Вид долговых обязательств | 2012 год (млн руб.) | Удельный вес (%) | 2013 год (млн руб.) | Удельный вес (%) | 2014 год (млн руб.) | Удельный вес (%) | 2015 год (млн руб.) | Удельный вес (%) |
Кредиты кредитных организаций | 14465 | 91,2 | 18075 | 95,9 | 16784 | 68,3 | 14963 | 57,3 |
Бюджетные кредиты из федерального бюджета | 1263 | 8 | 723 | 3,8 | 7790 | 31,7 | 11136 | 42,7 |
Государственные гарантии Астраханской области | 127 | 0,8 | 50 | 0,3 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Итого | 15855 | 100 | 18848,7 | 100 | 24574 | 100 | 26099,8 | 100 |
До 2014 года структура государственного долга Астраханской области преимущественно состояла из кредитов кредитных организаций, и в основном краткосрочных. Выбор такой структуры был обусловлен быстротой проведения процедуры привлечения заемных средств в кредитных организациях и относительно невысокой их стоимостью.
За 2014 и 2015 годы были проведены мероприятия, направленные на улучшение структуры государственного долга Астраханской области, в том числе и за счет бюджетного кредита из федерального бюджета, что сократило долю рыночной составляющей в структуре государственных долговых обязательств Астраханской области с 95,9% в 2013 году до 57,3% в 2015 году и привело к соразмерному снижению фактических расходов на обслуживание государственного долга Астраханской области.
В Астраханской области активно используются все доступные инструменты управления непосредственно государственным долгом:
1. Проводится ежеквартальный анализ кредитоспособности бюджета Астраханской области и соблюдения параметров, утвержденных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2. Осуществляется учет государственного долга Астраханской области.
3. Разработаны механизмы сокращения стоимости государственного долга Астраханской области, включающие в себя:
- использование краткосрочных бюджетных кредитов на финансирование кассовых разрывов;
- заключение дополнительных соглашений к кредитным договорам о снижении действующих процентных ставок;
- рефинансирование коммерческих долговых обязательств на обязательства с меньшей процентной ставкой.
4. Политика заимствований строится на преимущественном привлечении среднесрочных заемных средств.
5. Введен мораторий на предоставление новых государственных гарантий Астраханской области.
В целях сдерживания темпов роста государственного долга Астраханской области, оптимизации его структуры по долговым инструментам и по срокам погашения, минимизации стоимости обслуживания государственного долга Астраханской области был принят ряд правовых актов, утверждающих мероприятия по улучшению долговой ситуации:
(в ред. Распоряжения Правительства Астраханской области от 12.11.2016 N 443-Пр)
правовые акты Правительства Астраханской области в сфере управления государственным долгом Астраханской области в 2015 году:
- государственная программа "Управление государственными финансами Астраханской области", утвержденная Постановлением Правительства Астраханской области от 27.08.2014 N 336-П;
- план мероприятий по мобилизации доходов, оптимизации расходов, и совершенствованию долговой политики Астраханской области на период 2015-2017 годов, утвержденный Распоряжением Правительства Астраханской области от 13.01.2015 N 1-Пр;
- долговая политика Астраханской области на 2016 - 2018 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Астраханской области от 16.12.2015 N 560-Пр.
По итогам реализации мероприятий по совершенствованию долговой политики Астраханской области за 2015 год и 7 месяцев 2016 года достигнуты:
- сокращение краткосрочных заимствований.
Фактически структура государственного долга Астраханской области представлена краткосрочными и среднесрочными заимствованиями, в том числе доля долговых обязательств со сроком погашения до 1 года по состоянию на 1 января 2015 года составила 35%, на 1 января 2016 года - 31%, доля долговых обязательств со сроком погашения свыше 1 года соответственно 65 и 69% (таблица 35).