ОДМ 218.3.008-2011
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МОНИТОРИНГУ И ОБСЛЕДОВАНИЮ ПОДПОРНЫХ СТЕН И УДЕРЖИВАЮЩИХ СООРУЖЕНИЙ НА ОПОЛЗНЕВЫХ УЧАСТКАХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
ОКС 93.080
Предисловие
1. РАЗРАБОТАН обществом с ограниченной ответственностью ООО "ГеоПроект".
2. ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования, Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства
3. ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от _________ N _______ *
___________________
* См. ярлык "Примечания".
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) содержит рекомендации по организации и порядку проведения мониторинга и обследования подпорных стен и удерживающих сооружений на оползневых участках автомобильных дорог.
Положения методического документа предназначены для применения организациями, выполняющими работы по мониторингу и обследованию подпорных стен и удерживающих сооружений на оползневых участках автомобильных дорог.
В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:
1. ГОСТ Р 22.1.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Основные положения.
2. ГОСТ Р 22.1.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения.
3. ГОСТ Р 22.1.06-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование опасных геологических явлений и процессов. Общие требования.
4. ГОСТ Р 22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.
5. ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
6. ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам.
7. ГОСТ 2.109-73 ЕСКД. Основные требования к чертежам.
8. ГОСТ 7.32-2001 СИБИД. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.
9. ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.
10. ГОСТ 5180-84 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик.
11. ГОСТ 10060.0-95 Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие требования.
12. ГОСТ 10180-90 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам.
13. ГОСТ 12004-81 Сталь арматурная. Методы испытания на растяжение.
14. ГОСТ 12248-96 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости.
15. ГОСТ 12730.0-78 Бетоны. Общие требования к методам определения плотности, влажности, водопоглощения, пористости и водонепроницаемости.
16. ГОСТ 17624-87 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности.
17. ГОСТ 17625-83 Конструкции и изделия железобетонные. Радиационный метод определения толщины защитного слоя бетона, размеров и расположения арматуры.
18. ГОСТ 20276-99 Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости.
19. ГОСТ 22690-88 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля.
20. ГОСТ 22783-77 Бетоны. Метод ускоренного определения прочности на сжатие.
21. ГОСТ 22904-93 Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры.
22. ГОСТ 23858-79 Соединения сварные стыковые и тавровые арматуры железобетонных конструкций. Ультразвуковые методы контроля качества. Правила приемки.
23. ГОСТ 24846-81 Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений.
24. ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация.
25. ГОСТ 26134-84 Бетоны. Ультразвуковой метод определения морозостойкости.
26. ГОСТ 28570-90 Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций.
В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
дефект: Отдельное несоответствие конструкций какому-либо параметру, установленному проектом или нормативным документом (СНиП, ГОСТ, ТУ, СН и т.д.).
диагностика: Установление и изучение признаков, характеризующих состояние и удерживающих сооружений для определения возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их эксплуатации.
геотехнический мониторинг (далее - мониторинг): вид наблюдения, которое выполняется с целью контроля технического состояния удерживающего сооружения и развития склоновых процессов, для обеспечения безопасности населения, безаварийной эксплуатации защищаемых и прилегающих объектов.
значительный дефект: дефект, который существенно влияет на один или несколько основных показателей удерживающего сооружения, но не представляет непосредственной опасности для его эксплуатации, определяет ограниченно работоспособное состояние.
категория технического состояния: показатель эксплуатационной пригодности сооружения, установленный в зависимости от доли снижения несущей способности.
критический дефект: дефект, при наличии которого эксплуатация удерживающего сооружения невозможна (угроза обрушения конструкции, потеря несущей способности отдельных элементов), определяет аварийное состояние.
малозначительный дефект: дефект, который существенно не влияет на основные показатели удерживающего сооружения, определяет работоспособное состояние.
мониторинг склоновых процессов: систематическое наблюдение за состоянием склона (откоса) с целью контроля развития опасных геологических процессов.
непрерывный мониторинг: вид наблюдения, обеспечивающий непрерывное поступление информации о текущем состоянии склона и/или сооружения и доступность ее удаленному наблюдателю.
несущественный дефект: дефект, наличие которого следует зафиксировать, но он не влияет на основные показатели удерживающего сооружения или существующая степень которого допускается нормативным документом (СНиП, ГОСТ, ТУ, СН и т.д.).
неустранимый дефект: дефект, устранение которого технически невозможно или экономически нецелесообразно.
обследование: комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих эксплуатационное состояние, пригодность и работоспособность объектов обследования и определяющих возможность их дальнейшей эксплуатации или необходимость восстановления и усиления.
опасный дефект: дефект, который в значительной степени снижает один или несколько показателей удерживающего сооружения, но не является критическим, определяет неработоспособное состояние.
осмотр: комплекс работ по наблюдению за общим состоянием подпорных стен и удерживающих сооружений для определения возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их эксплуатации.
периодический мониторинг: вид наблюдения, при котором поступление информации происходит через установленные интервалы времени.
подпорные стены и удерживающие сооружения: конструкции, предназначенные для удержания от обрушения находящегося за ними грунта и воспринимающие расположенные на его поверхности нагрузки. По типу конструкции различают: гравитационные, свайные, анкерные и армогрунтовые. По типу материала различают: бетонные, железобетонные, металлические, из каменной кладки, из габионов и ряжей. По расположению относительно защищаемой дороги различают: верховые и низовые.
повреждение: неисправность, полученная конструкцией при изготовлении, транспортировании, монтаже или эксплуатации.
подпорная стена: сооружение, предназначенное для противодействия боковому (откосному) давлению со стороны удерживаемого грунта.
технический мониторинг: систематическое наблюдение за состоянием сооружения с целью оценки соответствия проектным решениям и нормативным требованиям.
техническое состояние: совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств (надежность, долговечность, ремонтопригодность и др.), характеризуемых в определенный момент времени показателями, установленными в нормативно-технической и/или проектной документации.
удерживающие сооружение: конструкция, воспринимающая оползневое давление смещающегося грунта и обеспечивающая устойчивость склона (откоса) и конструкции автомобильной дороги с заданным коэффициентом запаса.
устранимый дефект: дефект, устранение которого технически возможно и экономически целесообразно.
4.1.1 Целью обследования подпорных стен и удерживающих сооружений является определение технического состояния, выявление дефектов, разработка рекомендаций по их устранению и предупреждению, рекомендаций по дальнейшей эксплуатации, ремонту или реконструкции.
4.1.2 Обследования проводятся в рамках эксплуатационного обслуживания подпорных стен и удерживающих сооружений на автомобильных дорогах.
4.1.3 Обследование включает в себя комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих техническое состояние объектов обследования.
4.1.4 В зависимости от характера выполняемых работ различают визуальное (см. 4.3) и инструментальное (см. 4.4) обследования.
4.1.5 В зависимости от поставленных целей выполняют первичное обследование, периодический осмотр, геодезическое обследование, периодическое обследование и внеочередное обследование (таблица 1).
Таблица 1 - Виды и периодичность проведения мероприятий по обследованию подпорных стен и удерживающих сооружений
Вид мероприятий | Периодичность | Исполнитель | Форма учета |
Первичное обследование | Перед приемкой сооружения в эксплуатацию | Организация, осуществляющая строительство | Заключение о соответствии проектным решениям и ведомость технического состояния подпорной стены |
Периодический осмотр | 1 раз в месяц (при отсутствии видимых изменений - 1 раз в полгода) | Организация, осуществляющая эксплуатацию | Записи в ведомость технического состояния подпорной стены |
Геодезическое обследование | 1 раз в год (после стабилизации получаемой информации - 1 раз в 5 лет) | " | " |
Периодическое обследование | 1 раз в 10 лет | Подрядная организация, осуществляющая обследование | Отчет и записи в ведомость технического состояния подпорной стены |
Внеочередное обследование | В особых случаях (см. 4.1.11) | " | " |
4.1.6 Первичное обследование проводится перед приемкой сооружения в эксплуатацию для установления его соответствия проектным решениям и нормативным документам. По результатам обследования составляется заключение о соответствии проектным решениям и ведомость технического состояния подпорных стенок на автомобильной дороге в соответствии с приложением 9 [1].
4.1.7 Периодический осмотр подпорных стен и удерживающих сооружений выполняется с целью определения признаков, характеризующих техническое состояние, и для предотвращения нарушений нормального режима эксплуатации. Производится через установленные промежутки времени:
- 1 раз в месяц при вводе в эксплуатацию;
- при отсутствии видимых изменений - 1 раз в полгода и после событий, способных повлиять на устойчивость сооружения (землетрясений, интенсивных ливней и т.п.).
4.1.8 Геодезическое обследование производится для выявления изменений геометрических параметров удерживающего сооружения и проверки их соответствия установленным требованиям. Выполняется 1 раз в год при вводе в эксплуатацию; после стабилизации получаемой информации - 1 раз в 5 лет. В случае появления быстроразвивающихся деформаций необходимо увеличение частоты проведения геодезических измерений (до 1 раза в неделю).