ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2012 года N 300-ПП

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОЭТАПНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2012 - 2018 ГОДЫ

(в редакции Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 09.07.2013 N 199-ПП, от 17.08.2016 N 154-ПП)


В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики на 2012 - 2018 годы (далее - Программа).

2. Исполнительным органам государственной власти Кабардино-Балкарской Республики ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Министерство труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики информацию о ходе реализации Программы.

(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17.08.2016 N 154-ПП)

3. Министерству труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики обеспечить представление один раз в полугодие до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Правительство Кабардино-Балкарской Республики и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации доклада о ходе выполнения Программы.

(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17.08.2016 N 154-ПП)

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кабардино-Балкарской Республики разработать и принять программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в муниципальных учреждениях на 2012 - 2018 годы.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики.

(п. 5 введен Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 09.07.2013 N 199-ПП; в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17.08.2016 N 154-ПП)

Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
Р.ХАСАНОВ






Утверждена
Постановлением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 29 декабря 2012 года N 300-ПП

ПРОГРАММА ПОЭТАПНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2012 - 2018 ГОДЫ

  (в редакции Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17.08.2016 N 154-ПП)


 I. Общие положения


Основаниями для разработки Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики (далее - Программа) являются:

Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах;

Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах;

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р.

Реализация Программы осуществляется:

в отношении государственных учреждений Кабардино-Балкарской Республики - в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики;

в отношении муниципальных учреждений - в порядке, установленном решениями органов местного самоуправления.

Общее методическое руководство работой по реализации Программы осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики.

(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17.08.2016 N 154-ПП)

Методическое руководство работой по реализации Программы осуществляют исполнительные органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере.


II. Анализ текущей ситуации по формированию системы оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений


В настоящее время в Кабардино-Балкарской Республике в учреждениях социальной сферы работают свыше 60 тыс. человек, из них большая часть - в сфере образования (30,6 тыс. человек), а также в сферах здравоохранения и предоставления социальных услуг - свыше 22 тыс. человек.

Система оплаты труда работников государственных учреждений установлена в соответствии с Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 августа 2008 года N 196-ПП. Эта система и системы оплаты труда, введенные с учетом норм, установленных указанным Постановлением, органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органами местного самоуправления соответственно, позволили реализовать более гибкие подходы к регулированию оплаты труда в зависимости от квалификации работников и сложности труда, существенно расширить самостоятельность учреждений в решении вопросов оплаты труда работников с одновременным повышением ответственности руководителей учреждений, повысить роль стимулирующих выплат, которые в настоящее время составляют в государственных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики и муниципальных учреждениях от 20 до 47 процентов. Структура фонда оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях приведена в приложении N 1 к настоящей Программе.

Введение новых систем оплаты труда позитивно повлияло на динамику роста заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений.

В 2011 году средняя заработная плата работников государственных учреждений Кабардино-Балкарской Республики в сфере образования составила 9851,4 рублей, в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг средняя заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений составила 9523,5 рублей, в сфере организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - 9845,8 рублей.

По данным Федеральной службы государственной статистики за январь - сентябрь 2012 года, соотношение средней заработной платы работников отраслей социальной сферы и средней заработной платы в Кабардино-Балкарской Республике составляет: в образовании - 71,9 процента, или 11242,2 рубля, в здравоохранении и предоставлении социальных услуг - 68,5 процента, или 10703,3 рубля, в сфере организации отдыха и развлечений, культуры и спорта - 66,9 процента, или 10455,0 рублей. Сводные данные по численности и средней заработной плате по отраслям бюджетной сферы КБР за 9 месяцев 2012 года приведены в приложении N 2 к настоящей Программе.

Анализ показал:

не заполнены штаты практически во всех сферах деятельности, что дает возможность увеличить заработную плату за счет увеличения объема работы или совмещения. Данный факт объясняет высокий уровень внешнего и внутреннего совместительства в учреждениях. Повышение заработной платы не должно достигаться путем увеличения количества совмещаемых ставок, оно должно быть увязано с показателями оценки деятельности работников;

заработная плата работников АУП во всех отраслях бюджетной сферы (кроме здравоохранения и образования) превышает заработную плату работников основного персонала, выполняющего основные уставные функции учреждений, на 8 процентов в учреждениях культуры, на 13 процентов в учреждениях занятости населения, на 43 процента в учреждениях социальной защиты и 48 процентов в учреждениях спорта и туризма.

Практика применения новых условий оплаты труда показала, что в полной мере решить задачу стимулирования работников с учетом результатов их труда удалось не во всех учреждениях.

Во многих случаях показатели и критерии эффективности деятельности работников учреждений недостаточно проработаны, а их применение носит формальный характер. В системах оплаты труда работников учреждений во многих случаях сохранились ранее применявшиеся выплаты стимулирующего характера, имеющие низкую эффективность в современных условиях (например, добросовестное выполнение обязанностей, интенсивность труда, качество труда и др. без указания конкретных измеримых параметров).

В ряде учреждений стимулирующие выплаты применяются в качестве гарантированной части заработка, которая не увязана с результатами труда. Основной причиной этого является низкий размер тарифной части заработной платы, а также низкая конкурентоспособность учреждений на региональных рынках труда. В результате учреждение вынуждено премировать персонал не в зависимости от результатов труда, а в связи с необходимостью удержания имеющихся работников.

Введение новых систем оплаты труда привело к значительным, не всегда обоснованным различиям в оценке сложности и результатов труда.

Анализ внедрения новых систем оплаты труда свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования системы оплаты труда с целью:

сокращения разрыва между средним уровнем оплаты труда работников учреждений и средним уровнем заработной платы по Кабардино-Балкарской Республике;

устранения необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений;

совершенствования системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников, установления указанных критериев и показателей в учреждениях, где они в настоящее время отсутствуют;

отмены стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников;

определения оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок.

С 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" изменились подходы к финансовому обеспечению деятельности учреждений.

В этой связи системы оплаты труда должны быть адаптированы к новым условиям деятельности учреждений, настроены на решение задач развития соответствующих отраслей, повышения качества оказываемых услуг и обеспечения соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда.


III. Цели и задачи Программы


Программа предусматривает реализацию комплекса организационных, методических и контрольных мер, направленных на сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности работы в учреждениях, обеспечение соответствия оплаты труда работников качеству оказания ими государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Достижение целей Программы требует решения следующих основных задач:

совершенствование системы оплаты труда работников учреждений, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений;

развитие кадрового потенциала работников учреждений;

создание организационных и правовых условий для достижения целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597) и Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761).

Системы оплаты труда работников учреждений должны обеспечивать:

дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности;

установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.

Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются:

в государственных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики;

в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

План мероприятий Программы на 2012 - 2018 годы приведен в приложении N 3 к настоящей Программе.


IV. Мероприятия Программы


Совершенствование основных элементов системы оплаты труда (выплат по окладам (должностным окладам), тарифным ставкам, компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера) предусматривается путем реализации ряда мероприятий.

Совершенствование установления окладов (должностных окладов), тарифных ставок будет осуществляться исходя из более полного учета при оплате труда сложности труда работников на основе актуализации:

профессионально-квалификационных требований к работникам профессиональных квалификационных групп, устанавливаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации;

типовых норм труда, устанавливаемых федеральными органами исполнительной власти в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года N 804;

норм труда, устанавливаемых локальными нормативными актами;

содержания трудовых функций по соответствующим должностям в трудовых договорах в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком;

рекомендуемых исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики для подведомственных учреждений минимальных окладов (ставок) по профессиональным квалификационным группам и повышающих коэффициентов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп.

Планируется также проработка вопросов по установлению базовых окладов по профессиональным квалификационным группам.

Установление компенсационных выплат должно осуществляться в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами и соглашениями.

Совершенствование системы стимулирующих выплат будет осуществляться исходя из необходимости увязки повышения оплаты труда с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) на основе:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»