КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

РЕКОМЕНДАЦИЯ

от 7 октября 2014 года N 10

О Единой методологии тарифообразования в сферах естественных монополий



Коллегия Евразийской экономической комиссии в соответствии со статьями 5 и 18 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года, пунктом 83 Регламента работы Евразийской экономической комиссии, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 18 ноября 2011 года N 1,

на основании информации члена Коллегии (Министра) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Ахметова Д.К.

рекомендует государствам - членам Таможенного союза и Единого экономического пространства с даты официального опубликования настоящей Рекомендации принять к сведению Единую методологию тарифообразования в сферах естественных монополий согласно приложению.

Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии
В.Христенко

     

Приложение
к Рекомендации Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 7 октября 2014 года N 10

     

Единая методология тарифообразования в сферах естественных монополий

I. Общие положения


Настоящая Методология носит рекомендательный характер.

Положения настоящей Методологии рекомендуется использовать при гармонизации законодательства государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее -  государства-члены), касающегося сфер естественных монополий.

Настоящая Методология основана на следующих принципах:

соблюдение интересов государств-членов;

свобода выбора методов тарифного регулирования в сферах естественных монополий;

прозрачность при тарифообразовании в сферах естественных монополий;

доступ к услугам субъектов естественных монополий и соблюдение стандартов раскрытия их информации.

Целями настоящей Методологии являются:

создание действенных и прозрачных механизмов в тарифообразовании в сферах естественных монополий;

преодоление существующих барьеров по созданию общего рынка услуг в сферах естественных монополий;

обеспечение эффективного функционирования внутреннего рынка государств-членов;

обеспечение равных условий для потребителей услуг субъектов естественных монополий;

снижение темпов роста тарифов (цен) на регулируемые услуги (далее - тарифы).

Для целей настоящей Методологии могут применяться отраслевые особенности тарифообразования в сферах естественных монополий, существующие в государствах-членах.

Настоящая Методология предлагает общие для органов государств-членов подходы к тарифному регулированию в сферах естественных монополий, не ограничивая национальный суверенитет, а также предполагает наличие в государствах-членах:

нормативных правовых актов, устанавливающих правила и условия доступа к услугам субъектов естественных монополий;

общих подходов, условий, правил и минимальных требований к организационному и (или) структурному разделению видов деятельности (выделение характерных услуг инфраструктуры) в рамках оказания регулируемых услуг субъектами естественных монополий;

нормативных правовых актов, устанавливающих требования к ведению раздельного учета доходов, расходов (затрат) и задействованных активов по осуществляемой регулируемой деятельности;

нормативных правовых актов, устанавливающих правила и условия раскрытия информации субъектами естественных монополий в соответствии с минимальным перечнем раскрываемой информации, а также с применением механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий;

методических указаний по расчету тарифов для каждой регулируемой услуги в сферах естественных монополий;

нормативных правовых актов, устанавливающих правила и условия расчета, прогнозирования и учета при расчете тарифов на услуги субъектов естественных монополий уровня надежности и качества реализуемой продукции (услуг).

II. Основные понятия


Для целей настоящей Методологии используются понятия, которые означают следующее:

"база инвестированного капитала" - используемая при формировании долгосрочных тарифов на очередной год долгосрочного периода регулирования стоимость активов субъекта естественной монополии, находящихся в эксплуатации, созданных с использованием инвестированного капитала, непосредственно применяемых в сфере оказания регулируемых услуг;

"базовый уровень операционных расходов" уровень  операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования;

"долгосрочные параметры регулирования" - параметры, необходимые для расчета долгосрочных тарифов, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования;

"долгосрочные тарифы" - тарифы, установленные на основе долгосрочных параметров регулирования;

"долгосрочный период регулирования" - период, на который устанавливаются долгосрочные параметры регулирования и который составляет, как правило, не менее 3 лет;

"доступ к услугам субъектов естественных монополий" - оказание субъектами естественных монополий одного государства-члена услуг, относящихся к сфере естественных монополий, потребителям другого государства-члена на условиях не менее благоприятных, чем те, на которых предоставляется аналогичная услуга потребителям первого государства-члена при наличии технической возможности;

"инвестированный капитал" - капитал, который использовался для создания активов субъектов естественных монополий, необходимых для осуществления регулируемой деятельности;

"индекс эффективности операционных расходов" - показатель, характеризующий динамику изменения уровня расходов (затрат), связанных с поставками соответствующей продукции (услуг), позволяющий обеспечить поэтапное достижение эффективного уровня операционных расходов (затрат), определяемого методом сравнения аналогов или путем расчета эффективного уровня расходов (затрат), связанных с содержанием типового оборудования;

"метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки" - метод формирования долгосрочных тарифов, предусматривающий ежегодную индексацию необходимой валовой выручки с учетом индекса потребительских цен, определенного в соответствии с официальным прогнозом социально-экономического развития;

"метод доходности инвестированного капитала" - метод формирования долгосрочных тарифов, предусматривающий расчет необходимой валовой выручки с учетом возврата инвестированного капитала в установленный срок и получения дохода на инвестированный капитал;

"метод индексации конечного тарифа" - метод формирования тарифов, предусматривающий умножение тарифов, установленных в предшествующий период, на индексы, отражающие изменение условий деятельности субъекта естественной монополии;

"метод сравнительного анализа" - метод формирования тарифов, предусматривающий расчет необходимой валовой выручки с учетом сравнения эффективности деятельности данного субъекта естественной монополии в группе субъектов естественных монополий, сопоставимых по экономическим и техническим характеристикам;

"метод экономически обоснованных расходов (затрат)" - метод формирования тарифов на основе расчета необходимой валовой выручки от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования;

"необходимая валовая выручка" - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимый субъекту естественной монополии для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования. В случае если для субъекта естественной монополии устанавливаются несколько тарифов (ставок, сборов) и (или) конечные тарифы имеют несколько сегментных составляющих, необходимая валовая выручка (далее - НВВ) рассчитывается (разбивается) на несколько соответствующих составляющих;

"норма доходности инвестированного капитала" - прибыль, выраженная в процентном отношении к инвестированному капиталу;

"общий рынок" - экономическое пространство, в котором обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов;

"операционные расходы (затраты)" - расходы (затраты), связанные с осуществлением регулируемой деятельности, за исключением амортизации основных средств, расходов на обслуживание заемных средств, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, расходов по оплате услуг, оказываемых субъектами естественных монополий, а также налогов и сборов, предусмотренных нормативными правовыми актами государств-членов;

"органы государств-членов" - органы государств-членов, осуществляющие регулирование и (или) контроль за деятельностью субъектов естественных монополий;

"период регулирования" - период, на который устанавливаются тарифы и который составляет, как правило, не менее 12 месяцев;

"потребитель" - субъект гражданского права (физическое или юридическое лицо), пользующийся или намеревающийся пользоваться оказываемыми субъектами естественных монополий услугами;

"размер инвестированного капитала" - величина инвестированного капитала, установленная с учетом результатов независимой оценки при переходе к регулированию тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

"регулируемая деятельность" - деятельность субъектов естественных монополий, в рамках которой расчеты за продукцию (услуги) субъектов естественных монополий осуществляются по тарифам, которые в соответствии с нормативными правовыми актами государств-членов подлежат государственному регулированию;

"срок возврата инвестированного капитала" - срок, в течение которого капитал, инвестированный в создание активов, введенных в эксплуатацию, будет в полном объеме возвращен субъекту естественной монополии, осуществляющему регулируемую деятельность;

"уровень надежности и качества реализуемой продукции (услуг)" - совокупность показателей, отражающих качественные характеристики реализуемой продукции (услуг) субъектов естественных монополий;

"чистый оборотный капитал" - разность между величиной текущих активов и величиной текущих обязательств субъектов естественных монополий, определяемая органами государств-членов с учетом максимального и минимального значения норматива чистого оборотного капитала, устанавливаемого на долгосрочный период регулирования в процентах от НВВ;

"экономия операционных расходов" - снижение уровня фактических операционных расходов по сравнению с уровнем плановых расходов предыдущего года за вычетом величины, характеризующей изменение уровня расходов, предусмотренного индексом эффективности операционных расходов.

III. Услуги субъектов естественных монополий, в отношении которых тарифы регулируются государством

     

1. Сфера транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам


Положения настоящей Методологии распространяются на следующий минимальный перечень регулируемых услуг, оказываемых субъектами естественных монополий в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам:

1) услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам:

перекачка нефти по магистральным трубопроводам;

выполнение заказа и диспетчеризация поставок нефти по магистральным трубопроводам (операторская деятельность по единой маршрутизации);

прием нефти в систему магистральных трубопроводов;

налив нефти из системы магистральных трубопроводов в танкера;

налив нефти из системы магистральных трубопроводов в железнодорожные цистерны;

налив нефти из системы магистральных трубопроводов в автоцистерны;

слив нефти с железнодорожных цистерн в систему магистральных трубопроводов;

слив нефти с автоцистерн в систему магистральных трубопроводов;

2) услуги по транспортировке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам:

перекачка нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, включая отводы, ответвления и подключения;

выполнение заказа и диспетчеризация поставок нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

сдача нефтепродуктов в систему магистральных трубопроводов;

налив нефтепродуктов из системы магистральных трубопроводов в танкера;

налив нефтепродуктов из системы магистральных трубопроводов в железнодорожные цистерны;

налив нефтепродуктов из системы магистральных трубопроводов в автоцистерны.

2. Сфера передачи и распределения электроэнергии


Положения настоящей Методологии распространяются на минимальный перечень услуг, оказываемых субъектами естественных монополий в сфере передачи и распределения электроэнергии, включающий услуги по передаче и (или) распределению электроэнергии.

3. Сфера железнодорожных перевозок


Минимальный перечень услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта, оказываемых субъектами естественных монополий, приведен в таблице.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»