АДМИНИСТРАЦИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2013 года N 87-п
Об утверждении окружной программы "Развитие торговли на территории Ненецкого автономного округа на 2013-2015 годы"
{В редакции постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 05.06.2013 N 214-п, от 28.06.2013 N 265-п, от 04.09.2013 N 338-п}
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Администрации Ненецкого автономного округа от 23 января 2014 года N 13-п
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", законом Ненецкого автономного округа от 16.02.2012 N 1-оз "О порядке разработки окружной и муниципальных программ развития торговли в Ненецком автономном округе", распоряжением Администрации Ненецкого автономного округа от 07.06.2012 N 52-р "О разработке окружной программы развития торговли" Администрация Ненецкого автономного округа
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую окружную программу "Развитие торговли на территории Ненецкого автономного округа на 2013-2015 годы".
2. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Заместитель главы Администрации
Ненецкого автономного округа -
руководитель Аппарата Администрации
Ненецкого автономного округа И.А. Кузнецов
Окружная программа "Развитие торговли на территории Ненецкого автономного округа на 2013-2015 годы"
Наименование Программы | "Развитие торговли на территории Ненецкого автономного округа на 2013-2015 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Администрации Ненецкого автономного округа от 07.06.2012 N 52-р |
Государственный заказчик программы | Управление агропромышленного комплекса и торговли Ненецкого автономного округа |
Цели Программы | - реализация государственной политики в области торговой деятельности в целях создания условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары по доступным ценам; |
Задачи Программы | Основные задачи Программы: |
Сроки и этапы реализации Программы | Программа рассчитана на 2013-2015 годы. |
Перечень основных мероприятий Программы | - совершенствование форм и методов правового регулирования в сфере торговли; |
Объёмы и источники финансирования Программы | Финансирование Программы: |
Целевые показатели Программы | - увеличение роста оборота розничной торговли, количества торговых объектов различных форматов; |
Организация контроля за реализацией Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляется Администрацией Ненецкого автономного округа, Управлением финансов Н енецкого автономного округа. |
Торговля является одной из важнейших составляющих экономики, оказывающих значительное влияние на качество жизни населения.
За последние годы в сфере торговли на территории округа происходят позитивные количественные и качественные изменения.
Розничная торговая сеть на территории Ненецкого автономного округа на 1 января 2013 года насчитывает 238 предприятий торговли, состоящие из 402 торговых объектов, в том числе 102 торговых объекта расположены в сельских поселениях. Средняя численность работников организаций торговли составляет 972 человека.
Потребительская кооперация представлена одним городским и десятью сельскими потребительскими обществами, объединёнными в Ненецкий окружной союз потребительских обществ.
Оптовую торговлю в округе осуществляет одно оптовое предприятие (склад), реализующее алкогольную продукцию.
В 2012 году оборот розничной торговли в Ненецком автономном округе составил 6 073,7 миллиона рублей, что в товарной массе составляет 105,1 % к 2011 году. Оборот оптовой торговли в 2012 году составил - 19 328,2 миллиона рублей.
Оборот розничной торговли на 100% формируется торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями вне рынка.
Структура формирования оборота розничной торговли Ненецкого автономного округа в 2012 году:
малые предприятия - 36,7 %;
субъекты среднего предпринимательства - 17,9 %;
индивидуальные предприниматели вне рынка - 30,1 %;
организации, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства - 15,3 %.
В общем розничном товарообороте на селе товарооборот потребительской кооперации составляет до 90,0 %. Потребительская кооперация осуществляет оптовую и розничную торговлю на территории 34 поселений в 44 магазинах.
Сохраняется проблема обеспечения товарами и услугами повседневного спроса населения в труднодоступных и малонаселённых пунктах округа.
Состояние и тенденции развития потребительского рынка округа свидетельствуют о наличии в торговой отрасли ряда проблем.
Одной из основных проблем является отсутствие автомобильных дорог и железнодорожного транспорта. Ограниченные сроки морской и речной навигации значительно повышают стоимость доставки продовольственных и иных товаров в населённые пункты округа. Около 9% продовольствия доставляется в сельские поселения авиатранспортом, морским и речным ? 59,2 %, зимником ? 31,8 %.
Формирование цены на товары напрямую зависит от транспортных тарифов.
Имеет место дифференциация цен на одноимённые товары, в том числе на товары первой необходимости, как в разрезе населённых пунктов, так и в разрезе торговых точек одного поселения.
Большинство хозяйствующих субъектов (индивидуальных предпринимателей, а также граждан занимающихся огородничеством и животноводством) не имеют доступа к торговым площадям для цивилизованной реализации произведённой ими продукции.
Качество торгового обслуживания в силу целого ряда факторов не удовлетворяет потребности жителей округа.
Для увеличения показателя оборота розничной торговли на душу населения необходимо способствовать развитию конкуренции на потребительском рынке округа.
Необходимо развитие такого направления как ярмарочная торговля, которое может быть приурочено к отраслевым праздникам или иным другим событиям и мероприятиям, с участием местных товаропроизводителей, поскольку данный формат торговли является одним из основных путей по расширению возможностей реализации продукции сельхозтоваропроизводителей напрямую потребителям, минуя посредников.
Развитие потребительского рынка округа свидетельствует о наличии возможности для его дальнейшего роста на среднесрочную перспективу.
Реализация программы будет направлена на преодоление слабых сторон в вопросе обеспечения услугами торговли.
Существующие проблемы в торговле носят комплексный, долгосрочный характер и требуют согласованных действий органов исполнительной власти округа, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов округа, осуществляющих производство и поставку товаров.
Реализация Программы направлена на создание благоприятных условий для развития торговой деятельности на территории Ненецкого автономного округа в целях обеспечения доступности товаров для населения, поддержки товаропроизводителей и достижения равной конкурентной среды для всех участников товарного рынка.
Целью программы является реализация государственной политики в области торговой деятельности по созданию условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары по доступным ценам в пределах территориальной доступности, создание современной торговой инфраструктуры, повышение качества торгового обслуживания населения, распространение положительного опыта ведения торговой деятельности.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей торговую деятельность;
кадровое обеспечение торговой отрасли округа (совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров, повышение качества и культуры торгового обслуживания потребителей);
стимулирование субъектов торговли к участию в семинарах, конкурсах, ярмарках, выставках с целью развития и повышения их статуса;
строительство новых, реконструкция и модернизация действующих торговых объектов в сельских поселениях округа;
повышение ценовой и территориальной доступности товаров (в том числе лекарственных средств);
развитие информационной инфраструктуры торговой отрасли.
Программа рассчитана на 2013-2015 годы без деления на этапы.
Окружная программа развития торговли на 2013-2015 годы предусматривает меры по реализации нескольких направлений развития торговли, направленных на решение конкретных задач Программы. Перечень программных мероприятий и объёмы финансирования представлены в Приложении 1 к настоящей Программе.
Финансирование Программы осуществляется за счёт средств окружного бюджета и бюджетов муниципальных образований. Общий объём средств направляемых на финансирование Программы, составляет:
(тыс. руб.)
Общая сумма | Окружной бюджет | Бюджет МО "МР Заполярный район" | Бюджет МО "ГО "Город Нарьян-Мар" | |
Всего по программе | 47 003,9 | 46 529,5 | 467,2 | 7,2 |
2013 | 24 235,8 | 23 981,2 | 254,6 | 0 |
2014 | 13 727,2 | 13 593,7 | 130,0 | 3,5 |
2015 | 9 040,9 | 8 954,6 | 82,6 | 3,7 |
Государственным заказчиком Программы является Управление агропромышленного комплекса и торговли Ненецкого автономного округа.
Государственный заказчик Программы отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств окружного бюджета, разрабатывает и предоставляет бюджетную заявку на ассигнования из окружного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также готовит отчёты и пояснительные записки о ходе реализации Программы за прошедший период (ежеквартально, по итогам года, по окончании срока реализации программы).
Механизм реализации программы предусматривает:
1) предоставление за счёт средств окружного бюджета субсидии бюджету муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на финансирование расходных обязательств городского округа, возникающих при выполнении полномочий по вопросам организации проведения курсов повышения квалификации и семинаров для работников торговой отрасли, организации и проведения ярмарок.
2) предоставление за счёт средств окружного бюджета субсидий бюджету муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район" на возмещение части затрат на доставку лекарственных средств из города Нарьян-Мара в сельские населённые пункты округа, приобретение модульных зданий торговых объектов в населённые пункты; приобретение транспортных средств для доставки товаров народного потребления в сельские поселения.
Порядок предоставления субсидий за счёт средств окружного бюджета бюджетам муниципальных образований утверждается постановлением Администрации Ненецкого автономного округа.
Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашений, заключённых между государственным заказчиком Программы и муниципальными образованиями. Соглашения предусматривают цели, условия, порядок предоставления субсидий, порядок возврата субсидий, не использованных в отчётном финансовом году, согласие получателей субсидий на осуществление главным распорядителем средств окружного бюджета, предоставившим субсидию, и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий целей и порядка их предоставления, а также целевого и эффективного использования приобретённых за счёт средств окружного бюджета транспортных и основных средств.
Софинансирование мероприятий Программы за счёт средств бюджетов муниципального образования "Муниципальный район "Заполярный район" и муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" составляет не менее 1 % от общего объёма затрат на реализацию программных мероприятий. Субсидии предоставляются при наличии разработанной и утверждённой муниципальной программы развития торговли.
Остаток неиспользованных субсидий подлежит возврату в доход окружного бюджета в установленном порядке.
Получатель субсидий несёт ответственность за целевое использование субсидий и достоверность сведений, предоставляемых государственному заказчику в отчётах и документах.
Внесение изменений в Программу, в том числе включение в неё новых программных мероприятий, а также изменение срока её реализации осуществляются в установленном порядке по предложению государственного заказчика Программы.
Выполнение системы намеченных мероприятий позволит усовершенствовать нормативную правовую базу для осуществления торговой деятельности, приведёт к развитию инфраструктуры потребительского рынка.