Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.9.015-2016 Рекомендации по организации автоматизированного мониторинга состояния искусственных сооружений автомобильных дорог в составе интеллектуальных транспортных систем

     5 Общие положения

5.1 Эксплуатация искусственных сооружений (ИССО) автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной и эксплуатационной документации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

5.2 В соответствии с ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог" мероприятия по эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений на них должны быть направлены на создание безопасных условий перевозки грузов и пассажиров по автомобильным дорогам в течение установленного срока их службы путем:

- обеспечения сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений на них при воздействии транспортных, эксплуатационных, природно-климатических, чрезвычайных и других факторов в течение их жизненного цикла;

- организации дорожного движения с использованием комплекса технических средств;

- проведения работ по поддержанию эксплуатационного состояния проезжей части, соответствующего безопасному и бесперебойному дорожному движению;

- своевременного устранения или снижения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и ограничений движения в зависимости от эксплуатационного состояния автомобильной дороги;

- своевременного информирования участников дорожного движения об изменениях в организации движения, в том числе связанных с проведением дорожных работ, сезонными ограничениями движения, стихийными бедствиями, техногенными катастрофами и авариями или другими обстоятельствами;

- обеспечения доступности информации о допустимых весовых и габаритных параметрах транспортных средств, а также возможных остаточных рисках ухудшения эксплуатационного состояния автомобильной дороги и возникновении угрозы безопасности на отдельных ее участках для потребителей транспортных услуг и третьих лиц;

- защиты участков автомобильных дорог от снежных или песчаных заносов, предупреждения образования на покрытии снежной корки и гололеда, облегчения уборки снежно-ледяных отложений и ликвидации зимней скользкости дорожных покрытий с применением противогололедных материалов;

- введения допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств для обеспечения сохранности эксплуатируемых автомобильных дорог и дорожных сооружений на них;

- введения временных ограничений движения в целях обеспечения безопасности движения при опасных природных явлениях или угрозе их возникновения, при аварийных ситуациях на дорогах, при проведении дорожных и аварийно-восстановительных работ, в случае выявления дефектов и повреждений автомобильных дорог и дорожных сооружений, создающих угрозу безопасности дорожного движения, а также в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, вызывающих снижение несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и образование дефектов дорожной одежды.

5.3 Основными задачами, решаемыми в целях поддержания требуемого состояния автомобильных дорог, являются:

- мониторинг транспортно-эксплуатационного и технического состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений на них;

- разработка и реализация комплекса мер, направленных на обеспечение соответствия транспортно-эксплуатационного и технического состояния автомобильных дорог требованиям, установленным правилами, стандартами, техническими нормами и другими нормативными документами, повышение эксплуатационной надежности искусственных сооружений, обеспечение сохранности автомобильных дорог и повышение уровня безопасности дорожного движения;

- обеспечение целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог, включая проектно-изыскательские работы;

- повышение качества работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, включая проектно-изыскательские работы.

5.4 При решении указанных задач организация мониторинга и оценка технического состояния автомобильных дорог и ИССО проводится в соответствии с ГОСТ 33161, [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7].

5.5 Оценка транспортно-эксплуатационного состояния ИССО автомобильных дорог проводится в соответствии с [8] с учетом требований ГОСТ 33220 к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог общего пользования, рекомендаций ГОСТ 33178 по выбору критериев оценки и нормируемых параметров потребительских свойств ИССО, а также правил, установленных в [9].

5.6 Автоматизация процесса мониторинга состояния ИССО автомобильных дорог осуществляется путем создания и эксплуатации автоматизированной системы, которая при создании ИТС включается в ее состав в качестве подсистемы контроля технико-эксплуатационного состояния искусственных сооружений автомобильных дорог (ПСК ИССО).

5.7 ПСК ИССО создается как средство оперативного обнаружения на ранней стадии негативных изменений состояния искусственных сооружений (их элементов) и состояния прилегающих к участкам автомобильных дорог геомассивов для обеспечения своевременной информационной поддержки реализации мер по устранению возникающих негативных факторов, ведущих к переходу объектов мониторинга в ограниченно работоспособное или аварийное состояние, и обеспечению требуемой пропускной способности и безопасной эксплуатации ИССО автомобильных дорог.

5.8 Объектами автоматизированного мониторинга ПСК ИССО являются дорожные (мостовые) сооружения, сооружения инженерной защиты автомобильных дорог (подпорные, удерживающие стены и др.) и прилегающие (подстилающие) геомассивы, для автоматизированного контроля состояния которых в состав ПСК ИССО включаются соответствующие аппаратно-программные комплексы.

5.9 Объектами автоматизированного мониторинга ПСК ИССО могут являться следующие ИССО автомобильных дорог:

- мосты с большими пролетами (стальные мосты с пролетами длиной более 100 м, железобетонные с пролетами более 80 м), мосты большой высоты (высота опор более 40 м), мосты со сложными конструктивными решениями и особенностями (мосты висячих или вантовых систем);

- мосты, эксплуатируемые в сложных инженерно-геологических, сейсмических или климатических условиях по СП 11-105 Часть I;

- мосты после строительства, реконструкции, модернизации или ремонта, осуществленных с использованием новых технологий, конструкций и материалов;

- мосты, эксплуатируемые в аварийном состоянии, вызванном чрезвычайными обстоятельствами в период ликвидации аварийных ситуаций;

- мосты, техническое состояние которых по результатам оценки по [4] признано "неудовлетворительным", "непригодным для нормальной эксплуатации (предаварийным)" и "аварийным" (балльная оценка "2" и ниже), в случае необходимости установления причин возникновения и динамики развития дефектов, разработки прогноза их развития;

- подпорные стены и удерживающие сооружения на основе сложных или новых конструктивно-технологических решений;

- подпорные стены и удерживающие сооружения после ремонта или реконструкции, осуществленных с использованием новых технологий, конструкций и материалов;