рекомендуется увеличивать число тросов, а также применять перевивку тросов относительно стоек.
4.5 Тросовые ограждения устанавливаются в опасных местах дорог на основании анализа, который должен включать рассмотрение объемов транспортных потоков, состав потока по классам автомобилей, историю пересечений разделительной полосы и съездов с обочин, количество инцидентов, соотношения высот и длин ограждений и конфигурацию разделительной полосы или обочины с параметрами откоса [1].
В таблице 1 указаны требования по удерживающей способности ограждений в зависимости от категорий автомобильных дорог.
Наименьший радиус поворота автомобильной дороги, при котором обеспечивается ровное положение тросового ограждения в плане и необходимый натяг тросов, не должен быть менее 60 м. Рекомендуемое расстояние от кромки проезжей части до линии ограждения - не менее 1 м; от бровки земляного полотна или сплошной линии разметки (при установке по центру дороги) - от 0,5 м.
Таблица 1 - Требования по уровням удерживающей способности тросовых ограждений на автомобильных дорогах
Участок автомобильной дороги | Категория автомобильной дороги и число полос движения в обоих направлениях | |||||
I | II | III | IV | V | ||
Шесть полос и более | Четыре полосы | Две-четыре полосы | Две полосы | Одна полоса | ||
Уровни удерживающей способности | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Обочины прямолинейных участков дорог и с кривыми в плане радиусом более 600 м. Обочины с внутренней стороны кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке протяженностью 100 м | У4-У5 | УЗ-У4 | УЗ-У4 | У2-УЗ | У1-У2 | |
Обочины с внешней стороны кривой в плане радиусом менее 600 м на спуске и после него на участке протяженностью 100 м | У5-У6 | У4-У5 | УЗ-У4 | У2-У4 | У1-УЗ | |
Обочины на вогнутой кривой в продольном профиле, сопрягающей участки с абсолютным значением алгебраической разности встречных уклонов не менее 50% | У5-У6 | У4-У5 | УЗ-У4 | У2-УЗ | У1-У2 | |
Разделительная полоса | У5-У6 | У4-У5 | - | - | - |
Примечание - Категория автомобильной дороги соответствует ГОСТ Р 52398-2005.
4.6 Установку ограждения выполняют по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке, после окончания работ по планировке и укреплению обочин, откосов земляного полотна или разделительной полосы.
4.7 При разработке новых конструкций ограждений необходимо [2, 3]:
- сделать расчетный анализ удерживающей способности конструкции ограждения;
- осуществить лабораторные испытания элементов ограждения (проверяются демпфирующая способность самих тросов, качество обжатия в концевых муфтах);
- провести натурные испытания (примечание к пункту 5.1);
- получить сертификат.
4.8 Фундаменты для стоек и анкерных блоков следует изготавливать из бетона класса по прочности не ниже В35 и марки по морозостойкости не ниже F200-F300 по ГОСТ 10060.0-95.
4.9 Предельные отклонения размеров элементов ограждения должны соответствовать указанным отклонениям в рабочих чертежах на эти элементы. Предельные отклонения неуказанных размеров составляют ±IT 14/2 по ГОСТ 25347-82.