Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 октября 2013 года N 1228-ПП


О Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности в Свердловской области на период до 2020 года

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Свердловской области
от 14 ноября 2019 года N 804-ПП

____________________________________________________________________

Руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", Стратегией развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 N 559-р, в соответствии с Законом Свердловской области от 31 января 2012 года N 6-ОЗ "Об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области", Постановлениями Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года" и от 01.10.2008 N 1043-ПП "О задачах исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по реализации основных положений Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года", в целях удовлетворения потребностей населения Свердловской области в пищевых продуктах Правительство Свердловской области

постановляет:

1. Одобрить Стратегию развития пищевой и перерабатывающей промышленности в Свердловской области на период до 2020 года (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министра агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, Члена Правительства Свердловской области М.Н.Копытова.

3. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".

Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.Паслер


К постановлению Правительства
Свердловской области
от 16 октября 2013 года N 1228-ПП


Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности в Свердловской области на период до 2020 года


Раздел 1. Общие положения


Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет цели, задачи, основные направления долгосрочного социально-экономического развития пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области с учетом текущих проблемных вопросов, стратегический вектор модернизации и технического перевооружения предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области, служит концептуальной основой для развития малого предпринимательства в отрасли, развития государственно-частного партнерства, стимулирования инвестиционных проектов по модернизации и техническому перевооружению предприятий.

Цель Стратегии - повышение конкурентоспособности пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области на основе технологической модернизации предприятий, осуществления комплексной и глубокой переработки местного и привозного сельскохозяйственного сырья, обеспечения гарантированного и устойчивого снабжения населения безопасным и качественным продовольствием.

Основные задачи Стратегии:

1) комплексная техническая и технологическая модернизация, диверсификация производства и наращивание мощностей, повышение инвестиционной привлекательности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;

2) интеграция пищевых и перерабатывающих организаций, сельскохозяйственных товаропроизводителей и товаропроводящих сетей, развитие новых организационных форм и систем кооперации;

3) повышение конкурентоспособности продукции, создание условий для обеспечения импортозамещения продуктов питания и наращивания экспортного потенциала;

4) формирование благоприятных институциональных условий для расширения инновационного развития отрасли;

5) повышение уровня научного и кадрового обеспечения отрасли.

При разработке Стратегии учтены законодательные и нормативные правовые акты, определяющие политику органов государственной власти Российской Федерации, Свердловской области в сфере развития пищевой и перерабатывающей промышленности на среднесрочную и долгосрочную перспективу, предложения предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области, особенности развития и деятельности пищевой и перерабатывающей промышленности на территории Свердловской области на современном этапе с учетом вступления России во Всемирную Торговую организацию (далее - ВТО).

В основу Стратегии заложен переход пищевой и перерабатывающей промышленности на инновационную модель развития, ориентированную на повышение ее конкурентных преимуществ, увеличение выпуска качественной продукции нового поколения. Уделено внимание вопросам технического перевооружения, импортозамещения и экспорта, усиления производственной кооперации, обеспечения отрасли материально-сырьевыми ресурсами и профессиональными кадрами, развития малого и среднего предпринимательства, защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции и незаконного оборота товаров.

В результате реализации Стратегии при активной государственной поддержке предполагается:

1) проведение технической модернизации основных производственных фондов организаций, направленной на ресурсосбережение, усиление комплексности и глубины переработки сырьевой базы растениеводческой и животноводческой продукции, уменьшение воздействия на экологию, повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках за счет развития, повышения эффективности взаимодействия с товаропроводящими сетями;

2) увеличение доли продукции предприятий области на внутреннем рынке, усиление импортозамещения пищевой продукции;

3) увеличение объемов выпуска качественной, биологически полноценной, с заданными оздоровительными свойствами и безопасной продовольственной продукции на основе международных систем управления качеством и менеджмента безопасности пищевых продуктов;

4) повышение производительности труда при внедрении систем мотивации к высокопроизводительному труду, сохранении трудовых ресурсов, осуществлении постоянной подготовки, повышении квалификации и переподготовки кадров специалистов;

5) осуществление качественных изменений в структуре пищевой и перерабатывающей промышленности в направлении сокращения удельного веса неэффективных (убыточных) предприятий и производств;

6) развитие кооперации, интеграционных связей и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров, способствующих повышению устойчивого развития сельских территорий и уровня жизни населения.

Стратегия призвана стать одним из основных инструментов государственной политики Свердловской области в решении проблем пищевой и перерабатывающей промышленности и привлечении инвестиций для ее эффективного развития на период до 2020 года.

Раздел 2. Характеристика пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области

Глава 1. Текущая экономическая ситуация


Пищевая и перерабатывающая промышленность является системообразующей сферой агропромышленного комплекса Свердловской области, тесно связана с сельским хозяйством как поставщиком сырья, с торговлей как средством сбыта готовой продукции. Она является основой для формирования агропродовольственного рынка и обеспечивает продовольственную безопасность региона.

Пищевая и перерабатывающая промышленность Свердловской области включает в себя 10 отраслей, объединяющих более 500 действующих предприятий, где занято 28,9 тыс. человек.

В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составляет 46,2 процента. В целом предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности в 2012 году было отгружено продукции на сумму 67,9 млрд. рублей, что составляет 4,8 процента к общему объему отгруженных товаров промышленного производства Свердловской области. Динамика объемов отгруженной продукции собственного производства пищевой и перерабатывающей промышленности за период 2007 - 2011 годов имела тенденцию к росту. Отмечается заметное сокращение объемов производства колбасных изделий, а также хлеба и хлебобулочных изделий. Динамично растет производство мяса и субпродуктов первой категории, цельномолочной продукции, кондитерских изделий, майонеза.

Благодаря привлечению инвестиционных ресурсов и использованию ресурсосберегающих технологий существенно возросли объемы производства социально значимых пищевых продуктов, расширен ассортимент продуктов питания из сырья растительного и животного происхождения, выращенного на территории Свердловской области. Производятся продукты питания с заданными оздоровительными свойствами и высокой биологической полноценностью.

Спрос на продукцию мукомольно-крупяной, хлебопекарной, молочной, мясной, масложировой отраслей, вырабатывающих социально значимые пищевые продукты, имеет устойчивый характер. Этот фактор во многом предопределяет развитие сырьевой базы и приток инвестиций в технологическую модернизацию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

Предприятия и организации пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области имеют стабильную репутацию по качеству, безопасности и ассортименту производимых продуктов питания. Их товарные знаки широко известны не только в Уральском регионе, но и в Российской Федерации.

За последние десять лет в основном завершен процесс приватизации, что позволило предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности адаптироваться к условиям рыночной экономики. Перед отраслью стоит задача повышения эффективности работы предприятий, диверсификации производства и повышения конкурентоспособности вырабатываемой продукции в условиях ВТО.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые органами государственной власти и субъектами корпоративного управления меры экономико-правового характера, ряд проблемных вопросов пока остается нерешенным. С учетом адаптации предприятий к работе в условиях рыночной экономики, выстраивания современных форм организации производства и маркетинговой политики масштабы и динамика развития продуктовых подкомплексов носили неустойчивый характер.

Темпы обновления основных производственных фондов пищевой и перерабатывающей промышленности в Свердловской области оказались недостаточными, чтобы в полной мере обеспечивать внутренний рынок отечественной продукцией на основе импортозамещения. Модернизация пищевой и перерабатывающей промышленности в последние годы осуществляется в основном на базе импортируемого технологического оборудования, что создает дополнительные риски по развитию отраслей промышленности.

Отсутствие достаточных финансовых средств у предприятий тормозит внедрение ресурсосберегающих безотходных технологий, диверсификацию производства, возможность решать проблемы, связанные с защитой окружающей среды. За последнее время снижается уровень рентабельности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

Низкая рентабельность предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности снижает их инвестиционную привлекательность, о чем свидетельствуют данные рисунка 1. В период с 2007 по 2011 год отмечается снижение инвестиций в отрасль, наиболее низкий их уровень был в 2011 году, при этом формирование их в основном шло за счет собственных средств.

    

Объем инвестиций, млн. рублей

     

4000 -+
      ¦
      ¦     3406,7
3500 -+      ----¬
      ¦      ¦yyy¦             3033,4
      ¦      ¦yyy¦             ----¬
3000 -+      ¦yyy¦             ¦yyy¦
      ¦      ¦yyy¦             ¦yyy¦
      ¦      ¦yyy¦             ¦yyy¦
2500 -+2350,7¦yyy¦             ¦yyy¦                               2286,5
      ¦  ----+yyy¦       2062,4¦yyy¦             2043,4            ----¬
      ¦  ¦xxx¦yyy¦         ----+yyy¦             ----¬             ¦yyy¦
2000 -+  ¦xxx¦yyy¦         ¦xxx¦yyy¦             ¦yyy¦       1857,5¦yyy¦             1839,5
      ¦  ¦xxx¦yyy¦         ¦xxx¦yyy¦       1634,4¦yyy¦         ----+yyy¦             ----¬
      ¦  ¦xxx¦yyy¦         ¦xxx¦yyy¦         ----+yyy¦         ¦xxx¦yyy¦       1511,6¦yyy¦
1500 -+  ¦xxx¦yyy¦         ¦xxx¦yyy¦         ¦xxx¦yyy¦         ¦xxx¦yyy¦         ----+yyy¦
      ¦  ¦xxx¦yyy¦         ¦xxx¦yyy¦         ¦xxx¦yyy¦         ¦xxx¦yyy¦         ¦xxx¦yyy¦
      ¦  ¦xxx¦yyy¦ 1056    ¦xxx¦yyy¦         ¦xxx¦yyy¦         ¦xxx¦yyy¦         ¦xxx¦yyy¦
1000 -+  ¦xxx¦yyy+---¬     ¦xxx¦yyy¦ 971     ¦xxx¦yyy¦         ¦xxx¦yyy¦         ¦xxx¦yyy¦
      ¦  ¦xxx¦yyy¦ooo¦     ¦xxx¦yyy+---¬     ¦xxx¦yyy¦         ¦xxx¦yyy¦         ¦xxx¦yyy¦
      ¦  ¦xxx¦yyy¦ooo¦     ¦xxx¦yyy¦ooo¦     ¦xxx¦yyy¦         ¦xxx¦yyy¦429      ¦xxx¦yyy¦
 500 -+  ¦xxx¦yyy¦ooo¦     ¦xxx¦yyy¦ooo¦     ¦xxx¦yyy¦ 409     ¦xxx¦yyy+---¬     ¦xxx¦yyy¦327,9
      ¦  ¦xxx¦yyy¦ooo¦     ¦xxx¦yyy¦ooo¦     ¦xxx¦yyy+---¬     ¦xxx¦yyy¦ooo¦     ¦xxx¦yyy+---¬
      ¦  ¦xxx¦yyy¦ooo¦     ¦xxx¦yyy¦ooo¦     ¦xxx¦yyy¦ooo¦     ¦xxx¦yyy¦ooo¦     ¦xxx¦yyy¦ooo¦
   0 -+--+---+---+---+--T--+---+---+---+--T--+---+---+---+--T--+---+---+---+--T--+---+---+---+--T
            2007 год         2008 год          2009 год          2010 год          2011 год

       ----¬
       ¦xxx¦ собственные средства
       L----
       ----¬
       ¦yyy¦ всего
       L----
       ----¬
       ¦ooo¦ привлеченные средства

Рисунок 1. Объем инвестиций в основной капитал в ценах соответствующих лет

Для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области характерна такая же негативная тенденция, как и для большей части прочих российских пищевых производств: высока доля изношенных как физически, так и морально основных фондов, тогда как их обновление происходит с недостаточной степенью интенсивности. Предприятия пищевой промышленности Свердловской области не в полной мере используют имеющиеся производственные мощности, что свидетельствует, с одной стороны, о насыщенности рынка продуктами питания, ввезенными из-за пределов области, с другой - о наличии задействованных энергозатратных мощностей большой производительности (хлебопекарная, молочная, мясная промышленность). Физический износ и моральное старение основных фондов являются главными причинами недопустимо высокого уровня образования отходов производства, сброса неочищенных производственных стоков в открытые водоемы и выбросов промышленных загрязнений в атмосферу.

Особое место в системе пищевой и перерабатывающей промышленности занимает продукция птицеводства. Выручка птицефабрик Свердловской области от реализации мяса птицы в переработанном виде составила в 2011 году 7041 млн. рублей, это на 2,7 процента выше, чем в 2010 году. Среднегодовая численность работников, занятых на птицефабриках, составляет свыше 5 тыс. человек. На производство мяса птицы и яйца требуется одна треть производимого в области зерна, при условии, что комбикорма и зерно для этих целей не завозились бы из других регионов, то есть развитие птицеводства способствует сохранению и развитию отрасли растениеводства, а соответственно, и сохранению численности работающих в сельской местности.

В то же время следует обратить внимание на низкую рентабельность производства и реализации мяса птицы. В 2011 году она составила по птицефабрикам от 0,2 до 8,7 процента. Низкая рентабельность птицефабрик Свердловской области ведет к утрате их позиций на рынке мясопродукции.

Размер среднемесячной заработной платы одного работника в этой отрасли по итогам 2011 года составил 18,7 тыс. рублей или вырос к 2007 году на 54,5 процента.

Численность занятых в основном производстве пищевой и перерабатывающей промышленности в 2011 году по отношению к 2007 году сократилась на 4,3 процента и составила 28,9 тыс. человек (рисунок 2).

35 -+

¦

¦      30,2

30 -+      ----¬        29,4                                      28,9

¦      ¦   ¦        ----¬         27,3          27,5          ----¬

¦      ¦   ¦        ¦   ¦         ----¬         ----¬         ¦   ¦

25 -+      ¦   ¦        ¦   ¦         ¦   ¦         ¦   ¦         ¦   ¦

¦      ¦   ¦        ¦   ¦         ¦   ¦         ¦   ¦         ¦   ¦

¦      ¦   ¦        ¦   ¦         ¦   ¦         ¦   ¦         ¦   ¦

20 -+      ¦   ¦        ¦   ¦         ¦   ¦     17,3¦   ¦     19,3¦   ¦

¦      ¦   ¦        ¦   ¦     16,3¦   ¦     ----+   ¦     ----+   ¦

¦      ¦   ¦        ¦   ¦     ----+   ¦     ¦xxx¦   ¦     ¦xxx¦   ¦

15 -+      ¦   ¦    14,7¦   ¦     ¦xxx¦   ¦     ¦xxx¦   ¦     ¦xxx¦   ¦

¦  12,2¦   ¦    ----+   ¦     ¦xxx¦   ¦     ¦xxx¦   ¦     ¦xxx¦   ¦

¦  ----+   ¦    ¦xxx¦   ¦     ¦xxx¦   ¦     ¦xxx¦   ¦     ¦xxx¦   ¦

10 -+  ¦xxx¦   ¦    ¦xxx¦   ¦     ¦xxx¦   ¦     ¦xxx¦   ¦     ¦xxx¦   ¦

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»