В настоящее время министерством экономического развития Астраханской области осуществляется формирование комплексной системы стратегического планирования социально-экономического развития Астраханской области.
Для этого принят Закон Астраханской области от 03.07.2009 N 53/2009-ОЗ "О стратегическом планировании социально-экономического развития Астраханской области" (далее - Закон), который устанавливает основные принципы и порядок осуществления стратегического планирования социально-экономического развития Астраханской области, а также определяет полномочия его участников.
Постановлением Правительства Астраханской области от 24.02.2010 N 54-П утверждена Стратегия социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, которая ориентирована на новый ресурсный портфель, связанный с ускоренным технологическим ростом, радикальным повышением производительности труда и капитала.
Первым шагом на пути к достижению установленных целей развития Астраханской области и пусковым механизмом реализации Стратегии является реализация Программы социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы, утвержденной Законом Астраханской области от 22.12.2010 N 86/2010-ОЗ, которая определяет основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области на этот период.
Однако для успешного функционирования системы, принятия долгосрочных решений в социальной сфере, в экономике региона необходима эффективная координация инструментов государственного управления (целевых программ, долгосрочного и среднесрочного прогноза, доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства области, показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти), которые должны быть связаны в единый действенный механизм.
Отсутствие нормативно-правового регулирования всей деятельности по стратегическому управлению на федеральном уровне осложняет процесс координации указанных инструментов как по конечным результатам, так и по финансовым ресурсам.
Кроме того, существует недостаток инструментов оценки и предвидения изменения ситуации в социально-экономическом развитии региона на перспективу, так как нет общей картины результатов целевых мониторинговых исследований.
Решение указанных проблем возможно путем приобретения и внедрения специализированных автоматизированных комплексов, которые позволят обеспечить взаимную увязку инструментов регионального госуправления по целям, срокам и мерам, а также координацию реализации мероприятий Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года.
Кроме того, данная интегрированная система позволит синхронизировать краткосрочные и среднесрочные планы и целевые программы, эффективность выполнения поставленных стратегических целей и тактических задач, что в свою очередь повысит эффективность деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области в сфере прогнозирования и принятия решений исполнительными органами государственной власти Астраханской области.
В рамках внедрения автоматизированного комплекса необходимо также учесть такую важную часть экономической системы Астраханской области как обеспечение эффективности размещения заказов для государственных нужд. В 2008 году в целях создания единого информационного пространства для всех участников процесса формирования и размещения государственного заказа на территории области внедрена автоматизированная система управления заказом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Астраханской области (далее - система). Система позволила обеспечить гласность и прозрачность размещения заказов, повышение оперативности взаимодействий исполнительных органов государственной власти и их подведомственных учреждений, занимающихся планированием, размещением и исполнением государственного заказа, автоматизировать информационно-аналитическую поддержку принятия управленческих решений на всех этапах реализации государственного заказа Астраханской области. В целях поддержания системы в рабочем состоянии возникает потребность обновления существующей версии и ее текущего сопровождения.
Внедрение автоматизированных комплексов актуализирует потребность в обучении их пользователей. Кроме того, существует потребность в повышении профессиональных знаний руководителей и специалистов всех уровней, совершенствовании их квалификации и обмене опытом в сфере стратегического управления. Это позволяет сделать вывод о необходимости организации, проведения, а также участия в семинарах, тренингах и форумах по повышению эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области в сфере стратегического управления.
Поскольку внедрение автоматизированных систем, как и проведение обучающих семинаров, находится в компетенции исполнительного органа государственной власти Астраханской области, решение отмеченных проблем целесообразно проводить на ведомственном уровне.