Недействующий

Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие системы профессионального обучения и среднего профессионального образования Чеченской Республики на 2013-2015 годы"

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Республиканская целевая программа "Развитие системы профессионального обучения и среднего профессионального образования Чеченской Республики на 2013-2015 годы" (далее - Программа) является документом, определяющим общую стратегию, основные направления, принципы, цели и задачи развития профессионального образования Чеченской Республики и механизмы их реализации, позволяющие получить намеченные результаты. Необходимость кадрового обеспечения экономического роста республики и реализации масштабных инвестиционных проектов, развитие малого и среднего бизнеса, стратегические приоритеты социально-экономического развития Чеченской Республики ставят новые задачи перед республиканской системой профессиональной подготовки и среднего профессионального образования. В этих условиях систему профессионального образования республики следует рассматривать как основной ресурс ее социально-экономического развития, как инвестиции в человеческий капитал.

Проблемы с квалификацией кадров существуют практически во всех отраслях экономики (строительство, энергетика, машиностроение, туризм, санаторно-курортная сфера, пищевая промышленность, сельское хозяйство, и др.), что требует от системы усовершенствования программ подготовки и переподготовки кадров с учетом требований развивающейся экономики и современных стандартов.

Программа развивает основные принципы образовательной политики Чеченской Республики и разработана в соответствии с:

Конституцией Российской Федерации;

Конституцией Чеченской Республики;

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Указом Президента Российской Федерации "О долгосрочной экономической политике" от 7 мая 2012 года N 596;

Указом Президента Российской Федерации "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" от 7 мая 2012 года N 599;

Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р;

Дорожной картой "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года N 2620-р;

Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61 (далее - Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы);

Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 года N 1485-р.;

Законом Чеченской Республики от 14 декабря 2006 года N 52-рз "Об образовании в Чеченской Республике";

Постановлением Правительства Чеченской Республики от 11 октября 2011 года N 151 "Порядок разработки, утверждения, реализации, мониторинга, оценки эффективности реализации, изменения (корректировки) или досрочного прекращения республиканских целевых программ".

Состояние и уровень развития отраслей промышленности республики имеют первостепенное значение для обеспечения национальной безопасности и во многом определяют технологический прогресс в важнейших сферах экономики, таких как машиностроение, связь, автомобилестроение, топливно-энергетический комплекс, нефтехимия, информационные системы и технологии, аграрный комплекс, строительство, здравоохранение и другие. Все это потребует подготовку нового типа рабочих и служащих, которых должны обучать в организациях профессиональной подготовки и среднего профессионального образования республики по федеральным образовательным стандартам третьего поколения. Предполагается расширение возможностей участия работодателей на всех этапах образовательного процесса на условиях принципа солидарной ответственности: формирование компетенций, оценка качества и аккредитация образовательных программ, целевой заказ на подготовку, предоставление рабочих мест для проведения производственной практики, трудоустройство.

Падение престижа технического образования, дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, растущие объемы информации и быстрое ее устаревание, инновационное развитие техники и технологий и в связи с этим, повышенные требования к компетенциям специалистов со стороны работодателей - вот небольшой перечень причин, которые обуславливают поиск новых форм организации образовательной системы.

В период 2006-2011 годов потенциал системы начального и среднего профессионального образования Чеченской Республики был направлен на решение следующих задач:

подготовка рабочих кадров, расширение практики прямых договоров с предприятиями и частными лицами, службами занятости населения, удовлетворение кадровых потребностей отраслей экономики республики;

создание необходимых условий для повышения эффективности действующей системы подготовки молодежи, вступающей в трудовую жизнь, совершенствование мер по трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников образовательных организаций профессионального образования;

совершенствование воспитательного процесса, создание условий для развития личности и реализации ее индивидуальных возможностей;

сохранение и укрепление учебно-материальной базы образовательных организаций профессионального образования;

социальная и правовая защита обучающихся, детей-сирот; развитие кадрового потенциала образовательных организаций.

В настоящее время в системе среднего профессионального образования Чеченской Республики функционируют 23 образовательные организации, которые осуществляют образовательную деятельность в основном в городах Грозный, Гудермес и Аргун. По программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих обучается около 7,5 тыс. человек.

Подготовка в профессиональных образовательных организациях, реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, ведется по 29 профессиям. Все профессиональные образовательные организации ведут подготовку по пяти и более профессиям.

Анализ распределения контингента студентов по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих показывает, что наибольшее их количество обучается по профессиям, относящимся к таким отраслям, как строительство, сельское хозяйство, транспорт, сфера обслуживания.

По программам подготовки специалистов среднего звена обучается более 13,5 тысяч человек. Подготовка кадров ведется по 12 укрупненным группам специальностей (УГС) по 32 специальностям СПО.

Наибольшее количество студентов обучается по таким группам специальностей, как "Экономика и управление", "Здравоохранение", "Педагогика".

К позитивным изменениям в сфере профессионального образования ЧР можно отнести следующие факты: