РЕКОМЕНДАЦИЯ
от 7 октября 2014 года N 10
О Единой методологии тарифообразования в сферах естественных монополий
Коллегия Евразийской экономической комиссии в соответствии со статьями 5 и 18 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года, пунктом 83 Регламента работы Евразийской экономической комиссии, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 18 ноября 2011 года N 1,
на основании информации члена Коллегии (Министра) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Ахметова Д.К.
рекомендует государствам - членам Таможенного союза и Единого экономического пространства с даты официального опубликования настоящей Рекомендации принять к сведению Единую методологию тарифообразования в сферах естественных монополий согласно приложению.
Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии
В.Христенко
Единая методология тарифообразования в сферах естественных монополий
Настоящая Методология носит рекомендательный характер.
Положения настоящей Методологии рекомендуется использовать при гармонизации законодательства государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены), касающегося сфер естественных монополий.
Настоящая Методология основана на следующих принципах:
соблюдение интересов государств-членов;
свобода выбора методов тарифного регулирования в сферах естественных монополий;
прозрачность при тарифообразовании в сферах естественных монополий;
доступ к услугам субъектов естественных монополий и соблюдение стандартов раскрытия их информации.
Целями настоящей Методологии являются:
создание действенных и прозрачных механизмов в тарифообразовании в сферах естественных монополий;
преодоление существующих барьеров по созданию общего рынка услуг в сферах естественных монополий;
обеспечение эффективного функционирования внутреннего рынка государств-членов;
обеспечение равных условий для потребителей услуг субъектов естественных монополий;
снижение темпов роста тарифов (цен) на регулируемые услуги (далее - тарифы).
Для целей настоящей Методологии могут применяться отраслевые особенности тарифообразования в сферах естественных монополий, существующие в государствах-членах.
Настоящая Методология предлагает общие для органов государств-членов подходы к тарифному регулированию в сферах естественных монополий, не ограничивая национальный суверенитет, а также предполагает наличие в государствах-членах:
нормативных правовых актов, устанавливающих правила и условия доступа к услугам субъектов естественных монополий;
общих подходов, условий, правил и минимальных требований к организационному и (или) структурному разделению видов деятельности (выделение характерных услуг инфраструктуры) в рамках оказания регулируемых услуг субъектами естественных монополий;
нормативных правовых актов, устанавливающих требования к ведению раздельного учета доходов, расходов (затрат) и задействованных активов по осуществляемой регулируемой деятельности;
нормативных правовых актов, устанавливающих правила и условия раскрытия информации субъектами естественных монополий в соответствии с минимальным перечнем раскрываемой информации, а также с применением механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий;
методических указаний по расчету тарифов для каждой регулируемой услуги в сферах естественных монополий;
нормативных правовых актов, устанавливающих правила и условия расчета, прогнозирования и учета при расчете тарифов на услуги субъектов естественных монополий уровня надежности и качества реализуемой продукции (услуг).
Для целей настоящей Методологии используются понятия, которые означают следующее:
"база инвестированного капитала" - используемая при формировании долгосрочных тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования стоимость активов субъекта естественной монополии, находящихся в эксплуатации, созданных с использованием инвестированного капитала, непосредственно применяемых в сфере оказания регулируемых услуг;
"базовый уровень операционных расходов" уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования;
"долгосрочные параметры регулирования" - параметры, необходимые для расчета долгосрочных тарифов, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования;
"долгосрочные тарифы" - тарифы, установленные на основе долгосрочных параметров регулирования;
"долгосрочный период регулирования" - период, на который устанавливаются долгосрочные параметры регулирования и который составляет, как правило, не менее 3 лет;
"доступ к услугам субъектов естественных монополий" - оказание субъектами естественных монополий одного государства-члена услуг, относящихся к сфере естественных монополий, потребителям другого государства-члена на условиях не менее благоприятных, чем те, на которых предоставляется аналогичная услуга потребителям первого государства-члена при наличии технической возможности;
"инвестированный капитал" - капитал, который использовался для создания активов субъектов естественных монополий, необходимых для осуществления регулируемой деятельности;
"индекс эффективности операционных расходов" - показатель, характеризующий динамику изменения уровня расходов (затрат), связанных с поставками соответствующей продукции (услуг), позволяющий обеспечить поэтапное достижение эффективного уровня операционных расходов (затрат), определяемого методом сравнения аналогов или путем расчета эффективного уровня расходов (затрат), связанных с содержанием типового оборудования;
"метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки" - метод формирования долгосрочных тарифов, предусматривающий ежегодную индексацию необходимой валовой выручки с учетом индекса потребительских цен, определенного в соответствии с официальным прогнозом социально-экономического развития;
"метод доходности инвестированного капитала" - метод формирования долгосрочных тарифов, предусматривающий расчет необходимой валовой выручки с учетом возврата инвестированного капитала в установленный срок и получения дохода на инвестированный капитал;
"метод индексации конечного тарифа" - метод формирования тарифов, предусматривающий умножение тарифов, установленных в предшествующий период, на индексы, отражающие изменение условий деятельности субъекта естественной монополии;
"метод сравнительного анализа" - метод формирования тарифов, предусматривающий расчет необходимой валовой выручки с учетом сравнения эффективности деятельности данного субъекта естественной монополии в группе субъектов естественных монополий, сопоставимых по экономическим и техническим характеристикам;
"метод экономически обоснованных расходов (затрат)" - метод формирования тарифов на основе расчета необходимой валовой выручки от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования;
"необходимая валовая выручка" - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый субъекту естественной монополии для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования. В случае если для субъекта естественной монополии устанавливаются несколько тарифов (ставок, сборов) и (или) конечные тарифы имеют несколько сегментных составляющих, необходимая валовая выручка (далее - НВВ) рассчитывается (разбивается) на несколько соответствующих составляющих;
"норма доходности инвестированного капитала" - прибыль, выраженная в процентном отношении к инвестированному капиталу;
"общий рынок" - экономическое пространство, в котором обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов;
"операционные расходы (затраты)" - расходы (затраты), связанные с осуществлением регулируемой деятельности, за исключением амортизации основных средств, расходов на обслуживание заемных средств, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, расходов по оплате услуг, оказываемых субъектами естественных монополий, а также налогов и сборов, предусмотренных нормативными правовыми актами государств-членов;
"органы государств-членов" - органы государств-членов, осуществляющие регулирование и (или) контроль за деятельностью субъектов естественных монополий;
"период регулирования" - период, на который устанавливаются тарифы и который составляет, как правило, не менее 12 месяцев;
"потребитель" - субъект гражданского права (физическое или юридическое лицо), пользующийся или намеревающийся пользоваться оказываемыми субъектами естественных монополий услугами;
"размер инвестированного капитала" - величина инвестированного капитала, установленная с учетом результатов независимой оценки при переходе к регулированию тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
"регулируемая деятельность" - деятельность субъектов естественных монополий, в рамках которой расчеты за продукцию (услуги) субъектов естественных монополий осуществляются по тарифам, которые в соответствии с нормативными правовыми актами государств-членов подлежат государственному регулированию;
"срок возврата инвестированного капитала" - срок, в течение которого капитал, инвестированный в создание активов, введенных в эксплуатацию, будет в полном объеме возвращен субъекту естественной монополии, осуществляющему регулируемую деятельность;
"уровень надежности и качества реализуемой продукции (услуг)" - совокупность показателей, отражающих качественные характеристики реализуемой продукции (услуг) субъектов естественных монополий;
"чистый оборотный капитал" - разность между величиной текущих активов и величиной текущих обязательств субъектов естественных монополий, определяемая органами государств-членов с учетом максимального и минимального значения норматива чистого оборотного капитала, устанавливаемого на долгосрочный период регулирования в процентах от НВВ;
"экономия операционных расходов" - снижение уровня фактических операционных расходов по сравнению с уровнем плановых расходов предыдущего года за вычетом величины, характеризующей изменение уровня расходов, предусмотренного индексом эффективности операционных расходов.
Положения настоящей Методологии распространяются на следующий минимальный перечень регулируемых услуг, оказываемых субъектами естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам:
1) услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам:
перекачка нефти по магистральным трубопроводам;
выполнение заказа и диспетчеризация поставок нефти по магистральным трубопроводам (операторская деятельность по единой маршрутизации);
прием нефти в систему магистральных трубопроводов;
налив нефти из системы магистральных трубопроводов в танкера;
налив нефти из системы магистральных трубопроводов в железнодорожные цистерны;
налив нефти из системы магистральных трубопроводов в автоцистерны;
слив нефти с железнодорожных цистерн в систему магистральных трубопроводов;
слив нефти с автоцистерн в систему магистральных трубопроводов;
2) услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам:
перекачка нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, включая отводы, ответвления и подключения;
выполнение заказа и диспетчеризация поставок нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
сдача нефтепродуктов в систему магистральных трубопроводов;
налив нефтепродуктов из системы магистральных трубопроводов в танкера;
налив нефтепродуктов из системы магистральных трубопроводов в железнодорожные цистерны;
налив нефтепродуктов из системы магистральных трубопроводов в автоцистерны.
Положения настоящей Методологии распространяются на минимальный перечень услуг, оказываемых субъектами естественных монополий в сфере передачи и распределения электроэнергии, включающий услуги по передаче и (или) распределению электроэнергии.
Минимальный перечень услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта, оказываемых субъектами естественных монополий, приведен в таблице.