4.1 Организационно-правовые требования создания и деятельности газоспасательных формирований определяются правовыми актами [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [22], [24], [26].
4.2 Газоспасательные формирования являются составной частью Единой Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), как составная часть объектовых формирований ГО и ЧС - ведомственная подсистема РСЧС.
Газоспасательные формирования предназначены для работы на опасных производственных объектах, независимо от их форм собственности, производящих, использующих, образующих, хранящих (складирующих), перерабатывающих, уничтожающих, транспортирующих токсичные, химические и пожаровзрывоопасные вещества, опасные для здоровья человека и окружающей природной среды.
4.3 Газоспасательные формирования предприятий и организаций могут создаваться:
- на постоянной штатной основе - профессиональные газоспасательные формирования (ГСФ);
- на нештатной основе - нештатные газоспасательные формирования (НГСФ).
Возможно создание органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по согласованию с территориальными органами Госгортехнадзора России, газоспасательных формирований, не входящих в обслуживаемые предприятия (организации), являющихся юридическими лицами - самостоятельными структурами: отдельный газоспасательный отряд (ОВГСО) и отдельный газоспасательный взвод (ОГСВ), обслуживающих опасные объекты по договорам с организацией, при соблюдении норматива прибытия в район аварии - не более 5 минут.
На отдельные газоспасательные формирования распространяются все требования Устава [26].
Необходимость обеспечения опасного производственного объекта (предприятия) газоспасательными формированиями на штатной и (или) нештатной основе, их структура и численность, оснащение, необходимый комплекс зданий и сооружений для деятельности газоспасателей, объем затрат на их организацию и содержание определяются организацией-разработчиком проекта данного предприятия по согласованию с отраслевыми органами государственного регулирования, а на действующих предприятиях - межведомственной комиссией в составе технического руководителя предприятия (председатель), руководителя службы охраны труда и промышленной безопасности предприятия, руководителей химически- и взрывопожароопасных производств и (или) цехов, представителей отраслевого органа Госгортехнадзора России, отраслевой Центральной аттестационной комиссии, регионального или местного органов МЧС России с учетом нормативов численности, указанных в приложении А данного Положения, требований Устава АСФ [26], Табеля оснащения ГСФ (приложение Г).
При изменении степени опасности предприятия или его объектов в случаях ввода дополнительных химически- и взрывопожароопасных объектов, цехов, производств, их закрытия или реконструкции, вопросы численности и структуры ГСФ также решаются межведомственной комиссией на основе материалов, представленных предприятием, и действующих нормативно-правовых документов по данному вопросу.
4.4 Основанием для ликвидации профессиональных и (или) нештатных газоспасательных формирований организации (предприятия), изменения их структуры и снижения численности является прекращение функционирования обслуживаемых ими опасных производственных объектов или устранение опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, для предупреждения и ликвидации которых предназначены указанные формирования, или заключение договора на обслуживание отдельным профессиональным ГСФ.
Решение о ликвидации профессиональных и (или) нештатных газоспасательных формирований, об изменении их структуры и (или) снижения численности принимают создавшие их организации (предприятия) по согласованию с территориальными или местными органами Госгортехнадзора России и МЧС РФ.
Решение о перемещении, перепрофилировании и ликвидации профессиональных и нештатных газоспасательных формирований принимается в соответствии со ст.19 Федерального Закона [6], настоящим Положением и Уставом АСФ [26].
4.5 Несение службы в газоспасательных формированиях организаций (предприятий) предполагает единоначалие при проведении газоспасательных работ и обеспечение постоянной профессиональной готовности к выполнению этих работ, допустимость оправданного риска и обеспечение безопасности при проведении газоспасательных работ, ответственность за исполнение служебного долга, привлечение личного состава на дежурство или газоспасательные работы в дни отдыха (выходные и праздничные дни) и должно осуществляться на основе беспрекословного выполнения заданий, приказов и распоряжений командиров.
Прекращение газоспасательных работ, предусмотренных настоящим Положением и Уставом АСФ, как средство разрешения коллективного трудового спора, в профессиональных ГСФ не допускается.
Общие вопросы трудовой деятельности личного состава газоспасательных формирований: режим работы и отдыха, оплата труда, социальные и страховые гарантии, социальная защита спасателей и членов их семей, а также граждан, являющихся нештатными сотрудниками газоспасательных формирований, определяются статьями 27-34 Федерального Закона [6].
4.6. Оказание государственной поддержки газоспасательным формированиям, порядок содействия газоспасательным формированиям в осуществлении их деятельности определяются статьями 4, 16 и 18 Федерального Закона [6].
4.7. Статусом спасателя в профессиональных газоспасательных формированиях обладают:
- газоспасатель;
- командир отделения;
- заместитель командира газоспасательного пункта;
- командир газоспасательного пункта;
- заместитель командира взвода (заместитель начальника команды);
- командир газоспасательного взвода (начальник газоспасательной команды);
- заместитель командира отряда;
- командир газоспасательного отряда.
В нештатном газоспасательном формировании статусом спасателя обладают: спасатель, командир (начальник) НГСФ и его заместитель.
Обладающие статусом спасателя обязаны выполнять газоспасательные работы и входят в оперативный состав формирования.