ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2013 года N 1228-ПП
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Свердловской области
от 14 ноября 2019 года N 804-ПП
____________________________________________________________________
Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", Стратегией развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 N 559-р, в соответствии с Законом Свердловской области от 31 января 2012 года N 6-ОЗ "Об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области", Постановлениями Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" и от 01.10.2008 N 1043-ПП "О задачах исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по реализации основных положений Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года", в целях удовлетворения потребностей населения Свердловской области в пищевых продуктах Правительство Свердловской области
постановляет:
1. Одобрить Стратегию развития пищевой и перерабатывающей промышленности в Свердловской области на период до 2020 года (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министра агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, Члена Правительства Свердловской области М.Н.Копытова.
3. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".
Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.Паслер
Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности в Свердловской области на период до 2020 года
Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет цели, задачи, основные направления долгосрочного социально-экономического развития пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области с учетом текущих проблемных вопросов, стратегический вектор модернизации и технического перевооружения предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области, служит концептуальной основой для развития малого предпринимательства в отрасли, развития государственно-частного партнерства, стимулирования инвестиционных проектов по модернизации и техническому перевооружению предприятий.
Цель Стратегии - повышение конкурентоспособности пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области на основе технологической модернизации предприятий, осуществления комплексной и глубокой переработки местного и привозного сельскохозяйственного сырья, обеспечения гарантированного и устойчивого снабжения населения безопасным и качественным продовольствием.
Основные задачи Стратегии:
1) комплексная техническая и технологическая модернизация, диверсификация производства и наращивание мощностей, повышение инвестиционной привлекательности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;
2) интеграция пищевых и перерабатывающих организаций, сельскохозяйственных товаропроизводителей и товаропроводящих сетей, развитие новых организационных форм и систем кооперации;
3) повышение конкурентоспособности продукции, создание условий для обеспечения импортозамещения продуктов питания и наращивания экспортного потенциала;
4) формирование благоприятных институциональных условий для расширения инновационного развития отрасли;
5) повышение уровня научного и кадрового обеспечения отрасли.
При разработке Стратегии учтены законодательные и нормативные правовые акты, определяющие политику органов государственной власти Российской Федерации, Свердловской области в сфере развития пищевой и перерабатывающей промышленности на среднесрочную и долгосрочную перспективу, предложения предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области, особенности развития и деятельности пищевой и перерабатывающей промышленности на территории Свердловской области на современном этапе с учетом вступления России во Всемирную Торговую организацию (далее - ВТО).
В основу Стратегии заложен переход пищевой и перерабатывающей промышленности на инновационную модель развития, ориентированную на повышение ее конкурентных преимуществ, увеличение выпуска качественной продукции нового поколения. Уделено внимание вопросам технического перевооружения, импортозамещения и экспорта, усиления производственной кооперации, обеспечения отрасли материально-сырьевыми ресурсами и профессиональными кадрами, развития малого и среднего предпринимательства, защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции и незаконного оборота товаров.
В результате реализации Стратегии при активной государственной поддержке предполагается:
1) проведение технической модернизации основных производственных фондов организаций, направленной на ресурсосбережение, усиление комплексности и глубины переработки сырьевой базы растениеводческой и животноводческой продукции, уменьшение воздействия на экологию, повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках за счет развития, повышения эффективности взаимодействия с товаропроводящими сетями;
2) увеличение доли продукции предприятий области на внутреннем рынке, усиление импортозамещения пищевой продукции;
3) увеличение объемов выпуска качественной, биологически полноценной, с заданными оздоровительными свойствами и безопасной продовольственной продукции на основе международных систем управления качеством и менеджмента безопасности пищевых продуктов;
4) повышение производительности труда при внедрении систем мотивации к высокопроизводительному труду, сохранении трудовых ресурсов, осуществлении постоянной подготовки, повышении квалификации и переподготовки кадров специалистов;
5) осуществление качественных изменений в структуре пищевой и перерабатывающей промышленности в направлении сокращения удельного веса неэффективных (убыточных) предприятий и производств;
6) развитие кооперации, интеграционных связей и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров, способствующих повышению устойчивого развития сельских территорий и уровня жизни населения.
Стратегия призвана стать одним из основных инструментов государственной политики Свердловской области в решении проблем пищевой и перерабатывающей промышленности и привлечении инвестиций для ее эффективного развития на период до 2020 года.
Пищевая и перерабатывающая промышленность является системообразующей сферой агропромышленного комплекса Свердловской области, тесно связана с сельским хозяйством как поставщиком сырья, с торговлей как средством сбыта готовой продукции. Она является основой для формирования агропродовольственного рынка и обеспечивает продовольственную безопасность региона.
Пищевая и перерабатывающая промышленность Свердловской области включает в себя 10 отраслей, объединяющих более 500 действующих предприятий, где занято 28,9 тыс. человек.
В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составляет 46,2 процента. В целом предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности в 2012 году было отгружено продукции на сумму 67,9 млрд. рублей, что составляет 4,8 процента к общему объему отгруженных товаров промышленного производства Свердловской области. Динамика объемов отгруженной продукции собственного производства пищевой и перерабатывающей промышленности за период 2007 - 2011 годов имела тенденцию к росту. Отмечается заметное сокращение объемов производства колбасных изделий, а также хлеба и хлебобулочных изделий. Динамично растет производство мяса и субпродуктов первой категории, цельномолочной продукции, кондитерских изделий, майонеза.
Благодаря привлечению инвестиционных ресурсов и использованию ресурсосберегающих технологий существенно возросли объемы производства социально значимых пищевых продуктов, расширен ассортимент продуктов питания из сырья растительного и животного происхождения, выращенного на территории Свердловской области. Производятся продукты питания с заданными оздоровительными свойствами и высокой биологической полноценностью.
Спрос на продукцию мукомольно-крупяной, хлебопекарной, молочной, мясной, масложировой отраслей, вырабатывающих социально значимые пищевые продукты, имеет устойчивый характер. Этот фактор во многом предопределяет развитие сырьевой базы и приток инвестиций в технологическую модернизацию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
Предприятия и организации пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области имеют стабильную репутацию по качеству, безопасности и ассортименту производимых продуктов питания. Их товарные знаки широко известны не только в Уральском регионе, но и в Российской Федерации.
За последние десять лет в основном завершен процесс приватизации, что позволило предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности адаптироваться к условиям рыночной экономики. Перед отраслью стоит задача повышения эффективности работы предприятий, диверсификации производства и повышения конкурентоспособности вырабатываемой продукции в условиях ВТО.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые органами государственной власти и субъектами корпоративного управления меры экономико-правового характера, ряд проблемных вопросов пока остается нерешенным. С учетом адаптации предприятий к работе в условиях рыночной экономики, выстраивания современных форм организации производства и маркетинговой политики масштабы и динамика развития продуктовых подкомплексов носили неустойчивый характер.
Темпы обновления основных производственных фондов пищевой и перерабатывающей промышленности в Свердловской области оказались недостаточными, чтобы в полной мере обеспечивать внутренний рынок отечественной продукцией на основе импортозамещения. Модернизация пищевой и перерабатывающей промышленности в последние годы осуществляется в основном на базе импортируемого технологического оборудования, что создает дополнительные риски по развитию отраслей промышленности.
Отсутствие достаточных финансовых средств у предприятий тормозит внедрение ресурсосберегающих безотходных технологий, диверсификацию производства, возможность решать проблемы, связанные с защитой окружающей среды. За последнее время снижается уровень рентабельности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.
Низкая рентабельность предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности снижает их инвестиционную привлекательность, о чем свидетельствуют данные рисунка 1. В период с 2007 по 2011 год отмечается снижение инвестиций в отрасль, наиболее низкий их уровень был в 2011 году, при этом формирование их в основном шло за счет собственных средств.
4000 -+
¦
¦ 3406,7
3500 -+ ----¬
¦ ¦yyy¦ 3033,4
¦ ¦yyy¦ ----¬
3000 -+ ¦yyy¦ ¦yyy¦
¦ ¦yyy¦ ¦yyy¦
¦ ¦yyy¦ ¦yyy¦
2500 -+2350,7¦yyy¦ ¦yyy¦ 2286,5
¦ ----+yyy¦ 2062,4¦yyy¦ 2043,4 ----¬
¦ ¦xxx¦yyy¦ ----+yyy¦ ----¬ ¦yyy¦
2000 -+ ¦xxx¦yyy¦ ¦xxx¦yyy¦ ¦yyy¦ 1857,5¦yyy¦ 1839,5
¦ ¦xxx¦yyy¦ ¦xxx¦yyy¦ 1634,4¦yyy¦ ----+yyy¦ ----¬
¦ ¦xxx¦yyy¦ ¦xxx¦yyy¦ ----+yyy¦ ¦xxx¦yyy¦ 1511,6¦yyy¦
1500 -+ ¦xxx¦yyy¦ ¦xxx¦yyy¦ ¦xxx¦yyy¦ ¦xxx¦yyy¦ ----+yyy¦
¦ ¦xxx¦yyy¦ ¦xxx¦yyy¦ ¦xxx¦yyy¦ ¦xxx¦yyy¦ ¦xxx¦yyy¦
¦ ¦xxx¦yyy¦ 1056 ¦xxx¦yyy¦ ¦xxx¦yyy¦ ¦xxx¦yyy¦ ¦xxx¦yyy¦
1000 -+ ¦xxx¦yyy+---¬ ¦xxx¦yyy¦ 971 ¦xxx¦yyy¦ ¦xxx¦yyy¦ ¦xxx¦yyy¦
¦ ¦xxx¦yyy¦ooo¦ ¦xxx¦yyy+---¬ ¦xxx¦yyy¦ ¦xxx¦yyy¦ ¦xxx¦yyy¦
¦ ¦xxx¦yyy¦ooo¦ ¦xxx¦yyy¦ooo¦ ¦xxx¦yyy¦ ¦xxx¦yyy¦429 ¦xxx¦yyy¦
500 -+ ¦xxx¦yyy¦ooo¦ ¦xxx¦yyy¦ooo¦ ¦xxx¦yyy¦ 409 ¦xxx¦yyy+---¬ ¦xxx¦yyy¦327,9
¦ ¦xxx¦yyy¦ooo¦ ¦xxx¦yyy¦ooo¦ ¦xxx¦yyy+---¬ ¦xxx¦yyy¦ooo¦ ¦xxx¦yyy+---¬
¦ ¦xxx¦yyy¦ooo¦ ¦xxx¦yyy¦ooo¦ ¦xxx¦yyy¦ooo¦ ¦xxx¦yyy¦ooo¦ ¦xxx¦yyy¦ooo¦
0 -+--+---+---+---+--T--+---+---+---+--T--+---+---+---+--T--+---+---+---+--T--+---+---+---+--T
2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год
----¬
¦xxx¦ собственные средства
L----
----¬
¦yyy¦ всего
L----
----¬
¦ooo¦ привлеченные средства
Для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области характерна такая же негативная тенденция, как и для большей части прочих российских пищевых производств: высока доля изношенных как физически, так и морально основных фондов, тогда как их обновление происходит с недостаточной степенью интенсивности. Предприятия пищевой промышленности Свердловской области не в полной мере используют имеющиеся производственные мощности, что свидетельствует, с одной стороны, о насыщенности рынка продуктами питания, ввезенными из-за пределов области, с другой - о наличии задействованных энергозатратных мощностей большой производительности (хлебопекарная, молочная, мясная промышленность). Физический износ и моральное старение основных фондов являются главными причинами недопустимо высокого уровня образования отходов производства, сброса неочищенных производственных стоков в открытые водоемы и выбросов промышленных загрязнений в атмосферу.
Особое место в системе пищевой и перерабатывающей промышленности занимает продукция птицеводства. Выручка птицефабрик Свердловской области от реализации мяса птицы в переработанном виде составила в 2011 году 7041 млн. рублей, это на 2,7 процента выше, чем в 2010 году. Среднегодовая численность работников, занятых на птицефабриках, составляет свыше 5 тыс. человек. На производство мяса птицы и яйца требуется одна треть производимого в области зерна, при условии, что комбикорма и зерно для этих целей не завозились бы из других регионов, то есть развитие птицеводства способствует сохранению и развитию отрасли растениеводства, а соответственно, и сохранению численности работающих в сельской местности.
В то же время следует обратить внимание на низкую рентабельность производства и реализации мяса птицы. В 2011 году она составила по птицефабрикам от 0,2 до 8,7 процента. Низкая рентабельность птицефабрик Свердловской области ведет к утрате их позиций на рынке мясопродукции.
Размер среднемесячной заработной платы одного работника в этой отрасли по итогам 2011 года составил 18,7 тыс. рублей или вырос к 2007 году на 54,5 процента.
Численность занятых в основном производстве пищевой и перерабатывающей промышленности в 2011 году по отношению к 2007 году сократилась на 4,3 процента и составила 28,9 тыс. человек (рисунок 2).
35 -+
¦
¦ 30,2
30 -+ ----¬ 29,4 28,9
¦ ¦ ¦ ----¬ 27,3 27,5 ----¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----¬ ----¬ ¦ ¦
25 -+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
20 -+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 17,3¦ ¦ 19,3¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 16,3¦ ¦ ----+ ¦ ----+ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+ ¦ ¦xxx¦ ¦ ¦xxx¦ ¦
15 -+ ¦ ¦ 14,7¦ ¦ ¦xxx¦ ¦ ¦xxx¦ ¦ ¦xxx¦ ¦
¦ 12,2¦ ¦ ----+ ¦ ¦xxx¦ ¦ ¦xxx¦ ¦ ¦xxx¦ ¦
¦ ----+ ¦ ¦xxx¦ ¦ ¦xxx¦ ¦ ¦xxx¦ ¦ ¦xxx¦ ¦
10 -+ ¦xxx¦ ¦ ¦xxx¦ ¦ ¦xxx¦ ¦ ¦xxx¦ ¦ ¦xxx¦ ¦