Статус документа
Статус документа


ОДМ 218.6.017-2015

     
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

     

Методические рекомендации по применению дорожных ограждений различного типа на автомобильных дорогах федерального значения



ОКС 93.080.30

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения стандартов - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения".

Сведения об отраслевом дорожном методическом документе

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФГУП "РОСДОРНИИ")

2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования, Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства

3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 23.12.2015 г. N  2489-р

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

     1 Область применения


Настоящий отраслевой дорожный методический документ "Методические рекомендации по применению дорожных ограждений различного типа на автомобильных дорогах федерального значения" является документом рекомендательного характера.

Методические рекомендации предназначены для органов управления дорожным хозяйством, проектных, научных и подрядных предприятий и организаций, занятых проектированием, устройством и эксплуатацией дорожных ограждений на автомобильных дорогах федерального значения.

Настоящие методические рекомендации распространяются на проектирование, устройство новых и совершенствование дорожных ограждений.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог"

ГОСТ 6665-91 Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия

ГОСТ 26804-86 Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия

ГОСТ 31994-2013 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования

ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения

ГОСТ Р 50971-2011 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила примененияна*

_________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


ГОСТ Р 51256-2011 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог

ГОСТ Р 52606-2006 Технические средства организации дорожного движения. Классификация дорожных ограждений

ГОСТ Р 52607-2006 Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования

ГОСТ Р 52721-2007 Технические средства организации дорожного движения. Методы испытаний дорожных ограждений

ГОСТ Р 52766-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования

ГОСТ Р 52767-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Методы определения параметров

     3 Термины и определения


В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:

1 аварийность: Показатель безопасности движения в виде абсолютного числа дорожно-транспортных происшествий, числа погибших и раненых или в виде отношения количества ДТП к числу транспортных средств, численности населения или пробегу автомобилей за определенный промежуток времени.

2 высота ограждения: Расстояние в вертикальной плоскости от наиболее высокой точки ограждения до уровня обочины на дороге, покрытия на мостовом сооружении или разделительной полосе, измеренное у края ограждения со стороны проезжей части.

3 динамический прогиб ограждения (далее - прогиб): Наибольшее горизонтальное смещение продольной оси ограждения в поперечном направлении относительно оси недеформированного ограждения при наезде автомобиля на ограждение.

4 дорожно-транспортное происшествие: Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

5 дорожные ограничивающие ограждения: Устройства, предназначенные для упорядочения движения пешеходов (ограничивающее ограждение для пешеходов) и предотвращения выхода животных на проезжую часть или в полосу отвода дороги (ограничивающее ограждение для животных).

6 дорожные удерживающие ограждения: Устройства, предназначенные для предотвращения съезда транспортного средства с земляного полотна дороги и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), выезда на разделительную полосу, а также переезда через неё, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на разделительной полосе, обочине и в полосе отвода дороги (удерживание автомобиля), а также устройства, предназначенные для предотвращения падения пешеходов с мостового сооружения и земляного полотна дороги (удерживание пешехода).

7 ограждение дорожное: Устройство, предназначенное для предотвращения съезда транспортного средства с обочины и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т.п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине и в полосе отвода дороги, на разделительной полосе (удерживающее ограждение для автомобилей), падения пешеходов с мостового сооружения или насыпи (удерживающие ограждения для пешеходов), а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение).

8 ограждение пешеходное удерживающее: Ограждение для пешеходов, предназначенное для организации пешеходного движения через автомобильную дорогу, а также для предотвращения случайного падения пешеходов с мостового сооружения, высокой насыпи.

9 ограждение пешеходное ограничивающее: Ограждение, предназначенное для предотвращения перехода пешеходами автомобильных дорог в неустановленных местах.

10 рабочая ширина: Максимальное динамическое боковое смещение кузова автомобиля, находящегося в нем груза или фрагмента ограждения (в зависимости от места установки ограждения) относительно лицевой поверхности недеформированного ограждения.

11 тяжесть последствий ДТП: Комплексный показатель обеспечения уровня безопасности дорожного движения, определяется отношением количества погибших в ДТП к общему числу пострадавших в ДТП.

12 удерживающая способность ограждения: Способность ограждения удерживать транспортные средства на дороге и мостовом сооружении, предотвращая их опрокидывание или переезд через ограждение.

13 участок ограждения рабочий: Основная часть барьерных ограждений, предназначенная для принятия ударных нагрузок и передачи усилий на начальный и концевой участки.

14 участок ограждения начальный: Дополнительная часть барьерных ограждений, расположенная перед рабочим участком ограждения (по ходу движения автомобиля) на земляном полотне дороги и предназначенная для принятия продольного усилия при наезде автомобиля на рабочий участок ограждения.

15 участок ограждения концевой: Дополнительная часть барьерных ограждений, расположенная после рабочего участка ограждения (по ходу движения автомобиля) на земляном полотне дороги и предназначенная для принятия продольного усилия, действующего при наезде автомобиля на рабочий участок ограждения.

16 участок концентрации ДТП: Ограниченный по длине участок автомобильной дороги, характеризующийся устойчивым и неслучайным совершением ДТП.

17 экодуки: Наземные переходы в разных уровнях для животных.

     4 Обозначения и сокращения


В настоящем ОДМ применены следующие обозначения и сокращения:

1 ДТП: Дорожно-транспортное происшествие.

2 КД: Световозвращатель (катафот) дорожный.

3 КД-3: Световозвращатель для разделения транспортных потоков противоположных и попутных направлений движения, обозначения пешеходных переходов и искусственных неровностей.

4 КД-5: Световозвращатель для обозначения дорожных ограждений.

5 КД-6: Световозвращатель для обозначения двусторонних дорожных ограждений на разделительной полосе.

     5 Основные положения

5.1 Применение на участках автомобильных дорогах* дорожного ограждения различного типа позволяет снизить тяжесть последствий ДТП при опрокидывании и столкновении, а также влияет на снижение числа и тяжести ДТП при наезде на пешехода, велосипедиста и на диких животных.

 ________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.    

5.2 Требования по применению дорожных ограждений определяются рядом действующих нормативно-технических документов, в том числе: СНиП 2.05.02 "Автомобильные дороги" [1], ГОСТ Р 52289 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", ГОСТ Р 52607 "Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования", ГОСТ Р 52606 "Технические средства организации дорожного движения. Классификация дорожных ограждений", Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог, ОДМ 218.6.004-2011 "Методические рекомендации по устройству тросовых дорожных ограждений для обеспечения безопасности на автомобильных дорогах".

5.3 Необходимость оборудования участков автомобильных дорог находящихся в эксплуатации устанавливается на основе: анализа аварийности, оценки тяжести последствий ДТП, наличия участков концентрации ДТП.

5.4 Дорожные ограждения по своему назначению в соответствии с ГОСТ Р 52606 подразделяются на два основных класса - удерживающие (предназначен в основном для обеспечения безопасности водителей и пассажиров автомобилей) и ограничивающие (для пешеходов и животных).

Применяются также комбинированные дорожные ограждения, сочетающие в себе два указанных класса.

По принципу работы дорожные удерживающие ограждения подразделяют на типы: боковые ограждения для автомобилей (барьерные, бордюрные, парапетные, тросовые); фронтальные ограждения для автомобилей (телескопические, упругопластические, наливные); удерживающие ограждения для пешеходов (перила).

По принципу работы дорожные ограничивающие ограждения подразделяют на типы: ограничивающие ограждения для пешеходов (направляющие, защитные, предупреждающие) и ограничивающие ограждения для животных.

На рисунке 1 представлена классификационная схема существующих дорожных ограждений.

5.5 Дорожные ограждения для автомобилей, устанавливаемые на автомобильных дорогах:

- удерживают транспортное средство от съезда с дороги, мостового сооружения, наезда на препятствие, выезда на полосу встречного движения;

- плавно изменяют траекторию движения транспортного средства после наезда на ограждение, что могло бы исключить резкое перестроение других транспортных средств и не создать препятствий на пути их движения;

- обеспечивают минимальное замедление транспортного средства, наехавшего на ограждение;

- не допускают опрокидывания транспортного средства;

- поглощают энергию удара при сохранении целостности конструкции ограждения.

Дорожные ограждения для автомобилей предназначены для снижения тяжести последствий от ДТП путём предотвращения съезда транспортного средства за пределы земляного полотна и мостового сооружения или столкновения со встречными транспортными средствами.     


Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».