Статус документа
Статус документа


ОДМ 218.3.008-2011

     

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

     

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МОНИТОРИНГУ И ОБСЛЕДОВАНИЮ ПОДПОРНЫХ СТЕН И УДЕРЖИВАЮЩИХ СООРУЖЕНИЙ НА ОПОЛЗНЕВЫХ УЧАСТКАХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ



ОКС 93.080

Предисловие

1. РАЗРАБОТАН обществом с ограниченной ответственностью  ООО "ГеоПроект".

2. ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования, Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства

3. ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от _________ N _______ *

___________________

* См. ярлык "Примечания".

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

     1 Область применения


Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) содержит рекомендации по организации и порядку проведения мониторинга и обследования подпорных стен и удерживающих сооружений на оползневых участках автомобильных дорог.

Положения методического документа предназначены для применения организациями, выполняющими работы по мониторингу и обследованию подпорных стен и удерживающих сооружений на оползневых участках автомобильных дорог.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

1. ГОСТ Р 22.1.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Основные положения.

2. ГОСТ Р 22.1.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения.

3. ГОСТ Р 22.1.06-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование опасных геологических явлений и процессов. Общие требования.

4. ГОСТ Р 22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.

5. ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

6. ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам.

7. ГОСТ 2.109-73 ЕСКД. Основные требования к чертежам.

8. ГОСТ 7.32-2001 СИБИД. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.

9. ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

10. ГОСТ 5180-84 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик.

11. ГОСТ 10060.0-95 Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие требования.

12. ГОСТ 10180-90 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам.

13. ГОСТ 12004-81 Сталь арматурная. Методы испытания на растяжение.

14. ГОСТ 12248-96 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости.

15. ГОСТ 12730.0-78 Бетоны. Общие требования к методам определения плотности, влажности, водопоглощения, пористости и водонепроницаемости.

16. ГОСТ 17624-87 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности.

17. ГОСТ 17625-83 Конструкции и изделия железобетонные. Радиационный метод определения толщины защитного слоя бетона, размеров и расположения арматуры.

18. ГОСТ 20276-99 Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости.

19. ГОСТ 22690-88 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля.

20. ГОСТ 22783-77 Бетоны. Метод ускоренного определения прочности на сжатие.

21. ГОСТ 22904-93 Конструкции железобетонные. Магнитный метод определения толщины защитного слоя бетона и расположения арматуры.

22. ГОСТ 23858-79 Соединения сварные стыковые и тавровые арматуры железобетонных конструкций. Ультразвуковые методы контроля качества. Правила приемки.

23. ГОСТ 24846-81 Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений.

24. ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация.

25. ГОСТ 26134-84 Бетоны. Ультразвуковой метод определения морозостойкости.

26. ГОСТ 28570-90 Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций.

     3 Термины и определения


В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

дефект: Отдельное несоответствие конструкций какому-либо параметру, установленному проектом или нормативным документом (СНиП, ГОСТ, ТУ, СН и т.д.).

диагностика: Установление и изучение признаков, характеризующих состояние и удерживающих сооружений для определения возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их эксплуатации.

геотехнический мониторинг (далее - мониторинг): вид наблюдения, которое выполняется с целью контроля технического состояния удерживающего сооружения и развития склоновых процессов, для обеспечения безопасности населения, безаварийной эксплуатации защищаемых и прилегающих объектов.

значительный дефект: дефект, который существенно влияет на один или несколько основных показателей удерживающего сооружения, но не представляет непосредственной опасности для его эксплуатации, определяет ограниченно работоспособное состояние.

категория технического состояния: показатель эксплуатационной пригодности сооружения, установленный в зависимости от доли снижения несущей способности.

критический дефект: дефект, при наличии которого эксплуатация удерживающего сооружения невозможна (угроза обрушения конструкции, потеря несущей способности отдельных элементов), определяет аварийное состояние.

малозначительный дефект: дефект, который существенно не влияет на основные показатели удерживающего сооружения, определяет работоспособное состояние.

мониторинг склоновых процессов: систематическое наблюдение за состоянием склона (откоса) с целью контроля развития опасных геологических процессов.

непрерывный мониторинг: вид наблюдения, обеспечивающий непрерывное поступление информации о текущем состоянии склона и/или сооружения и доступность ее удаленному наблюдателю.

несущественный дефект: дефект, наличие которого следует зафиксировать, но он не влияет на основные показатели удерживающего сооружения или существующая степень которого допускается нормативным документом (СНиП, ГОСТ, ТУ, СН и т.д.).

неустранимый дефект: дефект, устранение которого технически невозможно или экономически нецелесообразно.

обследование: комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих эксплуатационное состояние, пригодность и работоспособность объектов обследования и определяющих возможность их дальнейшей эксплуатации или необходимость восстановления и усиления.

опасный дефект: дефект, который в значительной степени снижает один или несколько показателей удерживающего сооружения, но не является критическим, определяет неработоспособное состояние.

осмотр: комплекс работ по наблюдению за общим состоянием подпорных стен и удерживающих сооружений для определения возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их эксплуатации.

периодический мониторинг: вид наблюдения, при котором поступление информации происходит через установленные интервалы времени.

подпорные стены и удерживающие сооружения: конструкции, предназначенные для удержания от обрушения находящегося за ними грунта и воспринимающие расположенные на его поверхности нагрузки. По типу конструкции различают: гравитационные, свайные, анкерные и армогрунтовые. По типу материала различают: бетонные, железобетонные, металлические, из каменной кладки, из габионов и ряжей. По расположению относительно защищаемой дороги различают: верховые и низовые.

повреждение: неисправность, полученная конструкцией при изготовлении, транспортировании, монтаже или эксплуатации.

подпорная стена: сооружение, предназначенное для противодействия боковому (откосному) давлению со стороны удерживаемого грунта.

технический мониторинг: систематическое наблюдение за состоянием сооружения с целью оценки соответствия проектным решениям и нормативным требованиям.

техническое состояние: совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств (надежность, долговечность, ремонтопригодность и др.), характеризуемых в определенный момент времени показателями, установленными в нормативно-технической и/или проектной документации.

удерживающие сооружение: конструкция, воспринимающая оползневое давление смещающегося грунта и обеспечивающая устойчивость склона (откоса) и конструкции автомобильной дороги с заданным коэффициентом запаса.

устранимый дефект: дефект, устранение которого технически возможно и экономически целесообразно.

     4 Обследование подпорных стен и удерживающих сооружений

     4.1 Цели и виды обследования

4.1.1 Целью обследования подпорных стен и удерживающих сооружений является определение технического состояния, выявление дефектов, разработка рекомендаций по их устранению и предупреждению, рекомендаций по дальнейшей эксплуатации, ремонту или реконструкции.

4.1.2 Обследования проводятся в рамках эксплуатационного обслуживания подпорных стен и удерживающих сооружений на автомобильных дорогах.

4.1.3 Обследование включает в себя комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих техническое состояние объектов обследования.

4.1.4 В зависимости от характера выполняемых работ различают визуальное (см. 4.3) и инструментальное (см. 4.4) обследования.

4.1.5 В зависимости от поставленных целей выполняют первичное обследование, периодический осмотр, геодезическое обследование, периодическое обследование и внеочередное обследование (таблица 1).


Таблица 1 - Виды и периодичность проведения мероприятий по обследованию подпорных стен и удерживающих сооружений

Вид мероприятий

Периодичность

Исполнитель

Форма учета

Первичное обследование

Перед приемкой сооружения в эксплуатацию

Организация, осуществляющая строительство

Заключение о соответствии проектным решениям и ведомость технического состояния подпорной стены

Периодический осмотр

1 раз в месяц (при отсутствии видимых изменений - 1 раз в полгода)

Организация, осуществляющая эксплуатацию

Записи в ведомость технического состояния подпорной стены

Геодезическое обследование

1 раз в год (после стабилизации получаемой информации - 1 раз в 5 лет)

"

"

Периодическое обследование

1 раз в 10 лет

Подрядная организация, осуществляющая обследование

Отчет и записи в ведомость технического состояния подпорной стены

Внеочередное обследование

В особых случаях (см. 4.1.11)

"

"



4.1.6 Первичное обследование проводится перед приемкой сооружения в эксплуатацию для установления его соответствия проектным решениям и нормативным документам. По результатам обследования составляется заключение о соответствии проектным решениям и ведомость технического состояния подпорных стенок на автомобильной дороге в соответствии с приложением 9 [1].

4.1.7 Периодический осмотр подпорных стен и удерживающих сооружений выполняется с целью определения признаков, характеризующих техническое состояние, и для предотвращения нарушений нормального режима эксплуатации. Производится через установленные промежутки времени:

- 1 раз в месяц при вводе в эксплуатацию;

- при отсутствии видимых изменений - 1 раз в полгода и после событий, способных повлиять на устойчивость сооружения (землетрясений, интенсивных ливней и т.п.).

4.1.8 Геодезическое обследование производится для выявления изменений геометрических параметров удерживающего сооружения и проверки их соответствия установленным требованиям. Выполняется 1 раз в год при вводе в эксплуатацию; после стабилизации получаемой информации - 1 раз в 5 лет. В случае появления быстроразвивающихся деформаций необходимо увеличение частоты проведения геодезических измерений (до 1 раза в неделю).

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs