ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 6 сентября 2016 года N 377-р

[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНУЮ КАРТУ") "ПОВЫШЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В УСТАНОВЛЕННЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА 2016-2020 ГОДЫ)", УТВЕРЖДЕННЫЙ РАСПОРЯЖЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 12.10.2015 N 411-Р]


Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности (на 2016-2020 годы)", утвержденный распоряжением Правительства Республики Дагестан от 12 октября 2015 года N 411-р (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2016, 16 мая, N 05002000826).

Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Дагестан
А.КАРИБОВ






Утверждены
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 6 сентября 2016 года N 377-р

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНУЮ КАРТУ") "ПОВЫШЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В УСТАНОВЛЕННЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА 2016-2020 ГОДЫ)"


План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности (2016-2020 годы)" изложить в следующей редакции:

"Утвержден
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 12 октября 2015 г.
(в редакции распоряжения
Правительства Республики Дагестан
от 6 сентября 2016 года N 377-р)

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В УСТАНОВЛЕННЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2016-2025 ГОДЫ)"


 I. Обоснование целей обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг, а также мероприятий по их достижению в установленные сроки


План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности (2016-2025 годы)" (далее - "дорожная карта") разработан в соответствии с:

Конвенцией о правах инвалидов;

Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов";

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 года N 599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности";

поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева от 12 декабря 2014 года N ДМ-П12-9175;

методическим пособием "Основные нормы законодательных и иных нормативных правовых актов, государственных стандартов, сводов, правил, строительных норм и правил, санитарных норм по вопросам обеспечения условий доступности для инвалидов услуг и объектов, на которые предоставляются услуги", направленным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 17 марта 2015 года N 13-6/10/П-1369).

Основной целью разработки "дорожной карты" является обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) на территории Республики Дагестан.

В Республике Дагестан в настоящее время проживает около 260 тыс. инвалидов (из них более 34 тыс. - дети-инвалиды), что составляет около 9 процентов от общей численности населения республики.

Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Республики Дагестан. Устранение существующих барьеров для инвалидов во всех сферах их жизнедеятельности является важной социальной задачей.

Многие объекты социальной инфраструктуры не соответствуют требованиям строительных норм и правил по обеспечению доступности для инвалидов и других МГН: отсутствие пандусных съездов, узкие дверные проемы, наличие высоких порогов, необорудованные зоны оказания услуг и санитарно-гигиенические помещения.

Систему социальной защиты населения республики составляют 53 центра занятости населения, 52 управления социальной защиты населения, 80 учреждений социального обслуживания населения, размещающихся в 310 зданиях. Из них только 70 процентов объектов (от общей численности) условно доступны или частично доступны для всех категорий инвалидов (доступны специально выделенные зоны и участки объектов, созданы адаптированные места приема граждан).

Аналогичная ситуация складывается и в других социальных отраслях.

Система здравоохранения в Республике Дагестан представлена 1453 учреждениями. Всего учреждения здравоохранения республики имеют 2833 здания, из которых только 35 процентов оборудовано специальными устройствами для инвалидов (пандусными съездами, поручнями, перилами, подъемными лифтами).

В большей части зданий учреждений санитарно-гигиенические зоны не оснащены вспомогательными средствами для обслуживания инвалидов. Кроме того, остается актуальной проблема оснащения учреждений здравоохранения реабилитационным оборудованием, адаптированным для инвалидов, с целью повышения доступности и качества предоставления услуг.

Анализ работы в сфере образования инвалидов позволил выявить следующие проблемы:

недостаток специального оборудования для обучения инвалидов и детей-инвалидов;

отсутствие системы переподготовки педагогических кадров специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

нехватка учебников, особенно для начальной школы, для слепых и слабовидящих детей, учебно-методической литературы для специальных (коррекционных) учреждений;

недостаточная адаптированность инфраструктуры образовательных учреждений для инвалидов;

необходимость открытия специального (коррекционного) учреждения VI вида для детей с заболеванием опорно-двигательного аппарата, V вида - для учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Доля инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, относительно общей численности данной категории населения в республике составляет около 0,9 процента. Невысокий уровень данного показателя связан как с низкой обеспеченностью муниципальных образований спортивными объектами в целом, так и с отсутствием спортивных сооружений, приспособленных для занятий инвалидов.

В систему учреждений культуры в Республике Дагестан входят: 11 театрально-зрелищных учреждений, 4 библиотеки, 4 музея с 36 филиалами в городах и районах республики, 15 концертных организаций, 3 учреждения дополнительного образования и 4 учреждения среднего профессионального образования, Республиканский учебно-методический центр, Республиканский дом народного творчества, но не все они приспособлены для инвалидов и других МГН.

Персональный доступ граждан с ограниченными возможностями к объектам культурного наследия в большинстве случаев обеспечивается сотрудниками учреждений культуры ввиду отсутствия специальных технических приспособлений. В связи с этим необходимо внедрять в практику работы учреждений культуры адаптивные технологии, позволяющие обеспечить свободный доступ инвалидов к информационным ресурсам в целях их социальной интеграции в общество. Также необходимо предусмотреть в театрах и концертных залах установку оборудования для увеличения слышимости для людей с нарушением слуха, в том числе индукционные петли.

Транспортная инфраструктура в Республике Дагестан в значительной степени не приспособлена для передвижения инвалидов и других МГН. Пешеходная часть улиц в большинстве случаев не обеспечивает передвижение инвалидов в креслах-колясках, создает дополнительные трудности для МГН. Общественный транспорт не оборудован специальными устройствами для перевозки инвалидов и других МГН, в связи с чем необходима модернизация парка подвижного состава автомобильного транспорта.

Следствием нерешенности проблемы формирования доступной среды для инвалидов являются:

высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации;

негативное отношение к инвалидам в обществе, социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющая необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний;

дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, негативно отражающаяся на занятости, образовательном и культурном уровне инвалидов, уровне и качестве их жизни, увеличивающая потребность в бюджетных средствах для обеспечении доходов и предоставления им мер социальной поддержки.

Решение задач по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Республике Дагестан представляется целесообразным путем проведения комплекса мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидов программно-целевым методом как наиболее эффективным в социальной интеграции и реабилитации инвалидов.

"Дорожная карта" призвана обеспечить комплексный подход в реализации мероприятий по повышению значений показателей доступности объектов социальной инфраструктуры: здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, а также транспортной инфраструктуры.

"Дорожной картой" предусмотрена реализация мер по устранению сохраняющихся барьеров, препятствующих повышению доступности и расширению спектра социальных услуг для всех категорий инвалидов и МГН, а также по оборудованию учреждений здравоохранения приспособлениями, устраняющими барьеры на пути следования инвалидов и других МГН при посещении данных учреждений (установка пандусов, поручней, подъемных устройств, расширение дверных проемов, приспособление путей движения внутри зданий для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-каталках, средств ориентации для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху).

Также предусмотрена реализация необходимых мероприятий по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов. Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволит избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с детьми, не имеющими отклонений в развитии, что будет способствовать эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

В "дорожную карту" включены мероприятия, в том числе:

по поддержке учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в целях обеспечения доступа инвалидов к занятиям физической культурой и спортом (приобретение специализированного оборудования для занятий с инвалидами, имеющими различные степени и формы ограничений);

по адаптации учреждений культуры и искусства для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими МГН с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности для обеспечения доступа к учреждениям культуры и информационному пространству.


  II. Таблица повышения показателей доступности для инвалидов объектов и услуг

N п/п

Наименование показателя доступности для инвалидов объектов и услуг

Единица измерения

Значения показателей

Структурное подразделение (должностное лицо), ответственное за мониторинг и достижение запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2020-2025 годы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Удельный вес построенных и введенных с 1 июля 2016 года в эксплуатацию объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в которых предоставляются услуги населению, а также используемых для перевозки населения транспортных средств, полностью соответствующих требованиям доступности для инвалидов объектов и услуг (от общего количества вновь вводимых объектов и используемых для перевозки населения транспортных средств)

процентов

100

100

100

100

100

100

Минтруд РД,
Минздрав РД,
Минобрнауки РД,
Минкультуры РД,
Минтрансэнергосвязь РД,
Мининформ РД,
Минспорт РД,
Минпромторг РД,
Минтуризм РД,
Минстрой РД,
органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию)

2.

Удельный вес существующих объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, которые в результате проведения после 1 июля 2016 года на них капитального ремонта, реконструкции, модернизации полностью соответствуют требованиям доступности для инвалидов объектов и услуг (от общего количества объектов, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию)

процентов

90

100

100

100

100

100

Минтруд РД,
Минздрав РД,
Минобрнауки РД,
Минкультуры РД,
Минтрансэнергосвязь РД,
Мининформ РД,
Минспорт РД,
Минпромторг РД,
Минтуризм РД,
Минстрой РД,
органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию)

3.

Удельный вес приоритетных объектов, на которых обеспечиваются условия индивидуальной мобильности инвалидов и возможность для самостоятельного их передвижения по зданию (и при необходимости - по территории объекта) (установка пандусов, поручней, подъемных устройств, расширение дверных проемов, приспособление путей движения внутри зданий для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-каталках, средств ориентации для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху)

процентов

56

67

78

89

100

100

Минтруд РД,
Минздрав РД,
Минобрнауки РД,
Минкультуры РД,
Минтрансэнергосвязь РД,
Мининформ РД,
Минспорт РД,
Минпромторг РД,
Минтуризм РД,
Минстрой РД,
органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию)

4.

Удельный вес объектов, на которых обеспечено сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи

процентов

100

100

100

100

100

100

Минтруд РД,
Минздрав РД,
Минобрнауки РД,
Минкультуры РД,
Минтрансэнергосвязь РД,
Мининформ РД,
Минспорт РД,
Минпромторг РД,
Минтуризм РД,
Минстрой РД,
органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию)

5.

Удельный вес приоритетных объектов с надлежащим размещением оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам (местам предоставления услуг) с учетом ограничений их жизнедеятельности

процентов

56

67

78

89

100

100

Минтруд РД,
Минздрав РД,
Минобрнауки РД,
Минкультуры РД,
Минтрансэнергосвязь РД,
Мининформ РД,
Минспорт РД,
Минпромторг РД,
Минтуризм РД,
Минстрой РД,
органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию)

6.

Удельный вес приоритетных объектов, на которых обеспечено дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне

процентов

56

67

78

89

100

100

Минтруд РД,
Минздрав РД,
Минобрнауки РД,
Минкультуры РД,
Минтрансэнергосвязь РД,
Мининформ РД,
Минспорт РД,
Минпромторг РД,
Минтуризм РД,
Минстрой РД,
органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию)

7.

Удельный вес переводчиков в сфере профессиональной коммуникации неслышащих (переводчиков жестового языка) и переводчиков в сфере профессиональной коммуникации лиц с нарушениями слуха и зрения (слепоглухих), в том числе тифлокомментаторов

процентов

5

10

20

30

40

60

Минтруд РД,
Минздрав РД,
Минобрнауки РД,
Минкультуры РД,
Минтрансэнергосвязь РД,
Мининформ РД,
Минспорт РД,
Минпромторг РД,
Минтуризм РД,
Минстрой РД,
органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию)

8.

Удельный вес объектов и услуг, предоставляемых на них в сфере социальной защиты населения, соответствующих требованиям по обеспечению условий их доступности для инвалидов (от общего количества объектов и услуг, предоставляемых в этой сфере)

процентов

52,4

62

74

80

85

87

Минтруд РД

9.

Удельный вес объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов (в общей численности объектов органов службы занятости)

процентов

37,4

50

65

70

75

80

Минтруд РД

10.

Доля инвалидов, трудоустроенных органами службы занятости (в общем числе инвалидов, обратившихся в органы службы занятости с просьбой о трудоустройстве)

процентов

64,7

65,9

67,3

68,6

70

71,4

Минтруд РД

11.

Доля сотрудников, предоставляющих услуги населению и прошедших инструктирование или обучение работе с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан (от общего количества таких сотрудников, предоставляющих услуги населению)

процентов

100

100

100

100

100

100

Минтруд РД,
Минздрав РД,
Минобрнауки РД,
Минкультуры РД,
Минтрансэнергосвязь РД,
Мининформ РД,
Минспорт РД,
Минпромторг РД,
Минтуризм РД,
Минстрой РД,
органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию)

12.

Доля работников организаций, на которых административно-распорядительным актом возложено оказание инвалидам помощи при предоставлении им услуг (от общего количества персонала, предоставляющего данные услуги населению)

процентов

100

100

100

100

100

100

Минтруд РД,
Минздрав РД,
Минобрнауки РД,
Минкультуры РД,
Минтрансэнергосвязь РД,
Мининформ РД,
Минспорт РД,
Минпромторг РД,
Минтуризм РД,
Минстрой РД,
органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию)

13.

Доля светофорных объектов, оснащенных устройствами звукового сопровождения пешеходов

процентов

35

40

45

50

55

80

Минтрансэнергосвязь РД

14.

Удельный вес транспортных средств, используемых для предоставления услуг населению, соответствующих требованиям по обеспечению их доступности для инвалидов (от общего количества транспортных средств, на которых осуществляются перевозки пассажиров)

процентов

1,9

2,0

2,1

2,3

2,4

3,0

Минтрансэнергосвязь РД,
органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию)

15.

Удельный вес приоритетных объектов, нанесенных на карту доступности объектов и услуг, в общем количестве приоритетных объектов

процентов

55

70

85

88

90

95

Минтруд РД

16.

Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Дагестан

процентов

50

55

60

65

70

75

Минтруд РД

17.

Доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций

процентов

21,4

22,3

23,2

24,1

25

25

Минобрнауки РД,
органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию)

18.

Доля образовательных организаций дополнительного образования, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных организаций дополнительного образования

процентов

13,3

14,7,

16,1

17,4

18,7

17,5

Минобрнауки РД

19.

Доля общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами общего образования, в общем количестве общеобразовательных организаций

процентов

23

38,4

53,8

69

84

100

Минобрнауки РД,
органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию)

20.

Доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального, основного общего, среднего общего образования (от общей численности детей-инвалидов школьного возраста)

процентов

96

97

98

99

100

100

Минобрнауки РД,
органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию)

21.

Доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста

процентов

30

35

40

45

50

55

Минобрнауки РД

22.

Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения

процентов

5,8

6,1

6,4

6,6

6,9

8,4

Минспорт РД,
органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию)

23.

Доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта

процентов

35

40

45

50

60

75

Минспорт РД,
органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию)

24.

Удельный вес объектов туристского показа, где установлены знаки туристской навигации (от общего количества объектов туристского показа)

процентов

3

15

25

35

50

75

Минтуризм РД,
органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию)

25.

Удельный вес объектов на туристических маршрутах и объектах туристского посещения и показа, где установлены оборудование и приспособления для обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями (от общего количества объектов туристского показа)

процентов

5

10

15

25

40

60

Минтуризм РД,
органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию)

26.

Удельный вес объектов туристской индустрии, где установлены устройства для инвалидов (пандусы, поручни, подъемные устройства) (от общего количества объектов туристской индустрии)

процентов

5

10

15

25

40

60

Минтуризм РД,
органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию)

27.

Удельный вес объектов туристской индустрии, где созданы условия для беспрепятственного пользования и/или обеспечения сохранности личного кресла-каталки в случаях предоставления инвалиду сертифицированного кресла-каталки для временного пользования (от общего количества объектов туристской индустрии)

процентов

5

10

15

25

40

60

Минтуризм РД,
органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию)

28.

Удельный вес объектов туристской индустрии, где соблюдены необходимые параметры и режимы работы

процентов

5

10

15

25

40

60

Минтуризм РД,
органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию)

29.

Удельный вес приспособленных для инвалидов зон отдыха и рекреационных зон (от общего количества зон отдыха и рекреационных зон)

процентов

5

10

35

55

60

80

Минтуризм РД,
органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (по согласованию)

30.

Удельный вес сурдопереводчиков-экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, подготовленных для обслуживания инвалидов

процентов

5

10

15

30

50

80

Минтуризм РД,
ФГБОУ ВО "Ростовский государственный университет туризма и сервиса" в г. Махачкале

31.

Доля информационных программ на республиканских телеканалах, в которых используется субтитрирование (в общем количестве информационных программ на республиканских телеканалах)

процентов

15

16

16,5

17

18,5

18

Мининформ РД

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»