ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 12 октября 2015 года N 411-р


[О Плане мероприятий ("дорожной карте") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности (2016-2020 годы)"]

(с изменениями на 20 декабря 2017 года)

(в ред. Распоряжений Правительства Республики Дагестан от 06.09.2016 N 377-р, от 20.12.2017 N 430-р)




В целях реализации на территории Республики Дагестан Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" и постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. N 599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности":


1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности (2016-2020 годы)" (далее - "дорожная карта").


2. Органам исполнительной власти Республики Дагестан:


обеспечить выполнение мероприятий "дорожной карты";


ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан информацию о ходе реализации мероприятий "дорожной карты".


3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан:


обеспечить выполнение мероприятий "дорожной карты";


ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан информацию о ходе реализации мероприятий "дорожной карты";


до 1 ноября 2015 года утвердить аналогичные "дорожные карты".



Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.ГАМИДОВ



Утвержден
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 12 октября 2015 г. N 411-р



ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЗНАЧЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И УСЛУГ В УСТАНОВЛЕННЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (2016-2025 ГОДЫ)"


(в ред. Распоряжений Правительства Республики Дагестан от 06.09.2016 N 377-р, от 20.12.2017 N 430-р)




I. Обоснование целей обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг, а также мероприятий по их достижению в установленные сроки


План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности (2016-2025 годы)" (далее - "дорожная карта") разработан в соответствии с:


Конвенцией о правах инвалидов;


Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";


Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов";


постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. N 599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности";


поручением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева от 12 декабря 2014 г. N ДМ-П12-9175;


методическим пособием "Основные нормы законодательных и иных нормативных правовых актов, государственных стандартов, сводов, правил, строительных норм и правил, санитарных норм по вопросам обеспечения условий доступности для инвалидов услуг и объектов, на которые предоставляются услуги", направленным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 17 марта 2015 г. N 13-6/10/П-1369).


Основной целью разработки "дорожной карты" является обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) на территории Республики Дагестан.


В Республике Дагестан в настоящее время проживает около 260 тыс. инвалидов (из них более 34 тыс. - дети-инвалиды), что составляет около 9 процентов от общей численности населения республики.


Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Республики Дагестан. Устранение существующих барьеров для инвалидов во всех сферах их жизнедеятельности является важной социальной задачей.


Многие объекты социальной инфраструктуры не соответствуют требованиям строительных норм и правил по обеспечению доступности для инвалидов и других МГН: отсутствие пандусных съездов, узкие дверные проемы, наличие высоких порогов, необорудованные зоны оказания услуг и санитарно-гигиенические помещения.


Систему социальной защиты населения республики составляют 53 центра занятости населения, 52 управления социальной защиты населения, 80 учреждений социального обслуживания населения, размещающихся в 310 зданиях. Из них только 70 процентов объектов (от общей численности) условно доступны или частично доступны для всех категорий инвалидов (доступны специально выделенные зоны и участки объектов, созданы адаптированные места приема граждан).


Аналогичная ситуация складывается и в других социальных отраслях.


Система здравоохранения в Республике Дагестан представлена 1453 учреждениями. Всего учреждения здравоохранения республики имеют 2833 здания, из которых только 35 процентов оборудовано специальными устройствами для инвалидов (пандусными съездами, поручнями, перилами, подъемными лифтами).


В большей части зданий учреждений санитарно-гигиенические зоны не оснащены вспомогательными средствами для обслуживания инвалидов. Кроме того, остается актуальной проблема оснащения учреждений здравоохранения реабилитационным оборудованием, адаптированным для инвалидов, с целью повышения доступности и качества предоставления услуг.


Анализ работы в сфере образования инвалидов позволил выявить следующие проблемы:


недостаток специального оборудования для обучения инвалидов и детей-инвалидов;


отсутствие системы переподготовки педагогических кадров специальных (коррекционных) образовательных учреждений;


нехватка учебников, особенно для начальной школы, для слепых и слабовидящих детей, учебно-методической литературы для специальных (коррекционных) учреждений;


недостаточная адаптированность инфраструктуры образовательных учреждений для инвалидов;


необходимость открытия специального (коррекционного) учреждения VI вида для детей с заболеванием опорно-двигательного аппарата, V вида - для учащихся с тяжелыми нарушениями речи.


Доля инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, относительно общей численности данной категории населения в республике составляет около 0,9 процента. Невысокий уровень данного показателя связан как с низкой обеспеченностью муниципальных образований спортивными объектами в целом, так и с отсутствием спортивных сооружений, приспособленных для занятий инвалидов.


В систему учреждений культуры в Республике Дагестан входят: 11 театрально-зрелищных учреждений, 4 библиотеки, 4 музея с 36 филиалами в городах и районах республики, 15 концертных организаций, 3 учреждения дополнительного образования и 4 учреждения среднего профессионального образования, Республиканский учебно-методический центр, Республиканский дом народного творчества, но не все они приспособлены для инвалидов и других МГН.


Персональный доступ граждан с ограниченными возможностями к объектам культурного наследия в большинстве случаев обеспечивается сотрудниками учреждений культуры ввиду отсутствия специальных технических приспособлений. В связи с этим необходимо внедрять в практику работы учреждений культуры адаптивные технологии, позволяющие обеспечить свободный доступ инвалидов к информационным ресурсам в целях их социальной интеграции в общество. Также необходимо предусмотреть в театрах и концертных залах установку оборудования для увеличения слышимости для людей с нарушением слуха, в том числе индукционные петли.


Транспортная инфраструктура в Республике Дагестан в значительной степени не приспособлена для передвижения инвалидов и других МГН. Пешеходная часть улиц в большинстве случаев не обеспечивает передвижение инвалидов в креслах-колясках, создает дополнительные трудности для МГН. Общественный транспорт не оборудован специальными устройствами для перевозки инвалидов и других МГН, в связи с чем необходима модернизация парка подвижного состава автомобильного транспорта.


Следствием нерешенности проблемы формирования доступной среды для инвалидов являются:


высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации;


негативное отношение к инвалидам в обществе, социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющая необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний;


дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, негативно отражающаяся на занятости, образовательном и культурном уровне инвалидов, уровне и качестве их жизни, увеличивающая потребность в бюджетных средствах для обеспечении доходов и предоставления им мер социальной поддержки.


Решение задач по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Республике Дагестан представляется целесообразным путем проведения комплекса мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидов программно-целевым методом как наиболее эффективным в социальной интеграции и реабилитации инвалидов.


"Дорожная карта" призвана обеспечить комплексный подход в реализации мероприятий по повышению значений показателей доступности объектов социальной инфраструктуры: здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры, а также транспортной инфраструктуры.


"Дорожной картой" предусмотрена реализация мер по устранению сохраняющихся барьеров, препятствующих повышению доступности и расширению спектра социальных услуг для всех категорий инвалидов и МГН, а также по оборудованию учреждений здравоохранения приспособлениями, устраняющими барьеры на пути следования инвалидов и других МГН при посещении данных учреждений (установка пандусов, поручней, подъемных устройств, расширение дверных проемов, приспособление путей движения внутри зданий для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-каталках, средств ориентации для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху).


Также предусмотрена реализация необходимых мероприятий по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов. Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволит избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с детьми, не имеющими отклонений в развитии, что будет способствовать эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.


В "дорожную карту" включены мероприятия, в том числе:


по поддержке учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту в целях обеспечения доступа инвалидов к занятиям физической культурой и спортом (приобретение специализированного оборудования для занятий с инвалидами, имеющими различные степени и формы ограничений);


по адаптации учреждений культуры и искусства для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими МГН с учетом их особых потребностей исходя из основных ограничений жизнедеятельности для обеспечения доступа к учреждениям культуры и информационному пространству.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»