РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 сентября 2016 года N 377-р
[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНУЮ КАРТУ") "ПОВЫШЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В УСТАНОВЛЕННЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА 2016-2020 ГОДЫ)", УТВЕРЖДЕННЫЙ РАСПОРЯЖЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОТ 12.10.2015 N 411-Р]
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности (на 2016-2020 годы)", утвержденный распоряжением Правительства Республики Дагестан от 12 октября 2015 года N 411-р (интернет-портал правовой информации Республики Дагестан (www.pravo.e-dag.ru), 2016, 16 мая, N 05002000826).
Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Дагестан
А.КАРИБОВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНУЮ КАРТУ") "ПОВЫШЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В УСТАНОВЛЕННЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА 2016-2020 ГОДЫ)"
План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности (2016-2020 годы)" изложить в следующей редакции:
"Утвержден
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 12 октября 2015 г.
(в редакции распоряжения
Правительства Республики Дагестан
от 6 сентября 2016 года N 377-р)
План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности (2016-2025 годы)" (далее - "дорожная карта") разработан в соответствии с:
Конвенцией о правах инвалидов;
поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева от 12 декабря 2014 года N ДМ-П12-9175;
методическим пособием "Основные нормы законодательных и иных нормативных правовых актов, государственных стандартов, сводов, правил, строительных норм и правил, санитарных норм по вопросам обеспечения условий доступности для инвалидов услуг и объектов, на которые предоставляются услуги", направленным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 17 марта 2015 года N 13-6/10/П-1369).
Основной целью разработки "дорожной карты" является обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) на территории Республики Дагестан.
В Республике Дагестан в настоящее время проживает около 260 тыс. инвалидов (из них более 34 тыс. - дети-инвалиды), что составляет около 9 процентов от общей численности населения республики.
Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Республики Дагестан. Устранение существующих барьеров для инвалидов во всех сферах их жизнедеятельности является важной социальной задачей.
Многие объекты социальной инфраструктуры не соответствуют требованиям строительных норм и правил по обеспечению доступности для инвалидов и других МГН: отсутствие пандусных съездов, узкие дверные проемы, наличие высоких порогов, необорудованные зоны оказания услуг и санитарно-гигиенические помещения.
Систему социальной защиты населения республики составляют 53 центра занятости населения, 52 управления социальной защиты населения, 80 учреждений социального обслуживания населения, размещающихся в 310 зданиях. Из них только 70 процентов объектов (от общей численности) условно доступны или частично доступны для всех категорий инвалидов (доступны специально выделенные зоны и участки объектов, созданы адаптированные места приема граждан).
Аналогичная ситуация складывается и в других социальных отраслях.
Система здравоохранения в Республике Дагестан представлена 1453 учреждениями. Всего учреждения здравоохранения республики имеют 2833 здания, из которых только 35 процентов оборудовано специальными устройствами для инвалидов (пандусными съездами, поручнями, перилами, подъемными лифтами).
В большей части зданий учреждений санитарно-гигиенические зоны не оснащены вспомогательными средствами для обслуживания инвалидов. Кроме того, остается актуальной проблема оснащения учреждений здравоохранения реабилитационным оборудованием, адаптированным для инвалидов, с целью повышения доступности и качества предоставления услуг.
Анализ работы в сфере образования инвалидов позволил выявить следующие проблемы:
недостаток специального оборудования для обучения инвалидов и детей-инвалидов;
отсутствие системы переподготовки педагогических кадров специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
нехватка учебников, особенно для начальной школы, для слепых и слабовидящих детей, учебно-методической литературы для специальных (коррекционных) учреждений;
недостаточная адаптированность инфраструктуры образовательных учреждений для инвалидов;
необходимость открытия специального (коррекционного) учреждения VI вида для детей с заболеванием опорно-двигательного аппарата, V вида - для учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Доля инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, относительно общей численности данной категории населения в республике составляет около 0,9 процента. Невысокий уровень данного показателя связан как с низкой обеспеченностью муниципальных образований спортивными объектами в целом, так и с отсутствием спортивных сооружений, приспособленных для занятий инвалидов.
В систему учреждений культуры в Республике Дагестан входят: 11 театрально-зрелищных учреждений, 4 библиотеки, 4 музея с 36 филиалами в городах и районах республики, 15 концертных организаций, 3 учреждения дополнительного образования и 4 учреждения среднего профессионального образования, Республиканский учебно-методический центр, Республиканский дом народного творчества, но не все они приспособлены для инвалидов и других МГН.
Персональный доступ граждан с ограниченными возможностями к объектам культурного наследия в большинстве случаев обеспечивается сотрудниками учреждений культуры ввиду отсутствия специальных технических приспособлений. В связи с этим необходимо внедрять в практику работы учреждений культуры адаптивные технологии, позволяющие обеспечить свободный доступ инвалидов к информационным ресурсам в целях их социальной интеграции в общество. Также необходимо предусмотреть в театрах и концертных залах установку оборудования для увеличения слышимости для людей с нарушением слуха, в том числе индукционные петли.
Транспортная инфраструктура в Республике Дагестан в значительной степени не приспособлена для передвижения инвалидов и других МГН. Пешеходная часть улиц в большинстве случаев не обеспечивает передвижение инвалидов в креслах-колясках, создает дополнительные трудности для МГН. Общественный транспорт не оборудован специальными устройствами для перевозки инвалидов и других МГН, в связи с чем необходима модернизация парка подвижного состава автомобильного транспорта.
Следствием нерешенности проблемы формирования доступной среды для инвалидов являются:
высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации;
негативное отношение к инвалидам в обществе, социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющая необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний;
дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, негативно отражающаяся на занятости, образовательном и культурном уровне инвалидов, уровне и качестве их жизни, увеличивающая потребность в бюджетных средствах для обеспечении доходов и предоставления им мер социальной поддержки.
Решение задач по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Республике Дагестан представляется целесообразным путем проведения комплекса мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидов программно-целевым методом как наиболее эффективным в социальной интеграции и реабилитации инвалидов.
"Дорожная карта" призвана обеспечить комплексный подход в реализации мероприятий по повышению значений показателей доступности объектов социальной инфраструктуры: здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, а также транспортной инфраструктуры.
"Дорожной картой" предусмотрена реализация мер по устранению сохраняющихся барьеров, препятствующих повышению доступности и расширению спектра социальных услуг для всех категорий инвалидов и МГН, а также по оборудованию учреждений здравоохранения приспособлениями, устраняющими барьеры на пути следования инвалидов и других МГН при посещении данных учреждений (установка пандусов, поручней, подъемных устройств, расширение дверных проемов, приспособление путей движения внутри зданий для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-каталках, средств ориентации для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху).
Также предусмотрена реализация необходимых мероприятий по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов. Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволит избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с детьми, не имеющими отклонений в развитии, что будет способствовать эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.
В "дорожную карту" включены мероприятия, в том числе:
по поддержке учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в целях обеспечения доступа инвалидов к занятиям физической культурой и спортом (приобретение специализированного оборудования для занятий с инвалидами, имеющими различные степени и формы ограничений);
по адаптации учреждений культуры и искусства для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими МГН с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности для обеспечения доступа к учреждениям культуры и информационному пространству.
N п/п | Наименование показателя доступности для инвалидов объектов и услуг | Единица измерения | Значения показателей | Структурное подразделение (должностное лицо), ответственное за мониторинг и достижение запланированных значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг | |||||
2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2020-2025 годы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. | Удельный вес построенных и введенных с 1 июля 2016 года в эксплуатацию объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в которых предоставляются услуги населению, а также используемых для перевозки населения транспортных средств, полностью соответствующих требованиям доступности для инвалидов объектов и услуг (от общего количества вновь вводимых объектов и используемых для перевозки населения транспортных средств) | процентов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | Минтруд РД, |
2. | Удельный вес существующих объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, которые в результате проведения после 1 июля 2016 года на них капитального ремонта, реконструкции, модернизации полностью соответствуют требованиям доступности для инвалидов объектов и услуг (от общего количества объектов, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию) | процентов | 90 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | Минтруд РД, |
3. | Удельный вес приоритетных объектов, на которых обеспечиваются условия индивидуальной мобильности инвалидов и возможность для самостоятельного их передвижения по зданию (и при необходимости - по территории объекта) (установка пандусов, поручней, подъемных устройств, расширение дверных проемов, приспособление путей движения внутри зданий для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-каталках, средств ориентации для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху) | процентов | 56 | 67 | 78 | 89 | 100 | 100 | Минтруд РД, |
4. | Удельный вес объектов, на которых обеспечено сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи | процентов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | Минтруд РД, |
5. | Удельный вес приоритетных объектов с надлежащим размещением оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам (местам предоставления услуг) с учетом ограничений их жизнедеятельности | процентов | 56 | 67 | 78 | 89 | 100 | 100 | Минтруд РД, |
6. | Удельный вес приоритетных объектов, на которых обеспечено дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне | процентов | 56 | 67 | 78 | 89 | 100 | 100 | Минтруд РД, |
7. | Удельный вес переводчиков в сфере профессиональной коммуникации неслышащих (переводчиков жестового языка) и переводчиков в сфере профессиональной коммуникации лиц с нарушениями слуха и зрения (слепоглухих), в том числе тифлокомментаторов | процентов | 5 | 10 | 20 | 30 | 40 | 60 | Минтруд РД, |
8. | Удельный вес объектов и услуг, предоставляемых на них в сфере социальной защиты населения, соответствующих требованиям по обеспечению условий их доступности для инвалидов (от общего количества объектов и услуг, предоставляемых в этой сфере) | процентов | 52,4 | 62 | 74 | 80 | 85 | 87 | Минтруд РД |
9. | Удельный вес объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов (в общей численности объектов органов службы занятости) | процентов | 37,4 | 50 | 65 | 70 | 75 | 80 | Минтруд РД |
10. | Доля инвалидов, трудоустроенных органами службы занятости (в общем числе инвалидов, обратившихся в органы службы занятости с просьбой о трудоустройстве) | процентов | 64,7 | 65,9 | 67,3 | 68,6 | 70 | 71,4 | Минтруд РД |
11. | Доля сотрудников, предоставляющих услуги населению и прошедших инструктирование или обучение работе с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан (от общего количества таких сотрудников, предоставляющих услуги населению) | процентов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | Минтруд РД, |
12. | Доля работников организаций, на которых административно-распорядительным актом возложено оказание инвалидам помощи при предоставлении им услуг (от общего количества персонала, предоставляющего данные услуги населению) | процентов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | Минтруд РД, |
13. | Доля светофорных объектов, оснащенных устройствами звукового сопровождения пешеходов | процентов | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 | 80 | Минтрансэнергосвязь РД |
14. | Удельный вес транспортных средств, используемых для предоставления услуг населению, соответствующих требованиям по обеспечению их доступности для инвалидов (от общего количества транспортных средств, на которых осуществляются перевозки пассажиров) | процентов | 1,9 | 2,0 | 2,1 | 2,3 | 2,4 | 3,0 | Минтрансэнергосвязь РД, |
15. | Удельный вес приоритетных объектов, нанесенных на карту доступности объектов и услуг, в общем количестве приоритетных объектов | процентов | 55 | 70 | 85 | 88 | 90 | 95 | Минтруд РД |
16. | Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Дагестан | процентов | 50 | 55 | 60 | 65 | 70 | 75 | Минтруд РД |
17. | Доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций | процентов | 21,4 | 22,3 | 23,2 | 24,1 | 25 | 25 | Минобрнауки РД, |
18. | Доля образовательных организаций дополнительного образования, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных организаций дополнительного образования | процентов | 13,3 | 14,7, | 16,1 | 17,4 | 18,7 | 17,5 | Минобрнауки РД |
19. | Доля общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами общего образования, в общем количестве общеобразовательных организаций | процентов | 23 | 38,4 | 53,8 | 69 | 84 | 100 | Минобрнауки РД, |
20. | Доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального, основного общего, среднего общего образования (от общей численности детей-инвалидов школьного возраста) | процентов | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 100 | Минобрнауки РД, |
21. | Доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста | процентов | 30 | 35 | 40 | 45 | 50 | 55 | Минобрнауки РД |
22. | Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения | процентов | 5,8 | 6,1 | 6,4 | 6,6 | 6,9 | 8,4 | Минспорт РД, |
23. | Доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта | процентов | 35 | 40 | 45 | 50 | 60 | 75 | Минспорт РД, |
24. | Удельный вес объектов туристского показа, где установлены знаки туристской навигации (от общего количества объектов туристского показа) | процентов | 3 | 15 | 25 | 35 | 50 | 75 | Минтуризм РД, |
25. | Удельный вес объектов на туристических маршрутах и объектах туристского посещения и показа, где установлены оборудование и приспособления для обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями (от общего количества объектов туристского показа) | процентов | 5 | 10 | 15 | 25 | 40 | 60 | Минтуризм РД, |
26. | Удельный вес объектов туристской индустрии, где установлены устройства для инвалидов (пандусы, поручни, подъемные устройства) (от общего количества объектов туристской индустрии) | процентов | 5 | 10 | 15 | 25 | 40 | 60 | Минтуризм РД, |
27. | Удельный вес объектов туристской индустрии, где созданы условия для беспрепятственного пользования и/или обеспечения сохранности личного кресла-каталки в случаях предоставления инвалиду сертифицированного кресла-каталки для временного пользования (от общего количества объектов туристской индустрии) | процентов | 5 | 10 | 15 | 25 | 40 | 60 | Минтуризм РД, |
28. | Удельный вес объектов туристской индустрии, где соблюдены необходимые параметры и режимы работы | процентов | 5 | 10 | 15 | 25 | 40 | 60 | Минтуризм РД, |
29. | Удельный вес приспособленных для инвалидов зон отдыха и рекреационных зон (от общего количества зон отдыха и рекреационных зон) | процентов | 5 | 10 | 35 | 55 | 60 | 80 | Минтуризм РД, |
30. | Удельный вес сурдопереводчиков-экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, подготовленных для обслуживания инвалидов | процентов | 5 | 10 | 15 | 30 | 50 | 80 | Минтуризм РД, |
31. | Доля информационных программ на республиканских телеканалах, в которых используется субтитрирование (в общем количестве информационных программ на республиканских телеканалах) | процентов | 15 | 16 | 16,5 | 17 | 18,5 | 18 | Мининформ РД |