Недействующий

О ПРОГРАММЕ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 - 2019 ГОДЫ (с изменениями на: 30.06.2017)


Таблица 34. Структура государственного долга Астраханской области в 2012 - 2015 годах

Вид долговых обязательств

2012 год (млн руб.)

Удельный вес (%)

2013 год (млн руб.)

Удельный вес (%)

2014 год (млн руб.)

Удельный вес (%)

2015 год (млн руб.)

Удельный вес (%)

Кредиты кредитных организаций

14465

91,2

18075

95,9

16784

68,3

14963

57,3

Бюджетные кредиты из федерального бюджета

1263

8

723

3,8

7790

31,7

11136

42,7

Государственные гарантии Астраханской области

127

0,8

50

0,3

0

0

0

0

Итого

15855

100

18848,7

100

24574

100

26099,8

100


До 2014 года структура государственного долга Астраханской области преимущественно состояла из кредитов кредитных организаций, и в основном краткосрочных. Выбор такой структуры был обусловлен быстротой проведения процедуры привлечения заемных средств в кредитных организациях и относительно невысокой их стоимостью.

За 2014 и 2015 годы были проведены мероприятия, направленные на улучшение структуры государственного долга Астраханской области, в том числе и за счет бюджетного кредита из федерального бюджета, что сократило долю рыночной составляющей в структуре государственных долговых обязательств Астраханской области с 95,9% в 2013 году до 57,3% в 2015 году и привело к соразмерному снижению фактических расходов на обслуживание государственного долга Астраханской области.

В Астраханской области активно используются все доступные инструменты управления непосредственно государственным долгом:

1. Проводится ежеквартальный анализ кредитоспособности бюджета Астраханской области и соблюдения параметров, утвержденных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

2. Осуществляется учет государственного долга Астраханской области.

3. Разработаны механизмы сокращения стоимости государственного долга Астраханской области, включающие в себя:

- использование краткосрочных бюджетных кредитов на финансирование кассовых разрывов;

- заключение дополнительных соглашений к кредитным договорам о снижении действующих процентных ставок;

- рефинансирование коммерческих долговых обязательств на обязательства с меньшей процентной ставкой.

4. Политика заимствований строится на преимущественном привлечении среднесрочных заемных средств.

5. Введен мораторий на предоставление новых государственных гарантий Астраханской области.

В целях сдерживания темпов роста государственного долга Астраханской области, оптимизации его структуры по долговым инструментам и по срокам погашения, минимизации стоимости обслуживания государственного долга Астраханской области был принят ряд правовых актов, утверждающих мероприятия по улучшению долговой ситуации:

(в ред. Распоряжения Правительства Астраханской области от 12.11.2016 N 443-Пр)

правовые акты Правительства Астраханской области в сфере управления государственным долгом Астраханской области в 2015 году:

- государственная программа "Управление государственными финансами Астраханской области", утвержденная Постановлением Правительства Астраханской области от 27.08.2014 N 336-П;

- план мероприятий по мобилизации доходов, оптимизации расходов, и совершенствованию долговой политики Астраханской области на период 2015-2017 годов, утвержденный Распоряжением Правительства Астраханской области от 13.01.2015 N 1-Пр;

- долговая политика Астраханской области на 2016 - 2018 годы, утвержденная Распоряжением Правительства Астраханской области от 16.12.2015 N 560-Пр.

По итогам реализации мероприятий по совершенствованию долговой политики Астраханской области за 2015 год и 7 месяцев 2016 года достигнуты:

- сокращение краткосрочных заимствований.

Фактически структура государственного долга Астраханской области представлена краткосрочными и среднесрочными заимствованиями, в том числе доля долговых обязательств со сроком погашения до 1 года по состоянию на 1 января 2015 года составила 35%, на 1 января 2016 года - 31%, доля долговых обязательств со сроком погашения свыше 1 года соответственно 65 и 69% (таблица 35).